Икона «Тайная вечеря» — одна из самых известных и узнаваемых росписей во всем мире. Какое значение несет в себе данный образ, в чем помогает икона «Тайная вечеря» верующим. Кто изображен на росписи.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
— Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.
Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!
— Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?
Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»
— Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…
— Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?
— Да-да. К тому же, он был левшой, и писал иногда справа налево. Поэтому иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Даже когда мы будем говорить о фреске «Тайная вечеря», хотя в строгом смысле это не совсем фреска, там другая техника была использована, — даже ее он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.
— Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?
— Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.
— А он всеми этими навыками тоже владел?
— Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.
— Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?
— Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…
— Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.
— Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.
— Что это значит – глубокая перспектива?
— Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.
— А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?
— Да, это правда. Тут два момента, которые это ощущение создают. Первое, что бросается в глаза, и это сделано сознательно, — это центральная фигура Христа. Взят тот момент из Евангелия, когда Господь говорит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Собственно, эти слова обращены к Иуде. Но в этот же самый момент Господь показывает рукой на хлеб и вино. Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины.
Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.
— Но богословски это же очень верно, так?
— Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.
Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.
В итоге Леонардо очень интересно решил эту тему. Он отказался от мысли сделать Иуду злобным маньяком. Он его написал человеком, который переживает очень глубокий духовный кризис. Человеком, который еще на тот момент имеет возможность все изменить. Когда Христос говорит: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня», — Он в то же время не называет имя предателя. Это тот самый момент, когда у Иуды есть возможность покаяться, отказаться от своего решения. Только после того, как он возьмет предложенный хлеб и промолчит, не откажется от намерения, в него войдет сатана. Но это был его сознательный выбор.
— Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?
— Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.
— А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.
— Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.
А осыпаться краска начала еще при жизни Леонардо. И это была очень большая трагедия. Перед самым своим отъездом во Францию он навестил трапезную монастыря и увидел, что его гениальная завершенная работа, очевидно, погибнет. То, что он переживал в этот момент, трудно себе даже представить. И то, что что-то сохранилось после того, как ее восстанавливали и сколько раз она подвергалась нападениям, — это действительно чудо. Солдаты Наполеона устраивали в этой трапезной склад, выковыривали глаза у апостолов, поскольку были атеистами. До этого в XVIII веке один реставратор предпринял попытку отреставрировать фреску и переписал все лица. Но он вынужден был остановиться, потому что общественность стала возмущаться. Потом, уже после Наполеона, в 1821 году за дело взялся другой реставратор, который специализировался на восстановлении фресок. Он как раз и понял, что это не фреска. Потом во время войны в трапезную попала бомба. Стена была обложена мешками с песком, но от удара фреска все равно не могла не пострадать.
Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.
Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами. Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась?
Икона «Тайная вечеря»: значение, в чем помогает
Если вы не слишком набожный человек, то могли и не заметить, какая монументальная икона красуется на Царских Вратах каждого православного храма, непосредственно над входом в алтарь. А между тем, эта духовная святыня служит визуальным воплощением основной идеи христианской религии.
Глобальный смысл иконы «Тайная вечеря» понятен каждому, кто хоть более-менее знаком со Священным Писанием. Однако этот образ имеет множество смысловых слоев, поэтому ему посвящено множество научных работ и богословских трактатов. Их основные положения должен знать каждый человек, считающий себя православным христианином.
Значение иконы «Тайная вечеря»
В основу сюжета иконы «Тайная вечеря» легло великое событие, подробно описанное в Новом Завете. Напомним о нем в общих чертах в привязке к иконографии образа.
Общеизвестно, что Иисус Христос по рождению был иудеем и, конечно, отмечал праздники, принятые в культуре этого народа. Поэтому понятно, почему в основу сюжета легло празднование ветхозаветной Пасхи – Песаха.
Ветхозаветная Пасха имеет принципиально иное значение, чем христианская. Она посвящена Великому Исходу евреев из Египта. Ныне Песах является одним из главнейших государственных праздников Израиля и отмечается в течение недели.
