Никита Серебряный — это главный герой данного произведения. Его титул (князь) и фамилия стали названием исторического романа. Но в реальной жизни не было такого князя, с такой фамилией, это образ, придуманный писателем.
Споры о том, в честь кого назван роман Алексея Толстого «Князь Серебряный», продолжаются долгое время, но все же принята такая версия, что автор взял в качестве прототипа своего главного героя былинного героя Никиту Романовича — боярина, заступника, правдолюбца, смелого и честного человека, олицетворяющего собой чаяния людей в таком человеке, который бы постоял за народ даже перед лицом грозного царя.
Князь Серебряный носит и имя, и отчество своего прототипа. Мне кажется, Алексей Константинович этим и подчеркнул, с кого именно написан этот персонаж. Писатель очень любил своего князя, но долго думал, каким характером его наделить. В общем история создания этого произведения очень интересная.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Алексей Константинович Толстой. Князь Серебряный
LiveInternetLiveInternet
Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .
Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .
Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .
Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию — Мириам Хаскелл. .
-Музыка
-Поиск по дневнику
-Подписка по e-mail
-Друзья
Друзья онлайн Роксолана_Лада Волшебная__шкатулочка Ketevan ninakupor MsTataka
-Постоянные читатели
-Статистика
Создан: 23.12.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 365837
Князья Серебряные: три прототипа героя романа об опричнине
Почему Серебряные
В романе «Князь Серебряный» Алексея Константиновича Толстого, популярного писателя 19-го века, выведены многие исторические персонажи эпохи Ивана Грозного. Сюжет прост: князь Никита Серебряный любит боярышню Елену. Ее же любит и опричник Афанасий Вяземский. Пока Никита пропадает на Ливонской войне, Елена выходит замуж за пожилого боярина Дружину Морозова, в надежде избавиться от преследований Вяземского. В конце концов Морозов и Вяземский кладут головы на плахе, Елена уходит в монастырь, а князь Серебряный погибает в битве с татарами.
Судьба Петра
Петр Семенович ратным трудом заслужил боярство, год рождения его неизвестен, но учитывая возраст родителя, можно уверенно сказать, что он был старше романного Никиты Серебряного. Сходство у литературного героя и настоящего князя есть: оба провели свою жизнь в сражениях. Петр Серебряный-Оболенский воевал за Казань, он даже удостоился великой чести: приветствовать от имени Ивана Грозного и сопроводить в Москву ханшу Сююмбике. Петр отметился и в Ливонской войне, а в мае 1570-го года Петр Серебряный ходил походом на Коломну вместе с царем Иваном Васильевичем, оборонять Русь от крымчаков. После того похода отношение царя к своему боярину резко изменилось.
Аудиокнига Толстой А. Князь Серебряный с 1-20 главы
Иван Васильевич затеял масштабную «чистку» среди бояр. Этот процесс получил название «Великого изменного дела». Многих знатных бояр царь обвинил в умысле сдать Великий Новгород королю Польши. И Петр Серебряный-Оболенский сложил голову на плахе в том же 1570-м году. Его имя есть в «синодике Ивана Грозного»: царь молился за души жертв своей же опричнины.
Потомства Петр Серебряный не оставил.
Судьба Василия
Василий Семенович начал свою службу царю еще во времена регентства Елены Глинской: от имени маленького Ивана IV он ездил к Андрею Ивановичу Старицкому с приказом прибыть в Москву. Из этого обстоятельства мы можем сделать вывод, что Василий Серебряный тоже был много старше и Грозного царя, и романного Никиты Серебряного.
Ну не мог быть романтическим героем мужчина в возрасте за 50-т лет. Он в отцы годился герою романа Толстого. На счету Василия Семеновича было множество войн: отражение набега крымчаков на Москву в 1541-м, походы на Казань, участие в Ливонской войне. Василий Серебряный-Оболенский был воеводой в Свияжске, Полоцке.
После 1570-го года Василий Серебряный в летописи не упоминается. Скорее всего он окончил свои дни мирно, отойдя от дел. Иначе его имя было бы упомянуто наряду с именем казненного брата.
Последний из Серебряных князей
Сына Василия Семеновича звали Борисом, он тоже избрал ратную службу. Борис Серебряный-Оболенский служил воеводой в Дедилове, Брянске и Туле. Впервые упомянут в летописи в связи со свадьбой злополучного Владимира Старицкого : Борис Серебряный был посажен на «княжее место» до прибытия жениха.
Борис Васильевич сражался с татарами, черемисами, ногайцами и крымчаками, командовал полками, водил рати. Следы его теряются после 1574-го года. Возможно в одной из многочисленных военных стычек с татарами он и сложил буйную голову.
