Откуда и когда появилось выражение: поставить на человеке крест?
Если «поставить крест» означает забыть полностью, отвергнуть, не иметь больше отношения к чему-либо, то почему именно крест, если в христианстве он означает жертвенную смерть Христа и никак не ассоциируется с отречением и отторжением?
Вопрос: где появилось данное выражение? Могло ли оно появиться в языческие времена древней Руси или в мусульманской, еврейской общинах, где могли считать, что принявшем христианство человеке можно «ставить крест», т.к. он выпадает из традиционного уклада традиций и морального поведения? Или же просто отрекались от принявшего христианство человека, т.е. ставили крест?
У предыдущего автора очень интересная версия и, возможно, правильная, поэтому я не буду посягать на ее объективность. Но при этом осмелюсь предположить еще один, более простой вариант толкования этого выражения. Как известно, кресты ставят на кладбищах. Похоронили кого-либо и поставили крест. Возможно по этой причине это выражение приобрело второй, переносный смысл. То есть, поставить крест на чем-то, значит, образно говоря, похоронить, в смысле или кого-то вычеркнуть из памяти, или отказаться от какого-то дела или идеи навсегда.
Что нужно знать о кресте. 10 тезисов митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
Это глубоко ошибочное мнение, что крест- это символ христианства. Еще далеко в дохристианские времена крест в форме свастики участвовал в культах зороастризма, славянского язычества, в древней арийской цивилизации. Само слово крест идет из праславянского языка от слова крес, кресать, кресало(огниво), что означало добывать огонь. Ибо «крес» был знаком солнцеворота, а люди крестились (делали защитный знак креста на себе) задолго до христианства, считая знак солнцеворота защитным.
Свастика на Баальбекской колонне, приписываемой чуть ли не працивилизации, находящаяся в Африке на территории Египта выглядит так.
Так что христианство в своих символах вернулось к каким-то древним истокам.
Вероятно, чтобы разнести обычный древний крест и христианский, на христианском крестике всегда распятый Иисус.
А теперь вернемся с нашими новыми знаниями к данному выражению.
Оно позднего происхождения. В Древней Греции его не было. На языческой Руси так же.
Но когда появилось христианство, тогда же появились и могилы с Крестами над могилой для охраны могилы от всякого зла.
Поставить на себе крест — это означало: заживо похоронить себя, отказаться от всех своих дальнейших надежд и действий, как бы умереть в миру.
Одной из разновидностей такого поведения было уйти в христианскую общину, которая была прообразом позднейших монастырей.
Первохристиане могли в качестве посвящения как применять татуировку в виде креста, так и выбривали себе волосы на голове, где выбритое место было в форме креста.
Что означает «нести свой крест»? Библия отвечает. Священник Стахий Колотвин
Некоторые отголоски таких сведений сохранились в трудах древних авторов, которые изучают становление христианства в мире.
А вот что пишет один историк.
В связи с этим так же может существовать возможность(но не подтвержденная), это лишь моя гипотеза, что в древних цивилизациях ставили крест на мирской жизни посвященные Богу, т.е. жрецы, служители культа. Они обязывались не иметь личных помыслов, а всю свою жизнь предоставить в служение того божества, жрецами которого они были.
В наше атеистическое время смысл выражения стал более прозаическим. Поэтому и пошли догадки- одни верные, а другие далекие от правды.
ИсточникЧто значит «поставить крест»
Когда и куда ставят крест? На ком или на чем? Выражение «поставить крест» имеет в русском языке несколько значений, как прямое, так и переносное значение. И история возникновения этого фразеологизма довольно неожиданная.
- Что значит «поставить крест»
- Почему православные крестятся справа налево
- Почему нельзя креститься слева направо
Куда ставят крест
Буквально это выражение означает: нарисовать метку из двух пересекающихся черточек. В старину многие неграмотные крестьяне под документами вместо подписи ставили крест. А так как они не умели не только писать, но и читать, зачастую «подписывались» таким образом на неприятности.
Во-вторых, в прямом смысле установить крест можно над могилой, то есть возвести ритуальное сооружение, часто с традиционной росписью, надгробный памятник. Для христианина крест имеет дополнительное символическое значение. Поэтому многие понимают выражение «поставить крест на чем-то» по ассоциации с похоронами: закопать вопрос глубоко, как в могилу.