В этот день почти две тысячи лет назад Иисус Христос пригласил своих учеников на празднование Пасхи и указал на дом, где должен был состояться тайный ужин. Согласно иудейскому обычаю, для праздника был испечен традиционный пресный хлеб и приготовлено вино (хотя некоторые исследователи утверждают, что это был другой напиток, вплоть до чистой воды).
Когда настало время, Иисус и ученики возлегли перед трапезой, в чем был глубочайший смысл. В то время иудеи были угнетаемым народом и чувствовали себя фактически рабами. Это значит, что они должны были вкушать пищу фактически на ходу, а возлежать за трапезой могли только свободные люди.
Евангельский сюжет Тайной вечери демонстрирует, что Иисус Христос дал людям не только веру, но и желанную свободу. Но, к сожалению, втайне: Учитель и апостолы уже подвергались гонениям и не могли встретиться открыто. Отсюда и название – Тайная вечеря (то есть, ужин).
На этой эпохальной встрече Иисус раскрыл перед апостолами свою Божественную суть и основные постулаты христианского учения. Кульминацией действа стало установление таинства Евхаристии – то есть, приобщения людей к Богу.
Во время тайной трапезы Иисус кормил учеников хлебом и угощал вином, говоря о том, что они вкушают плоть и кровь его. Этим самым он подчеркнул, что приносит себя в жертву роду людскому. Это Евхаристия – ключевой момент христианской религии, положивший начало таинству причастия.
Причастие – главный обряд христианской церкви, во время которого люди вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Господни. Считаются что в этот момент верующие соединяются с Богом, принимая в себя его великую жертву.
Не менее показателен и момент, когда Христос омывает ноги собственным ученикам. Тем самым он учит их равенству и смирению, будто говоря им: среди людей, преданных Богу, не может быть рабов и господ – все равны перед лицом Господа.
Во время трапезы Иисус печален и сосредоточен: он знает о предательстве одного из апостолов и предчувствует свою великую, но страшную участь. Тем не менее, он не указывает на предателя Иуду и дозволяет ему вместе с другими вкушать свою кровь и плоть. Это значит, что дорога к спасению открыта для самого страшного грешника – Господь способен простить абсолютно все.
После трапезы Иисус с учениками выходит в сад, где его хватают стражники и бросают в темницу. А дальше – путь на Голгофу, мученическая смерть на кресте, воскресение из мертвых и начало новой религии.
Таким образом, икона «Тайная вечеря» символизирует три основных постулата христианской церкви:
- Евхаристию (приобщение к Господу через его жертву);
- смирение как высочайшую доблесть (омовение Христом стоп апостолов);
- всепоглощающую любовь к ближнему (Иисус не отвергает Иуду, даже зная о его предательстве).
Не стоит сбрасывать со счетов и акцент на человеческой природе Христа. Он внутренне страшится уготованной кровавой участи (как любой человек), но отдает себя в руки Бога и подчеркивает, что все будет по велению Его.
История образа
Первые иконы тайной вечери Иисуса Христа с учениками появились достаточно рано. Самые старинные изображения этого сюжета датированы VI-VII столетиями. Это, прежде всего, фрески и мозаики, которые располагались над входами в храмы и в нефах раннехристианских храмов. Известны и тематические иллюстрации в древних рукописных Евангелиях.
Великие живописцы Средневековья неоднократно обращались к теме Тайной вечери. Причем она была доминантой не только для икон, но и для светских живописных полотен религиозной тематики, весьма популярной в те времена.
Наиболее известным образцом «Тайной вечери» является монументальная роспись, по сей день украшающая стены трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она принадлежит кисти одного из величайших гениев мировой истории, Леонардо да Винчи. С созданием этой фрески связано множество легенд.
Великий Леонардо трудился над бессмертным шедевром около более трех лет. Он хотел достигнуть совершенства и искал идеальных натурщиков для каждого персонажа.
Натура для Иисуса Христа была найдена очень быстро: художнику попался на глаза юный певчий при церкви с возвышенным и одухотворенным ликом. Вскоре были написаны и другие персонажи. Хотя, с точки зрения обывателя, выбор Да Винчи не всегда понятен. Например, святой Иоанн написан явно в женственном облике.
