Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума)
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам.
На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния.
Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала.
С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Молитва «Подательница ума» Пред иконой Богородицы.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном.
Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери.
Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».
В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
Ролик об иконе, называемой Прибавление ума
На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).
Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
ИсточникМолитвы о прибавлении ума
Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа!
Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников.
Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять.
Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его.
Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго.
Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи.
И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа,
да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов,
да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь:
радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума.
Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь;
отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть.
Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная.
Молитва третья
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая!
Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших,
наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.
И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый,
всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.
Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем,
яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Косме и Дамиану на прибавлении ума
О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!
Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя,
силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте.
Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете,
но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете.
Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.
Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают.
На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте.
Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите,
да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают.
В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите,
да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати.
Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия,
от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти,
и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных,
да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Молитва о прибавлении ума Сергию Радонежскому
О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый,
и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся,
но от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!
Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия.
Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен:
веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение,
подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление,
отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися,
десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».
ИсточникИкона Божьей Матери «Прибавление ума»: значение, в чем помогает, история обретения образа
Образ Пресвятой Богородицы очень любим православными иконописцами. Ее изображают в различных ипостасях: юной Девы в преддверии получения Благой Вести, трепетной Матери, держащей на коленях младенца-Спасителя, величественной Царицы Небесной, восседающей на престоле.
Икона «Прибавление ума» несколько выбивается из привычной иконографии Богородицы. Этот образ достаточно редко встречается в православных храмах, но это не мешает ему иметь глубокий богословский смысл и повсеместно почитаться в народе. И, конечно, творить чудеса!
История обретения образа
Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» появился в русских землях примерно в XVII столетии. Предтечей этого события считается церковная реформа, внесшая раскол в ряды верующих и священнослужителей, а также смятение в их сердца и души. Идейным вдохновителем реформы стал патриарх Никон.
Благодаря Никону были внесены кардинальные изменения в религию. Было запрещено крещение двумя перстами, некоторые иконы и богословские книги признали ересью, изменилось множество церковных обрядов и даже само написание имени Спасителя (Иисус вместо Исус). Тогда же появился термин «православие».
Реформа Никона проходила очень тяжело: далеко не все верующие приветствовали нововведения. Однако авторитет и власть Никона были непререкаемыми: новые порядки насаждались уверенно, железной рукой, несмотря на сопротивление многих священников и прихожан.
Согласно преданию, не избежал душевного смятения и некий иконописец, имя которого история не сохранила. Он был весьма набожным человеком, прочел множество богословских книг, причем как изначальных (уже считавшихся еретическими), так и исправленных с подачи патриарха Никона.
Человек не знал, как правильно молиться и как вообще жить, чтобы обрести дорогу к Богу. Вследствие этой нравственной дилеммы разум христианина помутился, но он продолжал взывать к Богу, дабы тот вразумил его.
Однажды к несчастному безумцу во время молитвы явилась Богородица. Она успокоила его и сказала, что разум и душевное равновесие вернутся к нему, если он создаст ее образ таким, каким он ее видит.
Иконописец рьяно принялся за работу, не переставая молиться. Однако он мог писать икону только тогда, когда его рассудок прояснялся, а такие периоды были краткими. Но Богородица являлась к безумцу все чаще и чаще, чтобы в его некрепкой памяти запечатлелся ее чудесный образ.
Согласно легенде, рассудок к иконописцу полностью вернулся. Произошло это тогда, когда работа над необычной иконой была завершена. Поэтому и получила она имя «Прибавление ума». Другие версии названия – «Подательница ума» и «Дарование ума».
Однако в начале XX столетия, еще до революции, видному русскому историку, этнографу и археологу Андрею Александровичу Титову удалось доказать куда более научно обоснованную версию возникновения этого уникального образа. По его мнению, образ «Прибавление ума» – это живописная копия статуи Божьей Матери из Лорето, что в Италии. Позже эту версию подтвердили и итальянские исследователи.
Статуя находится в Доме Богоматери. Считается, что это подлинный дом Марии, в котором она жила в Назарете. После ее земной кончины последователи Христа сохранили святыню и превратили ее в церковь.
В Средние века Дом Божьей Матери несколько раз перевозили, пока он не очутился в Лорето, где для него построили грандиозную базилику. Вот в этом «доме в доме» и стоит уникальная статуя Богоматери Лоретской. Она целиком вырезана из ценной древесины кедра, коронована самим Папой Римским и сплошь украшена драгоценными камнями, жемчугами и золотом.
