Технология обработки камня
Около восьми тысяч лет назад люди освоили технику пиленая, сверления и шлифовки. Эти открытия были настолько важны, что вызвали настоящую революцию в развитии общества, названную неолитической революцией. Пилить человек научился тогда, когда заметил, чго зазубренный нож режет лучше, чем гладкий. Как известно, действие пилы основано на том, что ее резцы, или зубья, при движении полосы последовательно проникают в материал и снимают в нем слой определенной глубины. Получается как бы система ножей. Древнейшая дошедшая до
нас примитивная пила была целиком изготовлена из кремня. Работа на ней требовала больших физических усилий, но позволяла успешно справляться с распилкой дерева и кости.
Пиление камня отнимало еще больше времени и сил. Оно развивалось постепенно, однако только в эпоху неолита эта техника получила широкое распространение. Пилой обычно служила кремневая зубчатаи пластинка, под которую подсыпали смоченный водой кварцевый песок. Пиление редко было сквозным.
Жизнь одного камня: от шахты до огранки
Обычно мастер делал только глубокий надпил, а затем рассчитанным ударом деревянной колотушки разламывал камень на две части. Благодаря пилению людям сгали доступны правильные геометрические формы изделий, что было очень существенно при изготовлении инструментов.
Одновременно с пилением развивалась техника сверления камня. Этот прием был очень важным при изготовлении составных инструментов. Как в случае с пилелением, древние мастера освоили сначала сверление мягких материалов. В древнейшие времена, когда человеку нужно было сделать отверстие в дереве или кости, он прибегал к выбиванию.
Вращая в отверстии каменный пробойник, древний мастер обнаружил, что высверливание требует гораздо меньших усилий. Сверление имело еще и то важное преимущество, что позволяло делать отверстие в твердых и хрупких материалах. Первое сверло, по-видимому, представляло собой обыкновенную палку, к концу которой было приделано каменное острие. Мастер просто катал ее между ладоней.
3начительный сдвиг в сверлении произошел после того, как в неолитическую эпоху был изобретен лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет поворота лука. Одной рукой мастер покачивал лук, а другой прижимал сверло сверху. Затем каменное сверло стали заменять полой костью животного крупного диаметра.
Внутрь нее засыпался кварцевый песок, игравший роль абразива. Это было принципиальное и очень важное усовершенствование, значительно расширившее возможности сверления. В ходе работы песок постепенно просыпался из полости сверла под края коронки и медленно истирал просверливаемый камень. Поскольку успех сверлении во многом зависел от силы нажима, позже стали применить искусственные утяжелители.
Когда пиление и сверление было дополнено шлифовкой, древний человек полностьюовладел всей технологией обработки камня. Отныне для него не было ничего невозможного — он мог придавать изделию любую желательную форму, и при этом грани камня всегда оставались гладкими и ровными.
Как обрабатывают драгоценные камни
Технология обработки камня включает следующие этапы: первичнуно обработку сырья и изготовление заготовок, производство готовых изделий, их фактурную обработку и монтировку.
Первичная обработка сырья заключаетсх в сортировке камня с таким расчетом, чтобы с наименьшей затратой времени получить соответствующие заготовки.
Самый трудоемкий процесс в производстве художественных изделий и сувениров из камня — резная работа, производимая вручную. Процесс резьбы по камню включает два этапа: подготовительный и окончательный. Подготовительные операции — разметка. обдирка и опиловка заготовок — выполняется обычно механизированным способом. Окончательная операция — придание заданной модели изделий определенной художественной формы. Мастер воспроизводит модель или рисунок изделия с помощью стамесок различных форм и размеров, лучковых и драчевых пил, рашпилей, напильников и ручной дрели.
Далее следует фактурная обработка поверхности изделий: шлифовка и полировка. В процессе шлифовки поверхность изделия очищают от штрихов и мелких неровностей. При полировке поверхности придают зеркальный блеск. В результате этих операций лучше выявляются природный рисунок и расцветка камня. Шлифовку и полировку производят ва шлифовальном круге, покрытом бязевой тканью.
