В условиях металлических денег власти нередко чеканили монеты с добавлением неблагородных металлов, присваивая «лишний» объем драгметаллов. Так осуществлялось обесценивание денег, когда драгметаллы служили в качестве денег. Отметим, что обесценивание монетарных металлов – это не проблема самих драгметаллов, но результат тлетворной политики властей.
Количество серебра, обнаруженное недавно в римских денариях 1 века до н.э., указывает на финансовый кризис в Древнем Риме, о котором невзначай упомянул римский государственный деятель и писатель Марк Туллий Цицерон в своем произведении «Об обязанностях».
По словам исследователей из Университетов Уорвика и Ливерпуля, которые анализировали монеты того периода, обесценивание денег было более распространенным явлением, чем предполагали историки ранее. Монеты, которые до 90 г до н.э. чеканились из чистого серебра, уже через 5 лет выпускались с добавлением 10% меди.
Приводим словам Мэттью Пойнтинга, одного из археологов, участвовавших в исследовании: «Римляне сначала использовали монеты с очень высокой пробой серебра, поэтому, как только эта проба была уменьшена, доверие к денарию снизилось. О точных масштабах обесценивания монет мало кто заботился среди современников. Всем было достаточно знать и то, что монета обесценена и больше не состояла только из серебра».
РИМСКИЕ ПРАВИТЕЛИ И ИХ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ || СКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЛИ ИМПЕРАТОРЫ? || СМЕРТЬ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Пойнтинг отметил, что благодаря использованию маленьких фрагментов металла из монет, был обнаружен факт значительного снижения стоимости денария – сначала это была монета из чистого серебра, затем с пробой 95%, далее показатель упал до 90%, а некоторые монеты состояли из серебра всего на 86%. Это обстоятельство указывает на серьезный валютный кризис.
О словах Цицерона
Обнаружение столь серьезного обесценивания стоимости денария проясняет контекст следующего, достаточно странного высказывания Цицерона: «Монеты находились в подвешенном состоянии, чтобы никто не смог сказать, сколько в них было серебра».
Это высказывание отчасти отсылает к эгоистичному поведению Марка Мария Гратидиана, римского политического деятеля, который приписал себе авторство идеи валютной реформы, разработанной совместно с трибунами и коллегией преторов. Эта реформа была встречена положительно со стороны населения.
Вот что по этому поводу написал археолог Кевин Бутчер: «После 91 г до н.э. римскому государству угрожал дефолт. Римляне воевали со своими союзниками в Италии, и к концу войны, в 89 г до н.э., возник долговой кризис. К 86 г до н.э., судя по всему, еще и возник кризис доверия к деньгам. Цицерон рассказал, как римские трибуны обратились к коллегии преторов с целью разрешения кризиса, но Гратидиан впоследствии присвоил результаты коллективного обсуждения и выдал их за свои».
Бутчер указал, что согласно одной теории, Гратидиан установил обменный курс серебряных и бронзовых монет, а последние тоже были недавно обесценены. Другое предположение состоит в том, что Гратидиан создал метод обнаружения поддельных денариев и, таким образом, восстановил веру в монеты.
МОНЕТЫ ДРЕВНЕГО РИМА — РАСЦВЕТ и УПАДОК ИМПЕРИИ
Далее эксперт сообщил: «К сожалению, высказывание Цицерона не совсем понятно для историков, поэтому на его основании мало что можно сказать. Он писал не для того, чтобы проанализировать состояние денежного дела; он просто хотел проиллюстрировать, как римский правитель ведет себя неподобающе, приписывая себе заслуги других».
Количество серебра в денариях снижалось в два этапа
Результаты металлургического анализа позволяют предположить, что финансовые трудности, с которыми столкнулся Рим в эти годы, привели к снижению содержания серебра в монетах с 90 г до н.э. в два этапа, поэтому к 87 г до н.э. сплав меди в монетах составлял 5-10%.
Бутчер по этому поводу сказал следующее: «Возможно, в этом заключается смысл слов Цицерона: монеты были «подвешены в воздухе», а значит, никто не мог быть уверен в том, сделаны ли монеты из чистого серебра или нет. Примечательно, что примерно в то время, когда Гратидиан издал свой эдикт, чистота серебра резко повысилась, обесценивание прекратилось, а денарий снова стал высококачественной формой денег».
