Доброго времени суток, друзья. Продолжаем наш литературный марафон. И сегодня у нас итог ещё одного очень большого чтения: первый раз в нынешнем году это будет фэнтези. Да не просто, а часть огромного литературного цикла. Можно сказать, живая классика.
Которую я когда-то не прочитал, а теперь исправил данный недочёт.
Майкл Муркок
Эти книги мне порекомендовали год назад, когда я написал обзор на другое произведение этого жанра, тоже в своё время прошедшее мимо меня — «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Мне тогда сказали, что эти книги пришли к нам одновременно с ней и заслуживают не меньшего внимания.
И в самом деле — в начале 90-х они действительно лежали с ней рядом на одних и тех же прилавках в одних и тех же жёлтых суперобложках легендарного издательства «Северо-Запад». Я их отлично помню. Даже листал, но в итоге покупал другое (даже помню, что именно: «Космического шулера» Кейта Лаумера). И, видимо, это зря. Тогда дедушка Муркок, хоть и архаичен, но был бы для меня мегакрут.
⚡Берсерк- Корум (Серебрянная рука) [AMV]⚡
Такие книги всё же лучше читаются по ранней молодости — тогда они производят куда большее впечатление. Впрочем, врать не буду — отчасти я впечатлён и сейчас.
И более всего я впечатлён миром, который создал Майкл Муркок. Быть может, он самым первым породил понятие «мультивселенная». По крайней мере, на уровне литературы, а не теретической физики. Более того — в своём жанре он её разработал. Его суперсерия не имеет аналогов в мировой фантастике.
В ней одновременно существует множество параллельных миров. Герои свободно перемещаются из мира в мир, из романа в роман, из линии в линию. И в итоге получается невероятное полифоническое полотно. Мозаика. Гобелен. Книги суперцикла написаны в разных жанрах.
Это не только фэнтези, но и научная фантастика, альтернативная история, даже реалистическая проза. Но особенно, конечно, значительный упор сделан на эпическое и героическое фэнтези. Пожалуй, в этом жанре его книги самые значительные после романов о Конане-варваре. Итак. Его Мультиверсум — это бесконечное полотно, где сферы миров плывут в океане вечности.
Каждая из них — совершенно отдельная вселенная, со своими законами, своей историей, даже своей физикой. Они замкнуты и самодостаточны, но в то же время являются частью целого. Этим мирозданием управляет космическое равновесие. Оно правит жизнью и смертью целых миров, богов и народов. Оно ведёт счёт вечной борьбе сил Закона и Хаоса.
В которой сталкиваются боги и демоны, колдуны и монстры, измерения и реальности. Герои путешествуют между мирами, проникают сквозь барьеры, странствуют по плоти сущего. И в каждой судьбоносной битве, в каждой решающей войне участвует Вечный Воитель — один во множестве воплощений и инкарнаций, путешествующий по мирам и временам. Он — смертный. Но он не просто личность.
Он — архетип. Тот самый «Тысячеликий герой», о котором писал когда-то Джозеф Кэмпбелл. Он — движущая сила всего огромного повествования. Он — сотни, тысячи, мириады героев из разных миров и времён. Вечный Воитель служит мировому равновесию и восстанавливает его там, где оно было нарушено. Он может быть на стороне Закона и может быть на стороне Хаоса. Он разный.
Корум (Серебряная рука)
И он — один во всех лицах. Романы Муркока о воплощениях Вечного Воителя. Который рождался и в древней Византии, и в далёких измерениях, где живут мрачные боги и неведомые расы. Для вечного героя покой невозможен, поэтому до конца времён он будет умирать, перерождаться и вступать в вечную битву между первоосновами.
О нём и будут эти книги.
Цикл, состоящий из двух трилогий — «Повелители мечей» («Рыцарь мечей», «Королева мечей», «Король мечей») и «Серебряная рука» («Бык и копьё», «Дуб и овен», «Меч и конь»).
