13. Какие из приведенных утверждений об углеводах верны?
А. Углеводы являются компонентами клеток всех растительных и животных организмов.
Б. И крахмал, и целлюлоза обладают высокой питательной ценностью для организма человека.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба утверждения |
4) | оба утверждения неверны |
14. Верны ли следующие суждения о глюкозе?
А. Изомером глюкозы является рибоза.
Б. Глюкоза подвергается гидролизу.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
15. Верны ли следующие суждения о глюкозе?
А. Глюкоза является альдегидоспиртом.
Б. Продуктом спиртового брожения глюкозы является этанол.
Органика. Крахмал. 10 класс
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
16. Верны ли следующие суждения о глюкозе?
А. Глюкоза образуется в процессе фотосинтеза.
Б. Продуктом восстановления глюкозы является шестиатомный спирт сорбит.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
17. Верны ли следующие суждения о сахарозе?
А. Сахароза взаимодействует с гидроксидом меди(II) с образованием раствора ярко-синего цвета.
Б. Единственным продуктом гидролиза сахарозы является глюкоза.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
18. Верны ли следующие суждения о крахмале?
А. Крахмал хорошо растворяется в холодной воде.
Б. Конечным продуктом гидролиза крахмала является фруктоза.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
19. Верны ли следующие суждения о крахмале?
А. Крахмал — дисахарид.
Б. Реактивом на крахмал является раствор йода.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
20. Верны ли следующие суждения о целлюлозе?
А. Макромолекулы целлюлозы имеют разветвленное строение.
Б. Целлюлоза вступает в реакцию «серебряного зеркала».
Опыты по химии. Получение коллоидного раствора крахмала
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
21. Верны ли следующие суждения о целлюлозе?
А. Является сырьем для получения искусственных волокон.
Б. При взаимодействии с азотной кислотой образует простые эфиры.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
22. В схеме превращений
веществом Х является
1) | СН3СОН | 3) | СН3СН(ОН)СООН |
2) | С3Н7СООН | 4) | C2H5OH |
23. В схеме превращений
веществами Х1 и Х2 соответственно могут быть
1) | фруктоза и сорбит | 3) | сахароза и фруктоза |
2) | глюкоза и глюконовая кислота | 4) | крахмал и молочная кислота |
24. В соответствии с термохимическим уравнением реакции
количество теплоты, выделяющееся при окислении 36 г глюкозы, равно
1) | 560 кДж | 2) | 280 кДж | 3) | 140 кДж | 4) | 420 кДж |
Источник: mydocx.ru
Крахмал
Крахмал — (С6Н10О5)n – белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор в горячей воде. Это природный полимер.
Его молекулы состоят из линейный и разветвленных цепей, содержащих остатки α-глюкозы. Фрагмент структуры крахмала выглядит следующим образом:
Крахмал является природным высокомолекулярным соединением и представляет собой смесь двух полисахаридов: амилозы и амилопектина. Число повторяющихся звеньев в различных молекулах амилозы и амилопектина варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Поэтому говорят только о средней молекулярной массе крахмала.
В горячей воде крахмальные зерна набухают и образуют коллоидный раствор, называемый крахмальным клейстером. Крахмал не обладает сладким вкусом.
Получение крахмала
Химические свойства крахмала
Крахмал способен гидролизоваться при нагревании в кислой среде, причем конечным продуктом гидролиза является глюкоза:
Крахмал дает интенсивное синее окрашивание с йодом — это качественная реакция на йод.
Крахмал может образовывать эфиры за счет гидроксильных групп, однако они не имеют практического значения.
Применение крахмала
Крахмал – важнейшее пищевое вещество для человека и животных. В составе картофеля и зерновых культур (на крахмал приходится до 75% массы пшеничной муки) он потребляется в огромных количествах.
Примеры решения задач
Задание | Массовая доля крахмала в картофеле равна 20%. Рассчитайте массу глюкозы, которую можно получить из 891 кг картофеля. Выход продукта реакции примите равным 50%. |
Решение | Запишем уравнение гидролиза крахмала: |
Массовая доля крахмала в составе состава НХ рассчитывается по следующей формуле:
Тогда масса крахмала в нем будет равна:
Рассчитаем количество вещества крахмала:
Согласно уравнению реакции, количество вещества глюкозы будет равно:
Теоретическая масса глюкозы рассчитывается как:
Выход продукта реакции – это отношение его масс:
Найдем массу глюкозы, которую можно получить из 891 кг картофеля:
mprac = η/100% × mtheor = 50/100 × 198x 2 = 0,5 × 198x 2 = 99x 2 кг.
