— Курдские пословицы и поговорки, 268 шт.
- Пред. Предыдущая
- След. Следующая
ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ
ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Слова подобны листьям: дерево производящее их очень много, приносит мало плодов.
Александр Поуп (40+)
Когда слова теряют свой смысл – люди теряют свою свободу.
Конфуций (100+)
Люди не замечают, когда их любят. Они замечают, когда их перестают любить.
Неизвестный автор (1000+)
Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки.
Бэн Джонсон (20+)
Очень редко, если вообще когда нибудь, происходят безнадежные происшествия. Но есть много людей, которые теряют надежду перед малейшими трудностями.
Зиг Зиглар (100+)
Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности.
Мать Тереза (50+)
Ты можешь извиняться много раз, но если твои поступки не меняются, твои слова становятся бессмысленными.
🔴Каждое слово — ЗОЛОТО! Ничего лишнего, настолько мудро! Цитаты из Жизни!
Неизвестный автор (1000+)
Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.
Элизабет Кюблер-Росс (1)
Правдивые слова, как пчёлы, могут ужалить, но они полезны и творят добро.
Лживые слова могут быть красивы, как бабочки, но пожирают истину, как гусеницы листья.Валерий Денисов (40+)
Некоторых птиц в неволе не удержишь. Их перья слишком яркие, и когда они улетают — часть тебя понимает, нельзя держать их взаперти, но то место, где ты живешь, становится мрачнее после того, как они улетели.
Побег из Шоушенка (50+)
Источник: socratify.net
3.2.4. Защита слушающего от говорящего
Понимание продуктивности диалога и гарантия его логосической продуктивности сформулированы в самом истоке речевой деятельности — фольклорных правилах ведения диалога. Основные правила ведения диалога даны в книге Ю.В. Рождественского «Общая филология» (1979). Они систематизированы по данным пословиц о речи.
Изучение пословиц о речи показало, что все они представляют собой правила организации диалога и разбиваются на три основные категории: правила организации диалога, правила для слушающего и правила для говорящего. Правила для организации диалога, в свою очередь, разделяются на три разряда: Первый разряд определяет отношения людей в диалоге. 1. Оценка человека по знанию форм речевого этикета: Учись вежливости у невоспитанного ; Лошадь узнают в езде, человека в общении . 2. Запрещение невежливой речи и рекомендация вежливости: Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани . 3. Запрет оскорбления словом: От дурака слышу . Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила: 1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию: Умный языком, глупый руками 2. Слушание предшествует говорению: Прожуй, прежде чем проглотить, прослушай, прежде чем говорить.
THE CHAI SHOW: зачем нам люкс и какой он в Центральной Азии (с Миргуль Омурзаковой)
3. Значимое умолчание — часть диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного: Молчание тоже ответ. Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога: 1. Ошибка в порядке ведения диалога: Вы слушайте, а мы будем молчать ; Отвечает тогда, когда его не спрашивают . 2. Ошибка в нарушении предмета диалога: Дед говорит про курицу, а бабка про утку . 3. Ошибка в избраниии участника диалога: Глухой слушает, как немой речь говорит.
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, т. е. отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, «уметь промолчать», не нарушив этикета беседы. «Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает ее» [ 52 ]. Таблица 3.11 показывает, как выглядят три разряда правил об организации диалога-беседы. Таблица 3.11 Фольклорные правила ведения диалога строго различают этос, пафос и логос в диалоге.
Этос и пафос результируют в речевой логос в правилах для говорящего. Эти правила разделены на четыре разряда: 1) осторожность; 2) замысел; 3) подготовка речи; 4) типичные ошибки. Правила осторожности выглядят так: Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь его — он тебя предаст ; Слово не воробей: выпустишь — не поймаешь ; Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя ; Сердце глупца в его языке, язык умного в его сердце . Замысел речи: Прежде чем говорить, подумай о смысле слов ; Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь ; Если боишься — не говори, если сказал — не бойся ; Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить . Создание речи (элокуция и элоквенция): Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано ; Если хочешь возвысить человека — возвысь, хочешь унизить — тоже возвысь (ирония); Стреляет криво — попадает прямо (иносказание) и т. п. Типичные ошибки: противоречие содержания речи ситуации общения (неуместность): Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя ; Править бритву и давать советы нужно вовремя» . Тривиальность содержания речи для слушающео (отсутствие новизны): Учит рыбу плавать; Яйцо курицу умуразуму учило . Многословие (избыточность): Веревка хороша, когда длинна, а речь — когда коротка ; Кто много говорит, много ошибается ; Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену. Как видим, правила для говорящего есть типичные правила риторики . Они обусловливают карьеру ритора, изобретение речи, подготовку речи и типичные ошибки.
Отсюда выводится закон: Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий определяет, не нанесет ли ему говорящий скрытого и явного ущерба. Этот закон можно назвать законом устранения вреда от речи. Закон устранения вреда относится не только к отдельному человеку, но и к обществу в целом.
Источник: studfile.net
Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться
Четвёртый закон риторики диалога – закон устранения вреда от речи. Данный закон гласит:
Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба.
Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку.
Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому:
1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц.
И помнить: Сто человек – сто мнений.
2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные:
И помнить: Нет людей, которые не ошибаются.
3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону;
Не спеши с выводами, если тебе не ясно;
Один любит попа, другой попадью, а третий – попову дочку.
Лиса знает сто сказок и все про курицу.
Человек спрятан за своими словами.
5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб.
Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».
6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете.
Кто передаёт тебе о других, тот передаёт другим о тебе.
7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения.
Немного слов, много оговорок.
8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи:
Самооправдание: танцевать не умеет, а говорит: пол кривой;
Хвастовство: Конь скачет, всадник похваляется;
Некомпетентность критики: Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить;
Непонимание сути дела: Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где жёлоб;
Искажение истины в гневе: Гнев шагает впереди, ум сзади.
Правила говорящего – типичные правила риторики:
Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст.
2. Необходимо соблюдать замысел речи.
Прежде чем говорить, подумай о смысле слов;
Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь;
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить;
Если боишься – не говори, если сказал – не бойся.
3. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано.
Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель.
Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение).
2) целое и часть;
4) свойства (описание признаков);
5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении);
6) сравнение и противопоставление;
7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени);
8) пример (иллюстрация);
9) свидетельство (ссылка на авторитетный источник). Цитата – топ свидетельства.
Если хочешь возвысить человека – возвысь, хочешь унизить – возвысь (ирония).
Стреляет криво – попадает прямо (иносказание).
4. Типичные ошибки говорящего:
1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность);
2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны);
3) многословие (избыточность).
Слово – жемчуг, но когда их много они теряют цену.
Кто много говорит, много ошибается.
Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности.
Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам:
Источник: mydocx.ru