Большая героическая сага, написанная в эпическом стиле. Причём, эпично там всё: битвы, чувства, романтика, враги и герои. Уникальность повествования в том, что в этом цикле классический, опять же, героический эпос в стиле нордических саг переплетён с сюжетными отсылками уже из жанра научной фантастики (параллельные миры, множественность вселенных, намёки на технологии).
А встречается такое довольно редко. С учётом же того, когда всё это было написано, могу предположить, что история Корума и вовсе была первой в данном литературном направлении. Хотя, могу и ошибаться, конечно. Заметно, какое огромное влияние данные книги оказали в дальнейшем.
Причём, не только на литературу, но и на кинематограф, компьютерные игры, живопись и прочие творческие направления. Как минимум, совершенно чётко видно оное влияние на вселенную «Вархаммера» (причём, обоих «Вархаммеров») — от описания сил Хаоса, до символики.
Сюжет здесь так же довольно большой. Последний представитель древней то ли бессмертной, то ли очень долгоживущей рас, что доживала свой закат, медленно угасая в высоких замках, а потом внезапно была почти поголовно истреблена, отправляется в долгое путешествие, желая отомстить виновникам гибели своего народа.
На этом пути н видит многое и встречает многих: безумных колдунов, желающих стать богами; самих богов, холодно играющих судьбами целых народов и целых миров, как детишки, отрывающие лапки жукам; измерения с нарушенным миропорядком, где мир больше не плоский; богов Хаоса и богов Порядка, выясняющих отношения и пытающихся нарушать великое равновесие (правящее этой вселенной). Он отправляется в абсолютно сюрреалистическое странствие между измерениями и проходит через земли Хаоса, похожие на картины Сальвадора Дали, где встречает другие воплощения Вечного Воителя (то есть себя самого) из других измерений и эпох (а также из других книг), и вместе с ними сражается бок о бок. И даже совершает путешествие в времени — в будущее, где его самого провозгласили богом и звали его своими молитвами, прося защитить т вторгшихся полубезумных владык неведомой преисподней. И в конце погибает, как классический герой саги, который выполнил все предназначения своей судьбы и более не нужен этому миру.
В целом, весьма занятное и необычное произведение. Особенно первый трёхтомник. Второй, если честно, так себе: он — откровенный спойлер к первому. Но если первый зашёл — можно прочитать и второй.
Состав цикла: «Повелитель Хаоса», «Элрик из Мелни́бонэ», «Скиталец по морям судьбы», «Грезящий город», «Когда боги смеются», «Поющая цитадель», «Спящая волшебница», «Последнее заклятие», Похититель душ«, «Короли во тьме», «Гирлянда забытых снов», «Спасти Танелорн. » (другое название «Рассказ о том, как Ракхир, Красный Лучник, получил Стрелы Порядка») и «Буревестник».
В посвящении самой первой книге этого цикла автор пишет, что вдохновлялся книгой Пола Андерсона «Сломанный меч». И сие впечатлило меня с самого начала, так как это одна из моих любимых книг не только в жанре фэнтези или даже фантастики, а вообще — в принципе. Книга, жанр которой сам автор обозначил, как «скандинавская сага». И Майкл Муркок вдохновлялся ею не напрасно.
Как минимум, мир, который он нарисовал в «Саге об Элрике», очень похож на мир тёмного нордического волшебства, созданный Полом Андерсоном. Хотя, чисто по стилю на классическую сагу больше похож предыдущий цикл «Хроники Корума». Здесь же нечто совсем непохожее. В отличие от мира Корума, здесь самого начала показано измерение, полностью подвластное Хаосу, окружённое его океаном.
И это очень тёмное фэнтези. По крайней мере, в самой первой книге цикла это буквально бросается в глаза. Главный герой так же является представителем нечеловеческой расы. И её общество не просто нечеловеческое — оно бесчеловечное, абсолютно лишённое гуманизма.
