Девушка с жемчужной сережкой (Голова девушки в тюрбане) Яна Вермеера.Считается одной извеличайших картин всех времен.
Содержание Описание • Интерпретация девушки с жемчужной сережкой • Анализ других работ Вермеера
Описание Исполнитель : Ян Вермеер (1632-75) Medium : Картина маслом на холсте Жанр : Портрет искусства (исследование девушки голова) Движение : Голландский Реализм музей : Mauritshuis, Гаага.
Для получения дополнительных шедевров см.: Анализ известных картин.
Художественное образованиеЧтобы оценить художников, такихкак голландский реалист Вермеера, просмотрите наши учебные эссе: «Оценка искусства», а также «Как ценить живопись».
Эта прекрасная картина, получившая прозвище «Мона Лиза с севера», – один из самых известных портретов в стиле барокко – показывает, что, помимо мастерства в жанре голландского реализма , Вермеер был еще и мастером-портретистом. Его умение рисовать головы молодых женщин хорошо известно по таким работам, как Голова девушки (1672, Метрополитен-музей), Доярка (1658, Рейксмузеум), Леди, пишущая письмо (около 1665-70) и Девушка с красным.
Девушка с жемчужной серёжкой. Художник Ян Вермеер.
Шляпа (1666 г.) находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, но по значимости « Девушка с жемчужной сережкой» стоит рядом с работами лучших художников-портретистов. в Голландии, такие как Рембрандт (1606-69) и Ван Дайк (1599-1641). Фактически, технически говоря, эта хорошо известная картина, известная также как « Голова девушки в тюрбане», – это не портрет, а этюд головы девушки, известной во времена Вермеера как «трони». Частично из-за этого произведение нельзя отличить от нескольких других «голов», и поэтому его происхождение можно проследить только до 1882 года, когда оно было приобретено коллекцией произведений искусства голландца А.А. де Томба. В 1903 году он был подарен музею Маурицхейс в Гааге.
Сочинение Композиция Девушка с жемчужной сережкой восхитительно просто. В отличие от большинства других картин делфтского мастера, здесь изображена простая голова девушки, смотрящей через плечо на зрителя. Никаких намеков на настройку не предусмотрено, кроме атмосферно темного тона. Это тоже необычно для зрелого Вермеера.
Необычно прямой контакт между субъектом и зрителем, а также слегка приоткрытые губы создают ощущение непосредственности, настолько сильное, что подразумевает значительную близость. На девушке простой коричневато-желтый топ, который сильно контрастирует с ее ярко-белым воротником. Дополнительный контраст предлагают ее сине-желтый или тюрбан (или шаперон), который придает картине отчетливо экзотический эффект. Тюрбаны были относительно распространенным аксессуаром в Европе с 15 века, как показывает Человек в красном тюрбане. (1433, Национальная галерея, Лондон), знаменитый автопортрет Яна Ван Эйка. Действительно, старший современник Вермеера, Рембрандт , рисовал отдельные фигуры и головы в экзотических костюмах на протяжении всей своей жизни, и то, что похожие маленькие головы с необычным головным убором Карел Фабрициус (1622-54), обучавший Вермеера, указывает на то, что он, возможно, передал эту традицию Делфт.
Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» пишем копию
Значение девушки с жемчужной сережкой Последняя, но самая заметная особенность этой фотографии – огромная жемчужная серьга девушки в форме слезы. Похожее украшение можно увидеть в «Женщине, принесшей письмо от служанки» (она же « Дама со своей служанкой» ) (около 1667, Frick Collection, Нью-Йорк). Эта жемчужная серьга, возможно, вместе с тюрбаном девушки, может раскрыть смысл картины.
