Кто носил серьгу в ухе в тихом доне

Пантелей Прокофьевич Мелехов – весьма колоритный персонаж романа М. Шолохова «Тихий Дон». Это отец Григория, крепкий хозяйственный старик, олицетворяющий собой древние казачьи традиции.

Описание героя

Внешность

Пантелей Прокофьевич – потомственный казак, сын Прокофия Мелехова и плененной им турчанки. От матери-иноземки он унаследовал смуглый цвет кожи и нос с горбинкой. Несмотря на преклонный возраст, Мелехов до сих пор очень силен. Его борода и волосы остались «вороными». Во рту блестит «несчетное число белых, частых зубов».

Для окружающих заметен лишь один физический недостаток старика – хромота (сломанная в прошлом нога). В левом ухе Пантелей Прокофьевич носит серебряную серьгу, что невольно наводит на мысль о героических временах Запорожской Сечи.

Черты личности, характер

Старший Мелехов твердо придерживается патриархальных заветов. Его авторитет в большой семье (жена, два сына, дочь, две невестки) непререкаем. В начале романа Петро и Григорий, двое взрослых мужчин, даже не осмеливаются перечить старику-отцу. При случае он, не задумываясь, пустит в ход кулаки или свой костыль.

Быт и традиции донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон»

Пантелей Прокофьевич обладает диким характером, «в гневе доходит до беспамятства». Говоря с Григорием о недопустимости связи с женой соседа, он предупреждает: «Примечу – запорю!». Все же Мелехову приходится сталкиваться со случаями неповиновения. В таких ситуациях он даже не знает, как себя вести.

Аксинья вступает со стариком в яростную перебранку из-за Григория («Выкуси!») и прогоняет со своего двора. Григорий ломает костыль отца («Драться не дам!»). Грозный образ Пантелея Прокофьевича часто выглядит смешно. Например, когда хуторская баба рассказывает ему о «смертельной битве» между сыновьями. Взбешенный старик скачет на поле с диким криком.

Узнав о нелепости рассказа, он приходит в еще больший гнев («визгливо закричал… затопал ногами, припадая на левую, хромую»). В глубине души Пантелей Прокофьевич – добрый и отзывчивый человек. Свои истинные чувства он скрывает за напускной строгостью. Это становится заметно после женитьбы Григория на Наталье. Старику приходится по сердцу кроткая и ласковая невестка.

Он даже специально выговаривает жене: «Наташку не буди. Она и так днем мотает». Роковая ссора, после которой Григорий ушел из дома, произошла вследствие жалости Пантелея Прокофьевича к Наталье («Не будешь с Наташкой жить – иди с базу»). Старик сам в молодости постоянно изменял жене и бил ее, но сейчас не хочет, чтобы молодая женщина повторила печальную судьбу многих казачек.

Отношения с близкими

Возвращение Натальи к родителям стало первым серьезным ударом для Пантелея Прокофьевича. Мощный несгибаемый старик с этого времени стал иногда проявлять признаки слабости («смущенно обегая ее [Наталью] глазами, заговорил старик, словно сам был виноват»; «растерянно засуетился»). Еще большим потрясением стала для старшего Мелехова попытка самоубийства Натальи.

Выпив на всякий случай, он даже смог смирить свою гордыню и поехал повидаться с беспутным сыном. Пантелей Прокофьевич надеялся уговорить Григория вернуться в семью («Не думаешь с женой жить?»), но даже после его решительного отказа не озлобился и помог со «справой» для службы. Это в очередной раз доказывает, что жизненные неурядицы смягчали сердце сердитого старика.

М.А. Шолохов. «Тихий Дон» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

Пантелей Прокофьевич не может скрыть своей радости, когда «изменившаяся и худая» Наталья возвращается в семью Мелеховых. Он до сих пор не оставляет надежды примирить ее с Григорием («А Наталья теперича будет у нас проживать, и ты об этом подумай»).

Ложное известие о смерти Григория чуть было не сводит Пантелея Прокофьевича с ума: «слабела память, и мутился рассудок»; «ослепительно белая седина быстро испятнила голову». Все же на девятый день после получения известия крепкий старик находит в себе силы и возвращается к нормальной жизни.

