В собрании Сергиево-Посадского музея заповедника хранится небольшая по размерам коллекция ювелирных изделий красносельских мастеров. Она включает не только работы ювелиров с. Красного, но и других сел, входящих в красносельский промысел: сёла Сидоровское, Подольское, д. Алеево. В состав коллекции вошли изделия 1930-х – 1950-х и 1990-х годов.
В основном, это произведения следующих промартелей и промколхозов: «Красный Кустарь» (с. Красное), «По заветам Ильича» (с. Подольское), «Новый труд» (с. Сидоровское), «Искра Октября» (д. Алеево), также изделия Красносельской ювелирной фабрики и Красносельского ювелирного завода.
Коллекция разнообразна по составу – в нее вошли предметы посуды, ювелирные украшения, шкатулки и коробочки, кубки, декоративные скульптуры. Изделия выполнены из серебра и цветных металлов (главным образом из меди) и их сплавов: латуни и томпака, с использованием различных технических приемов их обработки. Своеобразной визитной карточкой промысла стали предметы, выполненные в технике скани, в составе коллекции таких изделий достаточно много.
Ювелирный завод .Мы в гостях. ИЗРАИЛЬ как это работает
Центром промысла стало село Красное. Здесь, в 1897 году при Красносельской земской школе были открыты классы технического рисования, которые в 1904 были реорганизованы в художественно-ремесленную учебную мастерскую золото-серебряного дела. В 1912 г. из числа воспитанников мастерской организуется художественно-ремесленная артель. После 1917 г. красносельские ювелиры стали объединяться в промартели. В 1930 г. в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели: в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района.
Красносельские ювелиры, не имеющие своих традиций в этой технике, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы – «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением.
В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» – самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы: шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы. В послевоенное время ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. Этот период в коллекции музея представлен немногочисленными работами, среди которых интерес представляют работы М.А. Рассадина, А.Г. Голикова (промартель «Красный Кустарь») .
В совершенстве техникой ювелирного искусства владел И.А. Малышев (промартель «Искра Октября»). Он, как и остальные мастера артели, специализировался на изготовлении и декорировании изделий посудного характера (стопки, бокалы, рюмки, чайные ситечки, вилки, ложки). Небольшие штампованные предметы с матовой поверхностью декорировались гравированным позолоченным узором, с последующей гальванической обработкой внутри. Его произведения, хранящиеся в нашем музее, выполнены в период с 1947 по 1954 г.
Красносельское Серебро Финал
Произведения 1950-х годов наиболее широко представлены в собрании музея. Среди работ этого времени произведения ведущих мастеров красносельских промысловых артелей, в их числе одна из немногих профессиональных сканщиц — А.В. Васина (промартель «Красный Кустарь»). Круг произведений этого мастера достаточно широк.
Она изготавливала как миниатюрные предметы: пуговицы, броши, пряжки, браслеты, так и более объемные: вазы, сухарницы, кубки, подстаканники, шкатулки. В работе использовала медь и серебро, а также искусственные камни.
Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. Это наиболее традиционный ассортимент Подольской и Сидоровской артелей. Виртуозно техникой ювелирного искусства владел подольский мастер Л.А. Метлин (промартель «По заветам Ильича»).
На стилевое направление ювелирных изделий 1950-х годов значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов. Подобные изделия представлены в собрании музея работами З.А. Волковой, В.А. Гусятникова, А.П.
Рыбкина.
В коллекции СПМЗ хранятся авторские повторы шести дипломных работ выпускников единственного в стране Красносельского техникума художественной обработки металла, выполненные в 1954 году. Среди них можно выделить работы Т.Г. Храмцовой, Н.А. Кашиной, О.С. Барышевой, отличающиеся высоким профессиональным уровнем.
Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 г. артели «Кранный Кустарь», «Металлист» и мастерская райпромкомбината объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, а в 1973 г. ювелирная фабрика переименована в Красносельский ювелирный завод.
В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили на медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура. Примером тому служат работы П.И.
Чулкова, хранящиеся в СПМЗ.
В экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе было сформировано ядро талантливых художников-ювелиров, куда вошли П.И. Чулков, И.Д. Орлов, Н.А. Соколова, и др. В отличие от 1960-1970-х годов в ассортименте изделий стали занимать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нефритом и агатом.
Выпускались произведения из скани в сочетании с финифтью.
Изделия 1980-1990-х годов в коллекции музея представлены выставочными образцами С.А. Безрукова, В.Ф. Марьина, Т.Р. Медведевой, Е.А. Ларичева, З.Г. Козиной. Сквозь призму традиций в них преломлены основные стилевые и формообразующие процессы искусства этого времени.
Все работы выполнены в технике скани, с характерной сложной рельефной формой, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.
В 1990–е годы скань по прежнему занимает заглавную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений.
Коллекция ювелирных изделий СПМЗ представляет основные этапы развития красносельского ювелирного промысла в советский период: его становление в 1930-е годы, интенсивный рост в 1950-е годы и расцвет в 1980-1990-е годы. Несмотря на небольшие размеры коллекции, в нее вошли высокохудожественные авторские произведения, выполненные ведущими ювелирами промысла. Основную часть составили выставочные работы.