На чем, или на ком, ставят крест
Но кроме прямого, это словосочетание имеет устойчивое переносное значение, то есть является фразеологизмом. Его применяют по отношению к чему-либо, от чего вынуждены окончательно отказаться, когда признают невозможным осуществить желаемое: поставить крест на карьере, поставить крест на отпуске в этом году. Это экспрессивно окрашенное, очень эмоциональное выражение.
Слова «поставить крест» применяют и по отношению к человеку. В этом смысле они имеют неодобрительную окраску и означают: «окончательно разуверившись в ком-либо, считать его неспособным на что-либо, конченым, никчемным». На человеке «ставят крест», потеряв надежду его исправить, это значит, совсем отказываясь от него.
Выражение «поставить крест» первоначально появилось в речи царских чиновников и не имело никакого религиозного подтекста. Служащие, чтобы не утонуть в ворохе бумаг, чтобы отделить уже обработанные от тех, что еще предстоит изучить, перечеркивали ненужные бумаги двумя наклонными пересекающимися линиями — крестом. Так им было понятнее и удобнее.
Выражение «поставить крест» синонимично устаревшему слову «похерить» — зачеркнуть хером , где «хер» — древнерусское название буквы «Х», внешне напоминающей крест.
В основе образа фразеологизма «поставить крест» символизация действия: перечеркнуть, те есть «сделать недействительным, уничтожить».
Сходные по образу выражения: перечеркнуть прошлое (все хорошее), вычеркнуть из жизни (из памяти), зачеркнуть прошлые заслуги.
К этому добавляется устойчивый для сознания образ креста, как надгробия. В целом фразеологизм «поставить крест» имеет символическое значение прекращения чего-либо.
ИсточникПочему нужно нести свой крест? Почему наши пути пути преодоления?
Писатели и поэты, пытаясь украсить свои произведения красивым словом, часто заимствовали некоторые выражения из Библии. Красота требует жертв и литературная интерпретация порой искажала истинный смысл, заложенный в первоисточнике. А христиане, которые мало читают Библию, как попугайчики, не задумываясь, перенимают эти искаженные трактовки.
В этой статье мы поговорим о том, что на самом деле означают слова «нести свой крест».
Сегодня они воспринимаются как синоним трудностей выпадающих на долю человека, которые тот должен мужественно претерпевать до смерти, чтобы за это получить награду.
- У кого-то сын алкоголик,
- кто-то инвалид с детства,
- а кто-то всю жизнь бедный,
и все они якобы несут свой крест.
Отчасти это согласуется со словами апостола Иакова, что мы с великой радостью должны претерпевать различные испытания.
2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3. зная, что испытание вашей веры производит терпение… (Послание Иакова 1:2,3)
Однако нужно остерегаться паранаидального мышления и во всем видеть испытания от Бога. Если попал ты под трамвай и тебе отрубило ноги, то не Бог тебе их отпилил, чтобы потом смотреть с небес, будешь ли ты нести этот свой крест. Просто невнимательный пешеход встретился с невнимательным водителем — время и случай.
Также, говоря о тяготах как о кресте, мы неправомерно приписываем их себе в заслугу, как некую праведную деятельность, христианский подвиг веры.
Но что на самом деле имел ввиду Иисус, когда побуждал всех, кто хочет идти за ним брать крест?
24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Св. Евангелие от Матфея 16:24-27)
Давайте рассмотрим контекст. Немного ранее Господь собрал учеников и начал открывать им, что ему необходимо идти в Иерусалим, чтобы быть схваченным, казненным и затем воскреснуть.. Апостол Петр, которому мама в детстве вместо сказок читала истории о Данииле, избавленном от пасти Львов и о том, как Бог спас трех друзей из огненной печи и о многих других чудесных избавлениях, подумал, что Иисус, возможно, упал духом или что-то в этом роде, и по-дружески решил его ободрить, сказав, что ничего страшного не случится, ведь Бог с тобой и он защитит тебя как и всегда этот делал для своих праведников.
Господь резко осадил Петра, а затем сказал ему, что тот перечит замыслу Бога, и добавил, что не только он (Иисус) умрет, но такая судьба ожидает и многих его учеников. Никто не должен служить Богу в надежде спасти плоть. И лишь потеряв душу ради него, они обретут ее в истинном смысле. Ученики должны также как и их учитель осознанно пойти на смерть за веру, если так понадобится и именно этот смысл Иисус вкладывал в слова «нести свой крест». Но давайте поразмышляем подробнее и попытаемся разобраться, почему же Петр не понял Господа.