Задание | Из крахмала массой 8,1 г получена глюкоза, выход которой составил 70%. К глюкозе добавлен избыток аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте массу серебра, образовавшегося при этом. |
Решение | Запишем уравнение гидролиза крахмала: |
Рассчитаем количество вещества крахмала:
Согласно уравнению реакции, количество вещества глюкозы будет равно:
Теоретическая масса глюкозы рассчитывается как:
Выход продукта реакции – это отношение его масс:
Найдем массу глюкозы, которую можно получить из 8,1 г крахмала:
mprac = η/100% × mtheor = 70/100 × 9x 2 = 0,7 × 9x 2 = 6,3x 2 г.
Количество вещества глюкозы равно:
Запишем уравнение взаимодействия глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:
Согласно уравнению реакции n(C6H12O6) :n(Ag) = 1:1, т.е.
Рассчитаем массу выделившегося серебра:
m(Ag) = n(Ag) × M(Ag) = 0,035x 2 × 108 = 3,78x 2 г.
Источник: ru.solverbook.com
Опыт 3. Качественная реакция на крахмал. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Оборудование: Пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, горелка.
Реактивы: растворы гидроксида натрия (NaOH) и сульфата меди (CuSO4), глюкозы (C6H12O6), сахарозы (C12H22O11), аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O)спиртовый раствор йода (J2), раствор крахмала, кусочек белого хлеба, ломтик сырого картофеля
Пояснение к работе:
Глюкоза, сахароза и крахмал относятся к классу углеводов. Глюкоза – моносахарид, её молекулярная формула — C6H12O6
В структуре молекулы глюкозы присутствуют альдегидная группа и
Альфа – форма глюкозы: ![]() |
пять гидроксильных групп — ОН, может существовать в альдегидной форме, а также в циклической:
Бета – форма глюкозы: ![]() |
Альдегидная форма глюкозы: ![]() |
Поэтому глюкоза в реакциях проявляет свойства и альдегидов, и многоатомных спиртов:
а) Реакция с аммиачным раствором оксида серебра: (см. опыт 2):
б) Реакция с гидроксидом меди (см. опыт 1, часть Б):
Сахароза – природный дисахарид, состоит из остатков глюкозы и фруктозы:
Ход выполнения работы
Запишите описание опыта, наблюдения, запишите уравнения реакций, объясните результаты опытов. Оформите отчет о работе в таблице:
8см 6см 14см(на ширину страницы)
Описание опыта (Что делали?) | Наблюдение (Что видим?) | Уравнения реакций, объяснение. |
Опыт 1. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу:
а) Получаем гидроксид меди: в пробирку налить 1 мл раствора гидроксида натрия и 1 мл раствора сульфата меди
— наблюдаем образование голубого осадка гидроксида меди (II),
б) К полученному осадку прилить 1 мл раствора глюкозы.
— осадок сразу растворяется и раствор окрашивается в ярко-синий цвет:
происходит качественная реакция на многоатомные спирты, значит глюкоза- это многоатомный спирт
в) В пробирку к полученному ярко-синему раствору прилить немного воды, нагреть пробирку так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора.
— наблюдаем образование желто-красного осадка
Желто-красную окраску имеют соединения одновалентной меди, значит после нагревания образовались оксид меди(I) и гидроксид меди (I). Это качественная реакция на альдегидную группу, значит глюкоза проявляет свойства альдегидов
г) Опыт повторить с раствором сахарозы (пункты а,б,в).
Опыт 2. Реакция «серебряного зеркала» с глюкозой
В пробирку налить 1 мл раствора глюкозы, добавить аммиачный раствор оксида серебра. Пробирку нагреть.
— наблюдаем осаждение серебра на дне и стенках пробирки.
Объяснить появление «зеркального» слоя на стенках пробирки (какие свойства проявляет глюкоза в этом опыте?)
Опыт 3. Качественная реакция на крахмал. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
а) В химический стакан насыпать немного крахмала налить 20 мл кипящей воды, образовавшуюся смесь перемешать до образования прозрачного коллоидного раствора — крахмального клейстера. В пробирку налить немного охлажденного клейстера и добавить несколько капель спиртового раствора иода.
— наблюдаем синее окрашивание раствора. При нагревании полученного раствора синее окрашивание исчезает.
Появление синей окраски – это качественная реакция на крахмал.
б) Нанести по 1-2 капли раствора иода на ломтики картофеля, банана, кусочек белого хлеба. Что наблюдаете?
Нормы времени: 2 часа.
Литература: 1) страница 178-179. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. стереопит. – М.: Дрофа, 2013. – 223, [1]с.: ил.
Источник: poisk-ru.ru