На слабость Пантелея Прокофьевича указывает и его неуемная радость после сообщения о том, что Григорий жив. На хуторе никогда не видели старика в таком состоянии, так что на него «жалко было глядеть». Мелехов рад не только «воскрешению» сына, но и получению им Георгиевского креста («Первый крест изо всего хутора имеет»). Для воспитанного в воинских традициях казака награда Григория – предмет особой гордости.

Читайте также:
Сколько весит одна серьга

Отношение к власти

Образ Пантелея Прокофьевича в чем-то схож с гоголевским Тарасом Бульбой, который был твердо убежден в том, что проявить себя настоящий казак может только на войне. Возвращение Григория домой в офицерском чине «окрыляет» отца. Он демонстративно провозит геройского сына по всему хутору («Пущай глядят и завидуют»).

Пантелея Прокофьевича смущает только то, что Григорий примкнул к большевикам. В этом заключается его главная трагедия. Старый казак не может отвергнуть идеалы, в которых заключается смысл его жизни. Старик с радостью отправляется в Новочеркасск, когда его избирают делегатом на Войсковой Круг.

Он уверен, что избрание войсковым атаманом генерала Краснова действительно «восстановит весь прекрасный старинный уклад казачьей жизни». В то же время у Пантелея Прокофьевича появляются первые сомнения, когда он видит немцев, чувствующих себя хозяевами на его родной земле. Приход Гражданской войны на Дон повергает Пантелея Прокофьевича в растерянность и тревогу: «Жизнь несла его, словно взбесившийся, запененный конь». Старик не сомневается в том, что большевиков нужно прогнать, но его пугает цена, которую придется за это заплатить.

Испытания судьбой

На глазах Пантелея Прокофьевича разрушаются вековые уклады. Он уже не чувствует себя главой семьи после назначения Григория командиром дивизии («Григорий покрикивал на постаревшего отца, а тот… суетился, хромал… старался угодить…»). Сокрушительный удар по убеждениям Пантелея Прокофьевича наносит зверская расправа Митьки Коршунова над семьей Кошевых.

Несмотря на всю ненависть к большевикам, старик остается человеком, а не зверем. Он решительно прогоняет палача: «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом!». Война прошла над жизнью Пантелея Прокофьевича, «как буря над деляной пшеницы». Разрушалось годами обустраиваемое хозяйство, распадалась семья. Повзрослевшая Дуняшка была влюблена в большевика Мишку.

Григорий вновь сошелся с Аксиньей. Если гибель старшего сына Мелехов еще смог пережить, то смерть Натальи после неудачного аборта окончательно его подломила («старик… припав головой к прикладку прошлогодних кизяков, плакал навзрыд…»). В конце концов, Пантелей Прокофьевич осознает бесперспективность борьбы с большевиками и становится дезертиром, о чем раньше не мог даже подумать. Смерть от тифа при отступлении, возможно, была единственным выходом для разуверившегося во всем старого казака.

Роль в произведении

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
  2. Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
  3. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
  4. История русской литературы XX – начала XXI века: Учебник для вузов. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014.

Источник: spadilo.ru

Тихий Дон С. Ф. Бондарчука глазами казака

Вот мы и посмотрели так широко разрекламированную, многосерийную ленту Шолоховского «Тихого Дона» версии С.Ф. Бондарчука. Ну, что скажете, братья казаки и славяне? Думаю, моё мнение не разойдётся с вашим, если я скажу: лучше бы не выкупали эту плёнку у итальянцев, дабы не портить мнение о казачестве в постановке версии С.А. Герасимова 1957 года.

Говорят, был ещё вариант в постановке Ольги Преображенской и Ивана Правова 1931 года, но о нём сейчас мало, что известно. Да!

Каждому художнику хочется сделать вещь на современном оборудовании, с современными спецэффектами. и, понимаю, что в версии Герасимова было много чего вырезано советской цензурой, поэтому Бондарчук хотел, чтобы его вариант соответствовал прошлой истории и нынешним веяниям. Сын его, Фёдор, в предисловии к фильму сказал, что папа рассчитывал в основном на тех, кто читал «Тихий Дон».