При полировке пластовых изделий иногда используют деревянные диски, рабочая часть которых обтянута овчиной. Чтобы ускорить npoцecc полировки, поверхность изделий смачивают мыльным раствором. Для шлифовки художественных изделий и сувениров используют хвощ или отмытый кварцевый песок, для полировки — известь-пушонку, порошкообразный мел или оксид алюминия.
В труднодоступных местах шлифовку и полировку осущесгвляюг ручным способом. Заканчивают фактурную обработку изделий покрытием их поверхности защитной пленкой из парафина. Изделия протирают парафином, нагретым до 50 — 60°С., в результате парафинирования увеличивасгся блеск поверхности камнерезных изделий. и ярче выявляются природный рисунок и окраска камня. Кроме того, парафин предохраняет изделия от загрязнения и проникновения влаги в поры.
Существенное отличие шлифовки камня от других способов обработки заключалось в том, что можно было удалять магериал очень малыми и ровными слоями, причем одновременно со всей поверхности заготовки. Благодаря этому откры лась возможность создаавать инструменты правильных геометрических форм с гладкой поверхностью. Шлифовка позволяла обрабатывать материал любой формы, строения и твердости.
Искусство полировки доходило до такой высоты, что в некоторых местах практиковалось производство каменных зеркал, вполне пригодных для употребления (на Гавайях такие зеркала делали из базальта, в доколумбовской Мексике — из обсидиана).
Шлифование и полирование явились последними звеньями в длинной цепи истории обработки камни. Новыe приемы обработки позволили человеку освоитъ более твердые породы камня: нефрит, жадеит, яшму, базальт, диорит и т.д. Эти материалы были более удобны для изготовления инструментов, в которых использовалась сила удара (например, топоров), чем хрупкий кремень. К тому же кремень был совершенно непригоден для сверлення и плохо поддавался полировке.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.
2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.
5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву.
Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.
6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом
7. Федотов Г. Я. Энциклопедия ремесел — М.: Издательство «Эксмо», 2003. – 608.: ил.
8. Народные художественные промыслы России. Составитель альбома Уткин. П. И. – М.: Издательство « Советская Россия»,1984. — 230 с., ил.
- Ферсман А.Е. Из истории культуры камня в России — Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
- Балдина О.Д., Каплан Н.И., Скавронская З.С., Уткин П.И. Художественные промыслы
РСФСР — М.: «Высшая школа» — 1986.
11. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.
Дополнительная:
1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.
2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.
3.Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.
Вопросы для самоконтроля по теме:
- Что такое камень, дать определение.
- Когда зародилась художественная обработка камня?
- Какой камень чаще всего использовался в архитектуре Древней Руси?
- Почему старую Москву называли белокаменной?
- Декоративные поделочные камни, которые используются в строительстве зданий.
- Назвать известные драгоценные камни.
- Что такое спайность и излом?
- Изобретение Фридриха Мооса.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему художественная обработка камня:
1. Мозаика римская.
2. Мозаика флорентийская.
3. Мозаика русская.
4. Миниатюрная резьба по камню.
5. Белокаменная резь.
6. Каменная живопись.
7. Инкрустация, аппликация.
8. Русские шедевры – знаменитые дворцы, храмы, соборы, церкви.
Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 12 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.
Альтернативный вариант лекции № 2.
Источник: studopedia.ru
Инновационные огранки драгоценных камней
Инновационные огранки драгоценных камней являются захватывающими дух произведениями искусства, они становятся все более популярными в современном ювелирном деле.
В то время как популярность необычных форм и инновационных огранок выросла, они остаются нишевым сегментом по сравнению с классическими огранками – хотя и растущим.
