Конспект ООД в подготовительной группе «Коралл-сказочный морской камень»
Необычайно изящное, тонкое, как бы кружевное строение колониальных кораллов, не может не вызвать восхищения даже у неспециалистов.
Кораллы и близкие к ним колониальные организмы широко распространены в морях.
В настоящее время известно свыше 6000 видов кораллов.
Роль кораллов как природообразующих организмов огромна, и польза, приносимая этими создателями кораллового известняка – главного строительного материала на островах и побережье тропической зоны.
Так называемее благородные кораллы – обычно 20-40 см высоты деревца, красиво ветвящиеся, 4-6 см толщины у основания, красного, розового, желтоватого цвета.
Так как кораллы растут на глубинах от 50до 200, то нырять за ними нельзя. Их вылавливают специальными крестообразными волокушами.
Материал. Глобус, кораллы, лупы (на каждого ребенка); песок, глина, камни, земля; клей, кисть, клеенка. Аудиокассета «Звуки моря» видеокассета «Духи моря».
Лекция для детей 5+ «Кораллы»
Ход занятия.
Педагог. Как называется планета, на которой мы с вами живем? Правильно наша планета называется Земля. Она по форме круглая. Что такое глобус? Верно модель нашей планеты.
Что вы видите на глобусе?
Дети. Моря, океаны, горы, реки, леса, пустыни…
Педагог. В каком городе мы живем? Покажите его на глобусе. Как изображен наш город на глобусе? Верно точкой. Почему?
(ответы) Что входит в состав Земли, по которой мы ходим?
Дети. Глина, песок, камни.
Педагог. Покажите и назовите виды почв, которые вы видите. А как называется почва из глины, песка, камня?
Дети. Глинистая, песчаная, каменистая.
Педагог. Всегда ли вы внимательно смотрите под ноги? И не только для того чтобы не споткнутся и не упасть, а чтобы увидеть, поднять, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Камни с давних времен играли в жизни человека огромную роль. Давайте вспомним, для чего человек использует камни?
Дети. Для строительства зданий, мостов, для украшения сооружений.
Педагог. Какие камни используются для строительства?
Дети. Твердые, прочные, такие как гранит, мрамор.
Педагог. Какими камнями украшают здания? Из каких камней изготавливают памятники? (ответы). Какие используют для украшений?
Дети. Жемчуг, янтарь, рубин, бриллиант.
Педагог. А сегодня поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают участие живые существа. Но сначала нам надо попасть в Морское царство. Готовы? Тогда закройте глаза, слушайте и представляйте (включает аудиозапись шума моря).
Вот мы и оказались на берегу моря. Волны с шумом набегают на берег, быстро отступают обратно а морские просторы, вновь прибегают на берег. Здравствуй, Морское царство!
Кто знает, что это такое? (Это коралл) Полюбуйтесь этим причудливым морским камнем! А теперь подвиньте к себе подносы и рассмотрите свой коралл. Что вы о нем можете сказать? Какого он цвета?
Какой формы? Какая у него поверхность?
Дети. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку.
Педагог. Чаще всего кораллы бывают красного или буро- коричневого цвета. Но встречаются и небесно – голубые кораллы, кремово- желтые, фиолетовые… Кораллы по форме могут напоминать блюдца, вазы, цветную капусту, грубы – трутовики и сыроежки (Показывает). Видов кораллов насчитывается около 6 тысяч… Какие слова вы могли бы сказать своему кораллу.
Дети. Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, причудливый, узорчатый, игольчатый, сверкающий, блестящий, граненый.
Педагог. А сейчас я вам расскажу, как рождаются кораллы. Если приглядеться к отдельному коралловому кустику, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Кораллы создают маленькие морские животные – полипы, которые селятся в этих ячейках.
Днем они заняты перевариванием пищи и малоактивны, а ночью широко раскидывают свои сети – щупальца, которые мгновенно вонзают в тело какого — нибудь рачка и щупальцами подтягивают его к ротовому отверстию. Возьмите лупы и присмотритесь к кораллу повнимательней. Что вы видите?
Дети. Много ходов – домиков, в которых жили полипы.
Педагог. У полипов мягкое тело, поэтому они строят прочные, известковые скелеты – домики. Когда одно поколение полипов умирает, эти панцири надстраиваются другими полипами, и так в течении столетий образуются кораловые рифы, которые по сути являются результатом титанической созидательной работы несчетного числа полипов. Лабиринты королловых джунглей для обитающих в них животных то же, сто и леса для зайцев, лис, медведей… Они находят здесь убежище, здесь они выводят потомство, кормятся и защищаются от врагов. Кого только тут не встретишь! Губки, медузы, всевозможные моллюски, морские лилии, ежи, звезды…
А сколько здесь рыб! Среди них много мелких и миролюбивых, но рядом с ними, бок о бок, живут хищники – акулы, мурены, каменные окуни. Некоторые морские существа едят кораллы – это морской еж, морская звезда (Показывает). Подойдите к глобусу. Полипы живут в теплых тропических водах, поэтому и кораллы надо искать там.
