По сюжету многосерийной ленты «Колье Шарлотты» двое сотрудников КГБ — полковник Серегин и лейтенант Павлов — расследуют убийство некоего Виктора Кораблева, погибшего при загадочных обстоятельствах. В ходе обыска в квартире пострадавшего, занимавшего должность экспедитора ленинградского порта, ими была обнаружена иностранная валюта и редкая икона XVI века. Кроме того, выяснилось, что незадолго до своей смерти фарцовщик заказал известному ювелирному мастеру копию так называемого «колье Шарлотты» — украшения из бриллиантов, изготовленного еще в дореволюционную эпоху. В ходе следствия Серегин и Палов выходят на преступников, занимающихся отправкой за рубеж ценных антикварных вещей. И теперь их главная задача — предотвратить вывоз из страны уникального старинного изделия, имеющего высокую художественную и историческую ценность.
Интересные факты
- В снову 4-серийного фильма положена повесть «Таможенный досмотр» советского писателя Анатолия Ромова
- Режиссером проекта выступил Евгений Татарский, снявший впоследствии знаменитый телесериал «Убойная сила» (2000), где также одну из ролей исполнил и Кирилл Лавров, сыгравший полковника Серегина в «Колье Шарлотты»
- Юрий Кузнецов и Кирилл Лавров позже снова сыграли вместе в детективе Виктора Сергеева «Шизофрения» (1997) и сериале о буднях сотрудников милиции «Улицы разбитых фонарей» (1998)
Источник: 24smi.org
Колье Шарлотты | 3 Серия
Наш любимый детектив. Так кто же похитил «Колье Шарлотты»?
Тема похищения исторических ценностей и реликвий и настоящая детективная история, сложная, запутанная и многоходовая — вот слагаемые успеха хорошего кинодетектива. В Советском Союзе хорошими детективами баловали не так часто и потому они вызывали особый интерес у зрителя.
Режиссёр Евгений Татарский, поднаторев в детективном жанре в ранее снятом фильме «Золотая мина» (1977), решил порадовать зрителя новым детективом. В основу фильма «Колье Шарлотты» (1984) была положена повесть Анатолия Ромова «Таможенный досмотр», которая ранее также публиковалась под названием «Колье Шарлотты». Более того, некоторые сюжетные линии в фильме позаимствованы режиссёром и сценаристами — самим Анатолием Ромовым и его соавтором Артуром Макаровым — из более ранней повести Ромова «Условия договора».
Стоит отметить, что обе повести Анатолия Ромова «Таможенный досмотр» и «Условия договора» весьма проигрывают им же написанному сценарию, поскольку лишены излишних подробностей, как в книгах, а его персонажи благодаря блестящей игре актёров кажутся уже не такими плоскими и однозначными с характеристикой «плохой — хороший».
В центре повестей Ромова лежит ценный артефакт, который преступники незаконно пытаются вывезти из страны. В повести «Таможенный досмотр» — это «Колье Шарлотты», а в «Условия договора» — некий «Перстень Саломеи», в последней повести действие происходит в Грузии.
Колье Шарлотты | 1 Серия
В фильме же «Колье Шарлотты» авторы перенесли действие детектива из Таллина в Ленинград, где похищением исторической реликвии занимается полковник КГБ Серёгин (Кирилл Лавров) и его молодой коллега лейтенант Павлов (Вадим Ледогоров).
Кирилл Лавров и Игорь Ледогоров в фильме «Колье Шарлотты»
Вряд ли в основу повести и фильма было положено реальное похищение, скорее всего, это вымысел автора. Дела такого рода о похищениях исторических реликвий и попытке незаконного вывоза из страны, были в ведении исключительно органов безопасности, и конечно, строго засекречены. Впрочем, некоторые громкие дела становились достоянием гласности. Хотя сам Анатолий Ромов был моряком, долго ходил на разных судах в заграничные плавания, и кое-что подлинное мог мог положить в основу сюжета, используя личный опыт.