Когда-то давно, сто веков назад, эта раса, поддерживаемая божествами Хаоса, захватила мир и десять тысяч лет правила им при помощи страха и драконов. Но время их величия ушло, драконы уснули в пещерах, и теперь во всём этом мире в их владении остался только один остров, императором которого и является главный герой. Всё остальное — молодые королевства людей.
И по этой реальности главный герой начинает своё странствие. Которое его куда только не приводит. В том числе и в другие реальности (максимально разнообразные, в числе которых, к примеру, мир, находящийся в будущем, где умерла Вселенная).
Что могу сказать по циклу в принципе. Это совершенно определённо не Урсула Ле Гуин — глубоких философских подтекстов и великолепной литературной части там искать бессмысленно. И это совершенно точно не Перумов (тем более, не Толкиен) — настолько глубокой и завораживающей проработки мира здесь тоже нет. Зато какой полёт фантазии!
Перед нами, тем не менее, огромный мир и интересной концепцией, в котором люди и боги — всего лишь марионетки в руках судьбы (ещё один элемент эталонной нордической саги). Мир, в котором уходит эпоха древних рас. Мир, который движется к Рагнареку и главный герой должен совершить его ценой собственной жизни (к этому его тоже толкает неумолимая судьба).
Подытоживая: «Сага об Элрике» — замечательная вещь, но нынешнему мне хочется чего-то посложнее и поглубже. Хотя, порекомендовать я её всё же могу, причём с удовольствием.
«ТАНЦОРЫ НА КРАЮ ВРЕМЕНИ»
Концепция у неё и в самом деле интересная. Это всё та же мультивселенная (более того, в данном тексте одновременно существуют аж два воплощения «вечного воителя»), но основное действие происходит уже в конце времени. Как сказал Стивен Кинг, все сюжеты фантастических книг строятся вокруг вопроса «А что если?».
И здесь этот вопрос выглядит так: какими будут те, кто стал бессмертным и может путешествовать по временам и измерениям? Собственно, об этом и сюжет. Грядёт конец света, он неотвратим (вселенная прекратила расширяться и начала схлопываться, причём, стремительно), а на матушке Земле обитают человеки, уже давно достигшие бессмертия и научившиеся перемещаться по времени.
Из-за этого они, фактически, уже не люди. Их общество абсолютно лишено любого намёка на мораль или гуманизм. Они как «ватхаги» из «Хроник Корума» или «мелнибонийцы» из «Саги об Элрике», но на максималках. Причём, очень сильно на максималках. Вообще, не могу не отдать должное Майклу Муркоку: изображать общество без морали у него получается просто блестяще.
И здесь ему это тоже удалось: у обитателей края времени не просто нет морали — они в принципе не понимают, что это такое. Они — это совершенная бесчеловечность. Которая отнюдь не означает жестокость или садизм. Даже наоборот — жестокость и садизм являются извращением человечности, а если её нет вообще, то и они отсутствуют тоже.
В основных действующих лицах просто нет ничего людского. Ну, а зачем им людское, собственно? У них отпала в нём надобность. В итоге, читая книгу, у тебя складывается ощущение, что ты находишься в эпицентре чьего-то очень нездорового разума или наркотического сна. Не на уровне картинки или даже самого сюжета — на уровне ощущений.
И тебе там откровенно не нравится. Но более всего пугает ощущение, что именно так оно и будет. Или может быть. Вот он — конец пути «сверхчеловеков».
Собственно, в формальном смысле этот роман является неким абсурдизмом. Видимо, так. Но только, во-первых, автор с этим явно перегнул и читать сие стало откровенно тяжело и неприятно. А, во-вторых, стиль написания там заделан под Диккенса (что не удивительно, ведь немалая часть повествования происходит в Лондоне времён Шерлока Холмса).
