Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» — монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.
Иоанн может быть Марией Магдалиной
Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.
ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. «Тайная вечеря». Библейский сюжет
Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине — женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).
Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.
Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.
Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение
В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.
Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.
Удивительные факты о самой загадочной работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.
Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.
Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.
Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.
Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».
Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных
Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») — единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.
Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.
Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.
ИсточникЛеонардо да Винчи “Тайная Вечеря”. Путеводитель по шедевру
Тайная вечеря (1495-1498). Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.
Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.
Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.
Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?
1. Иллюзия присутствия
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu
Леонардо задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.
Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.
Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.
Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.
Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.
Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.
Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.
2. Грандиозная работа
Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.
На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.
Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.
Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.
Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu
Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.
3. Психологическая реакция
Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.
Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.
И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.
У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.
А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.
Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.
Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.
Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org
4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?
По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.
И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.
И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.
5. А где же Иоанн?
Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем.
Вот и два претендента.
Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.
Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.
А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.
Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”.
1516-1518 гг. Лувр.
Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.
Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.
О других шедеврах мастера читайте в статьях:
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
ИсточникКто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?
«Тайная вечеря» — знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи.
КТО ГДЕ С ЛЕВА НА ПРАВО.
Замечание автору вопроса. На приведённой Вами фотографии изображена «Тайная вечеря» кисти НЕ Леонардо Да Винчи. Оригинал см. выше.
По персонажам, справа налево (чтобы попытаться избежать копирования), по головам (а не по туловищам):
Симон, Фаддей, Матфей, Филипп, Иаков Зеведеев, Фома, Иисус, Иоанн, Пётр, Иуда, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей.
Иуда Искариот (на момент описываемых событий всё ещё апостол) опирается локтем об стол; в руке Петра нож.
Голова Иуды — четвёртая слева.
Позабавила информация в Википедии о реставрации фрески. Особенно в 1726-ом году. Может всё-таки Носовский и Фоменко правы? :)))
Почему википедическая информация позабавила: фреска создана в самом конце XV-го века. Через 20 лет изображение практически стёрлось (исчезло). Ещё через сто лет была проведена ПЕРВАЯ реставрация.
Реставрация чего? Изчезнувшего изображения? Была ли вообще реставрация? Или картина была написана впервые?
Дэн Браун считает (роман «Код Да Винчи»), что слева от Христа изображена Мария Магдалена, а не апостол Иоанн. — 7 лет назад
Конечно это не оригинал самой работы.
Это просто копия, но яркая, разборчивая, детальная, без затирок, оттирок, туманностей, и плохой видимости.Токмо ради этого. — 7 лет назад
Христос в центре стола «Тайной вечери». Композицию Леонардо да Винчи разделил на группы.
Слева первая апостольская тройка. Крайним стоит Варфоломей (Нафанаил), следующий Иаков Алфеев, далее Андрей Первозванный.
Четвёртый апостол Пётр, он перегнулся через Иуду Искариота, говорит что — то Иоанну Богослову. Голова Петра на картине пятая по счёту. Иоанн Богослов у правой руки Христа.
Седьмым сидит апостол Иаков Зеведеев, сзади за ним стоит Фома, голова которого оказалась ближе к Иисусу. Последним в тройке стоит Филипп. В крайней тройке Левий Матфей (стоит), затем Иуда Фаддей(тоже стоит), сидит Симон Кананит.
Иуда предавший Иисуса:
В центре этой картине сидит сам Иисус Христос а справа и слева от него 12 учеников Спасителя. Смотрим фото.
Под номером 5 я сразу узнала Иуду, он в мешочке держит свои 30 серебренников. Именно он предал своего учителя, которого потом казнили. Самого первого можно увидеть Варфоломея, под номером 2 Иакова, а третьим сидит Андрей прозванный первозванный (его брат апостол Пётр). Под номерами 4 и 6 — Петр и Иоанн Богослов. Они разговаривают. Под номером 7 тоже Иаков, но только не Алфеев, а Зеведеев.
Под номером 8 — Фома (апостол), которого еще прозвали неверующий. Под номером 9 — Филипп (апостол). Под номером 10 видим Левия Матфея. Под 11 номером тоже Иуда, но Фаддей. Не путать его с Иудой предателем.
Под 12 номером видим Симона.
