Кто изобрел фарфор

Изделия из фарфора пленяют особым изяществом и легкостью. Первозданная белизна не тускнеет с течением времени, рисунок сохраняет яркость, краски не растрескиваются. Фарфоровая посуда выглядит дорого и изысканно. Долгие годы китайцы хранили секрет своих мастеров, а остальной мир пытался найти формулу. Вспомним, когда изобрели технологию изготовления фарфора, как в других странах сумели наладить производство и создать настоящие шедевры.

История изобретения

Родина фарфора – Китай. Мастера из Поднебесной придумали особый вид керамики, прославившийся нетускнеющей белизной, удивительной долговечностью. Легчайшие изделия восхищают прозрачностью и изяществом форм.

В средние века китайский фарфор экспортировался в соседние страны, на Ближний Восток, постепенно добрался до Европы. Кто только не пытался добыть и воспроизвести тайную технологию – рецепт строго хранили, за его разглашение по китайским законам грозила смерть. Секреты хранили так тщательно, что в местность, где находилось производство, запрещался въезд иностранцев.

Галилео. История изобретений. Фарфор

Но фарфор был так хорош и сулил такие барыши, что с течением времени во многих странах удалось воспроизвести технологию и наладить собственное производство.

Когда изобрели в Китае?

Фарфор появился в 6-7 веках в Китае. Первое упоминание в хрониках – 620 год. Китайские мастера добились нового качества керамики – сумели создать изделия с тончайшими стенками, которые не теряли со временем снежную белизну. Яркость красочных узоров казалось вечной. При легком ударе ногтем или деревом фарфор отзывался высоким звоном, похожим по тону на хрустальный.

Сырьем для фарфоровых изделий служили каолин, «фарфоровый камень», белая глина. Смесь на несколько лет зарывали в землю для придания пластичности. В средние века производство в Цзиндэчжэне обретает мировую славу, Китай становится поставщиком драгоценных изделий в разные уголки мира.

Технологию хранили под строгим секретом. В Китае понимали, что потеря монополии приведет к снижению денежных поступлений в страну. К 16 веку мастерство китайских умельцев достигло совершенства – фарфоровые изделия стали украшать надглазурной эмалевой росписью, тончайшие стенки по толщине не превосходили скорлупу яйца.

когда изобрели фарфор

Появление китайского фарфора в Европе

Фарфор можно смело назвать предметом роскоши, доступен он был только очень богатым людям. Китайское чудо экспортировали в Персию и Индию, постепенно купцы добрались до Европы. Изящество и шик изделий быстро покорили взыскательных европейцев, за предметы платили золотом по весу.

Только аристократы могли позволить себе приобретать дорогую посуду. Известен случай, когда курфюст Саксонии расплатился за несколько ваз ротой солдат. Овладеть секретом производства мечтали многие, но «засланные казачки» возвращались с пустыми руками. Удалось выяснить, что сырья, используемого в Китае, в Европе нет.

Галилео | Фарфор 🏺 [Porcelain]

когда изобрели фарфор

История создания европейского фарфора

Лучшие мастера глины и алхимики Европы 2 века бились над формулой таинственного материала, пытаясь совместить добытые крупицы знаний из Китая и собственные изыскания. В результате получался продукт весьма слабо похожий на оригинал.

За годы трудов усовершенствовали производство фаянса, его отбеливали и разрисовывали в китайских традициях, но создать звенящую тончайшую посуду не удавалось.

Прорыв произошел в 1708 году. Успехом увенчались труды двух саксонцев – Чирнгауза и Беттгера, работавших по заказу курфюста. В качестве сырья они применили пластичный каолин, обнаруженный в окрестностях Дрездена. Изделия получились снежно белыми, тонкими и, наконец, зазвенели. В 2010 году в Мейсене заработала мануфактура, производящая первый европейский фарфор.

Вслед за немцами в фарфоровую гонку включились другие страны. Фабрики открывались по всей Европе. Очень скоро мастерам удалось превзойти качество китайских изделий и прославить свои мануфактуры.

Читайте также:
Где получить штормовой жемчуг

когда изобрели фарфор

Появление фарфора в России

Успехи европейцев в производстве фарфора стали известны в России. Курфюст прислал в подарок Елизавете изделия своих мастеров. Но поделиться секретами изготовления прижимистые бизнесмены не спешили, по указу царицы было решено основать собственное производство.