Новые научные данные указывают на то, что цель эдикта Гратидиана могла заключаться именно в этом, а не в установлении обменного курса между серебром и бронзой или в обнаружении подделок. Впрочем, точные хронологические рамки установить трудно.
В последующие десятилетия римляне не обесценивали денарий, пока государство снова не столкнулось с огромными расходами, но уже во время гражданской войны между Помпеем и Юлием Цезарем. Но даже тогда римский монетный двор не заходил так далеко, как во времена Гратидиана.
Приобретайте инвестиционные, памятные и коллекционные монеты из золота, серебра, платины по выгодным ценам в магазине «Золотой монетный дом»!
- Адрес: 111024 г. Москва , ул. Авиамоторная, д.12 (бизнес-центр Деловой дом Лефортово), 7 этаж, офис 713 (вход со двора)
- Список адресов офисов продаж в РФ
- Телефон:+7 (495) 728-29-96
- Телефон:8 (800) 500-08-77
Источник: zoloto-md.ru
Как появились древнеримские монеты и для чего они были сделаны
В современном мире монеты практически устарели, поскольку люди всё больше полагаются на банковские карты, интернет-магазины и приложения для мобильных телефонов. Но в древние времена монеты были единственной доступной формой валюты, что делало их действительно очень ценными. Одна и та же монетная валюта использовалась по всей Римской империи.
Это в свою очередь означало то, что римляне могли тратить свои деньги довольно в отдалённых местах, особенно по мере роста империи. Сегодня древние монеты являются востребованными предметами коллекционирования, стоимость которых продолжает только расти. О том, как и для чего были сделаны древнеримские монеты – далее в статье.
Предисловие
Древнеримские серебряные монеты. Фото: google.com.
Несмотря на то, что римская чеканка монет вскоре отошла от греческих обычаев, её происхождение было схожим. Рим, основанный в восьмом веке до нашей эры, не имел настоящей чеканки монет до третьего века. Римские историки позже без колебаний отнесли чеканку монет к гораздо более раннему царскому периоду: некоторые производили нуммус (монету) от Нумы Помпилия, по традиции второго короля Рима, а Сервию Туллию приписывали серебряную чеканку, а также бронзовую чеканку с изображением крупного рогатого скота. Римская историческая традиция серьёзно запутала элементы истинной картины. Грубые, необработанные куски бронзы, безусловно, использовались в качестве металлической валюты с шестого века, если не намного раньше, возможно, в редком сочетании с очень небольшими количествами необработанного золота и серебра, которые сами по себе также подходили по весу.
Нума Помпилий.
Одновременно стандарты ценности, по-видимому, были выражены в терминах крупного рогатого скота и овец, что ясно не только из производного слова pecunia (деньги) от pecus (крупный рогатый скот или овцы), но и из ранней оценки штрафов в волах и овцах. Из этого был сделан ложный вывод, что бронзовые монеты с изображением домашнего скота существовали с шестого века. Тем не менее, изображение рогатого скота, официально продолжалось до пятого века, поскольку только децемвиры (законодательная комиссия) кодифицировали закон и составили Двенадцать таблиц (451-449 гг. до н.э.). Штрафы были зафиксированы в бронзе. Эта бронза представляла собой необработанные куски или грубые брусочки разного веса.
Слева направо: Сервий Туллий — шестой царь Древнего Рима. Сохранившаяся часть Сервиевой стены.
В четвёртом веке до нашей эры римские контакты с греческими городами южной Италии постепенно увеличивались. К ним относились такие плодовитые монетные дворы, как Нола, Гирия и Неаполь. Монеты этих городов состояли из серебряных дидрахм, которые Рим, по-видимому, использовал в любых необходимых сделках с ними. Однако есть намёк на расширение римских денежных интересов двумя выпусками бронзовых монет. Они не были изготовлены в Риме, но при этом могут рассматриваться как самые ранние монеты от имени римлян, отчеканенные в Неаполе около 325-285 годов в рамках их союза и предназначенные для использования в Кампании, в отличие от Рима и Лация.
Многочисленные сочинения Помпония Секста известны в основном по цитатам и фрагментам в работах последующих авторов.