Как я уже говорил ранее, в Библии в Ветхом Завете очень много случаев чудесного избавления от смерти. Но если честно, то все эти спасенные в конце концов состарилсь и умерли. Поэтому воздействие Бога было скорее временным отдалением неизбежного.
Истинное спасение заключалось в том, что Иисус Христос, придя на землю, отдаст жизнь за наши грехи и таким образом искупит человечество и избавит от власти смерти.
И только Веруя в него мы можем спастись.
Но что значит верить? Нельзя просто так сказать «Верю» и думать, что Бог автоматически даст долгие годы жизни и богатство, как Аврааму, жен и детей, как Иакову, и будет отгонять врагов.
Вспомните историю с Иовом. Сатана упрекает Бога в том, что тот оградил его от всех бед и именно поэтому Иов старается быть праведным. В результате Бог допускает, чтобы сатана испытал Иова через страдания.
Мораль этой истории тесно пересекается с нами и мы должны понимать, что мало сказать Верю, что вера без дел мертва, что нужно еще на делах показать, чего ты стоишь на самом деле.
- Бог показал свою любовь тем, что отдал сына своего единородного за мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
- Иисус проявил свою любовь тем, что добровольно согласился умереть за тех, кто его гнал, чтобы этой смертью они имели жизнь.
6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Послание к Римлянам 5:6,7)
- И если мы хотим быть истинными Сынами Божьими, то подражая Христу, должны возлюбить мир, посвятить себя делу проповеди, чтобы каждый мог уверовать. Понимая, что не все нас будут слушать, что будем сталкиваться с преследованиями, мы не замолчим, не отречемся, но с радостью будем верны даже до смерти, благославляя гонящих нас и моля Бога о том, чтобы простил им грехи. Вот это и есть истинное понимание того, что значит «нести крест».
Болезни, нищета и войны — обычные явления нашего мира. С этим сталкиваются все люди на земле. Поэтому если мы чудом от этих бед не избавлены, то это не крест, а данность — каждому своя. Духовные богатства такими страданиями не заработаешь.
9. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. 21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (Первое послание Петра 2:9,12,21)
Ангел Хранитель, несущий Крест
Иконы святых в виде двустороннего рельефа, похожего на плоскую скульптуру, на Руси делали с глубокой древности. Из летописей известно, что уже в XVI веке большие рельефные иконы из дерева существовали на Русском Севере и в Новгороде. В XIX веке получили распространение подобные небольшие нагрудные образки из металла. Их называли просечными, так как фон вокруг изображения после литья выбивали, или просекали.
Образок в виде Ангела Хранителя – это не просто украшение, а настоящая миниатюрная икона. В руках Ангел держит традиционные символические атрибуты Ангелов Хранителей: крест – знак послушания Христу и следования Его заповедям, меч – символ непримиримой борьбы, которую он ведет с бесами, отражая их нападения на людей.
Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы – верные служители Божьи, которых Господь посылает возвещать Свои повеления. Ангелы тварны, как и люди, но имеют другую природу. На иконах они изображаются в человеческом обличье с большими крыльями. Могучие крылья ангелов символизируют быстроту, с которой они исполняют повеления Бога, а небольшие ленточки у ушей –тороки, или слухи – показывают, что они всегда слышат Его голос.
Ангелов бесчисленное множество, и все они составляют стройную Небесную иерархию. Ангелы Хранители ниже остальных чинов и ближе всего к людям. Они служат защитниками каждого из нас. Падших поднимают, благочестивым помогают и никогда не оставляют на протяжении земной жизни.
У каждого человека есть свой Ангел Хранитель, который дается ему Богом в Крещении и который всегда невидимо находится рядом с ним. Служение Ангела Хранителя состоит в том, чтобы не только охранять человека, а способствовать спасению его души для вечной жизни. Поэтому Ангелы Хранители духовно наставляют человека в вере и благочестии и молятся о нем Богу. При земной кончине именно Ангел Хранитель отводит душу усопшего в Вечность.
Ангелы Хранители принимают живое и деятельное участие в человеческой судьбе. Как создания чистые и святые, способные только любить и благотворить, Ангелы Хранители делают все, чтобы служить к нашему истинному благу и спасению. Постоянно находясь рядом, Ангел Хранитель не только по желанию человека таинственно наставляет его на все доброе и полезное, не только возносит его молитвы к Богу, но еще и сам от себя охраняет и защищает человека, от врагов видимых и невидимых, и сам от себя ходатайствует за него пред Богом.