Во главе работ стоял Дмитрий Иванович Виноградов – близкий друг и соратник Ломоносова. Русскому инженеру пришлось самому открыть формулу, используя доступное сырье, добываемое вблизи Гжели. Талантливый ученый годами совершенствовал технологию и сумел создать материал, не уступающий по качеству европейскому и китайскому.

Прославивший отечество Виноградов не заработал ни денег, ни почета – его держали на цепи, чтобы сохранить секрет и заставить трудиться без отдыха.

«Порцелиновая мануфактура» открылась в конце 1740 годов. Позже предприятие переименовано в Императорский фарфоровый завод, прославивший русских мастеров на весь мир. Изготовление фарфоровых изделий постепенно превратилось в настоящее искусство – причудливые формы, талантливая роспись были визитными карточками русских мастеров.

когда изобрели фарфор

Отличия от керамики

Фарфор является одной из разновидностей керамики. Более сложный состав и технология изготовления определяют его свойства и внешний вид, отличают от простых керамических изделий.

Основные отличия заключаются в следующем:

  • Фарфоровые изделия тонкие и легкие, край черепка абсолютно однородный. У керамики на сколе заметна пористость, стенки значительно толще.
  • Белизна фарфора не тускнеет, грязь не впитывается в поры, рисунок не идет трещинами. Керамика стареет быстро, впитывает запахи, покрывается мелкой сетью трещин.
  • Фарфор просвечивает, сквозь керамические изделия свет не проходит.
  • Легкий удар ногтем или тонкой деревянной палочкой заставляет фарфоровые предметы звенеть, керамика отзывается глухим звуком.

Несмотря на хрупкость и легкость, фарфоровые изделия служат долго, не теряя красоты и яркости. Время не оставляет на них следов.

когда изобрели фарфор

Изготовление фарфора

Сырьем для производства служат кварц, каолин, полевой шпат и алюмосиликаты. Продукты тщательно измельчают, удаляя посторонние примеси и влагу. Изделия формуют разными способами – на гончарном круге, оттисками или при помощи форм литьем.

После просушки изделия глазируют, обжигают в печах (900-1450 °). Двойной обжиг обеспечивает повышенную прочность и устойчивость к внешнему воздействию. Точная рецептура состава и сейчас тщательно хранится производителями, именно присадки составляют основу отличий разного вида фарфора.

когда изобрели фарфор

Состав и разновидности

Ингредиенты рецептуры сегодня уже не является секретом, но их количество, присадки, особенности обжига придают готовым изделиям особые свойства и хранятся мастерами. Французский, русский, английский и другие виды фарфора имеют свои отличительные особенности.

По общим показателям фарфор делится на мягкий и твердый.

когда изобрели фарфор

Твердый фарфор

Высокая температура обжига (1400-1450 °)придает материалу особую прочность. За счет этого изделия служат долго и остаются кристально белыми. Состав материала:

  • каолин – 47-66 %;
  • кварц – 25 %:
  • полевой шпат – 25 %.

Самый прочный – костяной фарфор, в который включают костяную золу. Изделия получаются тончайшие, сильно просвечивают. Материал идеален для посуды.

Справка: из твердого фарфора изготавливают также лабораторную посуду и электроизоляторы.

когда изобрели фарфор

Мягкий фарфор

Этот вид фарфоровых изделий получается при более низкой температуре обжига (до 1350 °). Материал используют в художественных промыслах. Рецепты мягкого фарфора отличаются разнообразием. Неглазированный материал называется бисквитом, его часто использовали в период неоклассицизма в изготовлении мебели и украшений для стен.

когда изобрели фарфор

Роспись фарфора

Роспись накладывают одним из способов – надглазурный или подглазурный. При раскрашивании по глазури применяют большую палитру красок, изделия получаются более выразительными. После обжига краска соединятся с глазурью – рисунок вплавляется в материал и становится прочным, не стирается при мытье и внешних воздействиях.

При окраске использовали благородные металлы – золото, серебро, платину. Драгоценные краски в сочетании с белоснежной основой превращали изделия в шедевры дизайна.

