«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — это культовый шедевр эпохи Возрождения, который хвалили, переписывали и старались ему подражать многие годы. Однако, несмотря на все невзгоды и неурядицы, это полотно всё ещё находится в монастыре Santa Maria delle Grazie в городе Милан.
Выяснилось, что Леонардо начал трудиться над фреской во время, которое было абсолютно для этого неподходящим, а именно – буквально за год до того, как Людовик XII, будучи на посту короля Франции, решил воевать с Италией. Для Италии это было смутное время и переломный момент, который начал ужасающую, кровопролитную и тяжелую для обеих сторон войну.
Тайная вечеря находится в монастырской столовой прекрасной церкви Santa Maria delle Grazie в Милане. Фото: banjoviaggi.it.
Вторжение Людовика означало, что Леонардо потерял работу, поскольку в то время он трудился над одним шедевром – памятником лошади, который должен был быть выполнен из натуральной бронзы. Леонардо потратил на эту работу около десяти лет, однако решение Людовика имело для него весьма печальные последствия. В то время бронза считалась весьма ценным материалом, который охотно использования для производства оружия. А потому не удивительно, что его работу быстро разобрали на части, посчитав, что памятник миру нужен меньше, чем несколько орудий.
Как натурщик-пьяница стал лицом Иуды: История создания знаменитой картины «Тайная вечеря».
Действие картины происходит днём, но настоящий ужин начался бы после захода солнца. Фото: google.com.ua.
Так да Винчи потерял колоссальные средства из-за военных действий. Именно эта статуя могла бы принести ему не только прибыль, но и безумную славу в тогдашнем художественном мире, славу, о которой он так долго мечтал. В то же время ему поручили задание написать картину, которую мы знаем и по сей день, и которая должна была уберечь его от финансового краха.
Леонардо да Винчи: Рисунок лошади. Фото: thestrip.ru.
Считается, что работу над ней он начал в 1495-1496 году, а само полотно было готово в 1498. На нём изображена знаменитая сцена из Страстного четверга, в которой Иисус и его апостолы разделяют последнюю трапезу перед смертью и воскресением. Во время обеда Иисус сказал, что один из его учеников предаст его и передаст властям для казни (это был Иуда, которого да Винчи изображает просыпающим соль на стол). Эта картина является отражением реакции близких по духу к Иисусу, апостолов, когда он сказал о том, что один из них будет его предателем.
Копия фрески авторства итальянского художника Джампетрино. Фото: klikk.no.
«Леонардо делает поразительный акцент на этом эпизоде как никто другой», — сказал историк и писатель Росс Кинг. «Он сгруппировал свои тринадцать фигур вместе на одной плоскости — очень трудная задача — таким образом, что каждая из них индивидуализирована жестами и выражениями, но ни одна не умаляет общего эффекта» .
На картине изображены апостолы в ренессансной одежде вместо соответствующей эпохе одежды. Фото: yandex.ua.
Каждая фигура уникальна и запоминающаяся, вплоть до мельчайших деталей. По словам Росса, никогда прежде художник не создавал такой драматургии в картине, с такими реалистичными фигурами и мельчайшими деталями. Взять хотя бы то, насколько мастерски точно выполнена правая рука Христа, виднеющаяся сквозь прозрачную поверхность бокала для вина. Многие искусствоведы считают подобную детализацию высшей степенью мастерства.
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Композиция построена на основе правила третей. Фото: businessinsider.com.
Совсем неудивительно, что за всё время своего существования, это произведение искусства столкнулось с множеством опасностей. Спустя год король Людовик решил, что наступило время завоевания Милана. Тогда же он и увидел эту фреску, которая так сильно ему понравилась, что первоначально он хотел соскоблить её со стены и забрать с собой.
После, ближе к концу XVI века, фреска была существенно повреждена влагой, а также некоторые её части осыпались, отшелушившись, а потому считалось, что она полностью разрушена.
Спустя триста лет, в 1796 году, французы смогли вернуться вновь, в этот раз в качестве Республики. Войска, которые вторглись на территорию Милана, заняли комнату для трапез, в которой как раз и располагалась картина. Считается, будто бы военные с её помощью всячески выражали свою антипатию к церкви, бросая в неё всё, что попадётся под руку, включая камни, а также уродуя глаза апостолов на изображении.
