Когда появились ювелирные изделия

Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет. Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут своё начало с самых ранних эпох в развитии человечества.

В Марокко удалось найти панцири от моллюсков. Они считались составляющими ожерелья, которым было приблизительно 110 тыс. лет. В малой Азии были найдены останки женщины, которая жила в эпоху палеолита. На ней находилось большое количество бус и браслетов, так что ее можно считать модной дамой того времени.

Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных. В наибольшем приоритете были камни, обработанные самой природой — кварц, кремний, нефрит и т. д.

Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Серьги с кораллом и бриллиантами. Хадижат Алисултанова. Ювелирные украшения АнтикЮвелир.

Приблизительно пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы понимаем сейчас под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.

Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле.

В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться золотых дел мастера.

Они дали свое начало в появлении золотых украшений в виде колец, цепочек, браслетов. Мастера использовали в своих изделиях такие камни, как бирюзу, лазурит, халцедон. Также помимо внешней красоты украшения из золота давали его владельцу определенный статус и положение в обществе.

Помимо древних египтян свой вклад в ювелирное дело вложили также инки в Перу и ацтеки в Мексике. Украшения также упоминались в Новом Завете, где у иудейских царей золотые браслеты считались частью одежды.

В Древнем Риме мастера украшали изделия из серебра и золота драгоценными камнями, такими, как алмазы. Высшие слои общества носили украшения из золота, городские жители (торговцы) — изделия из серебра. Рабам тоже разрешалась носить украшения, но из обычного металла.

Средневековье — это новый этап развития в ювелирном деле. В то время в Европе мастерские для ювелирных украшений находились на территории монастырей. Все усилия уходили на изготовления предметов религиозного культа.

В эпоху Ренессанса изготовление украшений стало одним из направлений художественного искусства. Знаменитые художники того времени были еще и искусными ювелирами.

Настоящим прорывом в ювелирном искусстве считается именно XVII – конец XIX века. Изделия утратили свою символику и приобрели статус ювелирных украшений с декоративной отделкой. Начали открываться первые школы ювелирного искусства. В то время, ювелиров для создания своих шедевров вдохновляли именно прекрасные дамы. Из всех камней предпочтение отдают бриллиантам, которые, можно сказать, становятся символом каждого светского мероприятия.

Владимир Брилёв благодарит Хадижат Алисултанову. АнтикЮвелир . Ювелирные украшения премиум класса.

Барокко, рококо, классицизм, ампир… Эти стили в искусстве сменяли друг друга, оставляя после себя такие разные, но одинаково великолепные украшения, в которых запечатлелось не только мастерство ювелиров, но и дух самой эпохи.

Читайте также:
Где используется тальк

Ювелирные изделия прошли сложный путь от символических оберегов и амулетов до великолепных ювелирных украшений, от которых мы сейчас получаем огромное удовольствие.

Источник: www.liveinternet.ru

С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности

Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет.

Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества.

В Марокко удалось найти панцири от моллюсков. Они считались составляющими ожерелья, которым было приблизительно 110 тыс. лет. В малой Азии были найдены останки женщины, которая жила в эпоху палеолита. На ней находилось большое количество бус и браслетов, так что ее можно считать модной дамой того времени.

Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных. В наибольшем приоритете были камни, обработанные самой природой — кварц, кремний, нефрит и т. д.

Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Приблизительно пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы понимаем сейчас под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.

Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле.

В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться золотых дел мастера.

Они дали свое начало в появлении золотых украшений в виде колец, цепочек, браслетов. Мастера использовали в своих изделиях такие камни, как бирюзу, лазурит, халцедон. Также помимо внешней красоты украшения из золота давали его владельцу определенный статус и положение в обществе.

Помимо древних египтян свой вклад в ювелирное дело вложили также инки в Перу и ацтеки в Мексике. Украшения также упоминались в Новом Завете, где у иудейских царей золотые браслеты считались частью одежды.

В Древнем Риме мастера украшали изделия из серебра и золота драгоценными камнями, такими, как алмазы. Высшие слои общества носили украшения из золота, городские жители (торговцы) — изделия из серебра. Рабам тоже разрешалась носить украшения, но из обычного металла.

