I вариант.
1.Авангардистское течение, отрицающее культурные традиции, делающее попытку
создания искусства, устремленного в будущее:
1) символизм
2) акмеизм
3) футуризм
2. К какому литературному течению были близки следующие поэты:
Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?
1) символизм
2) акмеизм
3) футуризм
3. Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом» является произведением:
1) на историческую тему
2) о современности
3) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
4. Под каким псевдонимом писал стихи Борис Николаевич Бугаев?
1) Мандельштам
2) Белый
3) Бальмонт
5. Кому принадлежат сборники стихов «Жемчуга», «Чужое небо», «Романтические
цветы», «Колчан»?
1) Цветаева
2) Гумилев
3) Брюсов
6. Кто из поэтов после Октября оказался в эмиграции?
1) Северянин
2) Гумилев
3) Мандельштам
7. Назовите годы жизни А.А.Блока.
Вечернее чтение 42 // Новые книги. Чарльз Сперджен. 12 рождественских проповедей
8. Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?
9 .Укажите, как назывался первый сборник стихов Есенина, вышедший в 1919 г.?
10. Кто из современников Есенина дал следующий отзыв на его стихи:
«Стихи свежие, чистые, голосистые. Многословный язык»?
11. Какой литературный прием использовал Есенин при написании следующих
строк?
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
А) гипербола
Б) сравнение
В) олицетворение
Г) метафора
12. Какая из приведенных строк – не из стихов Есенина?
Ты жива еще моя старушка…
Подруга дней моих суровых…
17
Отговорила роща золотая…
13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А) Н.Гумилев
Б) В.Маяковский
В) Ф.Тютчев
Г) А.Блок
14. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного
акмеизмом?
А) В.Брюсов
Б) К.Бальмонт
В) И.Анненский
Г) Н.Гумилев
15. Чей это портрет и какое это произведение, автор:
В зубах- цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
II вариант.
1. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм.
Основными принципами эстетики является «искусство для искусства»,
недосказанность, замена образа:
1) символизм
2) акмеизм
3) футуризм
2. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова,
Гумилев, Городецкий, Мандельштам?
1) символизм
2) акмеизм
3) футуризм
3. Закончив какое произведение Блок написал в дневнике: « Сегодня я – гений»?
1) «На поле Куликовом»
2) «Соловьиный сад»
3) «Двенадцать»
4. Кто из поэтов после Октября оказался в эмиграции?
1) Блок
2) Бальмонт
3) Мандельштам
5. Кому принадлежат сборники стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»,
«Версты»?
1) Цветаева
2) Гумилев
Удивительной красоты цветок. И он об этом знает #нарцисс #saintpetersburg
3) Брюсов
6. Под каким псевдонимом писал стихи Борис Николаевич Бугаев?
1) Северянин
2) Белый
3) Бальмонт
7. В каком столетии родился Сергей Есенин?
1) В XVIII
2) В XIX
3) В XX
8. Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?
9. Откуда родом Есенин?
1) Из Санкт-Петербурга
18
2) Из Московской области
3) Из Рязанской области
10. Какое стихотворение Есенина не относится к философской лирике.
-«Русь уходящая»
-«Не жалею, не зову…»
-«Хороша была Танюша»
-«По-осеннему кычет сова…»
11. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А) Б.Пастернак
Б) В.Хлебников
В) К.Бальмонт
Г) А.Фет
12. Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?
А) В.Маяковский
Б) А.Крученых
В) В.Хлебников
Г) Н.Гумилев
13.С каким городом связана судьба А.Блока?
14. Когда произошло знакомство Блока с творчеством Есенина?
1). Есенин сам принес Блоку свои стихи
2). Блок прочитал стихи Есенина, опубликованные в газете
3). Блок был поэтическим наставником Есенина
15. Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку?
А) «Вхожу я в темные храмы»
Б) «Незнакомка»
В) «Несказанное, синее, нежное..»
Источник: izi-otvet.ru
Николай Гумилёв
Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила).
Родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Проведя детство в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество — в Тифлисе, юность — снова в Царском Селе, Гумилев вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести впережку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк.
Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский), Гумилев весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении. С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далекий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания».
В 1908 году Гумилев возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведет себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью». Гумилев — уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует.
Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна. Крещенный в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия». Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают.