Качественное сырье в священной троице рубина, изумруда и сапфира, как правило, огранено традиционным способом, так как это более безопасная работа для этих дорогих камней. Специальные огранки, как правило, зарезервированы для относительно доступных материалов, таких как турмалины, аквамарины, аметисты, цитрины и другие в семействах кварца и граната.
«По специальному заказу, чтобы соответствовать уникальным размерам или форме, которые запросил клиент, вес камня может быть ниже, что приведет к более высокой цене по сравнению с классической огранкой, – объясняет специалист по изумрудам и бриллиантам Liran Eshed из компании Eshed Diam — Gemstar. – С другой стороны, если нет специального заказа, огранщик будет следовать за формой необработанного изумруда».
Eshed стал свидетелем того, как «все больше компаний обращаются с просьбами об особых огранках. Мы считаем, что дизайнеры хотят выделиться, и это открывает интересные возможности для производителей».
Nomad’s: о форме
Nomad’s всегда шел своим собственным путем. Сегодня компания Nomad’s считается одной из лучших в своей области, на ее счету многочисленные награды за огранку драгоценных камней от Американской ассоциации торговли драгоценными камнями (AGTA).
«Дизайнеры, желающие создать неповторимые коллекции, часто покупают камни необычной формы. В то время как огранки классического стиля имеют гораздо больший спрос, популярность и этих форм растет», – говорит основатель компании Mikola Kukharuk.
Мастера Nomad’s начинают работу с образцов камней, экспериментируя до тех пор, пока не достигнут совершенства. Это сочетание науки и искусства, так как специалист должен сбалансировать критические углы света для различных материалов. «Любой может создать абстрактную форму. Если вы начнете добавлять грани без ограничений, вы сможете получить довольно сумасшедшие формы, – говорит Kukharuk. – Но работа в рамках ограничений симметрии важна. Процесс сложнее, но результат более впечатляющий и визуально приятный».
Bernd Munsteiner: воплощение фантазии в жизнь
В середине 1960-х годов Bernd Munsteiner начал менять правила игры, создав новый жанр: фантазийную огранку. Его эксперименты привели к созданию самого большого в мире граненого аквамарина Dom Pedro (в настоящее время он выставлен в Смитсоновском музее в Вашингтоне, округ Колумбия).
«С момента появления огранки в Европе 500 лет назад стиль огранки остался прежним. Когда я начал работать в 60-х годах, Япония была первым рынком, который принял мои единственные в своем роде драгоценные камни, – вспоминает Munsteiner. – С тех пор рынок рос очень медленно. Я помню, в начале 70-х было много копий моих работ в США, но после этого люди начали создавать свои собственные оригинальные стили. Если тогда уровень интереса составлял от 2% до 3%, то сейчас он, вероятно, в пределах 20%».
Paolo Costagli: ночные сокровища.
Paolo Costagli оценивает привлекательность игры света в драгоценном камне. «Я создаю драгоценности, которыми женщины могут наслаждаться днем, но которые по-настоящему оживают ночью», – заявляет итальянский ювелирный дизайнер и геммолог.
Victor Tuzlukov: духовные грани
Одно из знаменитых имен в области инновационной огранки – Victor Tuzlukov. «Для меня огранка драгоценных камней – это инструмент, позволяющий выражать свои чувства, передавать образы и символы из воображения в реальность, – рассказывает Tuzlukov. – Наши мысли создают образы, которые соединяются в композиции, становясь основой огранки».
Источник: uvelirnoedelo.ru
Обработка камня в древности.
Всем известно, что изначально, как орудия труда первобытный человек использовал деревянные предметы: дубинки, палки-копалки и т. д. Но освоив обработку камня в древности первобытный человек улучшил качество и надёжность своих инструментов и даже оружия. Предметы относящиеся к каменному веку удивляют. Кремневые орудия труда естественно примитивны и делались с помощью удара друг об друга камней. Но со временем люди научились обрабатывать более твёрдые камни: нефрит, диорит, серпентинит, жадеит, яшма, базальт. Они добивались при обработки совершенство углов, правильных геометрических форм и гладкости.
