Ювелирное искусство (гол. Juwelier, ст.-фр. joel, лат. jocellum — « драгоценность ») – вид декоративно-прикладного искусства, изготовление личных украшений и предметов быта из драгоценных металлов, камней, других драгоценных и полудрагоценных материалов. К драгоценным металлам относится золото, платина, серебро и их сплавы. Список драгоценных камней более обширен; самые известные (и дорогие) – это бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг. Художник, работающий в области ювелирного искусства, использует свой талант и навыки для того, чтобы создать новые совершенные формы изделий, призванные подчеркнуть индивидуальность и значимость их владельцев.
Ювелирные украшения известны с незапамятных времен, это, пожалуй, наиболее интересные и сохранные артефакты, которые находят при раскопках археологи. Материалы, из которых создавали украшения в древности, были самыми различными: ракушки и кораллы, полудрагоценные камни и янтарь, драгоценные металлы, стекло, эмаль. Многие украшения — броши, заколки, пряжки — изначально имели функциональное назначение, которое со временем превратилось в декоративное. Произведения ювелирного искусства были предметами, связанными со статусом владельца, его принадлежностью к социальной группе, что выражалось в материалах, форме, узорах.
Производство ювелирных украшений | Как создаются шедевры Maxim Demidov
Известно, что еще неандертальцы создавали украшения: бусы из раковин, яичной скорлупы, камня. В археологических находках периода верхнего палеолита – ожерелья и браслеты из кости, ягод, зубов, а также костяные резные булавки, которыми скрепляли одежду. Семь тысяч лет назад для украшений стали использовать медь.
Две тысячи лет спустя, в Древнем Египте для ювелирных украшений стали использовать золото – редкий по сравнению с другими металл, который хорошо поддавался обработке. Кольца, браслеты, кулоны, головные украшения, ритуальные предметы сопровождали знатных людей как при жизни, так и после смерти. Ювелирное искусство процветало в Ассирии, Месопотамии, художники изобретали новые техники: гравировку, перегородчатую эмаль, филигрань.
Ювелиры древней Греции в изготовлении украшений предпочитали штамповку и ковку драгоценных металлов и пайку деталей. Литье встречалось реже. Многие художники копировали драгоценности восточного происхождения, позже обнаружилось присутствие элементов римской культуры. Кулоны, подвески и серьги были преимущественно женским атрибутом, на долю мужчин оставались кольца и броши для одежды. Та же тенденция сохранилась у кельтов, которые добавили к мужским украшениям и драгоценное оружие.
В эпоху Ренессанса новые открытия, путешествия и торговые связи способствовали развитию ювелирного искусства, художники получили возможность работать с новыми драгоценными камнями, изучать новые техники и принципы создания украшений. Большим спросом у знати пользовались драгоценные камни в художественно исполненных оправах. Стали популярны драгоценные гарнитуры, состоявшие из нескольких предметов в едином художественном стиле.
Появился новый термин – «бижутерия», который обозначал украшения, выполненные из недрагоценных металлов и полудрагоценных камней. Этому способствовал рост среднего класса, который также хотел позволить себе украшения «по карману», а также изобретение промышленного производства украшений. Изделия, выполненные именитыми мастерами, были доступны лишь высшему классу, который имел возможность платить за эксклюзивность и исключительные художественные решения.
Сегодня ювелирные украшения, как и прежде – свидетельство статуса, но чаще — хорошего художественного вкуса, приверженности той или иной марке, часть модного образа. На фоне изобилия изделий, производимых промышленным способом, ювелирное искусство требует от художников постоянного совершенствования техники, работы над новыми образами, использования нетрадиционных материалов, оригинальности.
Известные ювелиры :
Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, Чарльз Льюис Тиффани, Луи-Франсуа Картье, Рене Лалик, Карл Фаберже, Гарри Уинстон.
Источник: artchive.ru
Из истории украшений: подвески и кулоны


Современные ювелирные украшения выполняют декоративные функции, но так было не всегда. На заре цивилизации и в период Средневековья подвески носили с определенной целью. Амулетами из клыков животных, камней и ракушек привлекали благосклонность богов, защищали себя от злых духов. Кулон как разновидность подвески появился позднее, не имел мистически-религиозного значения.
Средневековье
Начиная с V века, на развитие ювелирного искусства влияет христианство, крестовые походы и появление новых торговых путей. Мастерские по производству драгоценных украшений открывают при монастырях и в городах. В XII веке появляются первые гильдии ювелиров. Это важная веха в истории ювелирного дела. В период Средневековья украшения отражали социальную иерархию.