Тем не менее, работа близилась к завершению, но маэстро никак не мог найти натурщика для образа Иуды. А заказчик шедевра, Людовико Сфорца, торопил мастера.
В конце концов, маэстро увидел пьяницу, валявшегося в луже. Лицо его было еще не старым, но изможденным пороками и неправедным образом жизни. Леонардо привел его в мастерскую – и пьяница вздрогнул: он узнал неоконченную фреску. Как оказалось, это был тот самый юноша-певчий, с которого маэстро ранее писал Иисуса Христа!
Скорее всего, история о певчем-пьянице – это легенда, но весьма символичная. Она демонстрирует, насколько высоко может взлететь человек благодаря вере в Бога, и как низко пасть, потакая собственным греховным страстям.
Первые православные иконы Тайной вечери именно над алтарными вратами появились, скорее всего в Египте. Во всяком случае, они имеются в самых древних из дошедших до нас коптских церквях.
В русских православных храмах подобная традиция установилась гораздо позднее, примерно в XV-XVI столетиях. Церкви, построенные позже этого времени, обязательно украшались надалтарным изображением Тайной вечери. В некоторых храмах подобные монументальные шедевры занимали (и занимают) всю площадь Царских врат.
К теме Тайной Вечери обращались многие русские иконописцы. Например, икона Андрея Рублева, написанная в 1425-1427 годах и чудом дошедшая до наших времен, считается бессмертным шедевром православной иконописи. Кстати, на ней Андрей Рублев изобразил Иуду в образе себя самого, то есть, вписал в икону автопортрет.
А в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике хранится чудесная икона кисти Симона Ушакова. Несмотря на то, что шедевр был написан в 1685 году, он чудесно сохранился и по сей день радует восхищенных зрителей яркими красками.
Кто изображен на полотне
На иконе изображен один из самых знаковых моментов христианской истории, описанный в трех Евангелиях. Канонический сюжет – Иисус, восседающий за трапезным столом вместе с 12 апостолами, включая Иуду.
Как уже было сказано выше, Иисус и апостолы не сидели за столом, а возлежали – так говорит Евангелие, и нет оснований этому не верить (тогда среди свободных людей бытовала подобная традиция). Да и обеденных столов тогда еще как таковых в восточных культурах не существовало.
Тем не менее, на православных иконах Иисус и его ученики именно восседают за столом, что противоречит Евангелию. В этом есть глубочайший духовный смысл: стол символизирует алтарь, на котором Иисус приносит себя в жертву во имя человечества.
На столе отсутствует жертвенный агнец, обязательный для празднования еврейской Пасхи. Его роль играют хлеб и вино – тело и кровь Господни. Иисус сам раздает их апостолам, чем подчеркивает добровольность жертвы.
В православной традиции принято изображать всех персонажей со сверкающими нимбами (Иисуса – с крестообразным). Исключение составляет лишь Иуда, «прославившийся» как величайший предатель в истории человечества. Его зачастую изображают несколько в стороне от основной группы апостолов. Иногда Иуда сам тянется за жертвенным хлебом, что подчеркивает то, что именно он предал Христа.
Очень часто Иуду изображают с ларцом, кошелем или мешочком, где хранятся те самые тридцать серебренников – считается что за эти деньги ученик и предал своего учителя. Он рассказал первосвященникам о доме, где будет проходить Тайная вечеря, а затем поцеловал Иисуса в саду, тем самым указав на него стражникам.
На светских полотнах различных художников мы можем увидеть различие трактовок евангельского сюжета. Например, для многих из них образ Иуды является чуть ли не центральным – живописцев интересует история его предательства, в которой очень много противоречий.
Согласно Евангелию, после предательства Иуда устыдился содеянного до такой степени, что повесился. Способен ли на это человек, вероломно подаривший учителю «иудин поцелуй»? Сомнительно, но события того времени сейчас проверить на правдивость невозможно.
Светские полотна на религиозную – это не иконы, написанные по четко установленным канонам. Поэтому художники зачастую значительно отходят от традиционного видения эпохальной сцены вечери.