Это теплые воды Австралии, Коралловое море, воды Тихого океана
(показывает на глобусе).
А сейчас я вам загадаю загадку.
Причудлив и красив собой
Подводный камень, не земной.
Неторопливо он растет, Годами рифы создает.
Он без садовника возник,
Природы сказочный цветник.
Но кораблям ходить мешает.
Обычно корабли любые
Обходят цветники такие.
Что это за камень?
Правильно, это коралл – один из красивейших морских камней. И в конце нашего путешествия задание – нарисовать эти причудливые и великолепные кораллы. Пройдитесь еще раз полюбуйтесь кораллами и скажите им ласковые добрые слова (дети под музыку – шум моря – ходят и рассматривают кораллы).
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие на сказочный остров царя Салтана» «Путешествие на сказочный остров царя Салтана» Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Цель: Углубление восприятия.
Конспект НОД «Янтарь — волшебный камень» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с природным камнем — янтарем, дать представление о том, как люди используют замечательные свойства янтаря. Задачи.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») «Сказочный цветик» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») Тема:.
«Сказочный дом». Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе Конспект НОД по конструированию (с использованием конструктора) с детьми подготовительной группы дошкольного возраста. Подготовила: воспитатель.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Знакомство с морской свинкой» Воспитатель Ильина А. Н Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Тема: «Знакомство с морской свинкой» Цель: познакомить.
Конспект ООД в средней группе «Поездка в сказочный лес» О. О. «Познавательное развитие» О. О. Д. «Математическое развитие» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.
Конспект занятия по конструированию во второй разновозрастной группе «Военный морской парад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Искорка» с. Молдовановка Конструирование во второй.
ООД по художественно-эстетическому развитию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группе Предварительная работа: чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов, рассказывание сказок при помощи мнемотаблицы. Оборудование:.
ООД в средней группе по познавательному развитию детей «Путешествие в сказочный лес» Задачи: 1. Уточнить и закрепить усвоение детьми основных образцов сенсорных эталонов и умение их применять в обследовании предметов, для.
Конспект занятия для подготовительной группы «Сказка о морской звезде, или Мир моих переживаний» Сказка о морской звезде или мир моих переживаний. План конспекта для подготовительной группы Цель: создание условий для эмоционально – чувственной.
ИсточникКораллы — это животные или растения? Давайте разбираться
Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» нашла для вас новую интересную информацию, которой вы непременно сможете поделиться на исследовательских занятиях, посвящённых морским глубинам и их обитателям. Задайте окружающим вопрос на засыпку: коралл это животное или растение? Ответ на него и объяснение этому вы найдёте в данной статье.
Коралловые рифы
Если вы когда-нибудь ныряли на морскую глубину и видели там причудливых форм и ярких окрасок колышущиеся кораллы, то, скорее всего, подумали, что это морские водоросли. И это совсем неудивительно. Достаточно увидеть, как выглядят эти жители моря.
Многие похожи на красивые кустики с множеством веточек, растущих год за годом вверх подобно деревьям. Некоторые смотрятся как уникальные цветы, которых не встретишь в садах и полях.
Потому-то даже учёные долго не могли определить, к какому виду живых организмов отнести такую красоту. Лишь в 1827 году впервые аргументированно доказал, что кораллы – это вовсе не морские растения, исследователь из Франции Пейсоннель. Так что же или кто же это тогда?
Удивлю ли я вас, решительно заявив, что коралловые рифы состоят из малюсеньких животных – полипов?! Это такой класс кишечнополостных беспозвоночных, которые могут жить колониями или поодиночке. Всего их сегодня насчитывается около 6 000 видов.
Низшие многоклеточные животные появились одними из первых в древние времена. У них всего одна полость – кишечная, в которой переваривается пища. Потому их и называют так — кишечнополостные.
Кроха-полип может вырасти в длину от миллиметра до нескольких сантиметров. Но бывают и исключения. Так, представители мадрепорового вида достигают размеров с полметра в диаметре.
Из многочисленных маленьких организмов получается большое единое целое, которое по внешнему виду часто напоминает куст, растущий на морском дне и притягивающий наш взгляд.
Знаете ли вы, что? Недалеко от северо-восточного побережья Австралии расположен самый длинный коралловый риф в 2500 километров. Называется он Большой Барьерный риф. Природный объект, видимый даже из космоса, насчитывает около 8000 лет и находится под охраной ЮНЕСКО.