Изделия из серебра, золот и драгоценных камней носили знатные люди
Подвески эпохи Средневековья — это простые элегантные узоры, заостренные формы, вставки из пресноводного жемчуга, янтаря, гагата, кораллов. Аксессуар носили на цепочке. Были популярны библейские сюжеты, символы загробной жизни.
Ренессанс
Начиная с XV века, драгоценные украшения стали общедоступными. При изготовлении подвесок и кулонов ювелиры использовали новые технологии и материалы. В период ренессанса (XV-XVII век) подвески стали главным украшением мужчин и женщин, им отведена особая страница в истории.
Ювелирные изделия, напоминающие миниатюрные скульптуры, крепили на ожерелья, золотые цепочки, браслеты, броши, носили на платье и поясе. В оформлении присутствовали классические темы:
- библейские сцены;
- священные монограммы;
- инициалы;
- корабли;
- диковинные звери;
- фигурки женщин, ангелов, амуров.
Самый древний кулон-подвеску (8770-8460 гг. до н.э.) археологи обнаружили на раскопках в Северном Йоркшире. На отшлифованном камне треугольной формы выгравированы линии
В моде помандеры (от фр. pomme d’ambre — «душистое яблоко») – функциональные подвески шарообразной формы с емкостью для благовоний, ароматических веществ, декорированные чернением, драгоценными камнями или эмалью. Их крепили к кольцу, четкам или к цепочке, которую носили на шее или поясе.
В период Ренессанса популярны кулоны-зубочистки, кулоны с выдвижным скребком для чистки ушей, двусторонние модели, украшенные с одной стороны эмалевым рисунком, с другой – драгоценными камнями.
Барокко и рококо
С наступлением XVII века спрос на драгоценные изделия растет, ювелирную моду определяет Людовик XIV и его придворные. На дизайн подвесок влияет новая наука – ботаника. Изделия в стиле барокко украшены натуралистичными цветочными орнаментами, отделаны эмалями.
На этом этапе истории в моде жемчуг необычной формы. На основе грушевидных и каплевидных жемчужин ювелиры создают оригинальные подвески в форме корабликов, животных. Сложные композиции дополняют самоцветами:
Для стиля рококо, пришедшего на смену барокко, характерны анималистические мотивы, сцены повседневной жизни, ассиметрия, пастельные тона.
Заключение
Дизайн современных подвесок и кулонов отражает историю украшений. Ювелиры работают в разных стилях, мода постоянно меняется. В тренде элегантность, самобытность, лаконичный минимализм. Кулоны и объемные подвески носят на длинных цепях. Первые актуальны при открытой зоне декольте, вторые надевают поверх кардиганов, пончо, свитеров. Обзор современных кулонов в видео:
Источник: uvelirnoedelo.ru
Перегородчатая эмаль – красивейший вид ювелирного искусства
Перегородчатая эмаль, или иначе клуазоне, дословно с французского – «помещённый в ячейку», считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу, и зачастую дело тут не в нехватке опыта.
Техника требует усидчивости (в прямом смысле слова – долгого сидения, поскольку эмаль наносят вручную), пространственного мышления и безупречного художественного вкуса.
Что такое перегородчатая эмаль
Суть техники: на пластине (чаще серебряную или золотую) тонкой проволочкой выкладывают узор. Проволока играет роль перегородки. Чем точнее линия, выложенная проволокой, тем чище будет результат.
Промежутки узора (окна), образованные проволокой, заполняются жидким, легко плавящимся стеклом. Затем изделие «доводится» до готовности в муфельной печи.
Процесс нагрева повторяется многократно, пока покрытие не застывает надлежащим образом.
Перегородчатая эмаль в искусстве
История использования эмали насчитывает не одну сотню лет. Искусство развивалось параллельно в разных странах, но суть технологии перекликалась, несмотря на местные особенности. Зародилась технология в Древнем Египте, самый известный пример ее — маска Тутанхамона.
Затем через Византию получила широкое распространение в Европе и дошла до Древней Руси.
В Древней Руси
Первое упоминание о русской финифти встречается в 1175 году в Ипатьевской летописи. Хотя изначально эмалью украшали предметы церковного обихода и иконы, эволюция мастерства русских ювелиров позволила приобрести технике непередаваемый колорит.
Интересно! Самые известные произведения ювелирного искусства с применением клуазонне – яйца Фаберже.
К сожалению, революция 1917 года на длительное время повергла всю отрасль в упадок. Но сегодня всё больше мастеров обращается к технике перегородчатой эмали, достигая немалых успехов на этой стезе.