Средневековье — это новый этап развития в ювелирном деле. В то время в Европе мастерские для ювелирных украшений находились на территории монастырей. Все усилия уходили на изготовления предметов религиозного культа.

В эпоху Ренессанса изготовление украшений стало одним из направлений художественного искусства. Знаменитые художники того времени были еще и искусными ювелирами.

Настоящим прорывом в ювелирном искусстве считается именно XVII – конец XIX века. Изделия утратили свою символику и приобрели статус ювелирных украшений с декоративной отделкой. Начали открываться первые школы ювелирного искусства. В то время, ювелиров для создания своих шедевров вдохновляли именно прекрасные дамы. Из всех камней предпочтение отдают бриллиантам, которые, можно сказать, становятся символом каждого светского мероприятия.

Барокко, рококо, классицизм, ампир… Эти стили в искусстве сменяли друг друга, оставляя после себя такие разные, но одинаково великолепные украшения, в которых запечатлелось не только мастерство ювелиров, но и дух самой эпохи.

Ювелирные изделия прошли сложный путь от символических оберегов и амулетов до великолепных ювелирных украшений, от которых мы сейчас получаем огромное удовольствие.

Читайте также:
Эмаль вгт перламутровая жемчуг отзывы

девушка украшения драгоценные камни бриллиант девушка украшения драгоценные камни сапфир девушка украшения драгоценные камни изумруд девушка украшения драгоценные камни аметист девушка украшения драгоценные камни гранат девушка мода стиль украшения

Особенности ювелирного дела

Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.

К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:

  • драгоценные металлы (золото, серебро и платину);
  • драгоценные камни (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
  • полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).

Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:

  • элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
  • предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
  • предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
  • предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
  • украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).

Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:

  • ковку;
  • литье;
  • чеканку;
  • тиснение;
  • резьбу;
  • гравировку;
  • чернь;
  • эмаль;
  • инкрустацию;
  • травление;
  • вальцовку;
  • полировку;
  • шлифовку;
  • огранку;
  • гибку;
  • пайку;
  • закрепку.

Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.

Бриллиант Красный Хэнкок

Этот маленький бриллиант имеет очень резкий пурпурно-красный цвет и вес 0,95 карата. Из-за такого редкого окраса бриллиант в несколько раз увеличивается в цене. Даже опытные ювелиры считают, что это большая удача, если им повстречался подобный бриллиант.

Первоначально Красный Бриллиант принадлежал мистеру Хэнкоку из Монтаны, приобредшего его в 1956 году за 13 с половиной тысяч долларов. Владелец продал его в 1987 году примерно за 150 тысяч долларов. Это стало мировым рекордом цены за карат.

Бриллиант Красный Хэнкок

Релевантные товары в Online-магазине:

Lancaster
After Sun Tan Maximizer Легендарное масло после загара

Крем для контура глаз с ретинолом и кристаллами рубина 24/7

3 048 руб. 4 690 руб.

Benetint Жидкий пигмент для губ и щек рубинового оттенка, миниатюра

Сердце Голландии Крем взбитый для тела

Ла Перегрина

Эту жемчужину, грушевидной формы, нашли около побережья Панамы в 1576 году. Её вес составляет 202,24 карата. Жемчужину приобрёл в Испании Филипп II в 1582 году. Ею была украшена королевская корона. Эта корона принадлежала восьми поколениям испанских королей на протяжении 200 лет.

Позднее она стала собственностью Иосифа Наполеона Бонапарта, который являлся старшим братом Наполеона Бонапарта и ставший королём Неаполя и Сицилии. В 1969 году её приобрёл на нью-йоркском аукционе за 37 тысяч долларов Ричард Бертон. Он принёс драгоценность в дар жене Элизабет Тейлор на 37-летие.

Спустя какое-то время жемчужина была помещена в ожерелье, которое актриса надевала на все публичные мероприятия. Последний раз Перегрина была продана с аукциона за 11842500 долларов. Жемчужина Перегрина самый дорогой драгоценный камень, проданный на аукционе.

Ла Перегрина

Современное искусство

В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.

Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.

