О чем можно просить у икон святых, список названий и описаний христианских образов
У икон святых можно просить о прощении близких, поиске любимого, здоровье, успехах в делах. Чтобы молитва была услышана, следует подкрепить слова делом: вести праведный образ жизни, помогать страждущим, убирать в доме. Также следует причаститься, исповедоваться священнослужителю. После этого нужно выбрать образ святого, который помогает в проблеме.
Значение святых в православии
Святые в православии нужны для того, чтобы обратиться к ним в минуты скорби или отчаяния, когда нет возможности решить проблему самостоятельно. К ним часто обращаются при неизлечимых недугах или проблемах дома. Девушки могут просить о поиске возлюбленного или о возможности зачатия ребенка.
Иконы размещают в святынях: храмах, часовнях, монастырях. Святые служили покровителями священного места, а также города, который располагается ближе всего к образу. Также в каждой иконе отмечается разный тип писания, что говорит о развитии иконографии.
Что нужно знать об иконах. 12 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
Как правильно молиться
Христианские верующие для молитвы должны сидеть (в случае сильной болезни) или стоять, читая текст по памяти или с книги перед образом святого. После этого следует добавить несколько слов от себя, говоря о чистых побуждениях в достижении желаемого. После молитвы необходимо вести праведный образ жизни.
Названия и значения самых важных и православных образов
Большая часть образов святых связана с ликом Богоматери или других праведников:
- Святым Николаем;
- Серафимом Саровским;
- Георгием Победоносцем;
- Петром и Февронией;
- Целителем Пантелеймоном.
«Семистрельная»
Изначально Семистрельная икона располагалась у реки Тошни, а нашел ее крестьянин. Кто написал образ, точно неизвестно. Приблизительная дата создания приходится на XVIII век. Название происходит из-за изображения на холсте Богородицы, которую проткнули семью стрелами.
Икона оберегает от болезней и помогает смириться с утратой. Сейчас существуют красивые списки с нее.
«Неупиваемая чаша»
«Неупиваемая чаша» – это икона, которая впервые появилась в 1878 году, но была утеряна к 1929 году. Известные списки с нее расположены в монастырях Высоцком, Владычном. На холсте изображена Божья Матерь с воздетыми руками в молитве вместе с Младенцем.
«Целительница»
Известная икона «Целительница» была написана приблизительно в IV веке. Ранее она была расположена в храме Карталинии. История иконы рассказывает об исцелении монаха, который горячо помолился Богоматери в момент тяжелого недуга. Чудотворные списки с иконы расположены в нескольких монастырях.
«Нечаянная радость»
Икона «Нечаянная радость» впервые была описана в 1683 году, доподлинная дата ее создания неизвестна. Церковная история гласит, что грешник всегда молился перед тем, как поступать неправедно. Тогда ему пришло видение, где Богородица с Сыном говорили о наказании грешников. После мольбы Матери Иисус простил видевшего видение человека. Этот сюжет изображен на картине.
«Троеручица»
Икона «Троеручица» – это образ Богоматери, который почитается Православной церковью. Картина была перенесена в обитель Саввы до 13 века, после чего передана в Хиландарский монастырь. История гласит, что монахи поместили икону на алтарь, но она переместилась на место игумена. Ее списки расположены в Болгарии, России, Украине. «Троеручица» означает «обладательница трех рук», так как именно так изображена Богоматерь на картине.
«Скоропослушница»
«Скоропослушница» – это образ Божией Матери, который считается чудотворным. На списках ее изображают с Младенцем на руках. История гласит, что монах намеренно коптил святой лик, так как не верил, что слышал голос от него. Тогда Богоматерь послала на него слепоту. После многих лет молитв монах вновь обрел зрение, а икона – известность.
Списки расположены в Москве, Перемышле, Казани, Дохиаре.
Серафим Саровский
Серафима Саровского еще при жизни возвели в святые, к его образу обращаются при упадке сил. Он считал, что самое худшее для человека – впасть в уныние, поэтому его лик защищает верующего от глубокой скорби и отчаяния. Также Серафим помогает противостоять искушениям и грешным помыслам. Торговцы считают, что образ святого Серафима улучшает продажи и способствует успеху в делах.
Георгий Победоносец
Георгий Победоносец считается одним из самых почитаемых святых в православном мире. Принято считать, что он погиб при Великом религиозном гонении, когда его поймали и пытали на протяжении 8 дней. После этого он был обезглавлен. Это произошло в 303 или 304 годах. Святого считают покровителем воинов и тех, кто борется за праведное дело.