Ангелы Хранители, как и люди, существа личные, но мы не знаем частного имени каждого из них. Не можем мы узнать и имени своего Ангела Хранителя. Поэтому Православная Церковь не имеет специальной церковной службы для Ангелов Хранителей вообще и для каждого из них в отдельности. Но она обязывает нас почитать и благодарить своего Ангела частно, в домашних ежедневных молитвах, обращаться к нему за покровительством и защитой как к ближайшему духовному наставнику.
Над созданием образа трудились художник Виктория Булдыгина и творческий коллектив .
Праздник или трагедия?
Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.
Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.
Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.
Нести крест означает постоянно удаляться от страха смерти
Когда кто-то принимает решение следовать за Иисусом Христом и идти к людям с Евангельской вестью, он должен полностью осознавать, что это решение включает в себя опасность быть убитым, только за проповедь Евангелия. Другими словами, человек, решивший быть учеником Христа и проповедовать Евангелие, должен сам себе вынести смертный приговор и оставшуюся жизнь жить как так, как будто он умер для себя и живет полностью для Христа, будучи готов быть убитым в любой момент за Евангелие. Господь Иисус, когда посылал учеников на служение, сказал им:
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Матфея 10:27-28)
Пусть Господь поможет нам быть верными в проповеди Евангелия, не страшась и верновыполняя Его поручение. Чтобы тело наше не погубило душу нашу из-за страха, что оно будет умерщвленно. Тело рано или позно должно умереть, но как важно сохранить душу и выполнить порученное Господом. Да поможет нам Бог!
Распятие – римский способ применения смертельной казни
Перед тем, как затронуть эту тему, очень важно вспомнить еще раз одну очень хорошо известную истину, что распятие на кресте было римским способом смертельной казни и этот ужасный способ был широко применяем и известен. Почти за 100 лет до распятия Иисуса Христа, римляне распяли всех участников восстания Спартака, которые были пойманы и таким образом, дорога из Сицилии в Рим была заполнена по обоим сторонам распятыми. Эта ужасная картина, с помощью которой они пытались внушить страх всем рабам империи, чтобы даже мысли не было о попытке восстания против существующей системы того времени.
Во времена Иисуса Христа, был широко известен этот жестокий способ наказания, который использовали римляне. Важной деталью для нашей темы является тот факт, что после того, как человека приговаривали к смертной казни через распятие, после вынесения приговора, осужденный должен был сам нести крест до места казни, как и повествует Библия об Иисусе, с Которым римляне поступили так же, как и с любым другим осужденным на смерть.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Евангелие от Иоанна 19:14-17)
Крест нес человек, осужденный на смерть, и нес с места объявления приговора, до места исполнения приговора. Нести крест означает идти по дороге, где ты был осужден на смерть, до места, где ты будешь казнен. Перед Своим распятием, Господь Иисус говорил много раз Своим ученикам, что они должны нести крест. Давайте посмотрим некоторые случаи, где Иисус Христос говорил это, чтобы понять смысл, который Спаситель вкладывал в это выражение.
ИсточникСТАВИТЬ КРЕСТ
Быть вынужденным окончательно отказаться от кого-л., от чего-л.; признавать невозможным осуществление желаемого.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), убедившись в неспособности, непригодности к чему-л. другого лица, другой группы лиц (Y), полностью в них разуверились; разочаровались в мечтах, надеждах, идеях и т. п. (Р), считая их более не существующими, навсегда утраченными. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х поставил крест на Y-е <Р>. Именная часть неизм. Обычно глагол сов. в. Возможно в констр. с отриц. : нельзя ставить крест; крест ещё не поставили. Обычно в роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Теперь, с приездом старухи, на этих разгулах по дому надо поставить крест. И на моих музейных занятиях — так я называл собирание старой крестьянской утвари и посуды <. > тоже придётся поставить крест. Ф. Абрамов, Деревянные кони.Завтра мы все будем поставлены перед вопросом — либо поддержать антиконституционные действия президента, либо из любви к законам поставить крест на реформах. МК, 1992.
— Ты только, Ваня, не горячись, поставить на человеке крест легче всего <. >. А. Калинин, Цыган.