Но сделано это, выражаясь современным языком, настолько кринжово, что в один действительно прекрасный момент я просто решил, что с меня хватит. Что не имеется ни одной вразумительной причины мучить себя ещё несколько сотен страниц (а он не маленький).
Вердикт здесь будет таков: автор придумал действительно интересный концепт, но сам же его не вытянул. Это не дотягивает ни до захватывающей фантастики, ни до интересной антиутопии, ни до действительно стоящего гностического мрачняка. Роман завис где-то посередине между всем этим, причём, завис крайне неудачно. Номинация на худшую книгу года и это однозначно.
Что я могу сказать об авторе в целом. С одной стороны, он хорош. Но, как я уже говорил, его надо читать, пока ты маленький. Очень жаль, что я не читал Муркока в 90-е. Лет 25-30 назад оно бы мне зашло просто на ура. Я был бы в диком восторге. Ну, по крайней мере, от Корума точно. Да и от Элрика, возможно, тоже. Но сейчас лично у меня уровень читательских запросов улетел в небо.
Мне хочется глубокого смысла, подтекстов, выдающихся литературных характеристик. А у Муркока оно. Ну, такое. Иначе и не скажешь. Но если вам хочется просто разгрузить мозг — читайте. Серьёзно.
Замечательно поможет. В общем-то, я сам сейчас читал его именно из таких соображений — после трёх книг Фолкнера со всей его чернухой и суицидальным трэшем. Вот после таких книг Муркок — отличное средство. Так что смотрите сами.
В любом случае, хорошего вам чтения.
#изба_читальня #майкл_муркок #хроникикорума» #сагаобэлрике #танцорынакраювремени
Источник: dzen.ru
Хроники Корума
«Хроники Корума» — цикл произведений британского писателя Майкла Муркока в жанре героического фэнтези, в которых ведется повествование о приключениях Корума Джайлин Ирси (Corum Jhaelen Irsei), или Принца в Алой Мантии, — последнего представителя расы вадагов и трагического героя. Хроники Корума состоят из двух трилогий.
- 1 Список книг серии
- 2 Сюжет
- 2.1 Повелители Мечей
- 2.2 Серебряная рука
Список книг серии
Повелители мечей / The Swords Trilogy (1971)
- Рыцарь Мечей / The Knight of the Swords (1971)
- Королева мечей / The Queen of the Swords (1971)
- Король мечей / The King of the Swords (1971)
Серебряная рука / The Prince with the Silver Hand (1973)
- Бык и копьё / The Bull and the Spear (1973)
- Дуб и овен / The Oak and the Ram (1973)
- Меч и конь / The Sword and the Stallion (1974)
Сюжет
Повелители Мечей
Племена диких людей-мабденов, пришедшие с западного материка, вторгаются в Бро-ан-Вадаг, уничтожая замки вадагов и убивая их самих. Корум остается последним живым представителем своей расы и клянется отомстить. Позже он узнаёт, что за мабденами стоят повелители мечей и начинает свою борьбу с ними.
Серебряная рука
Действие второй трилогии происходит спустя много лет после победы над Мабелодом. Возлюбленная Корума умерла от старости, а сам он постепенно теряет рассудок, из-за зовущих его по ночам голосов. Внезапно объявившийся старый друг Корума — Джери-а-Конел, обьясняет, что это голоса далёких потомков народа возлюбленной Корума, которые взывают о помощи. Корум соглашается помочь и отправляется в другой мир, где остатки человечества в замерзающем мире сражаются с чужеродными захватчиками.
Персонажи
- Корум Джайлин Ирси — один из последних вадагов, ведущий спокойную и размеренную жизнь в замке своих родителей до появления мабденов на Бро-ан-Вадаг. Дикари убивают всех жителей замка, а жизнь Корума переворачивается с ног на голову. Лишённый глаза и кисти руки он клянется отомстить. Немногим позже герой обзаводится рукой Ринна и глазом Кулла (Kwll), богов-братьев, предположительно убивших друг друга.