Маловероятно, что монетный двор в собственном смысле существовал в Риме до 289 года, когда Помпоний назначил учреждение трезвири (коллегии из трёх должностных лиц), которые должны были быть aeris flatores (плавильщики бронзы); и этот монетный двор (в храме Юноны Монеты) еще не выпускал настоящих монет, кроме aes signatum, бронзовых слитков (весом около шести фунтов), на которых не было знака ценности, но на каждой стороне был чётко узнаваемый тип (включая крупный рогатый скот) и, возможно, эквивалентный по стоимости греческой серебряной дидрахме.
Квадригати. Фото: auctions.bertolamifinearts.com.
Эти слитки aes signatum были на полпути между aes rude и настоящей чеканкой. В 269 году появилась настоящая чеканка монет. Она состояла из aes grave, больших круглых литых бронзовых монет, на которых были нанесены знаки ценности, начиная с as (весом в один фунт) и заканчивая 12-м, uncia; на одной стороне была изображена голова божества, на другой стороне — нос корабля. Им соответствовали на монетных дворах в других местах аналогичные литые монеты; на их типах изображались не латинские божества, как в Риме, а скорее греческие (на юге) или умбрийские и осканские. В то же время появились чеканные серебряные дидрахмы, по стандарту греческих серебряных монет Кампании, с греческими шрифтами, но с пометкой ROMANO или ROMA.
Сопровождаемые мелкими чеканными бронзовыми символическими монетами, они были выпущены с кампанских монетных дворов, и они, вероятно, продолжались до Второй Пунической войны, завершившись новым выпуском серебряных монет римского стиля и типов (с пометкой ROMA), включая Юпитера в квадриге (колесница с четырьмя лошадьми), от которой произошло их название, квадригати; им подражали в электруме карфагеняне в Капуе.
Медные древнеримские монеты. Фото: twitter.com.
Квадригати имели вес более лёгких романо-кампанских дидрахм и отражали растущую стоимость серебра в период стресса. Вес римских монет из литой бронзы неуклонно снижался с одного фунта до одной из трёх унций или меньше. Финансовый стресс аналогично проявлялся в исключительной эмиссии золотых единиц и половинок. Ближе к концу Второй Пунической войны квадригати были заменены серебряными монетами вдвое меньшего веса с надписью «Победа» на оборотной стороне и поэтому назывались победителями. Примерно к 190 году в Риме и других официальных монетных дворах выпускалась преимущественно серебряная монета с надписью на латыни, сопровождаемая бронзовой монетой, настолько уменьшенной по стандарту (и, следовательно, по размеру), что её наконец можно было чеканить вместо литья.
Чеканка
Слева направо: Древнеримская серебряная монета. Древнеримская бронзовая монета.
Римляне делали монеты из плоских круглых дисков из прессованного металла, развивая технику, ныне известную как чеканка – термин, который используется и по сей день. В настоящее время весь процесс чеканки осуществляется машинами на фабриках, но римляне чеканили свои монеты исключительно вручную. Они были сделаны в мастерской, известной как монетный двор, напоминающей кузницу.
Ранние римские монеты (200-е годы до н.э.) изготавливались из бронзы, но позже они эволюционировали, включив в процесс изготовления монет серебро, золото и медь. Самой популярной и распространённой монетой Римской империи был динарий, изготовленный из прессованного серебра. Он оставался в обращении в течение пяти столетий. При изготовлении своих монет римляне использовали два разных процесса обработки металла – холодное нанесение и горячее нанесение.
Монета с изображением Константина Великого.
Процесс холодного чекана включал чеканку монет из холодного, неотапливаемого металлического листа для создания круглых дисков, которые были плоскими с обеих сторон. Иногда их затем стучали плашмя по металлической наковальне, чтобы убедиться, что они действительно красивые и гладкие, готовые к следующему этапу.
Изготовление монет с использованием горячего чекана было совсем другим процессом. Металл нагревался в горячем огне или печи. Его либо расплавляли в жидкость и разливали по формам, либо размягчали и раскатывали в большие листы, которым затем придавали форму на наковальне. Требовались специальные инструменты, такие как щипцы для удержания металлических листов и молотки для всего сплющивания и раскатки.
Наиболее часто используемые номиналы монет и их относительные размеры во времена Римской империи. Фото: en.wikipedia.org.
