Всем привет Уважаемые соучастники, сегодня еще один новый пост про истории огранки.
Техника со временем достигнет такого совершенства,
что человек сможет обходиться и бес самого себя.
Ежи Лец
Брошь из белого золота и платины с бриллиантами старых огранок, работы René Boivin, 1935 год .
Рост благосостояния среднего класса в Европе и США на протяжении XIX века вызвали увеличение популярности ювелирных украшений с бриллиантами . Повышенный спрос привел к тому, что цены на бриллианты снова выросли.
Серьги Belle Époque из платины с бриллиантами, 1910 год .
К середине XIX столетия добыча в месторождениях Бразилии сократилась. Центры огранки в Лондоне, Антверпене и Амстердаме, которые активно развивались в первой половине XIX века, начали испытывать проблемы: ведь к 1860-м годам бразильские шахты производили все меньше и меньше сырья. Не удивительно, что обнаружение алмазов в Южной Африке в 1866-67годах стало не только звездным часом для 15-тилетнего мальчика, нашедшего драгоценный камень на африканском континенте, но и для всей европейской индустрии огранки. Владельцем большинства новых месторождений стала знаменитая по сей день компания De Beers.
ОГРАНКА КАМНЕЙ: как рождается бриллиант
Платиновая брошь с бриллиантами в «старой европейской огранке», «огранке старых шахт» и «багет», общим весом 13,40 карат .
Происходящие постепенно изменения в техниках и методах огранки достигли апогея к середине XIX столетия. Величайшим пионером в создании круглого бриллианта стал Henry D. Morse (1826–1888 годы), американский ювелир из Бостона. Morseвстретился с инженером Charles Field:вместе они изобрели паровую машину для огранки, запатентовав ее в 1874 году в Британии и в 1876 году – в США. Это устройство позволило Morseсоздавать симметричные круглые камни с бóльшей легкостью, чем когда бы то ни было.
Отрицательной стороной изобретения стало то, что создание круглого камня с помощью этой машины снимало слишком много сырьевого материала – подобное считалось неприемлемым для огранщиков тех дней. Проблема решилась в последующие годы с изобретением циркулярной пилы, позволявшей терять меньше драгоценного материала на сколотых секциях небольших камней*.
*Моторизованная алмазная пила была создана в 1900 году в США бельгийским эмигрантом. Устройство позволяло разделять кристаллы, раскалывание которых было не осуществимо.
Представление механических приспособлений для огранки стало настоящей революцией в индустрии. Круг приобрел статус нового стандарта, а симметрия – одного из важнейших факторов. Европейские огранщики быстро освоили новый технический инструментарий, наполнив рынок круглыми камнями.
Ограненные бриллианты, созданные в конце XIX– начале XX веков, принято называть камнями «старых европейских огранок» . Термин применяется к круглым камням удовлетворительной симметрии, с восьмиугольной площадкой, высокой короной и мелким павильоном. Открытая калетта (т.е. калетта с отдельной гранью) также сохранялась. Фасеты бриллиантов «старой европейской огранки» – представляют собой толстые треугольные блоки, в отличие от современных утонченных форм.
Загадка допотопных бриллиантов . Как их делали ?
Позже термин «старая европейская огранка» стали по ошибке распространять на все круглые бриллианты , предшествовавшие современному европейскому круглому варианту. Так называли даже полностью несимметричные образцы, созданные в XVIII столетии, что, конечно же, нельзя считать верным употреблением понятия.
Cartier, брошь Belle Époque с бриллиантами различных огранок: Single cut, «маркиз», «груша», «роза», 1911 год .
Одновременно эволюционировала огранка Single cut , которая получила новый облик. Бриллиант такой формы можно описать как круглый камень с одинаковыми гранями, похожий на старую версию Single Cut, но без грани калетты.
Серьезные потери сырьевого материала, которые сопутствовали созданию подлинно круглых камней на паровой ограночной машине, способствовали росту популярности «швейцарской огранки». В Эдвардианскую эпоху форма использовалась для небольших качественных кристаллов и состояла из 17 граней короны (считая площадку) и 16 – павильона. Все вместе фасеты создавали удивительный узор из заостренных фигур.
В 1920-х знамя успеха вновь перехватила еще одна округлая версия Single Cut: на тот момент механизированный процесс создания подобных бриллиантов оказался дешевле и проще. Не удивительно, что в ювелирных украшениях Ар-Деко часто вставляли небольшие камни в огранке Single Cutвместо созданных в швейцарском стиле кристаллов.
Колье Belle Époque от Cartier с изумрудами и бриллиантами старых огранок, 1906 год .