Кирилл Лавров в фильме «Колье Шарлотты»
Колье Шарлотты
Его заказал в качестве свадебного подарка сам император Пётр I невесте своего сына царевича Алексея — принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Оно было изготовлено в 1709 году в Амстердаме (как и «перстень Саломеи») и представляло собой восемь скреплённых между собой параллельных платиновых нитей, на которых были закреплены бриллианты.
Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская
Самый большой бриллиант находился в центре нижней нити, весил 69 каратов и имел удивительное название «Солнце Чада». Бриллианты были разных размеров, имели различный цветовой оттенок и располагались таким образом, что каждая отдельная платиновая нить имела самостоятельную ценность. Впрочем, в одноимённом кинодетективе колье этой самой Шарлотты выглядит гораздо скромнее — всего одна нить и 9 подвесков разной длины.
Колье Шарлотты из фильма «Колье Шарлотты»
После бракосочетания колье у Шарлотты царственный свёкор Пётр I отобрал и поместил в Оружейную палату, где оно и хранилось до революции, во всяком случае, в 1916 году его наличие в сокровищнице было подтверждено документально. Поскольку большевики к сохранности исторических ценностей относились небрежно и не сразу поняли всю ценность культурного наследия страны, то колье долго оставалось безучётным.
Перстень работы XIX века.
В следующий раз колье хватились только в 1940 году, когда оно уже исчезло. И точное время пропажи установить не удалось. Слухи о нём периодически появлялись, будоража умы сотрудников органов безопасности и чёрных антикваров. Но судя по тому, что колье, а может его копия, в конце концов, всплыло где-то на чёрном антикварном рынке, нашу страну колье Шарлотты не покидало. Есть версия, что его разбили на части и продали бриллианты по отдельности.
Похожее колье королевы Елизаветы II
Однако, самой большой ценностью фильма было вовсе не загадочное колье Шарлотты, а блестяще подобранный актёрский ансамбль: Кирилл Лавров (полковник КГБ Серёгин), Вадим Ледогоров (лейтенант КГБ Павлов), Елена Соловей (вдова подпольного коллекционера-миллионера Мария Зенова), Всеволод Сошальский (Губченко — валютчик по кличке «Тюля»), перекочевавший из «Золотой мины» Татарского Евгений Киндинов (судовой врач Северцев), Лев Прыгунов (судовой врач Парин) и другие.
Елена Соловей в фильме «Колье Шарлотты»
Интересно сыграл вора-рецидивиста и наркомана Корчёного актёр Юрий Кузнецов. Это была его первая запоминающаяся роль в большом кино. Сегодня он уже один из самых востребованных артистов.
Юрий Кузнецов в фильме «Колье Шарлотты»
Небольшая, но интересная роль досталась Нине Титовой, сыгравшей бдительную соседку Корчёного, которая заподозрила неладное и пришла в милицию рассказать, что «усы за одну ночь не вырастают» . «…Глупый ты человек, хоть и при должности, тебе же их отращивать надо…» , — говорит она несговорчивому участковому.
Кадр из фильма «Колье Шарлотты»
Вообще в детективе «Колье Шарлотты» много замечательного юмора, тонкого, по-настоящему ироничного, что не ускользнуло от внимательного зрителя. Например, серьёзный на первый взгляд полковник КГБ Серёгин немного подтрунивает над своим коллегой, но по-доброму. То говорит свидетельнице, что Павлов «шланг достанет» к его изумлению, то поражает молодого коллегу своей неприхотливостью в еде. Кстати, поливочный шланг был страшным дефицитом. То удивляет забавным четверостишием:
«Ходит птичка весело
По тропинке бедствий,
Не предвидя оттого Никаких последствий».