- Джери-а-Конел — Беззаботный, щеголеватого вида друг и спутник Корума который является воплощением вечного Спутника. Полностью осознает свою природу и помнит свои предыдущие жизни. Использует свои знания помогая Коруму.
- Ралина — Маркграфиня Мойдел, возлюбленная Корума.
- Гейнор Проклятый — Рыцарь, предавший Равновесие, служащий различным владыкам Хаоса в надежде, что они избавят его от тягостного существования. Один из основных врагов Корума во второй трилогии, в первой появляется лишь в одном эпизоде.
- Гландит-а-Краэ — Граф мабденов, главгад первой трилогии и по совместительству убийца семьи протагониста, покалечивший его самого.
- Усач — Обладающий разумом крылатый черно-белый кот, исполняющий приказы Джери-а-Конела.
- Шул-ан-Дживан — Старый и могущественный чародей из расы более древней, чем вадаги с надрагами. Обожает менять обличия. Чаще всего принимает прекрасный облик, который кажется фальшивым, контрастируя со старыми глазами и со старческими повадками. Поручил Коруму украсть сердце Рыцаря мечей, одарив его рукой Ринна и глазом Кулла взамен утраченных собственных, а также пообещав отпустить его возлюбленную.
- Аркин Хранитель Закона — один из богов Порядка, владеющий пятнадцатью измерениями и создавший вадагов с надрагами, до того как пришли Повелители Мечей и взяли над ним верх. После своего поражения деградировал в низшую форму и стал зваться Великаном из Лаара. Как тольк Ариох был изгнан, вернул себе прежний облик. Позже оказался выдворен в Лимб вместе со всеми остальными богами по возвращении Исчезнувших богов .
- Ариох — Самый слабый Владыка Хаоса в пятнадцати измерениях, прозванный также Рыцарем Мечей. Чаще всего принимает облик отвратительного вида толстяка ростом с замок, по которому ползают мабдены-паразиты, или прекрасного, но высокомерного аристократа. Несет ответственность за геноцид вадагов и надрагов.
- Ксиомбарг — Владычица Хаоса прозванная Королевой Мечей. Принимает облик красивой молодой женщины с большим мечом.
- Мабелод Безликий — Самый могущественный бог Хаоса в пятнадцати измерениях. Появляется в облике человека с погруженным в тень лицом или же вообще без лица .
Высшие силы
Боги в мире Корума подразделяются на Владык Порядка, руководствующихся больше трезвым разумом и Владык Хаоса, направляемых своими чувствами, особняком стоят Исчезнувшие боги – Кулл и Ринн, находящиеся вне противостояния Порядка и Хаоса. Также в мире Корума существует сила, именуемая Равновесием, чьей волей созданы законы, которым вынуждены подчинятся все боги, за исключением нейтральных, под страхом изгнания из пятнадцати измерений.
Художественные элементы, явления и тропы
- Ложный бог — древний колдун Шул считает себя богом, будучи не в курсе, что своими силами он обязан владыке Хаоса Ариоху .
- Крутой инвалид — Принц в Алой Мантии не имеет глаза и руки, что не мешает ему быть превосходным воином(в первых трёх книгах — с помощью глаза Ринна и руки Кулла, в последних — с помощью протеза руки).
- Фантастический расизм — дикие мабдены ненавидят вадагов и надрагов считая их демонами, а вадаги с надрагами считают, что мабдены предстовляют собой не более чем полуразумных животных.
- Роман однодневки с вечностью — Ралина и Корум.
- Межвидовая романтика — они же.
- Дракон — Гейнор Проклятый у Повелителей мечей и Владык Холода, а также Гландит-а-Краэ у короля Бро-ан-Мабден.
- Триумвират — на протяжении первой трилогии Корум сражается с тремя владыками Хаоса, прозванными Повелителями мечей, главный среди которых Мабелод Безликий.
