Века человечества впервые упоминаются у Гесоида в «Трудах и днях», получают развитие у Овидия в «Метаморфозах» и постепенно становятся общим местом. Но хотя они и становятся «общим местом», строгости в их определении не прибавляется: наоборот, в трактовках они еще больше расплываются. Попытаюсь как-то упорядочить информацию.
Везде в тексте датировка событий до нашей эры, поэтому счет в абсолютных цифрах идёт «от больших значений к меньшим».
1299 год — это начало XIII века, 1200 — это конец XIII века .
Четыре века — золотой, серебряный, медный и железный — указывают и символизируют деградацию человеческого рода от блаженного времени близких богам людей со «спокойной и ясной душой» до жестокого века всеобщей ненависти и жестокости, забывшего не только богов, но и страх и совесть. Впрочем, уже Гесиод отходит от логичной последовательности и добавляет «век героев», а Овидий упоминает «поколение крови» и «каменное поколение», о которых почему-то комментаторы предпочитают не говорить. Для отличения этих дополнительных периодов я называю их «поколениями», а не веками. Вообще говоря, Гесиод применяет термин «поколения», не «века» в силу специфического отношения древних греков в категории исторического времени, но я буду следовать сложившейся традиции.
Находки археологов за 2022 год, которые изменили нашу историю
Везде в тексте приводится мифологическая датировка событий. Пожалуйста, не используйте эти даты в курсовых работах!
Все исторические датировки выделены курсивом и сопровождаются уточнением.
Начальная теогония — появление Геи и Урана, рождение титанов и их заключение в недрах земли, оскопление Урана, освобождение титанов, рождение титанов второго поколения — все это остается вне рамок темы, потому что людей на земле ещё нет.
Первый, золотой век начинается с создания человека Прометеем.
Золотой век
Золотой век
Хендрик ван дер Борхт
пер. пол. XVII в.
Создание человека ↦
⇥ титаномахия, рубеж III — II т/л. до н.э.
Гесиод. «Труды и дни»
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.
Не было страха тогда, ни кар, и словес не читали
Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая
В страхе решенья судьи, — в безопасности жили без судей.
И, под секирой упав, для странствий в чужие пределы
С гор не спускалась своих сосна на текущие волны.
Смертные, кроме родных, никаких побережий не знали.
Не окружали еще отвесные рвы укреплений;
Труб не бывало прямых, ни медных рогов искривленных,
Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.
Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой,
Плугом не ранена, все земля им сама приносила,
Пищей довольны вполне, получаемой без принужденья,
Рвали с деревьев плоды, земляничник нагорный сбирали,
Терн, и на крепких ветвях висящие ягоды тута,
Иль урожай желудей, что с деревьев Юпитера пали.
Вечно стояла весна; приятный, прохладным дыханьем
Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.
Боле того: урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки,
Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.
Археологам и историкам запретили изучать эти находки, чтоб не переписывать историю
Единственный век, о котором точно можно сказать, когда он начался и, более или менее точно, когда он закончился: если не в хронологическом смысле с датами, но в событийном и причинно-следственном.
Золотой начался с сотворения человека Прометеем. Это довольно поздняя мифологическая традиция, и она уже содержит анахронизмы. Прометей создал человека из глины гумуса, потому человек и «homo» , а Афина наделила его дыханием. Но Афина — дочь Зевса, а олимпийские боги, включая Зевса, сами ещё не родились . Не будем придираться к несколько увлёкшимся мифографам.
Платон в диалоге «Кратил» предостерегал от того, чтобы людей золотого рода считать сделанными из золота в буквальном смысле, однако, этим действительно грешили, иначе бы он и не предостерегал.
Золотой век продолжался в течение всего правления Кроноса. (Найдите Кроноса на картинке Борхта.) Закончился он свержением Кроноса и войной олимпийских богов с титанами — титаномахией. По некоторым очень критичным оценкам рождение Зевса относится к 2000 г. до н.э.
От рождения Зевса до титаномахии прошло примерно 30 лет, а титаномахия продолжалась 10 лет и конец золотого века, вероятно, связан с её началом, хотя это не принципиально: в любом случае о сроке от создания человека до титаномахии можно только гадать; ясно, что это было достаточно продолжительное время.