Кое-кто говорил, что я бесперспективная [спортсменка] и занимаю чуть ли не чужое место в сборной. Словом, поставили на мне жирный крест. Но я доказала, что списывать из команды меня рановато. Перешла к новому тренеру <. >, и мы утёрли нос многим. Смена, 2000.
Расходились молча, однако по всему было видно, что крест на нашей затее ещё не поставлен. А. Антонов, Карьера.
Всякий раз его сознание, описав фантастический логический круг, взмыв спиралью, обернувшись, находило объяснение любому человеческому поступку с гуманистической точки зрения, когда ещё не всё потеряно, рано ставить крест и т. д. А. Битов, Пушкинский дом.
А это немалый риск — если Б. Фёдорову опять придётся уходить из правительства, на нынешних вождях исполнительной власти нам можно будет ставить крест. Куранты, 1992.
<. > Михаил решил: немедля, сегодня же ехать за сеном на Среднюю Синельгу. Сена на Средней Синельге оставалось возов пятнадцать, и, если не вывезти его сейчас, в эти два-три дня, пока ещё не поплыла дорога, ставь крест на сене. Ф. Абрамов, Две зимы и три лета.
⊛ Узнав об измене Тали и родив в горле горестный звук, выбивший слёзы у матери, <. > Дёмин не смирился с поражением, не поставил крест на своём чувстве. Он пытался вернуть Талю, которую простил сразу и навсегда. Ю. Нагибин, В дождь.
Как будут рады папа и мама. Они, наверное, совсем поставили крест на её замужестве. И вдруг она придёт под руку с мужем. В. Панова, Спутники.
Что же касается людей, спешащих раз и навсегда поставить на дирижаблях большой, жирный крест, то я глубоко убеждён в их неправоте. Э. Кренкель, Мои позывные RAEM.
Если съезд не поддержит реформы, он может на себе ставить крест. Куранты, 1992.
⊜ — Послушай, мне не нравится, что ты так легко ставишь крест на своей карьере, вместо того чтобы не отступать, работать, преодолевать трудности и не терять уважение к себе. (Реч.)
⊝ — Я смирилась с обстоятельствами, уехала работать в глухую дыру, отказалась от борьбы за своё изобретение — словом, поставила на себе крест. П. Николин, Новые дворики.
культурологический комментарий: «Выражение собственно русское, из речи чиновников, которые, перечёркивая в бумагах ненужное наклонным крестом, вычёркивали такие записи из дел». (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 344.) см. также значение слова похерить (прост. и устар.) -«зачеркнуть, уничтожить»; зачеркнуть хером — «зачеркнуть крестом» (где хер — название внешне напоминающей крест буквы кириллицы, которая восходит, в свою очередь, к греч. χ «хи»). В образе фразеол. совокупность компонентов ставить/поставить крест соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры; компонент крест — с духовно-религиозным кодом (в христианском миропонимании крест — символ страданий, переносимых с верою ради искупления и спасения). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 124.) В образе фразеол. крест имеет дополнительное символическое осмысление: он является знаком конца, по ассоциации соотносимым в обыденном сознании с крестом как c надгробным сооружением. Образ фразеол. основан на символизации действия: перечеркнуть значит «сделать недействительным, уничтожить». см. также сходные по образу выражения вычеркнуть из жизни (из памяти), перечеркнуть прошлое (всё хорошее), зачеркнуть прошлые заслуги. фразеол. в целом выступает в роли символа прекращения чего-л. автор: М. Л. Ковшова
Решительно отказаться от кого-л., от чего-л.; навсегда покончить с чем-л. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), осознав негативную суть происходящего, имеет намерение полностью изменить своё отношение к лицу (Y), свой образ жизни, порядок вещей и т. п. (Р).
Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х поставил крест на Y-е <Р>. Именная часть неизм. Обычно глагол сов. в. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Артемьев улыбнулся, давая понять Синцову, что в общем-то скорей шутит. А серьёзное во всём, что он сказал, было одно: сестры нет, и как бы ни любил её Синцов, надо поставить на этом крест и жить, как судьба подскажет. К. Симонов, Солдатами не рождаются.Она многое передумала за это время и поняла: пора ставить на прошлом большой крест и думать о будущем. (Реч.)
⊛ Она [учительница] убедила выбрать его [двоечника и хулигана] старостой <. >. Потрясённый доверием Агафонов поставил крест на своём мрачном прошлом, и в классе воцарилась образцовая дисциплина. Ю. Нагибин, Как трудно быть учителем.