Технологический прогресс продолжал свое движение вперед: в 1891 году изобретена первая электрическая машина по огранке, что стало отправной точкой коммерческого применения подлинно круглых бриллиантов.
Новое часто черпает вдохновение в старом. Создавший паровую ограночную машину Morse также совершил революцию в дизайне камня. Изначально ювелир уменьшил углы короны и павильона, что привело к увеличению блеска. В дальнейшем были сокращены размеры площадки и грани калетты, с одновременным удлинением фасет павильона. Эти идеи были восприняты людьми далеко не сразу.
Коллеги из Европы, с радостью воспользовавшиеся новыми механическими изобретениями, осторожно отнеслись к изменениям формы. Лишь спустя 30-40 лет, во второй декаде XXвека два джентльмена – Frank Wade и Марсель Толковский взяли разработанные Morse принципы на вооружение.
Тиара от Chaumet, 1910 года с бриллиантами старых огранок .
Оба ученых опубликовали свои исследования о пропорциях бриллианта. Публикация Wadeдатируется 1916 годом, работа Марселя Толковского – 1919-м. Труд Толковского, хоть и вышел позже, но содержал самое важное, что склонило весы в его пользу – математические расчеты, подтверждавшие идеальные пропорции бриллианта.
Согласно вычислениям, созданные по новому стандарту камни должны были демонстрировать невиданный ранее блеск и «огонь». Углы короны и павильона отвечали за яркость и блеск, тогда как размер площадки влиял на дисперсию света. Более крупная площадка делала камень более ярким и блестящим, но снижала дисперсию, слишком маленькая – обладала обратными качествами.
Идеал Wideимел небольшую площадку, поэтому демонстрировал больше «огня», но имел меньшую яркость и блеск. Площадка Толковскогобыла немного крупнее, позволяя сохранить идеальный баланс между этими двумя эффектами. На протяжении почти всего XXстолетия именно пропорции Толковскогозаложили основу для создания качественных бриллиантов. Калетта стала заостренной, грани павильона – длиннее и уже.
Ожерелье с круглыми бриллиантами старых огранок и жемчугом, 1905 года .
Новые технологии и крупные поставки сырья из Южной Африки стали причиной золотых дней для отрасли огранки. Множество заказчиков, непрерывный поток алмазов и механизация процесса превратили ювелирную огранку алмазов в современную индустрию. Круг стал главным стандартом и обрел титул самой востребованной формы.
Источник: dzen.ru
Кто изобрел первую в мире электрическую огранную машину (слово из 9 букв)?
Кто изобрел первую в мире электрическую огранную машину (слово из 9 букв)?
комментировать
в избранное
timur ovec [276K]
3 года назад
В тысяча восемьсот шестьдесят втором году в Богемии родился будущий инженер и основатель величайшей хрустальной компании. Мальчика назвали Даниэль. Родители юноши были потомственными огранщиками изделий из хрусталя, который в будущем стали называть чешский хрусталь.
Увидев на выставке в Париже в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году машины, работающие на электрических приводах, Даниэль изобретает электрическую огранную машину. Машина была способна производить огранку камней очень маленьких размеров и позволяла обрабатывать камни с высочайшей точностью граней. Для сайта БВ.
При этом обработка камней производилась с высокой скоростью. Эта машина совершила революцию в огранке хрусталя и камней, особенно в области маленьких стразов. Полное имя человека, совершившего переворот в огранке Даниэль Сваровски.
Ответ для кроссворда — Сваровски.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Технологическая оснастка и инструмент огранщика
Для выполнения процесса огранки применяют приспособления для постановки площадки, нанесения линии рундиста и огранки нижней и верхней частей бриллианта.
Приспособление для шлифования площадки (рис. 225, а) представляет квадрант (основание) 1, в головную часть которого установлена медная оправка 2 с углублением. Углубление оправки заполняется размоченной массой асбеста, в которую помещается алмаз, шлифуемая поверхность площадки должна быть открытой для обработки. В начальной стадии шлифования, при нагревании, асбест твердеет, фиксируя положение алмаза.
Для шлифования крупных кристаллов оправка заменяется припойным держателем (колпачком) 3 (рис. 225, б). В этом случае алмаз 5 устанавливается в легкоплавкий припой 4 (сплав одной части олова и двух частей свинца) с температурой плавления 215° С.
Приспособление для отметки рундиста (рис. 226) состоит из стального корпуса 1, в котором перемещается посредством вращения кольца 2 ползун 3, с закрепленным на его верхней площадке с помощью губки лезвием 5. Высота перемещения ползуна измеряется индикатором часового типа ИЧ-2. Отведение линии рундиста производится на рабочем месте огранщиком или сортировщиком обточенных заготовок.
