«Сережка из ушка — жди милого дружка!» Такую в прошлом примету знали все девушки. Для них потеря сережки сулила приятное приобретение: сердечного друга. А вот вдовам носить серьги было нельзя, это воспринималось в качестве серьезного греха. И все замужние женщины должны были обязательно ходить в серьгах, чтобы самим не привести себя во вдовство. Это только малая часть тех примет, которые окружали одно из самых популярных женских украшений.
Серьги известны с древних времен, за время своего существования их форма стала очень разнообразной. Помимо традиционных колечек и подвесок, все чаще встречаются охватывающие всю ушную раковину каффы. А мода на прокалывание не только мочки, но и всех возможных частей уха не прекращается уже третий десяток лет! К тому, что украшения называются мужским именем, все привыкли. А почему, кстати, было выбрано именно имя Сережа?
Обладатели каких РУССКИХ ФАМИЛИЙ являются прямыми потомками монгольских ханов?
СПРАВКА. До XVIII в. в России Сергеями назывались лишь представители духовенства.
Почему сережки так назваются
Как известно, сначала появляется предмет, потом — его название. На Руси серьги появились в результате соприкосновения с восточными культурами — то ли во время войн с хазарами, то ли в процессе торговли с ними же и другими тюркскими племенами. Женщины Востока охотно носили в ушах колечки, именуемые «сирга» (по-тюркски — «кольцо»).
Впрочем, есть другая версия. В древнерусский язык слово пришло в результате уподобления готскому слову ausihriggs, из которого образовалось древнерусское «усерязь». А в дальнейшем оно постепенно перешло в серьгу!
После этого серьге стать сережкой было совсем просто. В женской речи все слова приобретают уменьшительно-ласкательные формы (так появились чашки, ложки, миски…).
Вскоре украшение прижилось, и не только среди женщин, охотно украшавших себя колечками в ушах, а затем и подвесками. Мужчины охотно покалывали одно ухо, вдевая так называемый «одинец» — непарную серьгу.
На какое-то время в Европе прекратилась мода на прокалывание ушей: средневековая мода предполагала закрытые уши. Но с XVI века традиция была возобновлена, правда, из медицинских соображений.
СПРАВКА. Считалось, что проколотая мочка способствовала улучшению зрения. Поэтому уши начали прокалывать путешественники и мореходы. А в России проколотое ухо матроса означало, что он хотя бы один раз пересекал экватор.
Источник: www.tkaner.info
Процесс создания сережек. #украшения #подарки #подаркисвоимируками #вашизаказы #серьгиподвески
Коруны, усерязи, колты. Лучшие друзья девушек до появления бриллиантов
Серьги в висках, гривны и ароматические подвески. Чем больше, тем лучше — властительницу должно быть видно издалека. В День княгини Ольги WAS и ювелирный дом SOVA рассказывают, чем свою красоту подчеркивали женщины из правящих семей Руси.
В конце 9 века на земли восточных славян и финно-угров приходят скандинавские разбойники и торговцы — варяги. Местные жители не успели до этого создать свое государство и попали под власть лучше организованных чужаков. Конунги со временем стали князьями.
Варяги приезжают с женами, а те внедряют на Руси северную моду. В княжеских могилах и кладах найдено множество украшений, не типичных для славянских племен. В 10 веке налаживаются контакты с Византией. Появляются украшения из золота, завозят серебро, ювелирные изделия становятся разнообразнее.
Верховный правитель у скандинавов
Коруна незамужней
До замужества можно было экспериментировать с головными уборами и прическами. Девушки показывали свои волосы, распущенные или заплетенные в косу. Украшения на волосах говорили о социальном статусе. Простые девушки надевали на лоб и крепили на затылке узкую повязку из льна или шерсти — венок. Обеспеченные могли позволить себе вышитую парчу, «венок» из металлических бляшек или даже из серебра.
Мечтой каждой модницы была дизайнерская диадема — коруна. Это массивный венок с жесткой основой. Околыш обтягивали тканью, вышивали узоры цветными нитками, бусинами, украшали металлом. Чтобы не натирала, под коруну часто подкладывали валик.
