Кто изображен на иконе святая троица андрея рублева

«Троица» Андрея Рублева. Инфографика

Самая известная в мире икона «Троица ветхозаветная», написанная Андреем Рублевым, висит в одном из залов Третьяковской галереи. Она признана шедевром во всем мире. Согласно предположениям историков древнерусского искусства, Рублев написал ее для Троицкого собора, когда был монахом Троице-Сергиева монастыря. С момента создания «Троица» стала любимейшей иконой древнерусских живописцев и служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Сюжет иконы взят из Библии. Иконописец изобразил трех ангелов, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. По замыслу Рублева, они явились не для того, чтобы возвестить Аврааму о рождении сына, а для того, чтобы дать людям пример согласия и самопожертвования.

У каждого, кто смотрит на икону взгляд не останавливается на одном из ангелов, так как они символизируют единство. Как пишет Наталья Демина в своей книге «Андрей Рублев и художники его круга», в «Троице» сокрыт «величайший творческий потенциал, вызывающий у людей, смотрящих на нее, ответный творческий процесс».

Лекция о ‘Троице’ Андрея Рублева

По словам Деминой, композиционным центром иконы является чаша с головою тельца, которая означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей сидят три ангела, которые являются символом света, вечности и любви. Они обозначают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. По мнению Леонида Успенского, ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в бога Отца, Сына и Духа святого.

Репродукция иконы «Троица» Андрея Рублева, ок. 1411 г.

Символичны в иконе не только отдельные предметы, но и расположение фигур. В книге «Смысл икон» Успенский пишет, что «Троицу» отличает от других икон форма ее композиции — круг. Одинаковые лики и фигуры ангелов, по его мнению, подчеркивают единство природы трех божественных ипостасей. Правый ангел на иконе написан на фоне горы, символизирующей духовное восхождение и просветление.

Средний ангел, за его спиной которого изображено древо, одет в вишневый хитон и синий плащ. Одеяние подчеркивает ведущую роль фигуры в общей композиции. В таком хитоне традиционно иконописцы изображали Христа. За левым ангелом изображены палаты Авраама.

По мнению искусствоведа Михаила Алпатова, иконописец дал каждому из ангелов свою характеристику. «Ангел слева сидит на­пряженно, лик его строгий, почти суровый, черты лица резко очерчены, брови нахму­рены — видимо, это изображение повелевающего бога Отца (не столько изображение, сколько его подобие). Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность воле Отца (жест этот имел тот же смысл среди «ангельского чина», мона­шества), и только в его чуть дрогнувших устах угадывается скорбь. Чаша, которая стоит перед ним, напоминает о жертве, в которую он приносит себя. Третий ангел, самый стройный, одухотворенный, женственный, служит свидетелем диалога двух остальных, склоненная голова означает его согласие с общим решением. Это третье лицо Троицы, святой Дух», — утверждает Алпатов в книге «Андрей Рублев».

Свет невечерний: «Икона -СВЯТАЯ ТРОИЦА»-Архимандрит Савва (Мажуко). 2013 год.

Икона Рублева поражает богатством своего содержания. Как утверждает Алпатов, к ней нельзя подходить, как зритель нового времени подходит к исторической картине — с желанием узнать, кого изображает каждая фигура, а нужно понять, в чем иносказательный смысл изображенных образов.

Что зашифровано в знаменитой иконе по мнению исследователей, смотрите в инфографике АиФ.ru

Источник

Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева

Александр Сенцов/ТАСС

В воскресенье, на пятидесятый день после Пасхи, православные отмечают День Святой Троицы — важнейший праздник, посвященный сошествию Святого Духа на учеников Христа. Святой Дух — это Третья Ипостась, Третье Лицо, Третья Сущность Единого и Неделимого Бога. Значит, когда Святой Дух сошел на землю, миру и была явлена Троица — все Три Ипостаси Бога, отсюда и название. Главная икона праздника, которую в День Святой Троицы выносят в центр храма — знаменитая "Ветхозаветная Троица" Андрея Рублева. Поскольку в 2020 году из-за карантина не все смогут попасть в храм, самое время разобраться, что же зашифровано в этом с детства нам всем знакомом шедевре.