На следующем этапе процесса эти простые чеканные диски необходимо было украсить, и именно это придало им настоящий завершающий штрих. Штампы, или тяжёлые штампы из бронзы и железа, были выгравированы с деталями лицевой стороны монеты, и их нужно было выбить на плоском кругляше, чтобы оставить отпечаток. Металлические диски были предварительно нагреты, чтобы смягчить его.
Как и сегодня, римские монеты имели разные изображения на каждой стороне. Это означало, что на монетах нужно было наносить оба изображения. Римляне придумали хитроумную систему для этого, используя шарнирную матрицу, на которой одно изображение было прикреплено сверху, а другое снизу (как на внутренних страницах обложки книги). Тонкий диск можно было просунуть между ними, плотно зажать и ударить сверху. Довольно эффективно, не правда ли?
Монеты Римской республики и империи, неизвестный художник. Фото: zmescience.com.
Нанесение изображений на монеты было трудоёмким процессом, требующим двух рабочих. Один вставлял металлические диски или листы в матрицу и закрывал её, в то время как другой колотил по ней молотком, чтобы сделать оттиск на монете. После этого отпечатанная монета была передана третьей стороне, мастеру-гравёру, который, проверив каждую монету и убедившись, что они идеальны, приступал к доработке. Он также добавлял мелкие детали, такие как надписи и завитки волос, превращая каждую из них в настоящее произведение искусства – неудивительно, что они были такими ценными.
Заключение
Монеты Антониниана.
Римские монеты имели разные особенности на лицевой и оборотной сторонах. Практически всё также как на современных монетах, на лицевой стороне древнеримских монет был изображён портрет, обычно римского императора или известного лидера, или одного из членов их семьи. Чаще всего это был вид профиля с описательным текстом вокруг них. На оборотной стороне монеты изображения варьировались от батальных сцен до религиозных посланий или даже бывших почитаемых императоров. В довершение всего был добавлен код, идентифицирующий город, в котором была отчеканена монета, что дало современным учёным увлекательное историческое представление о самых оживлённых и процветающих районах древней Римской империи.
В продолжение темы, читайте также о том, как барсук нашёл огромнейший клад римских монет в истории Испании.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
alexnumis
Трудно представить, но история возникновения денег и банков в Древнем Риме прямо связана с домашним скотом. Именно быки и овцы были единым древнейшим эквивалентом обмена у древних римлян. Да и само слово «деньга» (pecunia) имеет латинское происхождение, что в переводе «pecus» — «скот». Просуществовал этот эквивалент достаточно долго, но в силу своего неудобства был введен металлический эквивалент. В этом качестве древние римляне стали использовать слитки меди и бронзы, измерялись которые по весу.
По утверждению историков, на весовых деньгах царь Сервий Туллий обязал наносить знаки. Археологические находки показывают, что чаще всего на весовых деньгах имелись изображения животных. Начиная с четвертого века до нашей эры, по примеру Греции, в Риме начинают чеканить монеты ассы и более мелкие. Параллельно используются и серебряные греческие драхмы.
Первыми римскими серебряными монетами появившимися в 268 году до н.э. были динарии, которые соответствовали 10 ассам. Самыми употребляемыми при расчетах стал чуть позже сестерций.
Динарий и сестерций обменивались на греческие оболы. За один динарий давали 8 оболов, сестерций менялся за 2 обола. Имел хождение и греческий талант, соответствовавший 37,24 килограмма серебра. Вес и качество метала определяло стоимость монет. Помещаемые на монетах изображения, чаше всего были портретами римских государственных деятелей или богов.
Часто встречались и монеты с надписью «мир» (pax).
Делом государственной важности считалась чеканка монет и при республике чеканкой ведал сенат и специальная коллегия. Производство монет стало самостоятельной отраслью хозяйства во времена правления Юлия Цезаря. Интересно то, что в империи за чеканку и полноценность монет из золота и серебра отвечала администрация, сенат нес ответственность за медные монеты.
Позже и медные монеты были взяты под контроль администрации. Возглавлял монетное дело прокуратор, подчиняющийся министру финансов — рационибусу. Имели место и фальшивые монеты. Во времена расцвета империи монеты стали изготавливать с тонким покрытием из золота либо серебра, «начинкой» служили медь, свинец, железо, олово.