Голубой Оппенгеймер

Кольцо с голубым бриллиантом стало самым дорогим проданным драгоценным лотом произведений искусства за всю историю. За него заплатили 57973000 долларов. Своё имя бриллиант получил в честь своего владельца сэра Филиппа Оппенгеймера. Его семья на протяжении многих лет занималась алмазной промышленностью. Они могли выбрать любой из понравившихся алмазов.

Читайте также:
Качество ювелирных изделий в Индии

Этот камень был необычного оттенка и имел необычайно безупречные прямоугольные пропорции. Голубые бриллианты пользуются особой популярностью из-за их редкости. Голубой Оппенгеймер классифицируют, как «Необычный Яркий Синий». Он отличается самой высокой цветовой гаммой и интенсивностью окраса среди других бриллиантов синего цвета.

Он также является самым большим бриллиантом, который выставляли для продажи на аукционе. Его масса составляет 14,62 карата. Это поистине драгоценный камень.

Голубой Оппенгеймер

Ожерелье Моголов из шпинели

На этом знаменитом ожерелье из шпинели выгравированы имена трёх императоров Моголов: Акбара, Джехангира и Шаха Джахана. Династия Моголов правила Индией на протяжении 332 дет. Во время их правления шпинель была одним из самых дорогих и почитаемых драгоценных камней. Это ожерелье должно было укрепить бессмертие императоров.

Оттенок шпинели имел целый спектр оттенков от тёмно-красного до бледно-розового. Обычно из шпинели делали бусы, а не огранивали их. Персидский правитель Надир-шах разграбил сокровищницу Моголов. До наших дней дошло очень мало украшений той поры. Ожерелье Моголов весит 877,23 карата и оценивается 1428030 долларов.

Ожерелье Моголов из шпинели

Двадцатый век

В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты.

Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.

В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.

В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.

шедевры ювелирного искусства

Античность

В античной Греции упоминания о ювелирных изделиях впервые появляются в середине второго тысячелетия до нашей эры. Ювелирные украшения носили как женщины, так и мужчины. Древнегреческие мужчины любили украшать себя перстнями, браслетами, подвесками, женщины — помимо колец, браслетов и серег- изящными гравированными брошами.

Изготавливались украшения с применением жемчугов, аметистов, гранатов, а также стекла и глазури. Особенной популярностью пользовались бусы, которым придавали различные красивые формы. О высоком мастерстве древнегреческих ювелиров свидетельствует найденный немецким археологом Шлиманом клад при раскопках Трои в 1873 году. Среди найденных предметов — височные кольца, шейные гривны, шпильки для волос, ожерелья и изящно выполненные диадемы.

Не отставали от древнегреческих мастеров и древнеримские. Именно в Древнем Риме, как свидетельствуют специалисты, появился новый доселе неизвестный тип ювелирного украшения- броши. С древним Римом связано и другое новшество- кольца-печатки, которые использовались в качестве личного клейма.

Источник: naturkamni.ru

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографическая запись: Очень короткая история ювелирного искусства. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2020. – URL: https://iskusstvoed.ru/2020/04/25/ochen-korotkaja-istorija-juvelirnogo-iskusstva/ (дата обращения: 3.07.2023)

  • Home
  • История искусств
  • Очень короткая история ювелирного искусства

Очень короткая история ювелирного искусства

3 года ago Enottt Комментарии к записи Очень короткая история ювелирного искусства отключены

Просмотры: 17 138

Читайте также:
Как модно носить жемчуг

Изображена процессия подношения четырьмя демонами ритуальных сосудов богине, восседающей на троне. Найден в Тиринфе. Очевидно, принадлежит минойской мастерской.

Ювелирное искусство – один из древнейших видов художественного творчества – изготовление художественных изделий из благородных и цветных металлов (золота, серебра, платины, меди, бронзы, нейзильбера, титана, стали) часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламутром, янтарем, костью, цветным стеклом. В ходе эволюции сложился ряд наиболее распространенных ювелирных техник: ковка, литье, чеканка, тиснение, резьба, гравировка, чернь, эмаль, инкрустация, травление и другие технические приемы обработки металлов. Этот вид декоративно-прикладного искусства объединяет разные виды изделий: предметы быта (посуда, столовые и туалетные приборы, интерьерные украшения и светильники), культовые предметы, парадное оружие и украшения.