когда изобрели фарфор

Известные фарфоровые фабрики

Мастера разных стран преуспели в создании настоящих фарфоровых чудес – посуды, изящных фигурок, ваз. Каждое производство имеет свои особенности и традиции. В число лучших изготовителей входят:

  • Россия. Дулевский фарфоровый завод, 1832 год. Гжельский фарфоровый завод, 1818 год. «Башкирский фарфор», 1963.
  • Германия. KAHLA, Reichenbach, Rosenthal, Villeroy https://history-doc.ru/istoriya-veshhej/predmety/farfor/» target=»_blank»]history-doc.ru[/mask_link]

    Как король Саксонии и беглый алхимик создавали первый европейский фарфор

    Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

    Невероятный мейсенский фарфор — великолепие, чудо и роскошь

    Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне найденный ими рецепт получения «белого золота» — фарфора. Европейцы смогли разгадать этот секрет лишь спустя тысячу лет, и случилось это в небольшом немецком городке Мейсене, ныне известном на весь мир, как родина европейского фарфора, история которого весьма интересна. И в первую очередь она связана с королем Августом Сильным и беглым алхимиком Бёттгером.

    В 1701 году курфюст Саксонии и король Польши Август Сильный принял под свое покровительство сбежавшего от короля Пруссии молодого, но уже известного своими достижениями, алхимика Иоганна Бёттгера, надеясь, что тому удастся наконец-то получить философский камень. А для пополнения своей оскудевшей казны Августу, известному своей расточительностью и любовью к роскоши, требовалось очень много золота.

    Король Август Сильный

    Король Август Сильный

    Конечно, получить золото Бёттгеру не удалось. Зато им был раскрыт другой, не менее ценный секрет.
    C 1704 года Иоганн Бёттгер трудился вместе с математиком и экспериментатором Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, которого Август Сильный привлек для того, чтобы помогать Бёттгеру, а заодно и присматривать за ним. И уже через два года совместных изысканий исследователям удалось получить не золото, а тонкостенный и прочный красно-коричневый фарфор, который они назвали яшмовым.

    Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз

    Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз

    Но пока им не удалось добиться главного — найти рецепт тонкостенного белого фарфора, подобного китайскому. Для этого не хватало одного весьма важного компонента. И найден он был чисто случайно.

    Однажды знакомый парикмахер признался Бёттгеру, что истратив выделенные ему деньги, использует для припудривания париков вместо дорогостоящих белил белую глину, которую берет в одном из карьеров. Так был найден тот самый недостающий ключевой компонент — каолиновая глина, и в январе 1708 года первый белый фарфор был получен. К сожалению, осенью Чирнхаус заболел и умер, и Бёттгер продолжил работать один. Ему же и достались все лавры.

    Иоганн Бёттгер

    Иоганн Бёттгер

    Отладив технологию, весной 1709 года он доложил Августу Сильному о своем изобретении и преподнес ему первые образцы изделий из белого фарфора. К тому времени уже была готова и рецептура бесцветной глазури, которая придавала фарфору еще и великолепный блеск.

    Король прекрасно понимал всю важность этого открытия, и уже в 1710 году в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург была организована и заработала первая в Европе фарфоровая мануфактура.

    Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)

    Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)

    В истории этой знаменитой мануфактуры прослеживаются три важнейших определяющих периода.

    «Бёттгеровский период» (1710-1719)

    В мастерской Бёттгера

    В мастерской Бёттгера

    В этот период происходило становление производства фарфора, «знакомство» с этим новым материалом, отработка технологий. Для фарфора, производимого в этот период, характерными были строгие и четкие формы и минимальное художественное оформление. Для украшения изделий использовали краски, золото, серебро.

    Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)

    Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)

    В этот период изготавливали также и предметы из красного фарфора.

    Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

    Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

    Носорог, тоже изготовлен из «бётгеровского» фарфора

    Носорог, тоже изготовлен из «бётгеровского» фарфора

    Со смертью Бёттгера в 1719 году этот период становления естественным образом завершился.

    «Живописный» период(1720-1733)

    Этот период главным образом связан с именем художника Иоганна Грегориуса Хёрольда, возглавившего производство фарфора в 1720 году, после смерти Бёттгера. Он получил название «живописный», так как доминирующей стала художественная роспись изделий. В отличие от ранее применяемой «холодной» росписи, в работе стали использовать надглазурные краски, которые при обжиге вплавлялись в глазурь. Хёрольд, владеющий тайной создания таких красителей, разработал богатейшую цветовую палитру, в которой появилось много новых ярких красок. Рецепты их изготовления до сих пор засекречены.