Кадр из фильма «Колье Шарлотты»
Такие штрихи и создают портрет полковника КГБ Серёгина, на первый взгляд колючего и слишком уж положительного. Но за этим открывается человек, прошедший войну, с принципами, большой интеллектуал.
Помимо «Колье Шарлотты», некоторые детективные повести Анатолия Ромова были успешно экранизированы. Среди них «В полосе прибоя» (1990), «Алмазы Шаха» (1992), «Чужие здесь не ходят» (1985) и др.
Кто-то считает детектив «Колье Шарлотты», как и другие детективы советских времён посредственными, «проходными», малоинтересными. Позвольте мне не согласиться. Сегодня советские детективы, которые современному зрителю непонятны и смотрятся, может быть, наивно, дадут сто очков вперёд любому российскому детективу. В них нет интеллектуалов, которые были в советских фильмах, честных и порядочных сыщиков, которые работают не за деньги, а за совесть. А горы трупов, взрывы и погони на дорогих автомобилях — это не есть залог успешного детектива.
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!
Источник: dzen.ru
ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ
«КОЛЬЕ ШАРЛОТТЫ»: КНИГА VS ФИЛЬМ
«Ходит птичка весело
По тропинке бедствий,
Не предвидя оттого
Никаких последствий» —
Это забавное четверостишие, которое даже можно отнести к разряду черного юмора, я услышала в фильме «Колье Шарлотты», причем сценаристы вложили его в уста одного из главных героев, полковника КГБ Серегина, тем самым обозначив некоторую неоднозначность этого по определению крайне положительного персонажа.
Детективы и остросюжетные фильмы, которое в советское время не решались именовать боевиками и триллерами, все же позволяли их авторам допускать некоторые вольности. Можно было показать драки (даже запрещенные восточные единоборства) и гонки на автомобилях, красивую жизнь (виски, иностранные сигареты, красивые девочки), дорогие вещи и даже иностранцев. Все это в полной мере использовали и авторы «Колье Шарлотты», так что жесткий идеологический каркас оказался почти незаметным за всей этой внешней весьма занимательной оболочкой.
В нашей стране в советское время было написано так немного действительно приличных детективов, что нет ничего удивительного в том, что большинство из них, в конце концов, были экранизированы. Одним из таких фильмов, снятых не по оригинальному сценарию, а по книге, можно назвать и минисериал «Колье Шарлотты», созданный на основе одной из повестей (или сразу нескольких) Анатолия Ромова.
Анатолий Сергеевич Ромов родился в Москве. Он был единственным внебрачным сыном знаменитого художника-авангардиста Владимира Татлина. Однако, фамилию и отчество ему дал его приемный отец Сергей Матвеевич Ромов (1885 – 1939), русско-французский писатель, искусствовед, специалист по авангарду. Мать Анатолия Ромова, Нина Игнатьевна Бам (1901 – 1975) была довольно известным писателем, драматургом и литературоведом. В частности, еще в конце 1940-х годов она подготовила к
Ромов закончил Ленинградское мореходное училище и некоторое время плавал на судах морского флота. Затем в 1957-61 гг. он продолжил свое образование в Литературном институте им.А.М.Горького, где занимался на семинарах Бориса Бедного и Михаила Светлова, и на Высших сценарных курсах Госкино СССР (в 1962 году, мастерская Евгения Габриловича)

Фильм «Колье Шарлотты» был снят в 1984 году режиссером Евгением Татарским по сценарию, который

Однако, в центре всех трех историй – некий ценный артефакт, который международная преступная группа пытается вывезти за границу. В повести «Условия договора» — это так называемый «Перстень Саломеи», а в «Колье Шарлотты», соответственно, колье Шарлотты.
