Когда появилось серебро на Руси

Массовое проникновение западноевропейских денег на территорию Руси и Прибалтики началось в 60-70-х годах X века. Поток серебра был более скудным, чем с Востока, и разошелся по значительно меньшей площади. К середине XII века он почти совсем иссяк.

Какие же монеты, из каких стран попали на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси? Были деньги далекой Британии, чеканившиеся последними англосакскими королями. Попадалось серебро первых нормандских правителей, завоевавших Англию и ставших во главе ее земель после битвы при Гастингсе в 1066 году. Многие монеты туманного Альбиона в качестве дани выплачивались Дании и уже оттуда вывозились в Восточную Европу. Были деньги шведского правителя Олафа Шетконунга (995—1022), чья дочь вышла замуж за Ярослава Мудрого, и монеты норвежского Гаральда III Сурового (1046—1066).

Все эти короли, родственными и политическими узами тесно связанные с Русью, были первыми среди предводителей викингов. Они играли важную роль в жизни всей Европы IX—XI веков. Норманны-викинги основали колонии во многих прибрежных частях материка: они доходили до Константинополя, где составили мощные дружины на императорской службе, основали в Сицилии собственное королевство. Яркие и бурные сами по себе события, связанные с походами викингов, были еще больше расцвечены романтическими красками в европейской историографии. Возникли теории, согласно которым вся экономическая жизнь Запада, включая циркуляцию серебра, зависела от купцов-норманнов.

Полина Гагарина — Кукушка (OST Битва за Севастополь)

IX—X века часто называли «эпохой викингов». В каждом кладе западноевропейских, а иногда и куфических монет находилось имущество воинов-купцов из Скандинавии, зарытое во время путешествий, которые предпринимали белокурые герои со своей преданной, хорошо вооруженной и жадной дружиной.

Важным промежуточным пунктом на путях движения серебра стал остров Готланд, брошенный среди сумрачных вод Балтики. Более 350 кладов и отдельных монет было найдено именно там. Шведский археолог и нумизмат М. Стенбергер выпустил двухтомное исследование об этом «острове сокровищ». Согласно классической норманской теории, Киевская Русь — это плод деятельности варягов. Клады Прибалтики, Руси, острова Готланда и Скандинавии примерно одинаковы по своему составу — таков вывод автора.

В действительности, в кладах денариев XI века, найденных на Готланде, в Швеции, Норвегии и Дании, монеты, чеканенные в Англии, составляют около трети. А в кладах Древней Руси и земель между Эльбой и Одером, в Поморье их только от 2 до 6%. Германских монет в кладах Швеции содержится 60%, Дании — менее 30%, Норвегии — около 30%, зато в кладах Польши, Поморья, на Руси их 88—95%. На Готланде немецких монет тоже много. Налицо существенные различия в составе кладов, найденных в Скандинавии, с одной стороны, и на Руси, в Южной Прибалтике — там, где жили западные славяне, — с другой.

Не только монеты скандинавских королей, но и денарии баварских, фризских, саксонских городов, составляющие больше 90% западноевропейских монет, были завезены на Русь. Многие из них были отчеканены во фризских городах. Иногда они составляли почти весь клад, при этом нередко он оказывался компактной массой монет одного или нескольких центров. В изобилии встречались денарии епископов и герцогов Трира, Утрехта, Гронингена, Кельна, Магдебурга, Вормса, Регенсбурга и других германских городов. Среди них можно выделить выпуски

Монеты Киевской Руси. История монет (златника и сребреника).


Оттона I (разгромившего венгров и ходившего походами на западных славян), Конрада II и Генриха III — могущественных императоров, которые вели борьбу с феодальной усобицей.

Читайте также:
Сейлормун серебряное тысячелетие это

Германские денарии вовлекаются в X—XI веках в торговлю с западнославянскими племенами и тысячами уходят на берега Балтики, на остров Готланд, но они почти не проникают в расположенные по соседству Францию и Италию. На Руси из-за сокращения, а потом из-за полного прекращения поступлений денег с Востока начался монетный голод. На место дирхемов пришло серебро из Германии и Южной Балтики.

Источник: www.habarolog.ru

История серебряного дела России

С распространением христианства на территории Киевской Руси интерес к драгоценным металлам беспрестанно рос. Вызвано это проникновением и утверждением христианских норм богослужения, неотъемлемой частью которых является церковная утварь.