Развитие монетного обращения привело к возникновению и возвышению банков, роль которых в истории римской империи была очень существенна. За основу в становлении банков римской империи был взят опыт Греции.
Банки Рима тоже возникали из контор менял, но процесс становления банков из контор менял шел более быстрыми темпами. Частная инициатива и развитое римское право оказали мощное влияние на становление банковского дела в империи.
Римские банкиры имели статус выше греческих. Происходили они из всадников, тогда как греческие банкиры в основном были из отпущенных рабов. Банкиры Рима назывались аргентариями. Интересная деталь, долгое время в банковском деле были лица выходцы из Греции и других стран. Римляне стали заниматься банковским делом много позже.
Именно по этому долго сохранялось старое название трапезиты, по аналогии с Грецией. Название это упоминается еще и при Цицероне. Римские менялы именовались нуммулярами. Совершение сложных финансовых операций было разрешено только аргентариям. Постепенно, банковская деятельность от обмена монет становится более сложной.
Появляются операции по приему вкладов, хранению и кредитованию. К банковским работникам предъявлялись высокие требования по квалификации и опыту. Профессия банкира была сродни литератора и лекаря.
В Древнем Риме говорили, что меняла сквозь серебро медь видит. Монеты, перед приемом их на хранение, подвергались проверке на их достоинство. Прошедшие проверку монеты укладывались в специальные емкости (кошели, мешки) и в присутствии свидетелей опечатывались. Прикладывали свои печати и свидетели.
Контролер приемщик ставил особый знак, прикреплял его емкости, беря тем самым ответственность за хранение на себя (прошло больше 2 тыс лет, а ничего не поменялось. До сих пор в банках так делают — кассир запечатывает пачки с деньгами фирменной банковской бумагой :)).
Закрытые таким образом вклады хранились в специальных корзинах, мешках, сумках или глиняных либо металлическом сосудах. Содержание кошеля с зафиксированной суммой было гарантированно банком даже в то время, когда в обращении в изобилии были низкопробные монеты. Кошель, опечатанный таким образом, мог использоваться как средство платежа и транспортироваться. Очень многие богатые римские граждане предпочитали хранить свои деньги в банках (вот такие вот «древние вклады»).
Убивший Цезаря Брут был весьма состоятельным человеком. Его состояние оценивалось в 40 миллионов сестерциев, имея по займам 48% прибыли. Учитель Нерона, Сенека, имел 300 миллионов сестерциев. Банкиры работали по разному. Одни предпочитали давать значительные суммы ограниченному числу вкладчиков, другие малые суммы широкому кругу граждан.
Имея большой вес в обществе, отношение к банкирам в разное время было разным и зависело от многих обстоятельств. Цицерон достаточно плохо отзывался о банкирах, называя их хитрыми и лживыми. Справедливости ради стоит вспомнить, что подобные речи было можно слышать и Афинах четвертого века до н.э.
Были и трудные времена у римских банкиров. От ростовщиков и банкиров в период республики требовали использовать средства банков на приобретение имений, что приводило часто к банкротствам. Ощущался денежный кризис, в виду изъятия из оборота наличных денег. Кредиторы стали требовать возврата займов. Были и другие ситуации, которые приводили к затовариванию рынка и резкому понижению стоимости монет.
В четвертом веке нашей эры в Восточной Римской империи былое могущество банков было значительно потеряно и их деятельность сильно изменилась. В Византии была заменена деятельность аргентариев и нуммуляриев. Были созданы коллектарии, чья деятельность регламентировалась государством. По сути, они стали служащими фискал.
Стали образовываться коллегии с солидарной ответственностью по городам, при которой всякий участник коллегии нес ответственность в полной сумме долга. Однако он же мог и предъявить иск дебиторам о возмещении долга.
Государство стало требовать от коллектариев приема медных денег и обмена их на золотые солиды по установленному курсу. Это приводило к огромным потерям, которые фиск пытался регулировать государственными субсидиями.
Стали проявляться многочисленные мошенничества банков. Администрация фиска ввела контроль за расчетами и бухгалтерскими книгами. В таком виде эта банковская система просуществовала до периода крестоносцев. После официального признания христианства, частью финансовой системы стала церковь. Ей и удалось объединить высших государственных чиновников, крупных земельных собственников, торговцев и ремесленников.
Источник: alexnumis.livejournal.com