Очень интересная картина. Ее нарисовал великий художник эпохи итальянского возрождения Леонардо Да Винчи. Он же, кстати, является создателем великой картины «Моно Лиза», что находится в Лувре.
Давайте перечислим всех апостолов, которые изображены на картине «Тайная вечерня».
- Варфоломей (в честь него кстати назвали историческое событие Варфоломеевская ночь)
- Иаков Алфеев
- Андрей первозванный (брат апостола Петра)
- Апостол Петр
- Иуда Искариот — он предал Иисуса Христа, сдав его за 30 серебрянников. Именно он является причиной казни Иисуса.
- Иоанн Богослов
- Иаков Зеведеев
- Апостол Фома
- Апостол Филипп
- Левий Матфей
- Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом)
- Симон.
Посередине расположился сам Иисус Христос.
Всего 12 апостолов изображено на картине «Тайна вечерня»
Если задано слева направо, то цифрой 1 обозначен апостол Варфоломей. Второй Иаков Алфеев, третий Андрей Первозванный. Апостол Пётр, взволнованный словами Христа про предателя среди апостолов, схватил нож и привстал, он четвёртый. Пятый Иуда Искариот (предавший), он опрокинул солонку, в руке держит кошель со деньгами. Шестой Иоанн Богослов.
По другую сторону Христа сидитседьмым Иаков Зеведеев, за ним стоит восьмым апостол Фома, девятым стоит апостол Филипп. Левий Матфей десятый, одиннадцатый Иуда Фаддей, двенадцатый апостол Симон.
Настенная фреска обезображена проделанной позднее дверью, поэтому часть её утрачена безвозвратно.
«Тайная вечеря» эта картина принадлежит кисти величайшего мастера всех времен Леонардо Да Винчи.
Считается, что художник на своей картине изобразил тот момент, когда Иисус произносит за столом фразу о том, что один из апостолов предаст его.
Апостолы были крайне удивлены, их удивление и смятение отражено на лицах. И реакция каждого также видна. Отчаяние, страх, негодование, смятение.
Фигура Иисуса возвышается в центре стола. Голова его находится в центре картины.
Слева и справа от него его ученики – двенадцать апостолов.
Они изображены группами по трое.
Почти все, после слов учителя устремляются к центру. И только Иуда отшатнулся назад. А в руках сжимает тридцать сребреников.
Тайная вечеря — знаменитая фреска Леонардо да Винчи, она находится в монастыре Санта-Мария-делле-Гр ацие в Милане.
На фреске изображен Иисус со своими учениками на последней перед его арестом пасхальной трапезе, это тот момент, когда Иисус предсказывает предательство одного из своих учеников.
Среди искусствоведов нет согласованной версии, кто изображен на фреске Тайная вечеря.
В частности, есть сомнения насчет того, слева от Иисуса сидит Иоанн или Мария Магдалина.
Но все же, считается, что изображена все-таки Мария Магдалина, которую Иисус привел на трапезу, как законную жену:
Здесь показана картина Леонардо да Винчи, который показывает последнюю трапезу Христа с учениками, двенадцатью апостолами, которую автор писал в конце пятнадцатого века, в промежуток времени 1495 — 1495 гг, находясь в доминиканстком монастыре из Милана Санта-Мария-делле-Гр ацие.
Это трапеза, которая состоялась перед Пасхой в чистый четверг, тогда Иисус Христос предсказал, что один из всех апостолов предаст, поэтому на лицах всех их сложные эмоции.
Здесь изображены все двенадцать апостолов изображены, хотя живописцы иногда показывают только одиннадцать, словно Иуда ушел и таинство Евхаристии проходило в его отсутствие.
Как узнать Иуду? Часто его показывают обособленно от других апостолов, а еще не показывают лицо так, чтобы его можно было рассмотреть, уловить взгляд.
В том случае, когда Иуда Искариот изображен находящимся среди других учеников, узнать его можно по мешочку, — держит кошелек в руках или тот висит на шее, словно приготовленный для тридцати сребреников (или наличие кошелька еще говорит о том, что Иуда заведовал деньгами в апостольской общине).
Кроме прочего, Иуду можно узнать по темным волосам — среди других самый темный брюнет.
Иисус Христос показан в центре. Другие апостолы изображены группами по трое, слева направо:
Источник