Кого называли князем серебряным

Никита Серебряный — это главный герой данного произведения. Его титул (князь) и фамилия стали названием исторического романа. Но в реальной жизни не было такого князя, с такой фамилией, это образ, придуманный писателем.

Споры о том, в честь кого назван роман Алексея Толстого «Князь Серебряный», продолжаются долгое время, но все же принята такая версия, что автор взял в качестве прототипа своего главного героя былинного героя Никиту Романовича — боярина, заступника, правдолюбца, смелого и честного человека, олицетворяющего собой чаяния людей в таком человеке, который бы постоял за народ даже перед лицом грозного царя.

Князь Серебряный носит и имя, и отчество своего прототипа. Мне кажется, Алексей Константинович этим и подчеркнул, с кого именно написан этот персонаж. Писатель очень любил своего князя, но долго думал, каким характером его наделить. В общем история создания этого произведения очень интересная.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Алексей Константинович Толстой. Князь Серебряный

LiveInternetLiveInternet

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию — Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Друзья

Друзья онлайн Роксолана_Лада Волшебная__шкатулочка Ketevan ninakupor MsTataka

-Постоянные читатели

-Статистика

Создан: 23.12.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 365837

Князья Серебряные: три прототипа героя романа об опричнине

Почему Серебряные

В романе «Князь Серебряный» Алексея Константиновича Толстого, популярного писателя 19-го века, выведены многие исторические персонажи эпохи Ивана Грозного. Сюжет прост: князь Никита Серебряный любит боярышню Елену. Ее же любит и опричник Афанасий Вяземский. Пока Никита пропадает на Ливонской войне, Елена выходит замуж за пожилого боярина Дружину Морозова, в надежде избавиться от преследований Вяземского. В конце концов Морозов и Вяземский кладут головы на плахе, Елена уходит в монастырь, а князь Серебряный погибает в битве с татарами.

Читайте также:
Маленькая серебряная ложечка для чего

Судьба Петра

Петр Семенович ратным трудом заслужил боярство, год рождения его неизвестен, но учитывая возраст родителя, можно уверенно сказать, что он был старше романного Никиты Серебряного. Сходство у литературного героя и настоящего князя есть: оба провели свою жизнь в сражениях. Петр Серебряный-Оболенский воевал за Казань, он даже удостоился великой чести: приветствовать от имени Ивана Грозного и сопроводить в Москву ханшу Сююмбике. Петр отметился и в Ливонской войне, а в мае 1570-го года Петр Серебряный ходил походом на Коломну вместе с царем Иваном Васильевичем, оборонять Русь от крымчаков. После того похода отношение царя к своему боярину резко изменилось.

Аудиокнига Толстой А. Князь Серебряный с 1-20 главы

Иван Васильевич затеял масштабную «чистку» среди бояр. Этот процесс получил название «Великого изменного дела». Многих знатных бояр царь обвинил в умысле сдать Великий Новгород королю Польши. И Петр Серебряный-Оболенский сложил голову на плахе в том же 1570-м году. Его имя есть в «синодике Ивана Грозного»: царь молился за души жертв своей же опричнины.

Потомства Петр Серебряный не оставил.

Судьба Василия

Василий Семенович начал свою службу царю еще во времена регентства Елены Глинской: от имени маленького Ивана IV он ездил к Андрею Ивановичу Старицкому с приказом прибыть в Москву. Из этого обстоятельства мы можем сделать вывод, что Василий Серебряный тоже был много старше и Грозного царя, и романного Никиты Серебряного.

Ну не мог быть романтическим героем мужчина в возрасте за 50-т лет. Он в отцы годился герою романа Толстого. На счету Василия Семеновича было множество войн: отражение набега крымчаков на Москву в 1541-м, походы на Казань, участие в Ливонской войне. Василий Серебряный-Оболенский был воеводой в Свияжске, Полоцке.

Читайте также:
Узнайте персонажа рассказа а куприна по портретному описанию тучный высокий серебряный старец

После 1570-го года Василий Серебряный в летописи не упоминается. Скорее всего он окончил свои дни мирно, отойдя от дел. Иначе его имя было бы упомянуто наряду с именем казненного брата.

Последний из Серебряных князей

Сына Василия Семеновича звали Борисом, он тоже избрал ратную службу. Борис Серебряный-Оболенский служил воеводой в Дедилове, Брянске и Туле. Впервые упомянут в летописи в связи со свадьбой злополучного Владимира Старицкого : Борис Серебряный был посажен на «княжее место» до прибытия жениха.

Борис Васильевич сражался с татарами, черемисами, ногайцами и крымчаками, командовал полками, водил рати. Следы его теряются после 1574-го года. Возможно в одной из многочисленных военных стычек с татарами он и сложил буйную голову.