Первый сборник стихов Гумилева «Путь конкистадоров» (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912) — эти книги Гумилев издает в Санкт-Петербурге, в Париже и вновь в Санкт-Петербурге в паузах между поездками в Египет, Абиссинию и Сомали с целью изучения быта африканских племен (собранные коллекции Гумилев передает Музею антропологии и этнографии).
Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и другие.
Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем. 24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией.
Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.
25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. В сентябре — октябре 1916 г. в Петрограде держал офицерский экзамен на корнета. Не сдав (из 15) экзамен по фортификации, Гумилёв снова отбыл на фронт. Новый 1917 год встретил в окопах, в снегу. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно.
Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии.
В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой, в Россию. Царское Село переименовано в Детское Село, дом Гумилёвых реквизирован. Анна Ивановна, мать Гумилёва, с сыном Лёвушкой живут в Бежецке. Анна Ахматова попросила развод…
Несмотря на войну Гумилев печатает сборники «Колчан» (1916), «Костер» (1918). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т. Готье «Эмали и камеи» (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.
Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. Гумилев был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя. Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это — лучшая защита. Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилев вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество.
Последние годы Гумилев продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели.
В 1921 Николай Гумилев был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание.
Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.
Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».
Сборники стихов
- Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901)
- Путь конквистадоров (1905)
- Романтические цветы (Париж, 1908)
- Жемчуга (1910)
- Чужое небо (1912)
- Колчан (1916)
- Костёр (1918)
- Фарфоровый павильон (1918)
- Шатёр (1921)
- Огненный столп (1921)
Пьесы
- Дон Жуан в Египте (1912)
- Игра (1913, опубликована 1916)
- Актеон (1913)
- Гондла (1917)
- Дитя Аллаха (1918)
- Отравленная туника (1918, опубликована 1952)
- Дерево превращений (1918, опубликована 1989)
- Охота на носорога (1920, опубликована 1987)
Драматические сцены и фрагменты
- Ахилл и Одиссей (1908)
- Зелёный тюльпан
- Красота Морни (1919, опубликована 1984)
Проза
- Записки кавалериста (1914—1915)
- Чёрный генерал (1917)
- Весёлые братья
- Африканский дневник
- Вверх по Нилу
- Карты
- Девкалион
- Тень от пальмы (1909—1916)
Поэмы
- Мик (1918)
- Поэма начала (1921)
Источник: poetrysilver.ru
ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Н. С. ГУМИЛЁВ
Имя Николая Гумилёва более полувека было под запретом, но его стихи проникали из одного десятилетия в другое сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что настоящий Поэт – это целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия и века, как доходят к нам из глубин Вселенной свет давно погибших звёзд.
Родился Николай Степанович Гумилёв, чья жизнь стала легендой, а стихи – одним из вершинных событий Серебряного века, 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье военного врача. Детские годы провёл в Царском Селе – одной из колыбелей русской поэзии, здесь же окончил гимназию, директором которой был известный поэт И. Анненский. Здесь же были написаны его первые стихи. После окончания гимназии уехал в Париж, продолжать образование в Сорбонне.
К тому времени Николай Гумилёв был уже автором книги стихов «Путь конквистадоров» (1905). Уже эти юношеские стихи имели свой «нерв», свой настрой. Мужественная интонация, волевое начало – вот главное в его стихах. Идеалы утверждаются в «битве» огневой, даже кровавой. Кто же и с кем сражался лирический герой Гумилёва?
Владел многим: «Жаркое сердце поэта Блещет, как звонкая сталь». Перед жаждущим взором нет преград: «Мне всё открыто в этом мире – И ночи тень, и солнца свет…»
Николай, как пишут исследователи его творчества, был типичным маменьким сынком – капризным, избалованным, изнеженным. С ранних лет – любимцем женщин. Но при этом настоящим героическим мужчиной. С неистребимой тягой к подвигу. Он строил свою жизнь в соответствии с собственным идеалом – поэта-рыцаря, путешественника, воина, человека волевого и мужественного.
Он неоднократно странствовал по Африке, записывая местный фольклор, знакомясь с бытом и искусством жителей африканского континента. Впечатления от путешествий нашли отражение в стихах поэта.
В годы Первой мировой войны поэт защищал Отечество, был награждён двумя Георгиевскими крестами.
В 1908 году вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене Анне Ахматовой. Это были два огромных дарования, два ярких человека. Их отношения были скорее тайным единоборством, чем отношения пары воркующих голубков.