Начнем с сюжета иконы. Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, людям было открыто еще в ветхозаветные времена, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь "у дубравы Мамре". "Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных", — говорится в первой книге Библии, в Книге Бытия.

Дальше Библия рассказывает, как произошло это явление: Авраам "возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него". Так, "тремя мужами", явился Аврааму Господь. Авраам встретил этих "трех мужей", приготовил им обед, и тогда Они спросили Авраама: "Где Сарра, жена твоя?", он отвечал: "Здесь, в шатре". "И сказал один из них (фраза "один из них" в тексте Библии выделена, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): "Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей". Сарра, слышавшая эти слова Господа, "внутренне рассмеялась, сказав: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?"". "И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? . Есть ли что трудное для Господа?"" И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ и потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

Читайте также:
Камень роговик магические свойства

"Ветхозаветная Троица" как раз и изображает явление Святой Троицы Аврааму и Сарре у Мамрийского дуба. И сам дуб мы видим за спиной центрального Ангела.

Рублевскую "Троицу" называют богословием в красках. Потому что законченная изобразительная форма гениальной иконы говорит нам на языке художественного образа о неслиянности и нераздельности Трех Ипостасей Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа — об их единосущности. В праздник Троицы верующие вспоминают о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца. И главная икона праздника каким-то невероятным образом открывает для нас, часто людей богословски непросвещенных, сложнейший постулат — о неразделимости и одновременно неслиянности всех Трех Лиц Бога.

Но как этого добивается Андрей Рублев? Вот что пишет об этом академик Борис Раушенбах, создатель систем ориентации космических спутников и, одновременно, автор труда "Предстоя Святой Троице", исследователь древнерусской иконы. "В предшествовавшее Рублеву время все иконы Троицы писались по типу, известному как "Гостеприимство Авраама". Здесь изображалась не только Троица, но и Авраам с Саррой, угощающие дорогих гостей, иногда и заклание тельца отроком. Это сразу снижало возникающий образ, приближало его к повседневному земному быту — он представлял уже не горний мир, но мир дольний, который, правда, посетил Бог. Здесь необходимо заметить, что композиции, изображающие Троицу в виде трех Ангелов, существовали и до Рублева, но отсутствие в них Авраама и Сарры объясняется совсем просто: для их изображения не хватало места… Как только размер священного изображения увеличивался, в поле зрения обязательно возникали Авраам и Сарра".

Запомним фразу Раушенбаха о том, что появление "Троицы" Рублева не было следствием постепенного развития, что это был скачок (акт прозрения?), и сделаем первый вывод. У Рублева нет ничего лишнего, у него все работает на то, чтобы возвысить икону от изображения конкретной ситуации — явления Трех Ангелов Аврааму и Сарре у дубравы в Мамре до художественного проникновения в Тайну.

Тайну предвечности Бога. Тайну Троичности Бога. Трое сидят за столом и ведут молчаливую беседу. Единство связывает Их: Они — трое, но одновременно Они — одно. Непостижимо, но, одновременно, и абсолютно, истинно, безусловно.

Теперь попробуем исследовать икону. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных Ангела совершенно однотипны. Между ними нет никаких видимых различий — так у нас возникает ощущение того, что богословы сформулировали как "единосущность трёх Ипостасей, трёх Лиц Бога", их неслиянность, и нераздельность.

А сейчас обратимся к композиции. Она крайне интересна. Смотрите, композиция иконы строится по принципу круга, и мысль всматривающегося в Троицу тоже движется по кругу, точнее, мы будто не в силах выйти за его пределы. Этот круг и объединяет трёх Ангелов в неразделимое, в Троицу.

"На светлом (изначально золотом) фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым Ангелом — гора, за левым — палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи — будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца, знак жертвы.

Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен — в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества", — рассуждает искусствовед Ирина Языкова.

Читайте также:
Размер кольца 20 мм

А вот что читаем у богослова профессора Леонида Успенского: "Если наклон голов и фигур двух Ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного. она стягивает движения рук". Жертвенная чаша — смысловой и композиционный центр иконы — одна на всех трех Ангелов.