Также молитвы к его иконе улучшают посев и защищают скот от болезней.
Николай Угодник Чудотворец
Икона Чудотворца помогает тем, кто утратил веру, возвращает на путь истинный. На протяжении всей своей жизни Святой Николай помогал людям вернуть веру, творил чудеса, возвращая еду голодным. Его деяния – самые популярные и почитаемые из-за его сильной веры и чистоты помыслов. Угодник всегда стремился к уединению для чтения Библии, а также к помощи тем, кто в ней нуждается.
Владимирская Богоматерь
Икона Владимирской Божией Матери – самая известная и почитаемая картина среди Русской церкви. Существует мнение, что ее, так же, как и Иверский образ, написал евангелист Лука. На Руси образ появился в 12 веке, в 14 веке помещен в Москву для защиты города от нападения. Несколько раз икона перемещалась из Владимира в Москву, после чего в середине 20 века передана в Третьяковскую галерею. У образа принято просить о покровительстве в делах, удаче в начинаниях и защите от недобрых намерений.
«Неопалимая купина»
«Неоплаимая купина» (или куст в переводе) – это иконографический тип, а не полноценный образ, как у других святых. На картине изображены знаменитые прообразы воплощения Христа, которые почитаются в православии. Ее список расположен в Украине. У иконы можно просить о наставлении на праведный путь.
Иверская икона
Иверская икона находится на горе Афон, в Иверском монастыре. Это образ Божией Матери с младенцем на руках. Предположительно была написана Лукой, евангелистом и первым иконописцем. Ее списки расположены по всему миру, включая Кавказ, Россию, Францию. Первый список был написан для Московского монастыря, но был утерян в период Советского Союза.
Его точное расположение неизвестно.
«Неувядаемый цвет»
«Неувядаемый (или «Благоуханный») цвет» – это икона, которая почитается в православной религии. Она была создана приблизительно в XVII веке на Афоне или в Константинополе, по другим данным. На картине изображена Богородица с Младенцем в необычном исполнении, так как на холсте присутствует обрамление из цветов.
У иконы просят о детях и здоровье потомства.
«Умиление»
Существует несколько вариаций иконы «Умиление»:
- Новгородская.
- Старорусская.
- Подкубенская.
- Псково-Печерская.
- Серафимово.
Кроме последней, на всех изображен лик Богоматери с Младенцем. Основой сюжета является Мать, которая держит на руках Сына. Серафимова икона долгое время находилась в келье у святого.
Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона относится к чудотворным, появилась впервые в 1579 году. Больше всего ее почитают в Русской церкви. Существует Московский список, который отправляли царю Ивану Грозному. Древние сказания гласят, что икона явилась тогда, когда Казань почти сгорела. У образа можно просить защиты домашнего очага и сохранности вещей.
Острообрамская
Острообрамская икона почитается не только в России, но также в Польше, Беларуси. Она расположена в Вильнюсе, на городских воротах в качестве защитного образа. На картине изображена Богоматерь без Младенца, которая сложила руки и смотрит на них. Появился образ приблизительно в 15 веке. У него можно просить о защите религии и своих убеждений, так как икона чтится в равной степени у православных и католических верующих.
«Нерушимая стена»
«Нерушимая стена» – это не конкретная икона, но изображение Богоматери Оранты. Так могут называть любой образ, соответствующий канонам. Мозаичное изображение расположено в Киеве, в Софийском соборе. Празднование совершается в конце мая. У Богоматери можно просить о поиске любви и семейном благополучии.
Скорбящая
Скорбящая икона – это лик Богоматери, которая переживает гибель Сына. Она воздевает руки в молитве и смотрит вверх. Изображение хранится в Свято-Троицком монастыре. У лика можно просить об упокоении души и усмирении скорби.
«Радость всех радостей»
«Радость всех радостей» – это образ Богоматери, который долгое время находился в келье Серафима Саровского. Ее альтернативное название – «Умиление Серафимо». На протяжении всей жизни святого Богоматерь была его защитницей, поэтому молитвы к нему могут быть также услышаны Царицей. У иконы следует просить об излечении тяжелых недугов.
«Святая Троица»
Икона «Святая Троица» была написана Андреем Рублевым и в данный момент хранится в Третьяковской галерее. Эта икона считается одной из самых знаменитых в Русской церкви. По ней писали списки, которые расположены в разных уголках России. На изображении написаны главные лики Авраама, Сарры, Лота.