По возрасту именно Борис Васильевич ближе всех к литературному князю Серебряному. Потомства Борис не оставил, с ним ветвь князей Серебряных и окончилась. Кто знает, может в его жизни и была несчастливая любовь, из-за которой он и бросался в самое пекло боя? via
Рубрики: | История/История России |
Метки: иван грозный история россии
Понравилось: 8 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru
«Князь Серебряный» Алексея Толстого и типы монархистов.
Лично мне представляется, что князь Серебряный — это классический типаж православного монархиста. Который любое действие монарха воспринимает как проявление Божией воли в мире. Это человек, для которого смысл жизни выражается словом «служение». Нет, он не исповедует догмата о монаршей непогрешимости, но он считает, что если царь очевидно неправ и ведёт страну к катастрофе — значит, мы сами по своим грехам заслуживаем именно этого. И он будет слепо повиноваться любым распоряжениям государя, пока они очевидно не войдут в противоречие с его религиозными убеждениями, и будет ему служить нелицемерно, и умрёт с именем монарха на устах, несмотря на то, что этот монарх — последний негодяй.
Князь Серебряный — как его видят художники-иллюстраторы
И он же — в исполнении Игоря Талькова
При наличии достойного человека у власти такие «князья серебряные» становятся героями и превращаются в общественно чтимые фигуры. В качестве примера можно привести князя Михаила Долгорукого (известного полководца петровской эпохи), адмирала Ушакова, генералов Гурко и Скобелева.
А если у власти, так скажем, человек не совсем порядочный (или такой патологический властолюбец, как Иван Грозный) — «князья серебряные» обречены на мученичество. И — увы — на то, чтобы принести своей стране больше вреда, чем пользы. Они слишком восторженны, и достойная смерть (по Льюису) — это, увы, единственное сокровище, которое они способны себе стяжать. Стефанов Яворских, Артемиев Волынских, Арсениев Мациевичей, великих князей Димитриев Павловичей или великих княгинь Елизавет среди людей такого типа можно не искать. Умрут — но не обличат публично творимое с вершины трона зло.
А конфликт между Серебряным и Басмановым лично мне напоминает конфликт между настоящим монархистом и царебожником. Серебряный верен царю — но не оправдывает то зло, которому царь себя поработил. А Басманов этому злу сознательно служит, оправдывая собственные грехи преданностью государю. Оба они воспринимают царскую волю как выражение Божией воли — но один способен понять, что эта самая воля может быть и наказанием, а для другого слово царя — просто истина в последней инстанции.
Федька Басманов, как он выглядит в фильме 1991 года
Нет, Федька Басманов отнюдь не утратил способности к различению добра и зла. И если нужно — способен на подлинную воинскую доблесть (отмеченную тем же Серебряным). Умом он понимает всю греховность того, что творит. Но сознательно приносит свою совесть в жертву. Чему, собственно?
Государю? Да, прежде всего государю, который для таких, как Федька, превращается в языческий идол. Много видал я в реальной жизни «монархистов», всерьёз полагающих любую критику действий монарха (опять-таки любого) не просто недопустимой, а прямо-таки преступной, ставящей человека под анафему. Забывая при этом о таких фигурах, к примеру, как Юлиан Отступник или Пётр Третий.
Забывая и о том, что по-настоящему сильные государи не только не запрещали себя критиковать, но напротив — требовали, чтобы им говорили правду в лицо. И щедро вознаграждали справедливых критиков.
Но такой путь — не для Федьки. Басманов — предельный конформист. Алексей Толстой намеренно подчёркивает в нём ту черту, которая, вообще-то, не является общепризнанным историческим фактом (речь о его, якобы, имевшей место гомосексуальной связи с Иваном Грозным). Для человека христианской культуры гомосексуализм — безусловное табу.
Это — область крайнего грехопадения, обозначаемая термином «содомский грех». Так вот, литературный Басманов по приказу царя бестрепетно идёт именно в эту сферу запредельной мерзости. И . утягивает за собой в пучину греха и трепетно обожаемого государя!
Вот ведь как получается: когда царь совершает грех, именно любовь к царю требует его обличить и предостеречь — чтобы спасти, не допустить до окончательного падения (а власть всегда связана с искушениями, и мало кто выносит это бремя достойно). Но Басманову даже в голову это не приходит. Так царя ли он любит? Или ему просто так проще жить?
Проще не думать, проще заглушить свою совесть бесстыдными плясками и пьяным разгулом, утешая себя мыслью, что это — ради государя и во исполнение его священной воли. А поскольку мы сами себе — всегда лучшие адвокаты, со временем он всерьёз начинает верить, что его грехопадение — действительно есть служение государю и как таковое — оправдано. А в результате гибнет не только его душа, но и душа царя.
Вот и получается, что цезарепапизм а-ля Басманов — это ложный, поддельный монархизм, ничего, кроме вреда, никому не приносящий.
Источник: mikhael-mark.livejournal.com