Примерно 6-5 тысяч лет назад люди научились сверлить, распиливать и шлифовать камень. Наступило время неолитической революции. Далее мы рассмотрим каким же образом древний человек производил обработку крепкого камня. Начнём с распила.
Заметив, что кремний с зазубринами хорошо режет такие достаточно прочные материалы как кость и дерево, человек попробовал его на камни (серпентините). Данное действие занимает слишком много времени и терпения. Чтобы улучшить эффект пиления камня, подсыпали под зазубренный кремний смоченный кварцевый песок. Причём камень глубоко запиливался и далее, с помощью ловкого удара мастера лишний кусок отбивался.
Чтобы каменный топор или булаву закрепить на деревянную рукоятку, можно использовать волоконные нити растений и привязать. Но древний человек понял, что лучше орудие труда из камня набивать на древко. Поэтому была разработана техника сверления камня. Делая отверстие в кости или дереве мастер выбивал его с помощью более прочного материала камня.
Позже он заметил, что если камень крутить, происходит сверление более твёрдого материала. Что представляло из себя древнее сверло. Наверно острый кусок камня в виде зубила, привязанный к палке, которую вращал в ладонях мастер. Эффект сверления был увеличен за счёт использования лука.
А ещё большим сдвигом было использование в качестве сверла полой кости, куда засыпали кварцевый песок. Важно было хорошо нажимать на древко сверла и быстрее покачивать туда-сюда лук.
Третий шаг в обработки камня это шлифовка. Её производили с помощью шершавого камня, подсыпая кварцевый песок и обильно поливая водой. Полировку камня производили с помощью порошка пензы и кожи. Из базальта и обсидиана с помощью шлифовку и полировки делались даже зеркала. Гладкость форм каменных инструментов древности удивляет и восхищает.
Источник: donovedenie.ru
Ювелирные художественные техники — от древних до современных
Наличие в украшении художественной техники — одно из определений ювелирного изделия. Помните фильмы, где герои мастерски оценивают золотые и серебряные украшения? Скорее всего, вы тоже хотите обучиться таким навыкам. Сейчас мы их предоставим — поговорим о ювелирных техниках, которые можно увидеть без специальных приборов.
Филигрань
Вы слышали слово «филигранный» и всегда ассоциировали его в значении «особо тщательный» и «внимательный к мелочам». Вы совершенно правы.
Филигрань — это ювелирная техника, с помощью которой специалисты создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. Филигранные узоры могут быть в виде елочек, веревочек, плетения и других узоров. Эта ювелирная работа выполняется под микроскопом.
У термина «филигрань» латинские корни. Он происходит от слов filum — «нить» и granum — «зерно». Также есть исконно русский аналог — ювелирная техника скань. Это слово пошло от древнерусского «съкати», что означает «скручивать» или «свивать».
Филигрань встречается как в ювелирных украшениях, так и в шкатулках, вазах и даже на эфесах древних мечей.
Если увидите на ювелирном изделии подобный узор, знайте — это филигрань.
Алмазная огранка
Это современная техника обработки драгоценных металлов. Ее принцип заключается в том, что золото и серебро под особым углом обрабатывают специальные резцы на разной глубине. После нанесения алмазной грани на украшении получаются тончайшие узоры, которые сверкают при любом свете, будто настоящие бриллианты.
Финифть
Слово имеет греческие корни и означает «смешиваю». В ювелирных изделиях финифть — это создание рисунков на эмали. Ювелирная эмаль не обычная. Она состоит из прозрачных или непрозрачных свинцовых стекол, которыми покрывают изделия.
Финифть используется на крестиках, образах святых, иконах и других подобных предметах. Это отличная декорация, которая обеспечивает ювелирным изделиям долговечность.