Нам точно известно, как выглядело это украшение. В рукописном «Изборнике» 1073 года зодиакальный символ Девы изобразили с коруной на голове, а в 1900 году при раскопках в селе Сахновка близ Канева археологи обнаружили византийскую золотую коруну 12–13 века. Семь ее пластин украшены эмалью, на центральной изображен Александр Македонский.
После свадьбы девица становилась мужатицей. Волосы теперь приходилось прятать под кичку , шею прикрывали наметкой или повоем . Жены показывали волосы только мужьям, поэтому украшали ткань головного убора, без которого никогда не появлялись перед чужими людьми.
Длинные и широкие полосы полотна, которые женщины обматывали вокруг шеи и головы
Полотняная шапочка с рожками
Височные кольца
Традиционное византийское украшение — серьги — на Руси носили редко, но не только женщины. Константинопольский хронист Лев Диакон в конце 10 века записал, что серьгу в ухе имел князь Святослав Игоревич.
Гораздо популярнее были височные украшения. Такие кольца находили еще в греческих могильниках бронзового века, в Микенах и Трое. Со временем манеру украшать виски позаимствовали славяне. В 10 веке височные кольца на Руси носят все женщины и при всяком случае. Девушки крепят их волосками за ушами, поэтому украшения называют усерязями («уси» — уши).
Женщины украшают кольцами кички и платки.
Спиралевидные, ромбощитковые, семилопастные, браслетовидные, трехбусенные — по форме колец можно было узнать о происхождении девушки. Только S-образные украшения были распространены во всех славянских племенах. Такие находят в могильниках 8–12 веков, разбросанных по территории от современной Словении до центральной России.
Простолюдинкам по карману были только проволочные кольца, украшенные бусинами. Модели подороже выплавляли из меди или железа. Богатые жительницы крупных городов — Киева, Новгорода, Суздаля — носили усерязи из серебра. Это было повседневное украшение, и золотые не носили даже княгини.
Ароматические колты
В 11 веке, скорее всего как модификация самых массивных усерязей, возникают колты. Полые подвески ремешками или цепочками крепились к головным уборам. Украшали их ажурными узорами — эмалью, сканью и филигранью. Внутрь могли положить ткань, пропитанную пахучим маслом.
Колты обычно делали из драгоценных металлов, но с 13 века появляются изделия из сплава олова и свинца. Так удовлетворяли запросы горожанок, желавших носить украшения «как у княгинь», но из более дешевых материалов.
В начале 20 века сахарозаводчики Терещенко спонсировали раскопки, которые на Старокиевской горе вел первооткрыватель трипольской культуры Викентий Хвойка. Археолог-самоучка раскопал языческое капище, княжеский дворец, руины Десятинной церкви, ремесленные мастерские и массовое захоронение убитых монголами киевлян. Среди самых громких находок — кирпич с изображением трезубца, знака князя Владимира, и золотые колты 9–10 веков. Может быть, их носила сама княгиня Ольга?
После раскопок коллекция Терещенко пополнилась полутора тысячами предметов 11–13 веков. Когда Хвойка снова попросил денег на раскопки в Черкасской области, ему не отказали. Так спонсоры заполучили еще 250 украшений, среди которых были шестилучные серебряные колты, колт с грифонами и золотой колт с изображением птицы. Тогда же была найдена коруна с портретом Александра Македонского.
Сейчас там находится Музей истории Украины
Гривны и цепи
Гривна изначально была шейным украшением. Подобные находят по всей территории расселения славян. Женщины из высших слоев общества предпочитали гривны из билона, сплава серебра и меди. Как и по височным кольцам, по гривне можно определить происхождение владелицы. Бывают гладкие, крученые, витые.
Драгоценные цепи были более сложным изделием, а потому появились позднее. В новгородских берестяных грамотах упоминается цена золотой цепи — 2 рубля. Это стоимость 400 беличьих шкурок.
Ипатьевская летопись описывает события 1288 года: И [Князь волынский Владимир Василькович] раздал бедным имущество свое все — золото, серебро, камни дорогие, и пояса золотые отца своего, и серебряные, и свое, что после отца своего приобрел был, — все он раздал. И блюда большие серебряные, и кубки золотые и серебряные сам он перед своими глазами побил и перелил в гривне; и цепи крупные золотые бабы своей [Анны] и матери своей [Елены], — все перелил и разослал милостыню по всей земле.