    В этот период произошло рождение фирменного синего декора мейсенской мануфактуры, так называемого «луковичного». Сама методика подглазурной росписи с использованием кобальтового красителя была разработана еще в 1717 году. Ярко-синий цвет на белом фарфоре этот краситель давал после обжига.

    А сам мотив уникальной росписи с использованием экзотических фруктов (персики, гранаты), цветов (лотосы, хризантемы, пионы) и листьев придумал в 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов. Декор получил название «луковичный», хотя к луку на самом деле он никакого отношения не имел. Просто гранат на рисунках Кретшмара, никогда не видевшего этот фрукт, больше был похож на лук. Изделия с «луковичным» орнаментом, который был доведен до совершенства к 1739 году, в то время были безумно популярными.

    «Луковичный» декор

    «Луковичный» декор

    «Луковичный» декор

    «Луковичный» декор

    Методику подглазурной росписи кобальтовым красителем с 1722 года стали применять также для нанесения на все изделия мануфактуры уникального логотипа:

    Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

    Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

    «Скульптурный» период (1733-1756)

    В этот период для украшения изделий вместо декоративной росписи стали использовать скульптуру и барельефы. Над созданием таких образцов в мастерской трудились Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Оба они работали, каждый в своей манере, над выполнением заказа Августа Сильного, который решил украсить интерьер одного из своих дворцов фигурами различных животных и птиц. Однако, из-за кончины правителя эта работа так и не была завершена.

    Обезьянка работы Кирхнера

    Обезьянка работы Кирхнера

    Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера

    Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера

    А теперь — примеры работ, выполненных на эту же тему Кендлером:

    Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера

    Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера

    Пара цапель работы Кендлера

    Пара цапель работы Кендлера

    Помимо фигур животных и птиц, Кендлер создал огромное количество фигурок людей и композиций на самые разные темы. Именно на годы его работы в мастерской (1735-1765 годы) пришелся «золотой век» мануфактуры.

    Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

    Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

    Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

    Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

    Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером

    Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером

    Широкой известностью пользовалась его серия фигурок — персонажей из итальянской комедии дель арте, включающая Арлекина, Коломбину, Пьеро и других,

    Фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, 1735-1767 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

    Фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, 1735-1767 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

    а также сатирическая серия «Обезьяний оркестр», обладательницей которой впоследствии стала мадам Помпадур.

    «Обезьяний оркестр»

    «Обезьяний оркестр»

    Кендлер также создал удивительный декор «Schneeballdekor» – «снежный ком», который на французский манер стали называть «буль-де-неж». В 1739 году он представил вазу, впервые выполненную с использованием этого очень сложного по технике декора. Ведь каждый из многочисленных цветочков, украшающих эту вазу, лепится, обжигается и расписывается отдельно – процесс очень трудоемкий.

    Ваза с декором «буль-де-неж» (И.И.Кендлер)

    Ваза с декором «буль-де-неж» (И.И.Кендлер)

    Кендлер принимал участие в создании знаменитого и самого большого по количеству предметов «Лебединого сервиза». Этот сервиз, рассчитанный на 100 персон, был предназначен для одного из руководителей мануфактуры — фон Брюля. И количество входящих в него самых разнообразных предметов огромно – оно достигает 2000!

    История мейсенского фарфора насчитывает уже более трех веков, но его популярность не увядает. И многое из того ценного наследия, что оставили прославленные старые мастера, с успехом используется до сих пор. Многие их рецепты и поныне остаются секретным достоянием мейсенской мануфактуры.

    Весьма трагична история создания фарфора в России. В продолжение темы рассказ о том, как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Источник: kulturologia.ru

    От Китая до Европы: история фарфора

    История европейского фарфора берет начало в Китае. Примерно в 6-7 веке в одной из провинций были обнаружены огромные запасы каолина и «фарфорового камня», которые при смешивании давали материал, более доступный и легкий в обработке. По тем временам это была революция в гончарном деле.

    Из нового материала, названного фарфором, китайские гончары создавали посуду неземной красоты, садовые беседки, скамьи и даже пагоды! Несколько веков китайцы хранили в тайне от всего мира секрет изготовления фарфоровой посуды. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Достоточно взглянуть на современную столовую посуду из фарфора.