Именно благодаря финифти иконы хранятся так долго, что по прошествии сотен лет сохраняют первозданные качества и становятся антикварными.
Зернь
Зернь — это нанесение на ювелирные изделия золотых или серебряных зернышек, которые в результате образуют своеобразный орнамент. Диаметр «ювелирных зерен» — от 0,3 до 0,4 миллиметра.
Зернь неразрывно связана с филигранью. Зернышки дополняют и завершают красоту сканных узоров.
Чернение
Само слово «чернение» уже описывает процесс и результат художественной техники. Она заключается в том, что специальную смесь (чернь) наносят на рельеф ювелирного изделия.
В итоге получается эффект, создающий контраст между цветом драгоценного сплава и черной массой внутри него. Чернение придает ювелирному изделию особенную красоту и защищает украшение от химических воздействий.
Самый популярный металл для чернения — серебро. Иногда ювелиры также чернят золото, но с остальными драгоценными металлами такую обработку не проводят.
Гравирование
Гравировка — это нанесение на ювелирное изделие рисунка, орнамента или надписи. Результат гравировки всегда рельефный. Одна часть рисунка имеет углубление, а другая — выпуклая.
Раньше каждый ювелир наносил гравировку с помощью специальных резцов. Эта работа была долгой и сложной. Микроскопы несколько упростили процесс, но не до совершенства.
Сейчас все крупные ювелирные компании делают 3D-гравировку. Суть ее в следующем. Дизайнеры передают программистам рисунок, который хотят видеть на изображении. Разработчики пишут специальную программу, благодаря которой лазеры наносят нужный рисунок в считанные секунды.
Можно бесконечно долго говорить о том, что ручная гравировка выполнена с душой, но согласитесь: программа в любом случае наносит грани с максимальной точностью. В итоге вы носите ювелирное украшение с идеальной гравировкой.
Родирование
Родирование — это нанесение на изделие тончайшего слоя драгоценного металла родия. Эта процедура нужна для придания украшению твердости и особо яркого белого цвета. Вы ведь помните, что золото и серебро — мягкие металлы?
Родий — прочный металл с поразительной отражательной способностью. Он держит блеск намного дольше золота и серебра, поэтому стоит в разы дороже.
Никогда не путайте благородный родий с радиоактивным химическим элементом радием. Родий — безопасный и очень дорогой металл!
Мокуме Гане
Мокуме Гане — художественная техника, пришедшая к нам из Японии 18 века. Техника заключается в придании ювелирному изделию древесной структуры. Профессионалы достигают такого эффекта путем наложения друг на друга разных по цвету драгоценных металлов и меди. В итоге получается изделие, которое нельзя создать из обычного металла.
Подведем итог
Вы изучили все художественные техники, которые можно легко заметить в изделиях и которые используют современные ювелиры. Давайте вспомним основное:
- Ювелирные техники бывают ручные и автоматические.
- Филигрань — это техника, с помощью которой создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. На Руси она называлась сканью.
- Алмазная огранка — обработка металла специальными резцами, в результате чего изделие сверкает так, будто инкрустировано камнями.
- Зернь — нанесение на изделия золотых или серебряных зернышек, образующих орнамент.
- Чернение — техника, благодаря которой металл украшают черным цветом.
- Гравировка — это нанесение на украшение рисунка, орнамента или надписи.
- Родирование — технология защиты изделия драгоценным металлом родием. Также служит для придания изделию особенного блеска.
- Закрепка — технология, которая позволяет закрепить в ювелирном изделии драгоценный или полудрагоценный камень.
- Мокуме Гане — создание ювелирных украшений с древесной структурой.
Компания AQUAMARINE сочетает в украшениях несколько современных и традиционных художественных техник. В результате вы можете купить как классическое, так и необычное украшение.
Следите за появлением новых материалов. Они сделают из вас специалиста в ювелирных украшениях.
Источник: aquamarine.gold