К сожалению, оригинальная статуя Лоретской Богоматери, считавшаяся нерукотворной, до наших дней не дожила: она сгорела в пожаре в 1921 году. Ее абсолютную копию создал выдающийся скульптор Леопольдо Челани из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана.
Так что версия о безумном иконописце представляется хоть и очень красивой, но легендой. Хотя – кто знает? – быть может, и явила ему Богородица свой образ точно таким же, как установлен в Лорето. Возможно и то, что еще до периода реформ он побывал в Италии и был впечатлен величием образа Лоретской Богоматери.
Сейчас по этому поводу можно лишь строить догадки. Да и так ли важна «родословная» иконы, если она способна творить чудеса?
Особенности иконографии
Икона «Прибавление ума» представляет собой ростовую фигуру Пресвятой Богородицы. Уникальность образа состоит в том, что Мария и младенец Иисус облачены в единое одеяние – плащ-далматик (точнее, его православный аналог, фелонь) в виде колокола. На образе присутствуют и другие символы царственной власти, в частности, выглядывающая из-за далматика держава в руке Иисуса и венцы на головах Матери и Сына.
Фигура Богородицы окружена ангелами, херувимами и серафимами – их количество и расположение на разных списках иконы может различаться. Однако на всех образах присутствует изображение города (конечно, горнего Иерусалима) в нижней части.
Наличие светильников-лампад и характерной арки в верхней части еще раз подтверждает версию Титова. Это элементы антуража Дома Богородицы в Лорето.
Значение иконы «Прибавление ума»
Икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» имеет глубокий религиозный смысл. Богородица часто ассоциируется с церковью. Единое одеяние, укрывающее Царицу Небесную и Спасителя, символизирует не только их неразрывную связь, но и единство церкви и Бога. А алый цвет далматика вкупе с позолотой и крестами – это отсылка не только к царственной сути Богородицы и ее сына, но и символ страстей Христовых.
Ангелы и серафимы, окружающие Пречистую Деву – это проводники и исполнители Божьей воли, послушные как Матери, так и ее Божественному сыну. А светильники, горящие неугасимым пламенем, символизируют то, что Богородица освещает нам путь в Царствие Небесное.
Как Богородица с Сыном, так и мы должны быть едиными с Богом, не умножая страдания Иисуса своими греховными мыслями и поступками.
В чем помогает образ Богородицы верующим
Образ Пресвятой Богородицы помогает и утешает верующих во всех скорбях. Иконе «Прибавление ума» молятся преимущественно об:
- избавлении от недугов (особенно душевных);
- обретении внутреннего равновесия и гармонии;
- утешении в скорбях и печалях;
- помощи в учебе и освоении новых знаний (для себя и детей);
- содействии в принятии верных решений.
Любой образ Богородицы, вне зависимости от «специализации» помогает в решении различных проблем. В частности, покровительнице семьи и брака часто молятся о счастливом супружестве и рождении детей – и обретают желаемое.
Где можно помолиться иконе?
Большинство сохранившихся списков иконы относится к XVIII-XIX столетию. Первообраз, пребывавший в Рыбинске, к сожалению, утрачен в десятилетия безбожия, наступившие после революции. Зато в местном музее есть прекрасный список, представляющий собой элемент четырехчастной иконы.
В Москве можно помолиться чтимому образу «Прибавление ума» в храме Тихвинской Божьей Матери, что в Алексеевском. А в Покровском храме города Тутаева находится чудотворная икона этого извода. Ее ежегодно привозят в Ярославль в преддверии Дня Знаний, как раз к празднику иконы, который приходится на первое воскресение после 28 августа.
При желании можно приобрести этот образ и для домашнего иконостаса или всегда носить его с собой в медальоне. Это отличный вариант для семей, где есть школьники, студенты или люди с нестабильной психикой.
Молитва иконе
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитву Богородице не обязательно учить наизусть: можно ее распечатать и читать с листа. А можно молиться и своими словами: главное, чтобы они шли из самого сердца и подкреплялись глубокой верой в Господа нашего Иисуса Христа.
ИсточникМолитвы перед иконой Богородицы «Прибавление ума»
О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять.
Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.
Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.
Молитва третья
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая
Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
Источник