Красота на Руси требовала физического труда: знатные женщины могли носить на себе украшения общим весом в несколько килограммов. С тех пор ювелирные изделия стали изящнее. Теперь они подчеркивают не богатство, а хороший вкус. Что такое хорошо в ювелирном дизайне, к счастью, больше не диктует Византия. SOVA — ближе.
Источник: was.media
Русские украшения — Русское узорочье
Ничто наверное не заставит мгновенно обратить внимание на женщину, как украшения на ней – звенящие бусы или сверкающие серьги. Крупные или мелкие, роскошные или скромные, они меняют наш облик в лучшую сторону. Украшения могут превратить самый скромный наряд в выдающийся.
На Руси всегда украшения пользовались любовью. Об этом сохранилось немало исторических свидетельств. Носили их и женщины, и мужчины, независимо от занимаемого статуса в обществе. Конечно же у высокородных особ украшения отличались не только ценностью камней и металлов, но и богатым ювелирным оформлением. Эта роскошь драгоценностей не раз удивляла иностранцев.
Сохранились документы, в которых иноземные послы сообщали на свою родину, что царь и бояре одеваются «пышно без всякой меры». Поэтому многие современные русские девушки любят роскошь и чрезмерность в украшении своего образа.
Яркое ювелирное искусство русских мастеров отличается пышностью декора и богатством красок. Существует много различных стилей ювелирного искусства. А стиль русских мастеров XVI-XVII веков называется именно так – «Русское узорочье». В этих украшениях узоры созданы яркими самоцветами, камнями самого высокого достоинства – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, конечно, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – сокровища русских северных рек.
Особенностью русских украшений является обилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, применение многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров. Украшения встречаются гладкие литые и ажурные сканные.
Жители Руси XVI-XVII веков украшали свои длинные и широкие одежды, многочисленными драгоценностями, одни из которых пристёгивались, нашивались, другие накладывались.
Важную роль в женском наряде играли рясны – длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, похожие на серьги, которые подвешивались к головным уборам по обеим сторонам лица. В женщине, надевавшей рясны, была особенная плавность и величавость в походке, она «выступала будто пава». Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, достоинства.
Серьги «русского узорочья» были оригинальны и разнообразны по форме и являлись, как и сейчас, так и тогда, излюбленным украшением русских женщин. Некоторые из них были настолько массивны, что, судя по форме замка, носились не в ушах, а прикреплялись к головным уборам. Серьги были унизаны драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками, украшены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.
Особенностью являются серьги новгородские – «голубцы», которые не встречаются в таком варианте ни у каких других народов. Их форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювиками или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто были декорированы жемчугом и расписной эмалью.
Московские мастера-умельцы украшали серьги сканью и эмалью, камнями и жемчугом, любили серьги с подвесками, которые были по-особенному нарядны и представляли собой образец художественного совершенства.
Мужчины тоже носили серьги, правда всего лишь одну серьгу. И это выражало в них не мягкость характера, а наоборот силу и власть. Автор первой истории русского костюма А.Н. Оленин так пишет: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям…по одной серьге…».
Мода на одну серьгу у мужчин вернулась в XVIII веке, а в XIX веке эта мода особенно процветала у военных в русских кавалерийских полках. Носили серьги не только офицеры, но и солдаты.
Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.
Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.
«Русское узорочье» — особый идеал красоты, яркий стиль русского искусства, в нём сочетаются мотивы искусства Византии, Востока и Запада.
Многие сокровища наших предков не дошли до нас, исчезли в огне войн и революций. Оставшиеся немногочисленные украшения мы можем увидеть в российских музеях, восхищаться их красотой в портретах русских живописцев. Но и то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт представление о своеобразной красоте и характерных особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».
Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.
Современные украшения в стиле русское узорочье.
Фото сверху и фотографии снизу взяты с сайта ювелира Тимофея Журавлева
timmaster.ru
Источник: mylitta.ru