Китайская эмаль (цзинтайлань)
В Китае возникновение этого декоративно-прикладного искусства датируется правлением императора Цзинтай, из-за чего техника носит такое название. Китай – родина самых красивых изделий в этой технике.
Тончайшие рисунки нанесены не только на ювелирные украшения, но и на ширмы, курильницы для благовоний, чаши и палочки для еды.
Интересно! До ХХ века изделия цзинтайлань можно было встретить только в храмах и императорском дворце.
Однако в 1904 году в Чикаго на международной ярмарке китайская перегородчатая эмаль заслуженно заняла I место.
В Японии
Методика работы с эмалью пришла в Японию из Китая и получила название «сиппо». Основными отличиями от материковой техники стала более приглушённая палитра цветов с меньшим количеством оттенков, преобладание чётких геометрических узоров и характерным зеленоватым фоном.
Вторая половина XIX века стала периодом ренессанса для сиппо. С изобретением новых видов стойких, красочных составов техника стала разнообразнее, хотя классические сюжеты не утратили актуальность.
Византийские эмали
Стремительное развитие науки и искусства обусловили быстрый технический прогресс, что позволило в VIII веке зародиться такому явлению, как византийская эмаль.
Впервые в ювелирном искусстве такое покрытие использовалось как самостоятельная техника и художественный приём, а не средство имитации драгоценных камней.
Именно византийская техника считается классической. Она послужила основой для развития искусства клуазоне в средневековой Европе и Древней Руси.
Грузинская перегородчатая эмаль
Минанакри без преувеличения – визитная карточка государства. Самые ранние образцы грузинской финифти насчитывают 12 столетий.
Многие ранние памятники носили сакральный характер, служили для украшения церквей. К сожалению, свидетельства прошлого до наших дней дошло в обломках. Но с XIX века почти утраченное искусство обрело вторую жизнь.
Виды эмалей
Выделяют разные виды покрытий по различным признакам, один из которых – цвет. По тому, какой пигмент и в какой концентрации добавлен в стеклянный порошок, выделяют:
- эмаль жёлтого оттенка;
- красного;
- коричневого;
- синего;
- зелёного;
- чёрного.
Важно! Итоговый цвет изделия будет зависеть именно от концентрации красящего пигмента и его состава. Современные красители позволяют получить более яркую и насыщенную палитру.
По оптическим свойствам выделяют:
- полупрозрачную;
- прозрачную;
- непрозрачную.
По температуре обработки:
- Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
- Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.
Особенности состава эмалей
Основываясь на данных спектрального анализа, исследователи установили, что качественный состав, используемый для изготовления эмалей в XVI–XIX веках, сильно отличается от современных образцов.
Благодаря этим исследованиям выявлены следовые количества танина, ванадия, таллия, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.
Скорее всего, эти вещества попали в состав покрытия из-за загрязнения реактивов: лишь малая часть из этих компонентов вводилась для достижения определённого эффекта.
Сегодня технологии позволяют более точно прогнозировать результат от введения того или иного пигментного вещества. Уровень технологии даёт возможность оперировать с сотыми и тысячными долями концентрации, что открывает невероятный простор в палитре оттенков.
Большинство эмалей до XIX века были получены в результате эксперимента. Сейчас экспериментальная работа ведётся в области получения новых оттенков.
Так, сотрудниками ВНИИ Ювелирпрома были разработаны и введены в производство 12 новых оттенков.
Современные украшения из перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль – всегда штучное изделие. В ювелирном магазине не получится купить по-настоящему уникальную вещицу. То, что выпускают ювелирные заводы, – скорее имитация перегородчатой эмали.
С точки зрения экономики это оправданный шаг, поскольку изготовить два идентичных предмета в уникальной технике невозможно. А создание основ с уже заложенными ячейками для заливки позволяет выпускать многочисленные серии украшений.
Главные признаки настоящей перегородчатой эмали станут:
- Цена. Уникальные вещи никогда не были дешёвыми.
- Однозначно определяемая по всей длине проволока, образующая перегородку. Если она не видна невооружённым глазом, то при 10-кратном увеличении её точно можно рассмотреть.
- Тонкий рисунок, возможно с небольшими огрехами, связанными с ручной техникой выполнения.
Радует тенденция, направленная на возрождение столь удивительного вида прикладного искусства. Синтез современных технологий и древнего мастерства дарит вещи невероятной красоты.
Пусть не каждый может позволить себе приобрести украшение с перегородчатой эмалью, но сама возможность любоваться такими уникальными произведениями приносит истинное наслаждение.
Источник: jewelryexpert.ru