История ювелирного искусства берет начало в истоках человеческой цивилизации, когда потребность в

Статуэтка кошкообразного божества. 100 - 700 н. э., Америка. Медь, красная раковина, бирюза, самоцветы; позолота. Национальный археологический музей Брунинг. Ламбайеке, Лима

украшениях была сильнее, чем потребность в одежде. Это мы можем наблюдать еще и сегодня в культурах «примитивных» народов.

Трудно сказать, в каком качестве появились украшения первоначально – то ли как эстетически значимые предметы личного обихода, ибо желание привлечь к себе внимание, как известно, присуще и представителям животного мира, то ли как амулеты или обереги, иначе говоря, форма познания мира, вид художественного творчества. По-видимому, возникновение этих (основных) и других функций украшений взаимосвязано. Можно смело утверждать, что первыми появились «нательные» украшения, предназначенные для декорирования тела – подвески (в том числе талисманы и амулеты), ожерелья, браслеты, серьги, гребни для скрепления волос. Затем «костюмные» – фибулы для скрепления одежды, пряжки для поясов и обуви.

В каждую отдельную историческую эпоху превалируют украшения одного вида, нательные или костюмные, в то время как другие остаются в тени. Каждая эпоха создавала украшения по-своему, и это касалось не только выбора материала, способов его обработки и техник, но, прежде всего, собственного языка художественных форм, адекватного ее мировоззрению, уровню экономического и технического развития. Украшения отражают все аспекты эволюции человеческого общества – религиозные и эстетические представления, социальную структуру, характер политических связей с соседними народами и государствами.

Во все эпохи златокузнецы и серебряники находились под влиянием работ предшественников и творчески осмысляя историческое художественное наследие, мастера-ювелиры собственными произведениями не

Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит. Около 1870 до н. э. Египет

только стремились доказать свою принадлежность к художественной культуре эпохи, но и пытались внести свой вклад в мировое наследие ювелирного искусства. Этот процесс, конечно, был не всегда осознанным, но благодаря нему в ювелирном искусстве выстраивалась историческая преемственность поколений. Подтверждение этому можно увидеть во множестве реминисценций традиционных форм древних украшений в произведениях современных художников-ювелиров.

Огромную роль во взаимодействии культур играли торговля и основание колоний. Ювелирные украшения, выполненные столичными мастерами, часто попадали в колонии в качестве привозного товара или заказа, чем

Ожерелье с разнообразными подвесками. 8 век до н. э. Золото. Музей Карфагена

способствовали развитию провинциальных школ. Случалось и жителям столиц делать заказы на ювелирные изделия у ремесленников в колониях, и столичные традиции обогащались местными. Так более жизнеспособные культуры постоянно расширяли ареал своего влияния.

Украшения путешествовали по миру вместе с хозяевами в качестве их личных вещей, принося на новые территории не только обычаи и нравы, но и художественные традиции. Не только всякая эпоха, но всякая культура в рамках одной эпохи создавала украшения в соответствии с господствующим мировоззрением и жизненными укладом в обществе. Так, на Древнем Востоке в искусстве Египта главную роль играли религия и, служащий прославлению фараона как наместника бога, придворный церемониал. Поэтому египетские украшения, как культовые, так и светские, имеют ритуальный характер.

Серьга в форме корзиночки. 2400 - 2300 до н. э. Золото. Греция

В Древней Греции определяющее значение имела эстетическая функция украшений. В поисках общей гармонии греки стремились позиционировать человека в пространстве макрокосмоса. В их ювелирном искусстве особое внимание уделялось украшениям, подчеркивающим пропорциональность человеческой фигуры как микрокосма. Мастера-ювелиры Древнего мира (Египта, Местопотамии, Греции и Рима) выработали основные виды и типы украшений, сформулировали их символическое значение в поисках гармонического единства человека с миром.

Читайте также:
Что такое биколор в ювелирных изделиях

В эпоху средневековья большую роль в формировании целостных художественных стилей на значительных территориях сыграла христианская

Брошь Стрикленда. 9 век. Скандинавия. Золото, синее стекло. Британский музей

Церковь. Эта эпоха оставила мало светских украшений, культовые же изделия объединяет христианская эстетика. Под её духовным воздействием сформировалась византийская православная культура на юго-востоке Европы и католическая – на западе. Затем, в эпоху Возрождения, снова возрастает интерес к культуре и искусству Античности.

