Кольцо диаметр алмаз проба окружность золото

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

VS

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Источник: megapredmet.ru

«Выделение существенных признаков»

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выявляемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления — конкретного или абстрактного (табл. 3).

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Инструкция: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками».

Читайте также:
Тот кто имеет золото

Интерпретация: наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но по том их исправляет, то это можно интерпретировать как по спешность и импульсивность(СерединаН.В.,ШкуренкоД.А.,2003)

Оценка результатов осуществляется по форме, представленной в табл.

Таблица. Шкала для оценки стиля мышления

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото)

Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

ЗОЛОТО 585 ПРОБЫ по 2500 рублей за грамм !!!

Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

Колебание почвы, шум

Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Колебание почвы, шум

Оценка в баллах

Образование аналогий

В методике простые аналогии представлены пары слов (образцы) между которыми существуют определённые смысловые отношения испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику « сложные аналогии»

Исследование быстроты мышления

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использовать как индивидуально, так и в группе. (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000)

Ход выполнения задания

Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин они выписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

Читайте также:
Браслетов из золота модели

Д-ЛОП-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ

К-ШАО-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК

С-ДАК-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь

В-ЗАЗ-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН

Н-ГАВ-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я

М-НАС-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

Д-ЛЯВ-Т-А С-А-КА К-П-С-А

К-НОП-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ

Б-ДАП-Р-А С-А-А С-Е-О-А

Ч-ДОБ-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А

Обработка результатов подчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

Менее 20 слов- низкая быстрота мышления и подвижность н.п.

21-30 слов- средняя мышления и подвижность н.п.

31слова и более- высокая быстрота мышления и подвижность н.п.

Сравнение и определение понятий

Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега — ложка, ботинок — карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор

Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления

Источник: studentopedia.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Методика «Выделение существенных признаков»

Методика «Выделение существенных признаков»
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей

Методика на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения (С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методы патопсихологии»).
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от кажущегося очевидным, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Инструкция.
Испытуемому объясняют, что в каждой строчке есть одно слово, стоящее перед скобкой, и далее — пять слов в скобках; что все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобкой. Затем предлагают выбрать два слова из пяти и подчеркнуть их.

Тестовый материал.
Этот тест предназначен главным образом для индивидуального обследования и обычно включается в набор тестов для определения уровня развития мышления.
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Правильно выбранные слова: растения, земля; берег, вода; здание, улица; крыша, стены; углы, сторона; делимое, делитель; диаметр, округлость; глаза, печать; бумага, редактор; игроки, правила; сражения, солдаты.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли он в своих неправильных ответах и чем объясняет свой выбор.
Интерпретация результатов.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об уровне сформированности логичности мышления испытуемого.
Правильные ответы, находящиеся в диапазоне от 0 до 50%, — низкий уровень, от 51 до 70% — средний уровень, 71—100% — высокий уровень.

Вариант №2 для младших школьников

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция:
Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля».

Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Обработка результатов и интерпретация
Ключ
1. Растения, земля
2. Берег, вода
3. Здания, улица
4. Крыша, стены
5. Углы, сторона
6. Делимое, делитель
7. Диаметр, округлость
8. Глаза, текст
9. Бумага, редактор
10. Игроки, правила
11. Сражение, солдаты
12. Бумага, текст
13. Голос, мелодия
14. Колебания почвы, шум
15. Книги, читатели
16. Почва, дерево
17. Состязания, победа
18. Врач, больные
19. Чувства, человек
20. Родина, человек

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно- логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов (по количеству правильных ответов);
20 ответов – 9 баллов
20 ответов – 8 баллов
19 ответов – 7 баллов
18 ответов – 6 баллов
16-17 ответов – 5 баллов
14-15 ответов – 4 балла
12-13 ответов – 3 балла
10-11 ответов – 2 балла

  • Мышление подростка
  • Мышление младшего школьника
  • Развитие мышления младшего школьника
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
  • Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Цели и задачи исследования

Источник: www.vashpsixolog.ru

Рейтинг
Загрузка ...