Действие повести «Условия договора» происходит в Грузии, «Колье Шарлотты» (повести) – в Таллинне, а «Колье Шарлотты» (фильма) – в Ленинграде. Однако в каждой из этих историй завязкой является убийство мелкого фарцовщика/валютчика (Чкония/Кораблева/Горбачева). В «Условиях договора»

Трудно сказать, могло ли в основу сюжета всех трех произведений (двух повестей и сценария) лечь реальное уголовное дело. Поскольку история связана с антиквариатом и контрабандой, она могла и не дойти до широкой публики, так как подобные расследования находились в ведении Комитета государственной безопасности, а, следовательно, были жестко засекречены. С другой стороны, сам Ромов был моряком, несколько лет плавал, бывал за границей, так что мог

Оба артефакта из повестей и сценария являются вымышленными, но их история достаточно правдоподобна с исторической точки зрения. Перстень Саломеи был изготовлен в 1857 году амстердамским ювелиром Петером ван Ригбомом-младшим (вероятно, вымышленное имя) по заказу императора Александра II в честь бракосочетания грузинской светлейшей княжны Саломеи Дадиани с принцем Ашилем Мюратом, внучатым племянником Наполеона Бонапарта (а вот это реальный факт).
Оправа перстня была выполнена из платины, в нее вставлен бриллиант «Шах-Джахан-7», являвшийся осколком знаменитого алмаза «Шах Джахан» (это тоже вымышленный камень). «Шах-Джахан-7» — «бриллиант редкой чистоты с легким голубовато-зеленоватым оттенком, без видимых включений даже при 10-кратном увеличении». Волей обстоятельств он остался в семье Дадиани даже после революции, но последний князь Дадиани завещал передать его грузинскому народу. Сын князя по договоренности с Музеем искусств Грузии временно оставил перстень Саломеи у себя как память об отце. Этот факт и сыграл на руку злоумышленникам.
Колье Шарлотты – более раннее произведение ювелирного искусства. Его заказал Петр I также в качестве свадебного подарка невесте царевича Алексея принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской.
Колье было выполнено в Амстердаме (как и перстень Саломеи) в 1709 году и представляло собой восемь параллельно скрепленных платиновых нитей, на которых были закреплены бриллианты (их соотношение 31-28-21-18-13-9-7-3-1). Последний, нижний, бриллиант назывался «Солнце Чада» (69 каратов). Бриллианты распределялись так, чтобы каждая нить была равноценна, несмотря на разное количество камней (1 нижний камень по цене =3 следующим=7 из третьего ряда и т.д.). Кроме того, нити были составлены из бриллиантов разных цветовых гамм, соответственно амстердамской цветовой шкале 18 века. Колье из фильма, кстати, выглядело гораздо скромнее: тонкая платиновая нить с бриллиантами, и на ней – 9 подвесок с небольшими бриллиантами на конце. После бракосочетания колье у Шарлотты изъяли и поместили в Оружейную палату по личному приказу Петра I. Там колье хранилось до революции, во всяком случае, в 1916 году его наличие в сокровищнице было подтверждено документально. В следующий раз колье хватились только в 1940 году, и выяснилось, что оно пропало. Слухи о нем, тем не менее, периодически появлялись, и судя по тому, что оно, в конце концов, всплыло в кругах черных антикваров, нашу страну колье Шарлотты не покидало.
В фильме подобрался весьма интересный актерский состав. Главную роль,


Самым привлекательным моментом в фильме оказался, как это ни странно, довольно специфический юмор, очень похожий на те шутки, которые щедро отпускают герои современных детективных сериалов. И как всегда, превосходной была игра актеров в эпизодах (моя любимая героиня –соседка Корченого в исполнении Нины Титовой, которая настойчиво

Надо сказать, что обе повести Ромова, и «Условия договора», и «Колье Шарлотты», несколько проигрывают его же сценарию. Фильм получился более логичным и лишенным некоторых избыточных подробностей, зато профессиональная игра актеров превратила персонажей книг, довольно плоскостных и однозначно положительных или отрицательных, в живых и очень неоднозначных людей.
Метки: истории, криминал
Источник: nikonova-alina.livejournal.com