Но всё это лишь мелочи по сравнению с тем, когда власти приняли ошеломляющее решение разместить заключённых внутри здания, сообщает The New York Times, которые, ни в чём себе не отказывая, всячески глумились над произведением искусства.
Ближе к современности, в начале XIX века, люди, которые хотели восстановить этот шедевр и имели только благие намерения, едва не повредили её и не растащили на кусочки.
Пожалуй, наиболее печальным событием можно назвать то, что случилось 15 августа 1943 года, когда союзные войска разбомбили трапезную. «Атлас Обскура» сообщил, что защитное сооружение было установлено заранее. В то время как остальная часть церкви была в значительной степени разрушена, сама картина, к счастью, была спасена.
Фреска несколько раз находилась на грани уничтожения. Фото: insider.com.
Многие люди полагают, будто бы да Винчи был невероятным гением, которому всё было по плечу. Однако даже за наиболее талантливыми людьми стоит череда неудач и львиная доля разочарований.
Когда да Винчи исполнилось сорок два, на дворе стоял 1494 год. Тогда же над ним глумились его братья по цеху, художники и просто творческие люди, которые полагали, что этот великий мастер своей эпохи сумел утратить свой потенциал.
По словам Росса, художник не смог выполнить ряд поручений, и в результате многие люди сочли его ненадёжным. Один из поэтов даже смеялся, обвиняя да Винчи в том, что он бездарность, ведь едва ли сумел написать всего одно полотно за целые десять лет. Леонардо отчаянно хотел сотворить то, что он называл «произведением славы» — нечто такое, что сделало бы его знаменитым для потомков. В конце концов он добился своего с помощью «Тайной Вечери».
Непревзойдённый гений. Фото: denikn.cz.
Во время создания своего шедевра, да Винчи умудрился спрятать на полотне несколько своих прежних работ. К примеру, одна из фигур апостолов, согласно утверждениям искусствоведов, является копией предыдущей работы художника. Он позаимствовал образ Иакова Великого у себя самого: «За пять лет до того, как началась работа над картиной, да Винчи набросал с помощью мела небольшой рисунок, поза которого соответствовала той, что изображена у Иакова. Изначально рисунок был о музыканте, который играет на своём любимом инструменте. А да Винчи, который был без ума от музыки, запечатлел его во время игры, позже перенеся эскиз на картину» .
На протяжении многих лет некоторые утверждали, что фигура справа от Иисуса на самом деле Мария Магдалина, а не святой Иоанн, но Росс опровергает подобное предположение. И если верить его версии, то Святой Иоанн, самый молодой апостол и любимый ученик, всегда изображался рядом с Христом, и именно там Леонардо поместил его.
Ионна также всегда изображали молодым, безбородым и часто андрогинным. Леонардо придерживался этого типа изображения, потому что андрогинный молодой человек был персональным идеалом для него, тем, кого он мог бы назвать венцом творения природы, и чей образ постоянно повторялся в его творчестве.
Источник: dzen.ru
Какие художники изображали Тайную Вечерю кроме Леонардо да Винчи?
Тему тайной вечери или последней трапезы Христа со своими 12-ю ближайшими учениками, подымали в своих работах не только Леонардо да Винчи, но и многие другие известные художники.
Её отображал в своих работах выдающийся российский представитель академизма и иконописец Александр Андреевич Иванов (1850 год). Причем многие специалисты отмечают, что работа А.А. Иванова, выполненная акварелью по бумаге, куда более реалистична, чем картина леонардо да Винчи. Картина иногда выставляется в экспозиции Третьяковской галереи.
В Испании, в Национальном музее изобразительного искусства «Прадо», выставлена картина одного из величайших художников венецианской школы, Франческо Бассано Младшего — «Тайная вечеря».
Там же, есть картина его отца, Якоппе Бассано — «Тайная вечеря» 1542 год.
Запечатлел на своем холсте «тайную вечерю» и признанный мастер маньеризма и Итальянского Ренессанса, греческий художник Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) в 1568 году. Картина выставляется в в художественном музее в Болонье (Италия).