По возрасту именно Борис Васильевич ближе всех к литературному князю Серебряному. Потомства Борис не оставил, с ним ветвь князей Серебряных и окончилась. Кто знает, может в его жизни и была несчастливая любовь, из-за которой он и бросался в самое пекло боя? via

Рубрики: История/История России

Метки: иван грозный история россии
Понравилось: 8 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

«Князь Серебряный» Алексея Толстого и типы монархистов.

Лично мне представляется, что князь Серебряный — это классический типаж православного монархиста. Который любое действие монарха воспринимает как проявление Божией воли в мире. Это человек, для которого смысл жизни выражается словом «служение». Нет, он не исповедует догмата о монаршей непогрешимости, но он считает, что если царь очевидно неправ и ведёт страну к катастрофе — значит, мы сами по своим грехам заслуживаем именно этого. И он будет слепо повиноваться любым распоряжениям государя, пока они очевидно не войдут в противоречие с его религиозными убеждениями, и будет ему служить нелицемерно, и умрёт с именем монарха на устах, несмотря на то, что этот монарх — последний негодяй.

Читайте также:
Серебряный кувшин для воды польза

Князь Серебряный — как его видят художники-иллюстраторы

И он же — в исполнении Игоря Талькова

При наличии достойного человека у власти такие «князья серебряные» становятся героями и превращаются в общественно чтимые фигуры. В качестве примера можно привести князя Михаила Долгорукого (известного полководца петровской эпохи), адмирала Ушакова, генералов Гурко и Скобелева.

А если у власти, так скажем, человек не совсем порядочный (или такой патологический властолюбец, как Иван Грозный) — «князья серебряные» обречены на мученичество. И — увы — на то, чтобы принести своей стране больше вреда, чем пользы. Они слишком восторженны, и достойная смерть (по Льюису) — это, увы, единственное сокровище, которое они способны себе стяжать. Стефанов Яворских, Артемиев Волынских, Арсениев Мациевичей, великих князей Димитриев Павловичей или великих княгинь Елизавет среди людей такого типа можно не искать. Умрут — но не обличат публично творимое с вершины трона зло.

А конфликт между Серебряным и Басмановым лично мне напоминает конфликт между настоящим монархистом и царебожником. Серебряный верен царю — но не оправдывает то зло, которому царь себя поработил. А Басманов этому злу сознательно служит, оправдывая собственные грехи преданностью государю. Оба они воспринимают царскую волю как выражение Божией воли — но один способен понять, что эта самая воля может быть и наказанием, а для другого слово царя — просто истина в последней инстанции.

Федька Басманов, как он выглядит в фильме 1991 года

Нет, Федька Басманов отнюдь не утратил способности к различению добра и зла. И если нужно — способен на подлинную воинскую доблесть (отмеченную тем же Серебряным). Умом он понимает всю греховность того, что творит. Но сознательно приносит свою совесть в жертву. Чему, собственно?

Читайте также:
Как клеить серебряную бумагу

Государю? Да, прежде всего государю, который для таких, как Федька, превращается в языческий идол. Много видал я в реальной жизни «монархистов», всерьёз полагающих любую критику действий монарха (опять-таки любого) не просто недопустимой, а прямо-таки преступной, ставящей человека под анафему. Забывая при этом о таких фигурах, к примеру, как Юлиан Отступник или Пётр Третий.

Забывая и о том, что по-настоящему сильные государи не только не запрещали себя критиковать, но напротив — требовали, чтобы им говорили правду в лицо. И щедро вознаграждали справедливых критиков.

Но такой путь — не для Федьки. Басманов — предельный конформист. Алексей Толстой намеренно подчёркивает в нём ту черту, которая, вообще-то, не является общепризнанным историческим фактом (речь о его, якобы, имевшей место гомосексуальной связи с Иваном Грозным). Для человека христианской культуры гомосексуализм — безусловное табу.

Это — область крайнего грехопадения, обозначаемая термином «содомский грех». Так вот, литературный Басманов по приказу царя бестрепетно идёт именно в эту сферу запредельной мерзости. И . утягивает за собой в пучину греха и трепетно обожаемого государя!

Вот ведь как получается: когда царь совершает грех, именно любовь к царю требует его обличить и предостеречь — чтобы спасти, не допустить до окончательного падения (а власть всегда связана с искушениями, и мало кто выносит это бремя достойно). Но Басманову даже в голову это не приходит. Так царя ли он любит? Или ему просто так проще жить?

Проще не думать, проще заглушить свою совесть бесстыдными плясками и пьяным разгулом, утешая себя мыслью, что это — ради государя и во исполнение его священной воли. А поскольку мы сами себе — всегда лучшие адвокаты, со временем он всерьёз начинает верить, что его грехопадение — действительно есть служение государю и как таковое — оправдано. А в результате гибнет не только его душа, но и душа царя.

Читайте также:
Узор из мельчайших золотых или серебряных зерен которые напаивались на металлическую пластинку

Вот и получается, что цезарепапизм а-ля Басманов — это ложный, поддельный монархизм, ничего, кроме вреда, никому не приносящий.

Источник: mikhael-mark.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...