    Взрыв интереса

    Китайская фарфоровая посуда

    Поистине бешеный интерес к китайскому фарфору появился в 15 веке, когда в царственных кругах Европы началась мода «на все китайское». По сравнению с грубоватым фаянсом почти невесомые фарфоровые чашечки с диковинными цветами и порхающими бабочками выглядели изысканно и роскошно, под стать королевским особам. Стоила такая посуда баснословных денег, ее дарили в качестве подарков королям и взяток вельможам.

    В поисках тайны

    В попытках разгадать секреты китайских мастеров купцы и путешественники в своих поездках в мельчайших подробностях описывали процесс изготовления фарфоровой посуды, но это не приближало к разгадке «чуда из Поднебесной». Несмотря на это, гончары Европы не сдавались, экспериментируя с различными видами почвы и химическими добавками, придумывая все новые технологии обжига.

    Иоганн Беттгер

    Попытки увенчались успехом лишь в 1707 году в Саксонии. Математик, философ и экспериментатор Эренфрид Чингауз вместе с юным алхимиком Иоганном Бёттгером изобрели первый в Европе белый фарфор, материалом для которого послужила так называемая «шнорровская земля», которая в те времена шла на пудрение париков. Это был каолин, добываемый в Саксонии повсеместно.

    Рядом с одним из таких месторождений в Мейсене король Саксонии Август Сильный распорядился построить завод, на котором до сих пор производится знаменитый на весь мир мейсенский фарфор. Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан художнику Херольдту, который придумал декор из кажущихся живыми цветов. Секрет «фарфоровой формулы» держался в строжайшем секрете, а Бёттгера и его помощников тщательно охраняли. К слову сказать, позднее Бёттгер пытался тайно продать секрет изготовления фарфора королю Пруссии, за что поплатился свободой и собственной жизнью.

    Утечка информации

    Мейсенский фарфор

    Несмотря на все меры предосторожности, нескольким помощникам Бёттгера удалось бежать из королевского плена, и уже через несколько лет заработали фарфоровые заводы в Вене, Берлине, Севре и Копенгагене. У каждой из этих фабрик была своя «фишка», отличавшая ее изделия от других. Как ни парадоксально, но европейский фарфор не только превзошел по прочности и долговечности своего китайского собрата, но и стал совершенно новым продуктом. Изящные полупрозрачные чашечки мгновенно влюбили в себя всех жителей Европы, постепенно вытеснив с рынка китайский фарфор. В Европе фарфоровая посуда стала модным трендом и приносила огромную прибыль ее изготовителям, ведь каждая уважающая себя семья считала обязанным иметь на кухне что-либо фарфоровое.

    Французский фарфор

    Французский фарфор впервые был получен в 1740 году в городе Венсенн, пригороде Парижа. В 1756 году фабрику по производству фарфора переносят в Севр, неподалеку от дворца Бельвю, где жила Мадам де Помпадур. Фабрика в Севре славилась розовым фарфором, названным «розы Помпадур» в честь знаменитой фаворитки короля. Посуда расписывалась цветами и птицами,щедро покрывалась золотом.

    Севрские мастера не отставали от своих коллег, придумав совершенно новую технику изготовления статуэток из «бисквита» — неглазурованного фарфора, разработали новую палитру фоновых красок: черный, черепаховый, синий и коричневый. Секреты производства севрского фарфора дошли и до наших дней, несколько фабрик во Франции до сих пор производят чашки, подарочные тарелки и фигурки по старинным рецептам 18 века. В 1767 году в Лиможе были обнаружены залежи уникальной белой глины, необходимой для изготовления твердого фарфора. Основное производство фарфора переместилось в Лимож, который и сегодня остается центром производства фарфора во Франции. Знаменитый на весь мир Лиможский фарфор, удивительно белый, тонкий, полупрозрачный, по-прежнему выпускают в Лиможе, он очень высоко ценится почитателями дорого, изысканного фарфора.

    Датский фарфор

    Датский фарфор

    В Копенгагене заработала фабрика Royal Copenhagen, основанная самой королевой Юлианой-Марией. В самом начале фабрика производила посуду в популярном китайском стиле, но потом нашла свой путь. В течение многих лет создавался сервиз «Floral Danica» с изображением растений, произраставших тогда в Датском Королевстве. Количество предметов в сервизе доходило до 2500 штук!