И тут — будьте внимательны! — удивительная вещь. Обычно на иконе одна из фигур обязательно смотрит на молящегося: например, если Богомладенец смотрит на Богородицу, то Сама Мария будет смотреть не на Своего Сына, а на нас, верующих, отвечая нашему устремленному на Нее молитвенному взгляду. Таков принцип иконописи: икона вовлекает молящегося в свое пространство.

У Рублева этот закон нарушается. Почему? Зачем?

Все Ангелы рублевской "Троицы" обращены друг к другу неслучайно. Замкнутость круга общения, когда Ангелы склоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Так предстоящий перед иконой человек втягивается внутрь иконы, и взгляд его невольно фокусируется на чаше — чаше жертвы. Она центр. Она главное.

И нам, смотрящим на икону, открывается еще одна тайна Бога — тайна бесконечной Божественной Любви к нам. Ведь это из любви к нам, людям, Бог посылает Своего Единородного Сына в наш мир — жертва, искупляющая человечество, жертва, выкупающая человечество из плена греха.

Конечно, чтобы увидеть такие глубины в образе рублевской "Троицы", нужно хотя бы минимально знать образную систему иконописи. Но вот следующее открытие сможет сделать любой, кто внимателен к своим ощущениям. Потому что каждый, кто хоть раз останавливал свой взгляд на "Троице" невольно отмечал ощущение покоя, чувство прикосновения к вечности, надмирность образа. Это тоже неслучайно. Это иллюстрация того, что три Лица Троицы существуют всегда, иллюстрация тезиса о предвечности.

"Но "всегда" — это категория времени, а передать время средствами, которыми располагает изобразительное искусство, крайне трудно. Здесь возможны только косвенные методы, — пишет Борис Раушенбах. — Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени.

Этому способствует и то, что Ангелы ведут безмолвную беседу. Ведь обычная беседа требует произнесения слов, требует времени, и, изобрази Рублев такую беседу, — время вошло бы в икону. При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго.

Недаром появились такие понятия, как "любовь с первого взгляда" или "вечная любовь". Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж. Если же попытаться передать любовь или пейзаж словами, то для этого окажется необходимым время, да и словами адекватно передать такие тонкие чувства, как любовь, невозможно.

Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. В результате совокупности использованных Рублевым средств кажется, что три Ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Но в вечности время не течет, оно всё целиком — в ней. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда", — подводит итог академик.

Конечно, икону недостаточно просто рассматривать — взглядом праздного любителя живописи, взглядом искусствоведа. Только молитвенное предстояние может приблизить нас к этой великой тайне, которая некогда, по Божьей милости, открылась святому иконописцу Андрею Рублеву.

Источник

«Святая Троица» Рублёва

Что символизируют детали прославленной русской иконы? И как сложилась судьба её создателя?

Сюжет

Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдёт народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к 9−10 векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублёв представил её по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).

Читайте также:
Драгоценный камень знака водолея

1.jpg

В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращён в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задаёт вопрос о том, кто пойдёт на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына.

Последний смиренно принимает участь. Его зелёная накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдёт ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублёва древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Контекст

Кто заказал «Троицу» Рублёву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного завершить убранство только что построенного Троицкого собора.

Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остаётся открытым.

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем её неоднократно обкладывали золотом.

2 Зырянская Троица.jpg

На рубеже 19−20 веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда её «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы 14-го — первой половины 15-го века. Рублёв не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником вдохновения была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с её сохранностью. За последние 100 лет её неоднократно реставрировали.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублёва. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии.

Вероятно, что Рублёв — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

3 Фрески Успенского собора во Владимире.jpg

Первое упоминание о Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублёв был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу.

Уже через три года Рублёв, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублёва есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублёва до нас дошло совсем немного. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублёву: что-то не сохранилось, а чьё-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

Источник

Кого и что изобразил Андрей Рублёв на иконе «Троица»

4 июля по старому стилю или 17 по новому – день памяти гениального русского иконописца, преподобного Андрея Рублева. Официально прославлен в лике святых он был в 1988 году, но, как отмечал церковный историк Александр Успенский, «святым и преподобным» Андрея Рублёва не только называли в летописях, но и надписывали на иконах уже в XV столетии. И это неудивительно. Кто же не знает Андрея Рублёва!