Изобразил «Тайную вечерю» и основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко, итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина сейчас выставляется под названием «Ужин в Эммаусе» (1606 год), хранится в Пинакотеке Брера, в Милане.
На заказ Екатерины Лескайер, для алтаря собора Св. Ромуальда и церкви Св. Ромбоу в Мехельне, написал по меньшей мере шесть полотен «Тайная вечеря» в 1632 году (все разного размера), выдающийся фламандский художник начала 17 века, один из основоположников искусства барокко, — Петер Пауль Рубенс.
Была картина «Тайная вечеря» у французского художника натуралиста, Дагана Паская Бувере (1896 год).
Была картина «Тайная вечеря» (1886 год) и у французского художника Джеймса Жозефа Тиссо.
Лично мне, Радионову Юрию Владимировичу, больше всего нравится картина «Тайная вечеря» (1562 год), кисти испанского художника эпохи Возрождения, Висенте Хуана Масип (Хуан де Хуанес). Хранится в музее Прадо.
В Бенедиктовской церкви 16-го века, на острове Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, находится картина «Тайная вечеря» венецианского художника Якопо Тинторетто выполненная в 1594 году.
У немецкого художника Альбрехта Дюрера, есть гравюра 1523 гожа «Тайная вечеря».
Была «Тайная вечеря» (1308 год) у итальянского художника средневековья, Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna), создателя стилей живописи треченто и сиенской школы. Он также внес значительный вклад в Сиенский готический стиль. Которая является одной из картин составного алтаря средневекового собора в Сиене, в Италии.
Даже у Сальвадора Дали есть произведение «Тайная вечеря» (1995 год), картина экспонируется в Национальном художественном музее в Вашингтоне.
Заслуживает внимания работа «Тайная вечеря» (1625 год), кисти французского художника Валентина де Булонь. Причем у него их две. Одна хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а вторая в национальной художественной галерее в Вашингтоне.
Я конечно надеюсь, что все понимают, что ваш покорный слуга и автор ответа Радионов Ю.В. просто физически не мог перечислить все выдающихся художников, которые в своих работах, хотя бы раз не обращались к теме «Тайной вечери». Так как во времена Ренессанса, Тайная вечеря стала излюбленным предметом в итальянском искусстве, особенно в монастырских столовых. Тайная вечеря изображалась как в Восточной, так и в Западной церквях. Тайная вечеря Иисуса и Двенадцати Апостолов была популярной темой в христианском искусстве, часто как часть цикла, показывающего жизнь Христа.
И вовсе не факт, что фреска «Тайная вечеря» (1498 год) в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, кисти Леонардо да Винчи, среди всех остальных является какой то особенной или лучшей.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»: история, техника, секреты, легенды
Через сто лет началось отслоение красочного слоя, картину попытались отреставрировать, обновив краску и покрыв ту лаком.
Дело осложнялось тем, что много лет в трапезной находился сначала склад оружия, затем тюрьма, и состояние великого художественного произведения только ухудшалось. В начале ХХ века снова была предпринята попытка хотя бы укрепить штукатурку и обновить краски.
Так необходимые масштабные реставрационные работы были начаты только в конце 1970-х годов. Больше двадцати лет восстанавливали гениальную фреску, часть фрагментов которой уже не поддавались восстановлению. Такие участки были обновлены приглушенными акварельными красками, отметив таким образов неоригинальные части произведения.
Описание фрески
Фреска, как известно изображает последнюю трапезу Христа с апостолами. Иисус знало будущем предательстве одного из учеников и своем будущем аресте. Изображен как раз момент, когда Христос говорит о грядущем печальном событии.
На фреске длиной почти девять метров и шириной чуть больше четырёх с половиной, художник передал эмоциональное состояние каждого из учеников. Есть свидетельства, что Леонардо ходил по улицам города, изучая эмоции людей, разговаривал с ними, пытаясь вызвать самые разные чувства у прохожих. Таким образом вместо того, чтобы изображать на картине великой религиозное таинство, Леонардо сделал упор на человеческие чувства Христа и апостолов. Но Леонардо пошел еще дальше, вопреки всем существующим канонам изобразим Иисуса и его учеников-апостолов без нимбов и мандорл, за что поначалу даже подвергся критике со стороны некоторых священников.