«Взыскание погибших»
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» – это изображение Богородицы, которое было создано в 17 веке. Название было дано из-за повести покаяния Феофила. Согласно ее тексту, Феофил молился перед образом Матери, которую после назвал «Взысканием погибших».
«Всецарица»
Икона «Всецарица» – это изображение Богоматери с Младенцем на руках, в окружении ангелов. Образ находится в афонском монастыре Ватопед. Ее написание датировано 17 веком. Изображение считается чудотворным, так как были известны случаи излечения онкологических заболеваний после молитв к нему.
«Знамение»
«Знамение» – это еще один лик Божией Матери, который был изображен по типу Оранта. В данный момент образ расположен в Софийском соборе Великого Новгорода. Впервые чудеса иконы были упомянуты в 1170 году, когда на Новгород напали, но Богоматерь отогнала врага от ворот города. У образа можно просить покровительства в делах, защиты от злых языков.
«Спорительница хлебов»
Самая редкая, но глубоко почитаемая икона Божией Матери – «Спорительница хлебов». На изображении показана Богородица, воздевшая руки к небу, восседающая на облаках. Образ был написан в 1890 году, после чего Калужская губерния чудом избавилась от голода. У Богоматери можно просить помощи в заработке денег и защите зерновых полей.
Великомученик и целитель Пантелеймон
Великомученик Пантелеймон был не только глубоко верующим человеком, но также врачом и целителем. В православной церкви его образ почитается при лечении тяжелых заболеваний, однако в католическом веровании он не обладает такой популярностью. У его иконы просят о крепком здоровье и сильном потомстве.
Блаженная Матрона Московская
Матрона Московская обладала возможностью видеть будущее в силу глубокой веры и полного отсутствия зрения. Святая исцеляла людей, дарила им крепкое здоровье. У нее можно было исповедоваться и прочиститься. Существует мнение, что она смогла предсказать свою смерть за 3 дня, но все равно продолжала помогать людям. У ее образа можно просить о прощении близких, здоровье детей и родственников.
Петр и Феврония
На многих иконах святые изображаются в одиночестве либо, если это Богоматерь, то вместе с Младенцем. Поэтому икона Петра и Февронии – это редкое исключение. Их совместное изображение символизирует единство семьи и крепость любовной связи. У их образа можно просить о поиске возлюбленного и мире в семье.
Святитель Николай
Святитель Николай – это Николай Угодник, у образа которого молятся о глубокой вере и удаче в делах.
О чем не стоит молиться
Назначение молитвы – помочь найти утерянный путь или обрести понимание происходящего. Верующие просят о здоровье, чтобы продолжать праведный образ жизни. Если просить о любви, то это приносит потомство в мир. Не стоит молиться о бытовых мелочах, так как святые помогают только с тем, с чем человек не сможет справиться самостоятельно.
ИсточникИконы
Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из
Христианство – это одна из мировых религий, которая основана на жизни и учении Иисуса Христа. Его лик нередко воссоздавали на священных изображениях, что способствовало укоренению образа единого Бога
Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с
В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу
Одной из самых почитаемых и сильных икон считается икона Божией Матери Семистрельная, которая должна быть в каждой православной семье для защиты от бед и напастей. С ней связано
Появление на Руси иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск
Святитель Николай Мирликийский (ок. 270 г. – ок. 345 г.) почитается всеми христианскими конфессиями. В народе его называют Николай Чудотворец и Никола Угодник; именно он за свои деяния
ИсточникИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ
К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть — накидка из овчины.
Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, — Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.
Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники — с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.
Святые апостолы
Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.
На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
Первоверховный апостол Петр
Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Святые равноапостольные
Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).
Креститель Руси князь Владимир
Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.
Великая княгиня Ольга
Святители
Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.
Святые мученики
Мученики — к которым относится большинство святых — те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.
Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).
Великомученик Георгий Победоносец
Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.
Священномученик Владимир Киевский и Галицкий
Преподомученник Корнилий Псково-Печерский
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).
Первообраз мученичества — Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.
Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.
В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.
Преподобный Николай исповедник, игумен Студицкий
Преподобные
Преподобные (уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).
Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.
Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.
Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.
Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.
Бессребреники
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.
Блаженные (юродивые)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб.
Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.
Праотцы — первые праведники в человеческой истории.
Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) — родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) — родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы — праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном — они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.
К лику святых праведных относится и великий русский святой — праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником — представителем белого (женатого) духовенства.
Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.
Святые благоверные
Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их — не по существу, но по благодати и действию».
Источник