Это металлы плавкие, ковкие, легко растяжимые. Сами эти свойства материалов позволяли создавать как самые причудливые формы, так и мотивы, их украшающие. В истории православной церкви обряд занимает одно из важнейших мест. Эти богослужебные обряды окружались всевозможной церковной утварью.

Ранние формы таких изделий были привезены из Византии — это потиры, водосвятные чаши. В течение времени и до сегодняшнего дня эти предметы культа видоизменялись, но качественного изменения формы не происходило. Канон формы и назначение предмета связаны навеки. Нововведения могут касаться только декора художественных изделий, а также новых технологических способов изготовления.

Использование серебра в изготовлении церковной утвари обусловлено его меньшей, по сравнению с золотом, стоимостью, а также неплохими антисептическими свойствами, о которых уже было известно в древности. Поэтому чаще изготавливали посуду из серебра, впоследствии ее покрывали тонким слоем золота. История серебряного дела в России не ограничивается использованием этого материала только в атрибутике церковного культа.

С усовершенствованием обработки материала, с появлением новых источников добычи серебра, а также с развитием «мирского», светского направления в искусстве область применения серебра становится более разнообразной. Открываются многочисленные серебряные промыслы, увеличивается объем и ассортимент выпускаемой продукции, А также становятся разнообразными и способы обработки: появляются чернение, гравирование, насечка.

Серебро — самый белый из всех металлов, применяемых в ювелирном деле; это металл с очень высокой (95%) отражательной способностью; тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется, прокатывается в листы и вытягивается В| тончайшую проволоку; показатель прочности серебра выше,; чем у золота; серебро тверже золота.

Серебро устойчиво на воздухе, а во влажной среде покрывается темным налетом: сульфида серебра, не вступает во взаимодействие с «царской водкой», плавиковой и соляной кислотами; растворяется в азотной и серной концентрированных кислотах и более сильных растворах.

Серебро темнеет в присутствии серы. Серебро относится к группе драгоценных металлов, потому что оно редко встречается в природе и обладает свойствами, которые позволяют ему быть монетным металлом и служить материалом для изготовления ювелирных украшений и целого ряда других ценных изделий.

Рубеж XIV—XV вв. — время становления московского золотого и серебряного дела. Сформировавшиеся в этот период художественные особенности и приемы оформления ювелирных изделий выдвинули московское ювелирное искусство в число лидеров, позволили ему на протяжении столетий занимать одну из ведущих позиций в ювелирном искусстве России.

В русском искусстве впервые заняли значительное место пластические образы, а чеканка и литье стали основными ювелирными техниками. Увеличение числа мастеров и созданных их руками изделий .обусловливалось возросшими потребностями великокняжеского двора: богатство московских правителей неоднократно отмечали соотечественники и побывавшие в России иностранцы.

Новгородские серебряники в процессе трансформации комнинского стиля на местной почве искали свой путь и свой стиль в искусстве, преобладающими чертами которого становились лаконизм и монументализм образов, их большая определенность и конкретность; одновременно изделия обретали большую предметность.

Читайте также:
Серебро в России отзывы

Отсюда повышенная роль контура, усиление линеарного начала, склонность к геометризации формы и к ее укреплению, ее весомость и застылость. К XVI столетию определенную значимость приобретают псковские мастера. Их умение и мастерство в ювелирном деле были заимствованы из Великого Новгорода.

Серебряным изделиям XVI в. присущи сильные выразительные образы, лаконичные по художественному языку, и большое разнообразие вариантов орнамента, нередко близкого по характеру деревянной резьбе Новгородско-Псковского края, и в который почти всегда включены розетки, часто обрамленные бусинами или же, как цветы, заканчивающие стебли.

Мотив розеток и звезд в многочисленных вариантах на протяжении многих столетий неизменно встречается в прикладном искусстве Пскова. Возможно, происхождение его связано с древним народным орнаментом «солнц». Так же, как и в Новгороде, в орнаменте деревянной резьбы и серебряных изделий Пскова большое место занимает плетенка из ремневидных полос с желобком посредине каждой полоски.

В XVII в. в древнерусском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII в. широкое развитие: стремление передать пластические объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных изображений к передаче светотени и пространства, от узкорелигиозной тематики к светской.