- ГлавГад — Гландит-а-Краэ, а также таковым можно назвать Мабелода из «Короля Мечей», несмотря на отсутствие его прямого участия в первых двух книгах.
- Тёмный властелин — Лайр-а-Брод, король диких мабденов.
- Крутой бородач — Гландит
- Некромантия — благодаря руке Ринна и глазу Кулла, Корум обладает возможностью отправлять поверженных врагов в Лимб, откуда потом он может их призывать, вынуждая сражаться на своей стороне, после чего их души обретут свободу, а новые погибшие займут их место.
- Бог во плоти — Владыки Хаоса, Владыки закона, мабденские боги Рогатый Медведь и Пёс, а также Кулл и Ринн.
- Гордая и мудрая раса — вадаги а также надраги, до завоевания Надрагских островов.
- Нелицо — никто не помнит лица владыки Мабелода, а всё потому, что его нет. Вообще нет .
- Крайне долгая зима — таковы погодные обстоятельства второй трилогии, вызванные приходом Владык Холода, Фой Мьёр.
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |
Жанры | Героическое фэнтези • Городское фэнтези • Женское фэнтези • Историческое фэнтези • Комическое фэнтези • Низкое фэнтези • Технофэнтези • Тёмное фэнтези • Уся • Эпическое фэнтези • … | |
Книги | The Dark Profits Saga • Агентство «Локвуд и компания» • Американские боги • Архив Буресвета • Благие знамения • Борейский рассвет/Луна над Бездной/Третий Завет/Неприкаянный • Ведун • Ведьмак • Видесский цикл • Властелин Колец • Волкодав • Волшебный пояс Тилоары • Выбравший бездну • Джек из Тени • Досье Дрездена • Дренайский цикл • Замонийский цикл • Земной круг) • (Первый закон • Лучше подавать холодным • Герои) • Звёздная пыль • Институт экспериментальной истории • Ирка Хортица • Истории об Олдерли (Волшебный камень Бризингамена • Луна в канун Гомрата) • Кодекс Алеры • Князь Пустоты • Колесо Времени • Лабиринты/Хроники/Сновидения Ехо • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба) • Малазанская книга павших • Мир Элдерлингов • Многорукий бог далайна • Наследник звёзд • Ночь шрамов • Орден Манускрипта • Пепел сгорающих душ • Песнь Льда и Пламени • Печальная история братьев Гроссбарт • Плоский мир • Приключения Молли Блэкуотер • Пыточных дел мастер • Сага о Копье • Сварог • Сказания Меекханского пограничья • Сломанный клинок • Борейский рассвет • Сумерки • Тайный город • Тайный сыск царя Гороха • Танцующая с Ауте • Триада Тамир • Убить некроманта • Упорядоченное (Хроники Хьёрварда • Алмазный меч, деревянный меч • Хранитель Мечей) • Хроники Амбера • Хроники Арции • Хроники Корума • Хроники Элгариола • Чародей с гитарой • Часодеи • Эления • Элрик из Мелнибонэ • Эльфийский цикл Хеннена • Эрагон • Железный замок •… | |
Кино | Артур и минипуты • Другой мир • Последний единорог • Сказка странствий • Яркость | |
Телесериалы | Баффи — истребительница вампиров • Горец • Дневники вампира • Зачарованные • Игра престолов • Наследие • Настоящая кровь • Сапфир и Сталь • Ведьмак (польский • американский) • … | |
Аниме, манга, ранобэ | Berserk • Claymore • Drifters • Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka • Fate/Zero • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri • Grancrest Senki • Goblin Slayer • Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o! • Nanatsu no Taizai • Overlord • Re Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu • Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana wo Kazarou • Shingeki no Bahamut • Tate no Yuusha no Nariagari • Übel Blatt • … | |
Игры | Берсерк • Демиурги • Age of Wonders • Arcanum • Arx Fatalis • Baldur’s Gate • Серия Souls (Bloodborne • Dark Souls • Demon’s Souls) • Disciples • Divinity (Divine Divinity • Divinity: Original Sin) • Dragon Age • Dungeons border-right: 2px dotted #409fff»>Комиксы | Girl Genius • … |