Рекомендуем: Карфаген: археологический памятник Туниса
Техника исполнения
Во время росписи художником была применена абсолютно новая техника.
В самом начале работы на стене красным цветом был сделан грубый набросок будущего шедевра. Любящий экспериментировать с техникой написания своих полотен, Леонардо и в этот раз остался верен себе, добиваясь поставленных перед самим собой целей. Основной красочный слой он сделал смешанным, добавив к обычным материалам яичную темперу. А для того, чтобы фигуры получились более объемными, да Винчи решил рисовать по сухой стене, в то время как до этого такие работы выполнялись только по влажной штукатурке.
Тайны, секреты и легенды
Учение выдвигают версию, что расположение фигур за столом не случайно, а соответствует последовательности знаков зодиака. Если принять это утверждение за истину, то видно, что Иисус был козерогом, то есть символом духовного развития.
Считается, что поиск образов Христа и Иуды был самым сложным для живописца. И если Христа Леонардо нашел в облике певчего, то с Искариотом было сложнее. Иногда попытки найти нужные черты заводили художника в самые злачные районы города. И все же да Винчи нашел то, что искал, увидев в одной из канав на окраине города спившегося бродягу.
Есть легенда, что когда художник начал работать над Иудой, то изумился тому, что бродяга и тот певчий, с которого был написан образ Христа три года назад оказались одним и тем же человеком. По мнению многих современников Леонардо, и не только современников, этот случай подчеркнул насколько тонка грань между взлетом и падением и как легко она пересекается.
Интересно, что настоятель церкви, где Леонардо работал над фреской, часто делал замечания художнику за то, что тот вместо ого чтобы работать, подолгу стоит перед незаконченным изображением и ничего не делает. Или, того хуже, вместо работы просто шатается по городу. Чтобы это прекратит, да Винчи в сердцах пригрозил аббату, что напишет с него образ Иуды.
Символичным оказывается и размещение предметов на столе. Так, перевернутая солонка около Христа предвещает беду, пустая тарелка означает отказ Иисуса от дара Господа. Больше всего споров у специалистов вызывает рыба. Одни ученые утверждают, что это сельдь, чье название на итальянском созвучно учению, проповеди. Другие выдвигают версию, что изображен угорь, созвучное итальянскому «тот, кто отвергает религию».
Рекомендуем: Бахрейн — сокровище ближнего востока
Есть гипотеза, что развернутый на фреске спиной к Христу апостол Фаддей есть не что иное, как автопортрет самого Леонардо да Винчи.
И все же одной из главных загадок знаменитой фрески является фигура ученика, расположенная справа от Христа. Поначалу она опознавалась как Иоанн. Но очень быстро появилась красивая версия про Марию Магдалену. Сторонники такого мнения утверждают, что женские черты фигуры и нежность лица свидетельствуют в пользу Марии.
Кроме того, говорится, что она была супругой Иисуса. Это доказывается еще и библейским упоминанием о том, что Мария мыла ноги Христа вытирала их своими волосами. А сделать это могла только жена по отношению к мужу. В пользу такого истолкования образа говорит и то, что контуры пары образуют литеру «М», означающую итальянское «Matrimonio» – брак.
Ко всему прочему есть апокрифы, гласящие что на момент распятия Христа Мария носила под сердцем дитя, и что ее дочь Сара стала впоследствии прародительницей династии Меровингов.
Не раз фреска великого живописца могла быть уничтожена. Так, во время Второй мировой войны в окно церкви влетел артиллерийский снаряд. Пострадали, если не сказать были уничтожены, практически все стены храма. И только стена с «Тайной вечерью» осталась нетронута.
Гений Леонардо да Винчи, оставил немало загадок и зашифрованных символов в своих произведениях, истинный смысл которых еще не до конца ясен потомкам.
Как взглянуть на шедевр
Туристы допускаются в трапезную всего на полчаса в день. Группа входящих не должна превышать двадцати пяти человек, на осмотр отводится 15 минут. Чтобы попасть в заветное число пятидесяти посетителей в сутки, нужно купить билет. Сделать это можно в кассе, сделав предварительный заказ по телефону, а также онлайн на сайтах мировых туроператоров или официального билетного оператора.
Источник: traveltimes.ru