Но они могли не оглядываться, а поставить крест на имперском прошлом. Куранты, 1992.
Тогда былые лужи общих мест / Придут в расцвет от призраков и лилий, / Метафора поставит жирный крест / На мертвечине вороватых стилей. Ю. Мориц, Стихи о несделанных переводах.
⊜ — Будет лучше, если ты поставишь крест на своих прожектах и займёшься настоящим делом. (Реч.)
⊝ Уехала из Москвы я раньше, чем Саша. Нижнекамским друзьям сказала, что отдохнула прекрасно и на Саше поставила крест. Смена, 2000.
— Прошлое быльём поросло. Поставим на нём крест. Свои прегрешения, какие были, ты искупил <. >. О. Смирнов, Прощание.
культурологический комментарий: Основной комментарий см. в СТАВИТЬ БОЛЬШОЙ, ЖИРНЫЙ КРЕСТ 1.. В образе фразеол. компонент крест имеет дополнительное символическое осмысление: являясь знаком конца, по ассоциации соотносимым в обыденном сознании с крестом как с надгробным сооружением, крест во фразеол. символизирует конец какого-л. периода человеческой жизни, прощание с этим периодом и начало новой жизни. ср. выражения поставить на прошлом крест, навсегда проститься с (проклятым) прошлым и др. фразеол. в целом выступает в роли символа прекращения чего-л., что потеряло свой жизненный смысл, не нужно, и начала нового. автор: М. Л. Ковшова
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .
Полезное
Смотреть что такое «СТАВИТЬ КРЕСТ» в других словарях:
Ставить крест — СТАВИТЬ КРЕСТ. ПОСТАВИТЬ КРЕСТ. Разг. Экспрес. 1. на ком. Окончательно разуверившись в ком либо, считать его непригодным в чём либо, конченым, никчёмным. В банке, видимо, на Стабровском поставили крест и не считали нужным даже отвечать на его… … Фразеологический словарь русского литературного языка
КРЕСТ — КРЕСТ, а, муж. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культапредмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя… … Толковый словарь Ожегова
СТАВИТЬ — ставлю, ставишь, несов. (к поставить). 1. кого что. Придавать кому чему н. стоячее положение, укреплять стоймя, помещать что н. куда н. так, чтоб стояло. Ставить палку в угол. Ставить столбы. Ставить цветы в вазу. Ставить книги на полку. Бутылки… … Толковый словарь Ушакова
крест — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? креста, чему? кресту, (вижу) что? крест, чем? крестом, о чём? о кресте; мн. что? кресты, (нет) чего? крестов, чему? крестам, (вижу) что? кресты, чем? крестами, о чём? о крестах 1. Крест это предмет,… … Толковый словарь Дмитриева
ставить — Ставить во главу угла что признать что н. основным, самым важным. Ставить дисциплину во главу угла. Ставить крест на чем перен. считать что н. бесповоротно конченным, потерянным; отчаяться в ком нибудь, потерять надежду на кого н.… … Фразеологический словарь русского языка
СТАВИТЬ БОЛЬШОЙ, ЖИРНЫЙ КРЕСТ — 1. кто на ком, на чём Быть вынужденным окончательно отказаться от кого л., от чего л.; признавать невозможным осуществление желаемого. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), убедившись в неспособности, непригодности к чему л. другого лица,… … Фразеологический словарь русского языка
крест — , крестить, крестный Поставить крест на ком чем (разг.) перен. считать что н. бесповоротно конченным, потерянным; отчаяться в ком нибудь, потерять надежду на кого н. На нём как на певце можно ставить крест. Целовать крест кому на чем… … Фразеологический словарь русского языка
Крест Иисуса Христа и его изображения — Какой формы и вида был К. Иисуса Христа доселе археологами не определено с точностью. Из рассказов церковных писателей IV в. об обретении К. Христова св. царицей Еленой, видно, что он ничем не отличался от крестов двух распятых вместе с Ним… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Крест храбрых» Булак-Балаховича — Крест храбрых … Википедия
КРЕСТ — Большой Крест. Дон. Созвездие Южный Крест. СДГ 1, 35. Взять крест. Жарг. угол. Обворовать аптеку. Мильяненков, 148. Вот те крест! Прост. Клятвенное заверение в истинности сказанного. БТС, 1355. Держать крест на вороту. Кар. Иметь совесть, быть… … Большой словарь русских поговорок
Источник