Музыка | Avantasia • The Dark Secret Saga • The Emerald Sword Saga • Последнее испытание • Эльфийская рукопись | |
Прочее | Единство у нелюдей, раздробленность у людей vs Несколько народов внутри вымышленной расы • Закон об оружии в фэнтези • Люди = европейцы • Магический реализм • Малый типовой набор • Мифологический декаданс • Натуральность фольклора • Парадокс магократии • Происхождение фэнтезийных народов • Раса мечется по фракциям • Ряженые под фэнтези • Средневековые девайсы • Срисованная фэнтезийная культура/Предметная культура • Стандартный фэнтези-сеттинг • Схема «люди-нежить-эльфы» • Триметаллическая денежная система • Фэнтезийный феминизм • Фэнтезийная толерантность • Фэнтези-пантеон |
Источник: neolurk.org
«Ты Корум. И мы звали тебя потому, что ты Корум»
Реальность – самая простая вещь на свете, которую только можно выдумать. Частью – это вопрос необходимости, частью – времени или обстоятельств Майкл МУРКОК. Серебряная Рука (романы «Бык и копье», «Дуб и овен», «Меч и конь») СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2018 год. Серия: Легенды фантастики. Michael Moorcock 416 стр.
Вторую трилогию о Коруме я прочитал впервые только сейчас, в то время как первую – давно. Не перечитывал, но впечатление сохранил.
Во всяком случае, образ сражающего с Владыками Хаоса принца в алом плаще — с глазом, сверкающим как ограненный драгоценный камень, и чешуйчатой шестипалой рукой, убивающей врагов и друзей помимо его воли. Запомнилась и концовка, где владелец его руки Бог Кулл говорит, что все Владыки Хаоса убиты. Корум благодарит: Владыки Закона-де будут благодарны.
На что Кулл засмеялся: «Вряд ли. Заодно мы уничтожили и всех Владык Закона». Так парадоксально закончилась война Закона (Порядка) и Хаоса, продолжавшаяся все три тома.
Не уверен, что Майкл МУРКОК, пропитанный тогда, по его словам, концепциями Юнга, Фрейда, «Белой богини» и «Золотой Ветви», был знаком с обеими «Сущностями…» Фейербаха, но идеи сходны: мы сами создаем богов, которые потом властвуют над нами. Впрочем, позже об этом в фантастике писали и другие. Разве не о том же «Американские боги»?
Действие «Принца с серебряной рукой» проистекает лет на сто позже. Впрочем, нет, не так. Действие проистекает на несколько тысячелетий позже, куда лишившийся глаза и с серебряным протезом Корум перенесся из времени, отстоящем на сто лет от первой трилогии. Как он туда попал – не суть.
Сюжетов о том, что в тяжелую годину народ призывает давно ушедшего в иной мир героя, и тот пробуждается от тысячелетней «спячки» – масса. Корума призвали, и он пришел. О нем еще сохранились полузабытые легенды. Остатки человечества целенаправленно уничтожаются пришедшими из иной реальности Фой миоре. Их всего семеро, они уродливы, неуязвимы и кровожадны.
Чтобы противостоять им, принцу в каждом из романов необходимо добыть очередной артефакт. Вторая трилогия базируется на кельтских легендах. Нуаду Серебряная рука, бык из Куальнге, верховный друид Амергин, Балор Злое Око – все эти персонажи мифов были использованы Майклом МУРКОКОМ. Проблема второй трилогии – она слишком рациональна.
Так же как и сам Корум в ней: его попросят помочь и он – надо, так надо – идет и помогает. Он ни горяч, ни холоден, он тепл. Нет в нем ни ярости, ни гнева, ни ненависти, ни стремления познать истину. В первой трилогии у него были чувства, было удивление перед открывшимся миром, и читатель, чувствуя его напряжение, сопереживал.