По материалам статьи: Юрова Ольга Николаевна «Ювелирное искусство села Красное Костромской области в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника» (Сборник сообщений Сергиево-Посадского музея-заповедника. 2010 г.).
Если у вас есть вопросы или предложения по сотрудничеству:
Заказ экскурсий по тел.:
8 (496) 540-53-56;
8 (985) 040-45-17
Наш адрес: 141310, Московская область,
г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 144
Использование материалов сайта без разрешения правообладателя — ЗАПРЕЩЕНО
Источник: museum-sp.ru
ИСТОРИЯ БРЕНДА
У истоков любого успешного дела стоит один человек. Для «Красноселия» этим человеком стал выпускник Красносельского училища художественной обработки металлов Сергей Калугин, организовавший в 1990 году собственное производство ювелирных изделий.
Но прежде чем бренд «Красноселие» стал известен, предприятие прошло путь от мельхиоровых украшений с финифтью и сканью до уникальных изделий православной тематики, выполненных из золота и серебра. За это время небольшая мастерская переросла в семейную компанию Сергея и Светланы Калугиных.
Руководителей предприятия отличает тёплое и трепетное отношение не только к своему делу, но и к людям, с которыми они работают. Супруги внимательны к каждому покупателю, поддерживая при этом дружеские отношения как с клиентами, так и с сотрудниками.
Основатели компании с любовью и уважением относятся к Красному-на-Волге, известному мастерами-ювелирами и традициями изготовления украшений, передающимися из поколения в поколение. Подчёркивая уникальность и самобытность красносельского ювелирного промысла, Сергей и Светлана Калугины учредили бренд, получивший название «Красноселие».
Новый этап развития предприятия произошёл в 2001 году, когда была создана первая линия православных нательных крестов, ставших визитной карточкой «Красноселия». На Всероссийском конкурсе ювелиров «Лучшие украшения России» на выставке «JUNWEX» в сентябре 2013 года крест ювелирной компании занял 2-е место.
Изготовленные с учётом всех православных канонов изделия высоко оценили не только известные ювелиры, но и представители Русской Православной Церкви. Сейчас продукция «Красноселия» представлена не только в расположенном при производстве фирменном магазине и других ювелирных салонах, но и во многих храмах по всей России.
Помимо православного ассортимента «Красноселие» славится изделиями, выполненными в старинной технике горячей эмали. Сочетая вековые традиции русских и византийских мастеров и применяя современное оборудование, ювелиры создают украшения, которые по праву считаются произведениями искусства.
Отличительной особенностью изделий «Красноселия» является высочайшее качество и уникальный дизайн.
Компания сотрудничает с высококлассными ювелирами, многие из которых — члены Союза художников России. Авторские изделия несут особую энергетику, хранят тепло рук создавших их мастеров. Малые серии ювелирных украшений и эксклюзивные работы православной тематики — гордость ассортимента «Красноселия».
Предлагая покупателю всё самое лучшее, специалисты компании применяют сертифицированные материалы и ювелирные вставки, сотрудничая с надёжными поставщиками. Гарантией качества изделий является не только проба Верхневолжской инспекции пробирного надзора, но и авторское клеймо на эксклюзивных моделях.
Ювелирная компания «Красноселие» воплощает в жизнь золотую красоту православия.
Источник: krasnoselie.ru
«Красносельский Ювелирпром»
«Красносельский Ювелирпром» — завод, находящийся в Красном-на-Волге Костромской области. Это крупнейшее в России ювелирное предприятие с 95-летней историей, где работают потомственные мастера, хранители вековых традиций отечественного ювелирного искусства. Благодаря этому производству в Красном-на-Волге сохранены и развиваются старинные русские техники скани и филиграни, финифти, чернения. Возможности современного производства, новые технологии в сочетании с уникальными талантами художников и мастеров-ювелиров позволяют качественно производить практически неограниченный ассортимент, выполнять любые индивидуальные и корпоративные заказы. Завод «Красносельский Ювелирпром» входит в состав ЗАО «Алмаз-Холдинг».
Награды компании «Алмаз-Холдинг»
![]() |
Патриаршая грамота “В Благословении за усердные труды во славу Святой церкви, 2000г.” |
![]() |
Медаль за достижения в области качества, 2009г. |
![]() |
Золотой знак “Почетный меценат” и благотворитель, 2005г. |
![]() |
Золотой знак костромской епархии «Преподобного Геннадия Костромского I степени» 1999 г. |
Информация
- «Адамас»
- «Красносельский Ювелирпром»
- «Сар-Ювелир»
- «Русские самоцветы»
- «Персиан»
- «Серебряный лотос»
- «ИП Богоявленский»
- ЮК «Деревцов»
- Beltrami, Италия
- Iconotechniki, Греция
- Студия цифровой иконографии «Извод»
- Иконописец Руденко Елена
- Иконописец Ольга Пашкова
- Мастерская «Чтимый список»
- Мастерская «ТИП-Икон»
- Мастерская «Твоя икона»
Источник: agios-icons.ru