В первой трети XVIII в. для серебряных изделий характерны пышные чеканные цветы с длинными стеблями и толстыми сочными листьями с острыми загнутыми кончиками. Часто встречаются резные и чеканные изображения «символов» и «эмблем», заключенные в медальоны или в обрамления из листьев и завитков.

Цветочные композиции — основной мотив драгоценных изделий XVIII в. Украшения в так называемом стиле giardinetti (от итал. «клумба», «лужайка») были сложны, целиком составлялись из цветов и листьев, выполненных из камней, золота и серебра.

Вторая половина XIX в. стала временем, когда в прикладном искусстве весьма отчетливо проявились грани, разделяющие художественную промышленность, промыслы и традиционные крестьянские ремесла. Рационализм, трезвая оценка стали определять характер межсословных связей. Все это наглядно проявилось в прикладном искусстве.

Ориентация на античность как на единственный достойный подражания образец перестала удовлетворять художник ков, мастеров декоративно-прикладного искусства. На почве романтизма сформировались новые эстетические взгляды, В которых было чувство историчности, представление о непрерывности процесса мировой культуры, неповторимом своеобразии отдельных эпох его развития. Взгляды художников обратились к искусству и истории Средних веков, эпохи Возрождения, Древней Руси, стран Востока.

Декор ювелирных изделий стал строиться на сочетании элементов различных! эпох, напоминающем иногда «вавилонское смешение стилей». Это явление художественной культуры получило название «историзм». Русский стиль в трактовке изделий из серебра заключался прежде всего в возрождении традиций древнерусского искусства, в воссоздании его форм и орнаментации.

Оригинальность, самобытность и ярко выраженный национальный характер определялись соборностью создания предметов искусства. Техника чеканки на рубеже XIX—XX вв. достигла своего расцвета и с особой полнотой раскрыла замечательные пластические свойства серебра, великолепно передающего эффект снежной метели, водного и растительного царства.

К середине XIX в. в драгоценных металлах часто воспроизводили естественную форму цветов, листьев, колосьев, насекомых; создавали гарнитуры изделий, выдержанные в единой технике и стиле. Удивительно, но подобный интерес вновь проявится через 100 лет, уже в середине XX в.

Читайте также:
Женские кольца серебряные 15 размер

Одна из удивительных техник по обработке серебра — чернение. Чернение как один из традиционных видов декорирования серебра и золота основан на вплавлении в резной, гравированный рисунок черни — сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. После обжига излишки черни снимают напильниками, поверхность изделия шлифуют и полируют.

Сплав остается в гравюре, контрастно выделяя рисунок на фоне светлого металла. Одним из ведущих центров по обработке серебра и использования техники чернения является Великий Устюг. Великоустюжское черневое серебро подтверждает высокий уровень и значение прикладного искусства русского Севера в отечественной культуре.

В Великом Устюге уже в XVI в. начали формироваться различные ремесла. Открытая в 1761 г. фабрика купцов Поповых выпускала медные Изделия с серебряными рельефными накладками по эмали. Тим же делали коробочки, солонки, табакерки, украшенные густым орнаментом ажурной накладной скани.

Славу Великого Устюга на долгое время составили черненое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черневого дела в Москве. Великоустюжские изделия XVIII в. имеют очень черную тональность гравюры на металле. Она возникла потому, что мастера применяли частую штриховку линий.

Интенсивно черным был и сплав черни, заполнявший рисунок. Опущенный матовый фон, покрытый позолотой, дополнительно подчеркивал глубину черневого рисунка. Развиваясь как городское ремесло, черневое серебро Великого Устюга отражало в своих изделиях черты официальных стилей, господствовавших в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России.

Коробочки, табакерки, флаконы для духов, выполненные на начальном этапе развития промысла, по форме были близки мотивам стилей рококо и барокко. Некоторая усложненность конструкции, завитки орнамента, окружающего изобразительные мотивы, красноречиво подтверждают такую связь. Декоративное оформление изделий составляли сюжеты, выполненные под влиянием книжных иллюстраций, гравюр, лубочных картинок. Тема оформления соответствовала назначению вещи.

Так табакерки имели изображения сцен охоты, военных баталий, шкатулки для женских украшений — мотивы прогулок, торжественных выездов. К началу XIX в., с переходом искусства к стилю классицизм, формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Редко применяется позолота, и на свободном поле светлого серебра черневая гравюра исполняется почти как рисунок на бумаге.