Читайте также:
Топаз камень кому подходит по знаку зодиака женщине рыбе

Икона А. Рублёва "Троица". Фото: Государственная Третьяковская галерея

Тем не менее, о нём почти ничего не известно. Неизвестно, где он родился, чем занимались его родители и как их звали. Когда родился Рублёв – тоже неизвестно: от конца сороковых, но не позднее 1370-го. Неизвестно даже имя, полученное им при рождении, потому что Андрей – это иноческое имя, данное ему в монашеском постриге. Умер Андрей Рублёв около 1430 года и был погребён в Андрониковом монастыре Москвы, место захоронения не найдено.

Из Троицкой летописи начала XVI века известно, что он в 1405 году с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского кремля, в 1408, вместе с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире. Позднее преподобный Иосиф Волоцкий, который ценил и собирал иконы Рублёва, напишет, что тот «ум и мысль возносил к невещественному и божественному свету». В «Сказании о святых иконописцах» XVII века читаем, что «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублёв, писаше многие святые иконы, чудны зело и украшены». Из этого же памятника мы узнаём и то, что самую знаменитую свою икону, «образ Пресвятыя Троицы», «повеле ему при себе написати» ученик преподобного Сергия Радонежского Никон «в похвалу отцу своему святому Сергию чудотворцу».

Считается, что «Троица» — одна из самых поздних работ, зрелых Андрея Рублёва. С момента её написания для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и поныне она не просто считается непревзойденным шедевром иконописи, но откровением о Самом Боге-Творце. В XX веке «русский Леонардо» священник Павел Флоренский произнесёт сакраментальную фразу: «Есть «Троица» Рублёва, следовательно, есть Бог». Когда говорят о троическом богословии, эта русская икона XV века всегда приводится в пример как величайшее слово о Боге, выраженное в красках.

В изданной в 1980 году в одной из лучших книг об Андрее Рублеве сотрудник музея его имени, расположенного в Спасо-Андрониковом монастыре, искусствовед Валерий Сергеев (1940–2018) напишет: «Три лица, или три ипостаси, но Бог един – как вместить эту тайну человеческому сознанию? … И как знак этой тайны – невозможное для разума равенство между двумя числами – единицей и тремя. Лица Троицы нераздельны, но у каждого из них, по замыслу Рублёва, своё бытие, своё действие в деле созидания мира.

Левый ангел – образ Отца. Его волей начинается устроение Вселенной. И палаты позади него не просто дом, а образ «домостроительства». Потом, уже цветом, трепетом то круглящихся, то прямых линий и мазков, благословением слегка приподнятой руки с удивительной тонкостью передаст Андрей эту «начальность», энергийность первой творящей ипостаси.

И лицу этого ангела он придаст большую твёрдость, волю. И сам цвет одежд, «удаляющаяся» прозрачность небесно-лазурного хитона (нижняя одежда), легко светящегося блекло-багряным, светло-зелёным, сине-голубым гиматия раскрывают ту же мысль художника. Средний ангел будет обращён к правому, но голова его, слегка наклонённая, повёрнута к Отцу.

Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться, принять человеческую природу, жертвенной смертью на кресте искупить, преодолеть разделение между божественным и человеческим. Во всём его облике согласие из любви к человеку самому стать спасительной жертвой. Это принятие – не подчинение. Он равен во всём Отцу, это его нераздельное со всеми волеизлияние.

И в лице сквозь лёгкую задумчивость тонко передана решимость на подвиг любви и вместе тень размышления о грядущих страданиях. И чтобы не было сомнений, что это Сын, пусть будет одет ангел в одежды, в каких многие столетия писали Иисуса – в тёмном, багряном хитоне с золотистой полосой на правом плече и лазурном гиматии. А за ним древо, навевающее мысли о древе крестном, «древе жизни». «О треблаженное древо. » Опущена на трапезу его рука. Он благословляет чашу – образ смерти, страдания. «Смертную чашу испиша…» И сам он, если присмотреться к внутренним очеркам боковых ангелов, как бы помещён в чашу, что напоминает священный сосуд… И склонится с отблеском тихой печали на лице третий ангел – Дух-Утешитель в одеждах лазоревых и светло-зелёных, цвет которых выразит неотделимость его от двух других».