Кажется, что идея картины исходит из идей, выраженных мистиком Св. Франциском Де Сальсом (1567-1622) в «Введении в праведную жизнь» (1608), опубликованном в Голландии в 1616 году. должны защищать свои уши от нечистых слов и позволять им слышать только целомудренные слова – «восточные жемчужины Евангелия». Используя этот текст в качестве ссылки, кажется, что жемчужная серьга на картине Вермеера олицетворяет целомудрие, в то время как упомянутый «восточный» элемент иллюстрируется тюрбаном девушки. (О картине, пропагандирующей добродетель и трудолюбие, см. «Кружевница» (около 1669, Лувр, Париж).)
Методы рисования Вермеера: камера-обскура Рентгеновские снимки этого холста предоставили удивительную информацию о методах рисования Вермеера. В большинстве примеров голландской живописи 17-го века нижний рисунок показывает корректировки и исправления краев, форм и форм. Здесь, однако, вместо предварительного построения элементов мы находим только резкий узор света и тьмы.
Это тем более необычно, что нет никаких признаков ни линии, ни предварительного рисунка, ведущего мастера к этому совершенству. Такая необычная процедура еще раз дает убедительные доказательства в пользу использования Вермеера камеры-обскуры. Действительно, один искусствовед предположил, что резко контрастирующие узоры света и темноты могут быть прямой транскрипцией Вермеера падения света, рассматриваемого через его камера-обскура. Если это так, то этим можно объяснить почти фотографическую прямолинейность этой необычайно натуралистической работы.
Источник: gallerix.ru
Ян Вермеер
Ян Вермеер — талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи Рембрандта ван Рейна, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля.
Детство и юность
Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения — города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется — «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.
Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.
Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.
Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.
Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, — это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.
Живопись
Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.
В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.
В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.
Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому — историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.
Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.
Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».
Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».
Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» — это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.
Личная жизнь
Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.
Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.
Смерть
Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.
О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.
Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.
Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.
Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.
Картины
- Около 1653-1654 — «Диана со спутницами»
- Около 1654-1656 — «Христос в доме Марфы и Марии»
- 1656 — «Сводница»
- Около 1656-1657 — «Спящая девушка»
- Около 1657-1659 — «Девушка, читающая письмо у окна»
- Около 1657 — «Офицер и смеющаяся девушка»
- Около 1660 — «Молочница»
- Около 1663-1664 — «Женщина, держащая весы»
- Около 1665-1667 — «Девушка с жемчужной сережкой»
- 1668 — «Астроном»
Источник: 24smi.org
«Девушка с жемчужной сережкой» — кто же она?
Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок. 1665 г.
Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке.
Художники вносили нечто непривычное в облик героя — в его лицо, позу или одежду. В данном случае присутствуют все три составляющие. Яркая эмоция, написанная на лице, головной убор, крупная серьга, а также живая, динамичная поза — все это создает впечатление, что девушка лишь на секунду обернулась через плечо, чтобы взглянуть на живописца.
Модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.
По третьей версии (роман Трейси Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Гриет, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».
Поэтому такая версия, положенная в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива, выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.
Девушка с жемчужной сережкой: кадр из фильма
«Фильм повествует о девушке, горничной, которая попадает в дом художника. Главную героиню сразу завораживает загадочность студии господина и всё, что связано с самим художником. В душе горничной просыпается неподдельный интерес и трепет перед искусством Яна. И отсюда начинается история картины «Девушка с жемчужной сережкой».
Фильм не многословен, но в словах и нет нужды. Тот самый случай, когда всё понятно без них. Прекрасная постановка, декорации, игра актёров позволяют полностью погрузиться в 1665 год, понять героев, прочувствовать их жизнь и эмоции.
Однозначного мнения об этом фильме быть не может. Он ничего не навязывает зрителю, он — лишь повествование истории одной девушки, одного художника, одной картины.»
Цитата с Кинопоиска
Вчера посмотрела этот красивый и чувственный фильм.
Где-то читала, что художник до смерти не забыл Гриет, изгнанную из его дома женой. Перед смертью он завещал ей те самые сережки из жемчуга.
Источник: mary-hr5.livejournal.com