На табакерки переносятся вполне реалистические портреты, планы городов с большим количеством надписей. Гравюра на металле выполняется очень тщательно. Однако в ней пропадают декоративные качества. Нарушение связей между предметом и гравированным рисунком ведет к утрате прикладного характера вещей, замиранию промысла.

Один из старых мастеров М. П. Чирков передал ученикам секреты черневого дела, разработал несколько образцов изделий. В новый ассортимент входили браслеты, броши, пудрен» , портсигары, салфеточные кольца. Сюжетное изображение занимает в черневом рисунке по-прежнему ведущее место.

Но все чаще мастера обращаются к растительному орнаменту, который интенсивно заполняет поверхность изделий. Среди новых работ появляются столовые наборы (ложки, вилки, ножи) стопки, коробочки, уникальные кубки. Для их оформления избираются мотивы литературных произведений, изображен памятников архитектуры. Сюжетный центр композиции обрамляет орнамент в виде фигурной рамы или гирлянд.

Орнаментальное оформление черневых изделий приводит к смещению ассортимента в сторону создания ювелирных украшений! В них, как и в посуде, художники стремятся найти несложной сочетание различных пластин, на которых гравируют розетку развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента.

Заполнение пластины узором оставляет немного свободного поля серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается введением позолоты в элементы орнамента или обрамление пластин.

Читайте также:
Как оригинально поздравить друзей с серебряной свадьбой оригинально

Особенность серебряного дела в России заключается в том, что этот материал неотъемлем от другого драгоценного материала — золота. Таким образом, серебряные промыслы; развиваются совместно с золотыми. Для них характерны единые технологические приемы обработки, а также ассортимент выпускаемой продукции.

Но самая известная область применения серебра или серебра с золочением — это посуда, светская или церковная утварь. Потому огромное значение серебро имело в период зарождения и распространения православия на Руси, но и по сей день лучшие образцы обрядовой религиозной утвари изготавливаются как художественные изделия и из серебра

  • ТЕГИ
  • барокко
  • декоративно-прикладное искусство
  • декоративно-прикладное искусство виды
  • декоративно-прикладное искусство примеры
  • ДПИ
  • искусство
  • история декоративно-прикладного искусства
  • классицизм
  • орнамент
  • портрет
  • рисунок
  • рококо
  • художник
  • штрих

Источник: aerodizain.com

Какими деньгами рассчитывались в средневековой Москве?

В 2004 году в Среднем Овчинниковском переулке в Москве был найден клад чешуи из 9647 монет XVI–XVII веков. Он был спрятан в конце правления Михаила Федоровича Романова. Все это время монеты лежали в большом белоглиняном кувшине, благодаря чему хорошо сохранились.

Вероятно, клад принадлежал купцу, но причины, по которым он не вернулся за ними, остаются загадкой. Однако в некоторых других финансовых тайнах прошлого сегодня можно легко разобраться.

Деньги Рюриковичей

Первые монеты на Руси появились в конце VIII — начале IX века и были импортными. Арабские серебряные дирхемы завозили купцы с Ближнего Востока и из Средней Азии. Достоинство этой монеты определял вес драгоценного металла, из которого она была сделана. Поэтому если требовалась половина или четверть дирхема, то его просто разрубали на нужное количество кусков.

Позднее русские купцы привозили и западноевропейское серебро в виде немецких денариев. Использовались и части украшений.

Первые монеты собственного производства появились на Руси в X–XI веках при правлении Владимира I, чеканкой занимались князья из династии Рюриковичей. Монеты изготавливали из золота или серебра, на одной стороне изображали князя, на другой — Иисуса Христа или крест и княжеский знак. Первые монеты выпускали в небольшом количестве, в основном для прославления князя, и назывались они златниками и сребрениками.

А основной денежной единицей на Руси был серебряный слиток, который назывался гривной, появился и рубль — тоже слиток, а позднее счетная единица.

Всем известная чешуя

С XII и до второй половины XIV века на Руси длился безмонетный период, когда в качестве альтернативы использовались серебряные слитки. Во время ига на Руси частично стали использовать серебряные монеты Золотой орды, именовавшиеся дангами, выпускали также местные подражания ордынским монетам. Отсюда и произошло слово «деньги».