Красиво сказано. Но вот вопрос: неужели иконописец не только был до тонкостей научен сложной христианской догматике, но и смог переложить её на язык живописи?

Андрей Рублёв. Фото: Храм прп. Андрея Рублёва на Верхней Масловке

«Этому не научишь, – считает профессор Свято-Филаретовского института, искусствовед, бывший сотрудник музея Андрея Рублёва Александр Копировский. – Даже Феофан Грек, если бы он его учил (но он его не учил, Рублёв с Феофаном Греком работал уже как мастер, в летописи это есть), такому не научил бы! Здесь виден огромный талант, и вся учёба нужна не для того, чтобы так получилось, а чтобы иконописец внутренне освободился и мог творить самостоятельно. Андрей Рублёв это сделал.

Читайте также:
Где научиться плести из бисера

К сожалению, по своему современному состоянию сохранности «‎Троица» – руина. Она просто ободрана: лики прописаны, золотого фона нет, на престоле осталась одна чаша – там были еще две просфоры и треугольные частицы хлеба, тороки (голубые ленты на головах ангелов) развевались и впереди были видны – всё это тоже стерто. А общее впечатление всё равно прекрасное!»

В начале XX века возник огромный интерес к средневековой русской иконе. Сначала в 1904, потом в 1918 году «Троица» была отреставрирована, и тогда искусствоведы и богословы предложили самые разные трактовки этого образа. «В конце концов оказалось, – продолжает Александр Михайлович, – что все рассуждения о том, кто есть кто в ней – придуманы.

В «‎Троице» несколько лет назад в нимбе среднего ангела нашли микроскопические частицы красной краски — киновари. Это означает, что было перекрестие на среднем нимбе – явное указание на Христа. По одежде тоже видно, что это Спаситель. Здесь изображены Христос и два архангела. Но это не главное в иконе.

Важнее другое: когда мы на нее смотрим – конечно, лучше на подлинник смотреть, чем на иллюстрацию – при этом что-то рождается. Когда о. Павел Флоренский увидел расчищенную «‎Троицу», он написал, что нас впечатляет не число три, не крылья, не чаша на столе, а сорванная перед нашими глазами завеса ноуменального (т.е. вечного, божественного) мира.

Мы смотрим на «Троицу» и вроде бы всё в ней понимаем: сюжет известен – то, что это явление трех небесных вестников Аврааму и всем нам, здесь всё прекрасно и гармонично. Однако главное – ощущение, что сорвали эту завесу, и ты в самом деле видишь вечный мир как полноту любви и покоя. И это впечатление достигнуто предельно просто: три фигуры, и больше ничего. Вот что потрясает. Лучше Флоренского об этом никто не сказал».

Вот что писал отец Павел Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия»: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы,- а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира.Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира.

Икона Андрея Рублёва "Троица". Фото: Государственная Третьяковская галерея

Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твёрдое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя – земное отображение, – быть в среде духовной, в среде умирённой. Андрей Рублёв питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублёв, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти».

Друг расстрелянного в ноябре 1937 года отца Павла Флоренского высланный из России большевиками отец Сергий Булгаков писал, что «служение преподобного Андрея Рублёва, для нас воплощающего в себе идеальный образ иконописца, как и всех тех, которые следуют ему на этом пути, есть религиозный артистизм как нарочитый дар Божий и особое служение церковное». А духовная дочь отца Сергия Булгакова, выдающаяся иконописица XX века сестра Иоанна (Рейтлингер) рассказывала, что после того как в 1928 году увидела на выставке в Мюнхене копию «Троицы», «не могла от неё глаз оторвать», и начала поиск пути к «творческой иконе».

"Троица" сестры Иоанны (Рейтлингер). Фото: общественное достояние

Источник
Рейтинг
Загрузка ...