Следующие сборники стихов «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костёр», «Фарфоровый павильон» (1918) сделали Николая Гумилёва известным поэтом, а к двадцатому году Гумилёв стал одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петербурга. Его поэзия привлекала чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, а личность – мужеством и силой духа.
Жизнь поэта Гумилёва могла бы стать блестящим сюжетом для авантюрного романа, если бы не закончилась так по-русски трагично – от пули врага. В 1921 году поэт был расстрелян: считалось, что за соучастие в контрреволюционном заговоре, теперь же известно, что за недонесение о нём.
Интерес к расстрелянному и относительно недавно легализованному в отечественной литературе поэту был всегда как у любителей поэзии, так и у исследователей его жизни и творчества.
В Центре чтения продолжает работу выставка, посвящённая жизни и творчеству Николая Степановича Гумилёва. На выставке представлены произведения разных жанров Гумилёва: стихи, поэмы, статьи, автобиографическая проза, письма, а также воспоминания современников поэта и материалы исследователей его биографии, что даёт достаточно полное представление о творчестве поэта, знакомит читателя с его своеобразной эстетикой, оригинальным видением мира.
Несколько десятков книг, представленных на выставке, раскрывают одну из завораживающих литературных вех – Серебряный век. То время поражает плотностью великих имён: Мандельштам, Блок, Есенин, Пастернак, Цветаева, Ахматова…
Приглашаем всех любителей поэзии ознакомиться с блестящими портретами поэтов периода культурного и духовного обновления России, среди которых Гумилёв является, бесспорно, одним из ведущих его представителей.
Представляем наиболее интересные издания:
Гумилёв Н. С.
Всемирная библиотека поэзии. Избранное. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996.
В сборник поэта вошли стихотворения и поэмы из его сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шахтёр», «Огненный столп», а также стихотворения, не вошедшие в прижизненные сборники.
Гумилёв Н. С.
Конквистадор : стихотворения. – Москва : ООО Издательский дом «Летопись – М», 1997.
Настоящее издание представляет все поэтические сборники Н. Гумилёва, в том числе «Жемчуга», доставивший ему широкую известность, «Костёр» и «Огненный столп», являющиеся вершинами его творчества, а также стихотворения разных лет.
Лукницкий П. Н.
Труды и дни Н. С. Гумилёва. – Санкт-Петербург : Наука, 2010.
Среди исследователей биографии Гумилёва писатель и журналист П. Н. Лукницкий стоит на первом месте. А данное издание – самая известная книга Лукницкого и представляет собой историко-литературное исследование.
Здесь собраны материалы, характеризующие быт, творчество и среду дореволюционных поэтов-акмеистов, главным образом Н. Гумилёва. Как читатель – поклонник, хорошо знакомый с художественным наследием Гумилёва, он ставит перед собой задачу изучения творческого пути поэта как историк литературы, созерцающий художественные тексты сквозь «призму эпохи», воссоздающий их историко-биографический контекст, – и блестяще с этим справляется.
В написании данного труда большое участие принимала А. Ахматова, которая проявила исключительный интерес к этой работе. Ахматову без преувеличения можно рассматривать как соавтора П. Н. Лукницкого, который написал уникальное, наиболее полное жизнеописание поэта.
Полушин В. Л.
Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. – Москва : Молодая гвардия, 2006.
Владимир Полушин, поэт, автор многих работ о Николае Гумилёве и главной из них – Энциклопедии Гумилёва, собрал все имеющиеся сведения в целостное жизнеописание поэта, приближённое к хронике. Как любая масштабная работа, – книга полемична и вместе с тем содержит богатый материал для любознательных читателей и будущих исследователей.
Бронгулеев В. В.
Посредине странствия земного : документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва : Годы 1886-1913. – Москва : Мысль, 1995.
Как известно Николай Гумилёв был не только поэтом, но и страстным путешественником, охотником и в какой-то мере этнографом, посетившим многие районы Африки.
Предлагаемая книга – о жизни и творчестве этого необыкновенного человека. Она предельно документальна, включает как выдержки из писем и дневников поэта, так и многочисленные воспоминания его современников.
Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!
Следующая выставка будет посвящена творчеству Булата Шалвовича ОКУДЖАВЫ, день рождения которого будет отмечаться 9 мая текущего года. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения поэта.
ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!
Источник: nbmariel.ru