ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями.
В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.
Почему под Распятием помещен череп с костями?
Форма креста
Четырехконечный крест
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две.
Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей.
Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».
Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.
Что изображено на Распятии?
27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда.
Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском.
На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа.
Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.
Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела.
Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.
Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?
Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»(1 Кор. 1:17-24).
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые.
После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап.
Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От.
5:1-7)).
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест.
О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
ИсточникПравославный крест. История, особенности, отличия от католического
Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции?
Постараемся ответить.
Поделиться статьей с друзьями:
История креста
Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.
Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.
Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.
Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.
В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.
Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой
Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.
В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.
Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.
Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.
В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось.
Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.
Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.
Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.
Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством.
Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».
Формы креста
Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.
Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».
Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.
С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.
Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова.
Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.
Отличие православного и католического креста
В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».
Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом
В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.
Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа. Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.
С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.
Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.
Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва
Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.
Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены. Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.
Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.
Священник Афанасий Гумеров :
« В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. »
К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.
Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.
Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».
ИсточникКрестик
С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.
Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.
С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.
На фотографии — фрагмент погребального саркофага христианки IV-го века. Обратим внимание на монограмму «ХР», находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест.
Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (IV век). Фото Азбука. ру
Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.
Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный.
То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.
Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.
Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.).
Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.
Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте. Фото Азбука. ру
Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим.
Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.
«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.
Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях.
Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.
В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.
Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.
Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.
Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя.
Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался.
Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.
. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость.
Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.
Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
ИсточникЧто это за символы на православном кресте
Русский православный крест, в отличие от латинского и традиционного греческого, является восьмиконечным. Обычно кресты делают с изображением Иисуса Христа, разными надписями и рисунками. Что они означают?
Начнем с верхней части креста.
1. В самой верхней части креста изображено полотнище с ликом Иисуса, которое известно как «Спас Нерукотворный» . Под изображением написано на церковнославянском «нерукотворный образ» .
2. Слева и справа изображены ангелы, поклоняющиеся распятому Иисусу. Над ними надпись «ангелы господни» . В руках ангелы держат полотенца, что означает их подчинение Христу. Между ними надпись «царь славы» .
3. Ниже изображен Иисус на кресте. На верхней перекладине креста написано «ІН ЦІ» , расшифровывается как «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» . По преданию Понтий Пилат приказал повесить эту табличку, дабы посмеяться над Иисусом. Иногда на титульной доске пишут » IC XC», что расшифровывается как «Иисус Христос» . Но на данном кресте данная надпись обозначена ниже.
4. Над основной перекладиной креста написано «распятие господа нашего иисуса христа» . Иногда там пишут «сын божий» , а внутри перекладины «ника» , что значит «победа» . На нимбе Иисуса три греческие буквы «ω ο ν» , что означает «сущий» .
В отличие от католических крестов Иисус изображен без тернового венца и без ярко выраженного страдания на лице.
По бокам перекладины надпись, о которой я писал в пункте 3. Иногда там рисуют солнце и луну, что есть отсылка на стих 2:23 Книги пророка Иоиля «Солнце превратится во тьму и луна в кровь» .
Ниже перекладины написано «кресту твоему поклоняемся владыко, и святое воскресение твое славим».
5. Параллельно телу Иисуса нарисованы копье, которым пронзили Иисуса, и губка с уксусом, которой его напоили.
6. На нижнем конце копья и губки две буквы «к» и «т» , которые означают «копье» и «трость» . По бокам нижней перегородки надпись «ни ка» . Правая сторона перегородки для ног выше, чем левая. Это отсылка к разбойникам, которых распяли вместе с Иисусом. Разбойник с правой стороны покаялся и уверовал в Иисуса.
7. За крестом изображен Иерусалим, за стенами которого распяли Иисуса. Ниже перегородки указаны буквы «г» и «г» , что означает «гора Голгофа» .
8. Кровь Иисуса стекает к черепу под крестом. Череп принадлежит первому человеку — Адаму. Символизм в том, что Иисус своей жертвой через деревянный крест очистил первородный грех Адама, который вкусил запретный плод от древа, и стал новым Адамом. Над черепом можно заметить две буквы «г» и «а» , что означают «глава Адама» .
Если знаете еще какие-нибудь символы православного креста, то пишите об этом в комментариях под моим закрепленным сообщением.
Источник