    Интересно, что сервиз выпускается и по сей день, правда, сейчас в нем «всего» 700 предметов. Раньше датские гончары применяли синюю подглазурную роспись, позднее они изобрели новую роспись посуды матовыми, блеклыми красками, что придавало особую нежность изделиям. Визитной карточкой датского фарфора сегодняшних дней являются рождественские тарелки, расписанные вручную.

    Английский фарфор

    Английский фарфор

    Одной из последних включилась в «фарфоровую лихорадку» Англия. Первые фарфоровые мануфактуры были основаны в районах Челси, Дерби и Боуи, многие из которых работают и сейчас. Поначалу ассортимент был подражательным: «китайские» вазы, чашечки в стиле рококо, статуэтки.

    Но постепенно родился фирменный английский стиль — романтические пейзажи, нарисованные синей краской на белом фоне, викторианские розы и золотая обводка. Этот стиль популярен и по сей день. Именно Англия изобрела знаменитый на весь мир костяной фарфор. Произошло это на фабрике в местечке Стоук-он-Трент, где сейчас производится посуда известной компании Portmeirion.

    Ее основательница, Сьюзан Уильямс-Элис, возродила старинные традиции производства классического английского фарфора. Ее знаменитые коллекции Botanic garden (Ботанический Сад) и Pomona (Помона), воплотившие в себе дух утонченной классики и высокого качества, любят и ценят во всем мире, от Англии до Японии.

    Русский фарфор

    ЛФЗ

    Россия также попала под очарование «белого золота». Естественно, никто из европейских стран не собирался делиться секретами производства, и российским мастерам пришлось заново изобретать формулу фарфора. «Отцом» русского фарфора является Дмитрий Виноградов, который заново изобрел формулу фарфора. По указанию Елизаветы Петровны в 1744 году под Петербургом была заложена первая «Порцелиновая мануфактура», впоследствии переименованная в «Императорский фарфоровый завод».

    Виноградов смог наладить на заводе производство высококачественного фарфора из глины, найденной в месторождениях возле села Гжель. Он знал во всех тонкостях гончарное дело, умел рисовать и глазировать посуду, его перу принадлежит первая в России книга о фарфоре. Известная гжельская «сеточка» — повторение его авторского рисунка с сервиза «Собственный», созданный им специально для императрицы Елизаветы Петровны.

    Виноградову, также как и Бёттгеру, удалось разгадать «китайский секрет», но его судьба отчасти повторила судьбу Бёттгера. Елизавета, боясь разглашения тайны, в буквальном смысле посадила Виноградова на цепь. В конце концов, он спился и умер в одиночестве в возрасте 38 лет, несмотря на все заслуги перед Отечеством.

    После Революции «Императорский фарфоровый завод» переименовали в «Ломоносовский фарфоровый завод» (ЛФЗ), а в 2005 году вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

    Дулевский фарфор

    Также большую популярность приобрела посуда «Дулевского фарфорового завода», основанного купцом Терентьевым в 19 веке. Он сделал акцент на «народности», самобытности и доступности. Возник оригинальный стиль под названием «агашки», вмиг полюбившийся купцами и разбогатевшими ремесленниками — крупные розы, яркие петухи на огромных выпуклых чайниках и жирная золотая кайма по краю. Во многих российских городах Дулевский фарфор до сих пор пользуется популярностью и народной любовью.

    Не менее известна и любима в России посуда Гжельского фарфорового завода. Сине-белые бутоны и распустившиеся розы, птицы и животные, люди и пейзажи вот уже более века радуют глаз и создают уютную атмосферу на любой кухне. Если бы мы смогли переместиться во времени в 60-70 года прошлого века, мы бы увидели почти в каждой советской квартире знакомые синие узоры на белоснежном фоне. Кроме посуды и фигурок, гжельские мастера создают изразцы для печей и каминов, которые привносят дух старины в убранство дома.

    В качестве заключения

    В погоне за тайной китайского фарфора европейцы изобрели свои собственные формулы изготовления фарфоровой посуды. Вся прелесть в том, что каждое государство привнесло в это благородное дело свою самобытность и понимание Прекрасного.

    Источник: dombutik.ru

Рейтинг
Загрузка ...