В 1374–1380 годах в Московском княжестве началась первая именная чеканка монет князя Дмитрия Донского. Свою монету стали чеканить и в других княжествах — их украшали многочисленные загадочные рисунки и трудночитаемые русские надписи. Отчасти это было связано с тем, что удар ручного чекана нередко выбивал только треть или даже меньшую часть изображения.

Форма этих тонких монет напоминала чешуйки: они были не круглыми, а вытянутыми наподобие овалов. Со временем русским мастерам-денежникам удалось достичь большого искусства в размещении довольно тщательно выполненного изящного изображения диаметром менее сантиметра.

Производство маленьких, неровной формы монет-чешуек было довольно простым: сначала отливали серебро в специальные формы, потом другие мастера изготавливали серебряную проволоку, молотобойцы плющили ее и делали заготовки, подметчики подкладывали заготовки под чеканы, а чеканщики изготовляли уже сами монеты. С двух противоположных ее сторон были видны следы отрубания заготовки от проволоки.

Читайте также:
Оксида серебра температура разложения

От полушки до рубля

В годы правления Ивана Грозного деньги стали чеканить в едином образце трех номиналов: копейки, ее половины — денги и самой крошечной монеты (четверть копейки) — полушки. Понятия «рубль» и «полтина» были счетными и содержали соответственно 100 и 50 копеек в чеканной монете.

На копейке изображали всадника в короне или шапке, с копьем, опущенным вниз (отсюда и произошло название «копейка»), на обороте монеты в несколько строк писали титул и имя царя.

На денге изображался всадник, размахивающий саблей над головой, а на обороте указывался краткий титул государя.

На полушке с одной стороны помещали птицу, а с другой — титул.

Новые деньги чеканили на государственных монетных дворах по стандарту: копейка — 0,68 грамма, денга — 0,34 грамма, полушка — 0,17 грамма.

Чеканка монет в государстве была открытой, или свободной: любой обладатель серебра в виде иноземной монеты, посуды или слитков мог прийти на государственный монетный двор и перечеканить серебро в деньги. Так русской копейке обеспечивали точный вес и высокую пробу. Ведь тот, кто сдавал свое серебро, точно знал, сколько и какого металла принес и сколько монет из него можно сделать. Поэтому мастера не могли облегчать вес монет или добавлять дешевые металлы в серебро, чтобы начеканить больше монет.

Преступление и наказание

Подделка денег в разных странах каралась очень жестоко. Например, в германских государствах фальшивомонетчиков вынуждали выдать сообщников под пытками, а после казнили, опуская на веревке в кипящее масло. В других странах их вешали или отрубали им руки. На Руси пойманным фальшивомонетчикам в горло заливали раскаленный свинец.

В первые годы царствования Михаила Федоровича Романова наказание для преступников смягчили: их публично били кнутом, ставили раскаленным железом клеймо «вор» на щеке и выселяли в отдаленные города. Из-за «гуманности» наказаний в этот период начался расцвет фальшивомонетчиков. Число денежных преступлений быстро стало расти, и в 1637 году пришлось вернуть казнь с использованием свинца.

Впрочем, даже под угрозой мучительной смерти деньги продолжали подделывать. Фальшивки изготавливали, снижая вес серебра или примешивая другие, более дешевые металлы. Иногда монеты отливали и чеканили из олова или меди, а в конце серебрили. Выпускали поддельные монеты не только кустари, но и крупные зарубежные мастерские, в основном шведские и датские.

Что можно было купить на чешуйку?

Долгое время копейка-чешуйка была самой крупной денежной единицей на Руси и, поскольку делалась из высокопробного серебра, очень дорого ценилась. Например, из сохранившихся документов известно, что в годы правления Михаила Федоровича за копейку можно было купить курицу или 15 яиц, за 30 копеек — четыре пуда ржаной муки (около 16 килограммов), а пара сапог стоила 25–50 копеек. Для бедноты копейка была очень большой суммой, а денег и четвертей-полушек чеканилось мало.

Монетная технология и система номиналов, принятые при Иване Грозном, просуществовали до начала XVIII века, когда Петр I, не любивший старые обычаи и называвший маленькую проволочную копейку серебряной вошью, ввел денежные стандарты по европейскому образцу. Монеты стали крупными и круглыми, их начали чеканить на станках, а материалом теперь служили золото, серебро и медь.

С использованием материалов Официального сайта Мэра Москвы

Источник: www.mdregion.ru

Рейтинг
Загрузка ...