Например, к этой тематике обращался даже Сальвадор Дали – отец сюрреализма. На его полотне, пронизанном светом, ученики изображены со склоненными в молитве головами – невозможно различить даже лиц. А венецианец Тинторетто, творивший в эпоху позднего Ренессанса, и вовсе уподобил Тайную вечерю ужину на многолюдном постоялом дворе.
Словом, интерпретаций Тайной вечери насчитывается множество. Но на то оно и искусство, чтобы передавать картину мира через призму восприятия художника!
Картины на религиозную тематику иконами не считаются. Их можно вешать в доме, но подальше от домашнего алтаря. Светская живопись в православном иконостасе неприемлема!
В чем помогает икона
Икона «Тайная вечеря» помогает людям осознать суть христианского вероучения, основанную на идее жертвенности Бога. Если в других религиях учителя предлагают последователям некие отвлеченные истины или что-то извне, то в христианстве Господь преподносит верующим самого себя. Такого нет ни в одной религии мира.
Иисус кормит учеников своей плотью и кровью во имя единения. Более того, несмотря на удивление и некое сопротивление апостолов, он омывает им ноги, подчеркивая идею смирения и равенства. А ведь это сам Бог, пусть и в образе человека! И, наконец, зная о предательстве Иуды, Спаситель не отвергает его, оставляя открытым путь в Царствие Небесное даже для великих грешников.
В христианстве Тайная Вечеря соотносится с Великим Четвергом, который в народе называют Чистым. Он отмечается на неделе перед Пасхой. В этот день принято наводить чистоту в доме, красить яйца, печь куличи. Но за бытовыми заботами не стоит забывать о том, что в Великий Четверг нужно обязательно сходить в церковь и прикоснуться к таинству Евхаристии.
На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии. Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Предательство Иуды. XV — начало XVI века Новгород. Тайная Вечеря Средняя Русь. Первая половина XVI века Белозерск. Церковь Вознесения. Симон Ушаков Икона « Тайная вечеря » 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания. Дирк Баутс Таинство причастия 1464-1467 Алтарь церкви святого Петра в Лувене. Омовение ног (Иоанн 13: 1 — 20).
Икона Тайная вечеря
Название образа «Тайная вечеря» чаще всего ассоциируется у людей с одноименной фреской, созданной Леонардо да Винчи. Фреску знаменитого живописца отличает от православных икон в первую очередь тот смысл, который вкладывал в изображение каждый автор. Леонардо да Винчи стремился передать реакцию учеников Христа на предательство Иуды, иконописцы же придавали графическому изображению событий Великого четверга несколько другое значение.
Предпосылки создания образа
В христианской культуре этот образ символизирует начало нового пути в истории человечества. События Великого четверга положили начало новым отношениям между Господом и людьми.
На иконе отражены последние дни земной жизни Иисуса Христа. В тот день Спаситель собрал за одним столом всех Своих учеников и последователей. В качестве угощения для апостолов Спаситель приготовил хлеб и вино, символизирующие Его тело, страдающее за грехи всего человечества, и кровь, которую Сыну Божьему предстояло пролить для их искупления.
Важно! Пресный хлеб и вино до сих пор используются при проведении таинства Евхаристии. Эта евангельская сцена рассказывает об истоках происхождения этой традиции.
Ужин был устроен тайно, ведь Христос уже знал о том, что Его разыскивают фарисеи. Знал Он и о предательстве Иуды. Сын Божий собрал своих последователей в горнице, чтобы последний раз вкусить с ними пищу, почтить праздник иудейской Пасхи и поведать им о таинстве Евхаристии.
Перед началом трапезы Спаситель собственноручно омыл ноги каждому из своих учеников, Своим примером показывая, как должны они служить друг другу. Во время вечери Спаситель напомнил Своим ученикам о том, что Ему многое предстоит претерпеть и многие муки придется вынести ради людей. Он объяснил ученикам значение таинства Евхаристии и рассказал о том, какое значение будет иметь причастие для всех будущих поколений: тем верующим, кто придет к покаянию и причастию, будут прощаться их грехи.
После Спаситель Сам преломил хлеб и подал ученикам чашу с вином. Всем людям Он заповедовал поступать также, памятуя о той жертве, которую Сын Божий принес ради нас. Так Господь установил в христианстве новую Пасху, единственной жертвой в которой стал Он Сам.
Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение
Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.
Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.
Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.
Характерные черты образа «Тайная вечеря»
- На иконе Спаситель и его последователи изображены с нимбами: так нарисованы все, кроме Иуды, который уже предал своего Учителя.
- Все ученики повернуты к Спасителю, и лишь Иуда тянется к хлебу или вину, что говорит о том, что он не внемлет Его словам.
- Существуют и такие варианты икон, на которых Иуда изображен с небольшой шкатулкой или кошельком, в котором лежат деньги, полученные учеником Христа за донос.
- Иногда лицо Иуды изображается более темным, нежели лица других учеников: это говорит о его нечистых помыслах и злых намерениях.
- На некоторых образах Иуда изображается уходящим.
Одним из самых известных образов, посвященных событиям Великого четверга, является икона, принадлежащая кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева.
Тайная вечеря. Андрей Рублев. 1425-1427 гг.
Правила расположения иконы
Икона, на которой отображено это событие из жизни Спасителя, чаще всего располагается над парадным входом в храм. Так люди, посещающие церковь, имеют возможность лишний раз вспомнить и поразмыслить над событиями Великого четверга. Такое расположение настенного образа характерно, например, для Андреевской церкви в Киеве.
Общепринятого церковного канона, согласно которому определяется размещение образа «Тайная вечеря» в доме, нет. Некоторые верующие принимают решение расположить икону в красном углу наряду с другими образами Спасителя, Божьей Матери и святых. Другие христиане вешают икону на стену в столовой и произносят молитвы перед приемом пищи, глядя на этот образ.
Важно! Согласно традиции для икон в доме отводят лучшее место, достаточно светлое, чистое и сухое. Традиционно красный угол располагают на восточной стене квартиры, однако можно выбрать и другое красивое и чистое место. Главное – обустроить свой домашний иконостас так, чтобы ничего не отвлекало внимания молящегося от общения с Господом.
Когда молятся у иконы «Тайная вечеря»
Чаще всего люди приходят к знаменитому образу, готовясь к исповеди, настраиваясь на разговор со священником. Молятся у образа «Тайная вечеря» верующие и в следующих случаях:
- чтобы Господь наставил человека на верный путь и сподобил его подойти к таинству Евхаристии ответственно и достойно;
- чтобы найти в себе силы раскаяться в греховном поведении и стать на путь исправления;
- если икона была размещена на кухне, глядя на нее, хозяйка может молиться о том, чтобы Господь освятил пищу и дал членам семьи принять ее с пользой и благодарением;
- семья может молиться у иконы перед трапезой, прося Господа благословить и освятить пищу. Также у иконы можно помолиться Господу и после обеда или ужина, благодаря Его за хлеб насущный.
Как молиться у иконы «Тайная вечеря»
Обращаться к Господу, стоя перед этой иконой, можно каждый день. Молиться у иконы можно утром и вечером, во время традиционного молитвенного правила. Также обращаться перед ней к Господу можно перед причастием, перед принятием пищи и просто в той ситуации, когда нужно попросить у Бога совета.
Молиться у этой иконы можно как дома, так и посетив храм.
- Перед тем как приступить к молитве, нужно несколько минут провести в тишине, настроившись на молитвенный лад.
- Перекрестившись и сосредоточившись, можно приступать к чтению традиционного молитвенного текста, стараясь каждое слово молитвы пропускать через свое сердце.
- После можно дополнить молитву своими словами, не забывая раскаяться в своих прегрешениях и поблагодарить Бога за любовь и милосердие.
- Завершать общение с Господом лучше крестным знамением и поклоном.
Молясь перед этой иконой, следует вспомнить те события, которые происходили в Великий четверг, не забывать о той великой жертве, которую Спаситель принес ради нас, чтобы указать нам путь к спасению.
« Тайная вечеря » — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть. « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца.
- https://foma.ru/tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi.html
- https://sunlight.net/wiki/ikona-tajnaya-vecherya-znachenie-v-chem-pomogaet.html
- https://skrepy.info/ikony/tajnaya-vecherya/