В 1992 году вышла книга диалогов Колина Гренленда с МУРКОКОМ «Смерть не помеха». Самая известная часть ее – глава «Шесть дней, чтобы спасти мир». Это рекомендации о том, как быстро написать роман. Как позже утверждал МУРКОК, во времена Корума ему требовалась неделя на роман. Вот одна из рекомендаций: — Время — важный элемент в любом приключенческом боевике.
Фактически, вы получаете действие и приключение из элемента времени. Это классическая формула: «У нас есть только шесть дней, чтобы спасти мир!». Я установил для читателя структуру: есть только шесть дней, затем пять, затем четыре и, наконец, по классической формуле, — всего каких-нибудь 26 секунд, чтобы спасти мир! Успеют ли они вовремя?
В первой части герой скажет: «Я не смогу спасти мир за шесть дней, если не начну с получения первого объекта силы». Это дает вам непосредственную цель и непосредственный элемент времени. С каждым разделом, разделенным на шесть глав, каждая глава должна содержать что-то, что будет двигаться действовать вперед и способствовать достижению этой ближайшей цели.
Там есть и о спутнике (товарище) Героя, и о том, что «Каждые четыре страницы, например, должно происходить событие» либо появиться «неожиданное» препятствие, с которым должен столкнуться герой, и о подбрасывании тайны, что должна прозвучать в начале, дабы заинтриговать читателя, и о предметах с неожиданными свойствами – все то, что было использовано в «Принце с серебряной рукой». Возможно, эти же технологии были использованы и в первой трилогии.
Но… Перед нами синдром сиквела: продолжение чаще всего бывают слабее оригинала. Об этой разнице хорошо сказал сам Майкл МУРКОК в одном из интервью: — Когда я приходил в студию или начинал писать книгу, я обычно не имел ни малейшего представления о том, как она выйдет, и есть ли вообще публика для этого.
Это придает музыке и письму определенное напряжение, которого ей не хватает, если вы определили все «удачные» элементы в произведении и можете их воспроизвести. В первой трилогии такое напряжение есть, во второй – нет. В первой есть обаяние импровизации, вторая пахнет лампадным маслом. Иллюстративным образом оного для меня стали комиксы по Коруму.
По первой трилогии иллюстрировал в основном Майк Миньола. На мой взгляд, это шедевры: Не зря же выпущенные с января 1986 по декабрь 1988-го (12 выпусков) комиксы по первой трилогии в конце 2010-х снова издали в бумаге. Из второй трилогии четырехвыпусковый комикс был сделан в 1988-89-м лишь по «Быку и копью».
Это была одна из самых первых работ Джилл Томпсон (Jill Thompson). На обложке первого выпуска дали рисунок Миньолы, дабы протянуть связь, остальные рисовала уже Джилл. А теперь сравните сами (еще раз уточняю, что первая обложка — от Миньолы):
Не скажу, что работа Джилл так уж сильно плоха: сами комиксы внутри лучше, чем обложки к ним:
Вполне мило и даже подростково, но до оригинальности и таланта Миньолы им далеко, как, впрочем, и самой второй трилогии по отношению к первой. В каком-то из интервью МУРКОК заметил, что комиксы Миньолы о Коруме он помнит лучше, чем сами романы. Продолжение следует.
Великолепно! Спасибо огромное за столь щедрую россыпь обложек/картинок!
ИМХО, разумеется, но ссылочку на материал в теме Муркока разместить не помешает
Продолжения — жду!
загрузка формы.
Спасибо. Но на самом деле обложек дал немного, так как не ставил задачу представить все издания. Почему-то не проявляются подписи под фото обложек (и не первый раз), хотя и были забиты. Первая тройка обложек принадлежит Патрику Вудроффу, вторая — David McCall Johnson.
Источник: fantlab.ru