Серебряный век
Конец Серебряного века
Лукас Кранах Старший, ок. 1530
Лондонская национальная галерея
титаномахия, рубеж III — II т/л. до н.э. ↦
⇥ ящик Пандоры, середина XVIII в. до н.э.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено.
…серебряный век народился.
Золота хуже он был, но желтой меди ценнее.
Сроки древней весны сократил в то время Юпитер,
Лето с зимою создав, сотворив и неверную осень
С краткой весной; разделил он четыре времени года.
Тут, впервые, сожжен жарой иссушающей, воздух
Стал раскаляться и лед — повисать под ветром морозным.
Тут впервые в домах расселились. Домами служили
Людям пещеры, кусты и лыком скрепленные ветви.
В первый раз семена Церерины в бороздах длинных
Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный.
Поначалу после перехода власти к Зевсу отношения новых богов с человечеством оставались хорошими, налоги платились , жертвы исправно приносились и составляли совместные трапезы.
Испортились отношения после меконской интриги Прометея, который спровоцировал обманный раздел жертвенных даров: на мясо под требухой и шкурой с одной стороны и на кости под слоем тука с другой. Зевс выбрал тук, обнаружил кости, оскорбился и по-пацански сделал пакость: отнял у людей огонь, лишив их, таким образом, плодов победы — сырое мясо особенно-то не прожуешь.
Прометей пошёл на обострение и украл огонь с Олимпа, передав его людям и научив с ним обращаться. Зевс наказал Прометея, приковав к скале, но открутить ситуацию с огнем уже не мог. Тогда он сделал асимметричный ход с Пандорой. (В скобках замечу, что Пандора была первой женщиной, до нее люди были только мужчинами. Это противоречит упоминаемому Гесиодом факту, что они до ста лет возились «близ матери доброй забавами детскими тешась» : не было матерей вообще. Кранаховская заставка иллюстрирует именно этот момент: невзрослеющие дети и дерущиеся столетние старцы.)
Пандора стала женой прометеевого брата Эпиметея, вскрыла сосуд с бедами, хранившийся в его доме, и серебряный век человечества бесславно завершился.
Конечно, от первого шага в Меконе до «ящика Пандоры» прошел не один день, а вероятно, и не один год. Представления, по которым серебряный век продолжался лишь несколько десятилетий, противоречат свидетельству Гесиода о «столетнем младенчестве», в котором по рождении пребывали люди этого поколения.
С концом серебряного века также связывают огигийский потоп, случившийся в 1757 до н.э. по Евсевию Кесарийскому со ссылкой на Кастора Родосского или примерно за два с половиной столетия до девкалионового и за тысячу лет до основания Рима. Впрочем, причины огигийского потопа не известны и вообще подробностей о нём никаких не сохранилось. Возможно, события с Прометеем / Пандорой и потоп как-то связаны, возможно, случайно совпали по времени, а возможно, потоп тут вообще не причем.
Овидий помещает в этот век похищение Персефоны (вероятно из-за формирования смены времен года), скитания Деметры и инициацию Триптолема, а это, по свидетельствам, конец XV — начало XIV вв. до н.э. (1414 — 1397), что не укладывается во временные рамки описанных выше событий, завершающихся в XVIII веке.
Источник: www.astromyth.ru
Золотой, серябряный, медный и другие века в истории человечества. Миф, как форма исторической памяти.
5.Варианты периодизации истории.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация — это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.
Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия «Каменный век», «Медно-каменный век», «Бронзовый век», «Железный век». Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.).
С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени
В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:
- Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
- Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения XVI в.).
- Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. — окончание первой мировой войны).
- Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.
Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.
Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель
Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.
Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).
6.Формационный подход
Наиболее целостную и систематизированную научную картину исторического развития предлагает формационный подход к изучению истории. Его появление связано с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Согласно этой теории понятие «общественно-экономическая формация» означает общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, соответствующей определенному уровню развития материального производства.
Исходя из формационного подхода, всемирная история рассматривается как совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен «пройти» ряд общественно-экономических формаций,которые последовательно сменяют друг друга. Сложившаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Формационный подход рассматривает развитие общества в целом, утверждает универсальный общий ход его развития. Важнейший инструмент развития, средством перехода от одной стадии к другой считается революция.
Сам К. Маркс говорил о трех общественных формациях: первичной, вторичной и третичной, которые обозначены им как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включал азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный (капиталистический) способ производства. Таким образом, формация выступает как определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.
Источник: studfile.net