Перед началом работы стрелку индикатора устанавливают в нулевое положение, ползун с лезвием плотно прижат к рабочей площадке корпуса приспособления. Линию рундиста размечают в зависимости от коэффициента обточки % и диаметра заготовки D.
Вращением кольца индикатор устанавливается на деление, соответствующее диаметру заготовки; ползун с лезвием поднимается над площадкой корпуса на величину, равную расчетной высоте пояска заготовки. Заготовка устанавливается на рабочую площадку корпуса и с помощью оправки, слегка прижимаясь к лезвию, поворачивается на 360°. На пояске заготовки четко прочерчивается линия рундиста, которая служит огранщику ориентиром при размещении верхней и нижней частей бриллианта.
Приспособление для огранки бриллианта при условии простоты конструкции должно отвечать следующим техническим требованиям:
— обеспечивать надежное крепление кристалла при обработке нижней и верхней частей бриллианта, грани обрабатываемого кристалла должны быть открыты для обозрения;
— кристалл с цангой должен иметь возможность свободного поворота при определении направления шлифования;
— в местах подвижных соединений деталей должна быть обеспечена плавность перемещения при условии отсутствия люфтов;
— приспособление должно иметь угломерное устройство, обеспечивающее плавную контролируемую настройку на угол шлифования граней бриллианта в интервале углов 10—55°. Значение установленных углов не должно изменяться в процессе работы;
— необходимо, чтобы конструкция приспособления допускала поворот обрабатываемого алмаза вокруг его оси симметрии на 360° с фиксацией установленного положения через 11°15′; 22°30′ и 45°. Люфт в фиксированном положении недопустим;
— вертикальная ось поворотной головки держателя алмаза должна быть перпендикулярна горизонтальной оси основания приспособления;
— положение шипа шлифуемого кристалла должно находиться на вертикальной оси поворотной головки;
— приспособление должно иметь уровень для выставки его в плоскость горизонта;
— масса приспособления должна быть в пределах 600—700 г. Унифицированным приспособлением, на котором можно гранить нижнюю и верхнюю части бриллианта на ограночном станке ОАБ-4, является приспособление типа «Кристалл».
Основные узлы и детали этого приспособления показаны на рис. 227.
На алюминиевом основании 9 этого приспособления укреплено два узла. Первый размещен в головке основания и состоит из вилки, шарнирно связанной с кронштейном, на котором укреплено угломерное устройство с нониусом и ось держателя алмаза с делительной головкой. Конструкция этого узла позволяет легко изменять положение кристалла при выборе оптимального направления шлифования и выполнять огранку по заданной геометрии.
Второй узел размещен в хвостовой части основания. Он состоит из кронштейна с упором и двумя регулирующими винтами. Конструкция второго узла дает возможность настраивать приспособление в одной горизонтальной плоскости и контролировать это положение в процессе работы по уровню.
Приступая к работе, огранщик устанавливает приспособление по уровню в горизонтальной плоскости, пользуясь упором и регулирующими винтами 11. С помощью специального регулировочного винта 6 огранщик устанавливает требуемый угол наклона основных граней к плоскости рундиста по нониусу. Устойчивость в работе узла 1 позволяет в процессе огранки выдерживать установленные углы наклона граней.
Перестановка кристалла алмаза на огранку каждой последующей грани выполняется смещением делительного устройства держателя. При постановке клиньев для первичной грубой настройки используется лимб, более точная настройка выполняется с помощью рукоятки 2 микронастройки.
Приспособление «Кристалл» комплектуется цангами (диаметром от 1 до 10 мм) для установки кристалла при огранке нижней части бриллианта и оправками (диаметром от 1 до 8 мм) для установки кристалла при огранке верхней части бриллианта.
Основание приспособления может быть использовано для крепления держателя алмаза типа ПОА-3 (рис. 228). Механический держатель ПОА-3 — это стальной корпус, в котором установлено два подвижных червячных сектора. В одном секторе установлена оправка, в другом — прижимное устройство.
Положение оправки и прижимной планки фиксируется стопорными винтами. В держателе ПОА-3 можно гранить бриллианты всех форм и размеров. Они широко Применяются при реставрации бриллиантов и подшлифовке граней. В процессе работы с держателем алмаз надежно закрепляется и хорошо просматривается.
Недостатком держателя типа ПОА-3 является необходимость перестановки кристалла при огранке каждого последующего фацета, что затрудняет соблюдение правильной геометрии при изготовлении бриллиантов и снижает производительность.
В качестве мерительной оснастки огранщик применяет угломеры (рис. 229) для измерения углов наклона нижних и верхних граней бриллианта.
Для замера диаметра бриллианта и некруглости рундиста используется индикатор типа ИЧ-10.
Источник: delta-design.ru