В Новое время – эпоху географических открытий – Европа знакомится с культурами неизвестных доселе континентов и территорий, буквально распахнувшими перед Старым Светом «шкатулку с сокровищами». Ее содержимое и сегодня питает творчество ювелиров, работающих в драгоценных материалах.

Европейцам открылись художественные культуры Индии, Америки, Африки, Дальнего Востока, и интерес к ним с начала XVII века сплавился новым художественным направлением, рожденным внутри европейского континента, и связанным с вновь возросшими

Подвеска Тритон.1600.Серебро, жемчуг, драгоценные камни. Музей серебряных изделий, Флоренция, Италия

претензиями церкви на государственное господство. Барокко явилось результатом слияния религиозного и светского мировосприятия. Путь к духовному господству лежал через эстетическое наслаждение. Украшения, как и другие ювелирные изделия этого времени, очень красочны и богаты экзотическими материалами.

Классицизм – едва ли ни первая сознательная попытка переосмысления творческого наследия Европы. В этот период в украшениях немало декоративных

Шпинель Побережье Бретани. Ке, Ж. Нач. XVIII века. Шпинель, золото. Лувр, Париж, Франция

мотивов искусства империй Древнего мира – Египта и Рима, актуальных в период формирования европейских империй.

В эпоху Историзма появляются изделия, поэтизирующие тот или иной художественный стиль минувших времен, напрямую связанные с возросшим интересом к прошлому и национальной истории. Поэтому ювелирные украшения в эти годы – прямые исторические реплики, хотя и оторванные от художественного контекста.

Стиль Ар Нуво, подведший итоги уходящей эпохи, стал последней попыткой создания единого европейского художественного стиля. Он продемонстрировал конструктивную основу художественных изделий

Брошь Кузнечик. Магнуссен, Эрик. Дания, 1907. Серебро, кораллы

предметного мира. Ювелирные украшения Ар Нуво, по выражению тех лет, «гарнировавшие» платье, представляются скорее декоративной пластикой, нежели функциональными предметами. Именно они положили начало развитию ювелирного дела как самодостаточного вида художественного творчества – искусства.

В рамках стиля Ар Деко начинают складываться основные принципы современного ювелирного искусства – отображение в художественных образах визуально значимого знака, мгновенно

Жесткий браслет. Буччеллати, Марио. 1924. Серебро, золото, рубины, сапфиры. 6,5 см, 6,0 см.</p><p> Фирма Марио Буччеллати. Милан

воспринимаемого и узнаваемого. Отсюда чистота и ясность форм современных ювелирных украшений, приоритет авторских концепций, активное взаимодействие с художественно-образными системами авангардных направлений современного искусства.

Возникает вопрос: почему в современном ювелирном искусстве постоянно возникают реминисценции культур Древнего мира? Воспроизводятся не только их внешние признаки или мотивы, как это было на протяжении предыдущих столетий, а основные, принципиальные эстетические постулаты.

Пояс. Чилингарян, Левон Саркисович. 1976. Серебро; филигрань, зернь. Ереван

Ответ на него дает внутренняя эволюция этого вида художественного творчества. Логика построения художественной формы современного ювелирного украшения, так же как и в древности, диктуется формами фигуры человека. Чем теснее эта связь, тем чище форма украшения, чем слабее, тем она велеречивее.

Коренной перелом в осмыслении роли и места ювелирных украшений в художественной культуре происходит в ХХ столетии, когда научные достижения, значительно расширившие границы непознанного, стимулировали формирование новой художественно-образной системы, опирающейся на реалии новой технократической эпохи. Современный художник-ювелир оказался перед необходимостью искать новые, адекватные этому времени формы. История ювелирного искусства завершила очередной виток своего пути.

Превью: Браслеты для щиколоток. Начало 19 века, Индия. Золото, бриллианты, рубины, бирюза, эмаль. Лондон

Источник: iskusstvoed.ru

Рейтинг
Загрузка ...