Как устроены коралловые животные?
Созданы эти донные микроорганизмы достаточно примитивно.
Тело кораллового полипа напоминает цилиндр, на конце которого есть щупальца. Некоторые полипы – обладатели скелета, состоящего из кальция. Как правило, они неподвижные и не передвигаются по морскому дну, ограничиваясь только изгибами и движениями щупальцев. Зато умеют есть! Ведь раз они относятся к животным, значит, для своего роста должны питаться.
Как вы думаете, чем питаются маленькие донные жители? В ежедневном меню у кораллового полипа планктон и водоросли, а у больших по размеру представителей в рационе могут быть даже креветки и мелкая рыбёшка.
Для поедания пищи у этих животных есть рот, спрятанный между щупальцами. В кишечной полости у полипа находятся реснички, благодаря которым животное живёт. Они создают водный поток, с которым в маленький организм поступают еда и кислород и выбрасываются отходы.
У кораллов, живущих поодиночке, есть подошва, которой они крепятся к морскому дну и с её помощью могут даже передвигаться. Коралловые полипы, проживающие колонией, объединяются общим телом с нижними концами кишечных полостей.
Место жительства и образ жизни кораллов
Где живут удивительной красоты животные? Большинство из них выбирают тёплое тропическое море, в котором вода не охлаждается ниже +20 градусов. Глубина, где обитают кораллы, составляет не более 20 метров, потому что именно там проживает много планктона – пищи для полипов.
Помимо тёплой воды и мелководья для кораллов очень нужен солнечный свет, потому за всем разнообразием этих животных нужно ехать на экватор. Конечно, есть и любители большой глубины и те, которым не страшны морозы. Так, батипатес забирается на морское дно на 8000 метров, а среди холодостойких представителей такой вид как герсемия.
Растут кораллы очень медленно: всего от 1 до 3 сантиметров в год. Поэтому необходимо сотни и тысячи лет, чтобы на морском дне сформировались рифы или целые коралловые острова – атоллы.
Когда коралл погибает, он превращается в твёрдый камень. Окаменелый полип служит местом для роста новых животных.
Знаете ли вы, что? Для коралла обязательно нужна солёная вода. Даже малейшее попадание пресной воды в место обитания коралловых полипов для них губительно.
Какие бывают кораллы?
Среди кораллового царства выделяют некоторые основные виды:
Кроме того, их подразделяют на шести- и восьмилучевые.
Цветовая гамма коралловых животных поражает своей палитрой. На морском дне чаще всего можно встретить красные и коричневые колонии. Немного реже в природе появляются кораллы оранжевого цвета, а вот увидеть чёрную, зелёную или розовую колонию гораздо труднее. Кроме того, не каждый умелец нырять наблюдал на морском дне фиолетовые или яркие жёлтые полипы.
Красных животных называют «кровавая пена» или «цветком крови», а черных – «королевскими».
Есть ли польза от коралловых животных?
Как вы думаете, несут ли какую-то пользу кораллы помимо того, что они могут радовать глаз тех, кто доберётся до морских глубин?
На самом деле, предназначение у кораллов намного шире, нежели только эстетическое.
- Во-первых, они образуют целую морскую экосистему, где проживают многие водные жители, и вместе с губками, устрицами и прочими организмами, которые живут, не отрываясь от морского дна, образуют «сидячий бентос». Это уютное местечко для желающих без опаски вывести мальков. Это столовая для тех, кто хочет пообедать. Это просто дом для разных рыбок, морских звёзд, угрей, скатов, ежей и морских огурцов.
- Во-вторых, для морских обитателей это своего рода баня – достаточно бочком потереться о жёсткий коралл, чтобы очистить рыбью чешую и кожу от паразитов и старых отмерших слоёв.
- В-третьих, кораллы – источник кальция для медицинских препаратов.
И наконец, кораллы служат материалом для изготовления украшений. Говорят, что изделия с кораллом помогают при головной боли.
Вот теперь вы можете уверенно сказать всем, что кораллы – это животные, а также поведать о них много интересного.
А прямо сейчас я предлагаю вам совершить удивительное путешествие в загадочный мир коралловых рифов. И увидеть все своими глазами. Это очень красиво)
На блоге еще много информации об удивительных существах, живущих на нашей планете. Вот например, вы уже знате, кто такой «летающий аметист»? А о «хозяине гор» слышали что-нибудь?
«ШколаЛа» желает вам удачи в вашем выступлении и отправляется за новыми знаниями. Не пропустите выход новых интересных статей! Подпишитесь на новости блога!
Источник