Но, скажу, как читавший это нетленное произведение, что, возможно последовательности его папа и добился, но только для читавших «Тихий Дон», версия Герасимова, с её русскими артистами, пусть и в усечённом виде, выглядит куда более художественнее и убедительнее, нежели эта, красочная, с баталиями и спецэффектами, но с иностранными артистами. А им, кажется, наплевать было: что, кого и где играть, лишь бы деньги платили. А платили им по 10000 долларов за день съёмок. Наши же получали по 500 баксов.
Ни Григорий, ни Аксинья, ни Дарья, ни Пантелей Прокофьевич нынешние — в подмётки не годятся артистам прежним. Да и откуда взяться такой похожести у инородцев? Чтобы сыграть казака или казачку, надо ими быть! Или, хотя бы, быть русским человеком.
Конечно, Бондарчуку нужны были деньги на съёмки и деньги немалые, и вместе с ними ему всучили на главные роли европейских артистов, чтобы получить под них инвестиции. Но давайте рассмотрим этих популярных на западе и никчемушних у нас артистов. Сначала главного героя показанной киноверсии – «Григория Мелехова», которого играет Руперт Эверетт.
Единственное его достоинство – это уверенно и достойно держаться в седле. Нет, пожалуй, молчаливые сцены (одними глазами) ему тоже удавались. А в остальном сплошной брак:
— английский тип лица – челюсть вперёд, нос хоть и с горбинкой, но не казачьего и не Мелеховского типа;
— фуражка мятая, форма мешком висит – пародия на казака. Казаки к своей амуниции ревностно и бережно относились. Это были лихие щёголи в царской армии;
— и лучше бы он не слезал с коня – эффектнее бы выглядел, ходил по земле вихляющей походкой гея: голова вперёд, плечи назад – неуклюже и не по-мужски, что вызывало недоверие к «Григорию» и не вязалось с геройским типом шолоховского идеала. По Шолохову Григорий – кремень: скачет на коне – земля стонет; идёт – земля гудит; сверкнёт взглядом из-под смоляных бровей – мурашки пробирают; храпит во сне – полынь в донской степи качается.

Читайте также:
Серьги наше золото отзывы

И то сказать: четыре Георгия за Первую Мировую войну получил. Это уже воин-психолог, переживший жизненный ад и душевные муки. А я вдруг потом, из СМИ, с изумлением узнаю из высказываний художника-реставратора, академика РАЕН Саввы Ямщикова, народной артистки России Риммы Марковой и актрисы Людмилы Хитяевой, сыгравшей Дарью в версии Герасимова, что Эверетт действительно гей.

Так его в фильме по походке видно! И вопрос сразу возникает к нашему мастеру Сергею Фёдоровичу Бондарчуку: он что, не знал, какую бомбу замедленного действия закладывает под Шолоховский шедевр и под всё казачество вообще, соглашаясь на съёмки такого артиста? У зрителя-то артист с играющим им героем ассоциируется. Теперь всякий нынешний недоучка, которых с избытком стало воспроизводить наше «народное» образование может с издёвкой тыкать в экран пальцем и безапелляционно заявлять: «А Гришка-то п@$ Степана – Бориса Щербакова и некоторых других. Но самое главное – не передана речь наша донская, казачья. Наш мягкий распевный донской диалект с фрикативным «г» не передан абсолютно. А если в киноэпопее нет Шолоховского языка – это, считай, уже на 50% фильм не состоялся.
И ещё один важный нюанс – то, что авторское озвучивание киноэпопеи передали Никите Сергеевичу Михалкову. Это вообще считаю промахом доводителей фильма до кондиции. При всём своём уважении к младшему Михалкову, его тонкий и сиплый голос ну никак не вяжется с суровой действительностью «Тихого Дона».

Да, мы, русские, привыкли к такому голосу этого известного лица, но это не значит, что при озвучивании данного шедевра, он органически вплетается в изображаемую эпоху. Просто тому же Фёдору Сергеевичу Бондарчуку захотелось быстрейшей и большей популярности своей киноленты, вот и пал жребий на Н.С. Михалкова. На мой взгляд — это дало обратный эффект.
Мне жаль М.А. Шолохова. Думаю, он впал бы в ярость, увидев нынешних артистов, изображающих героев его нетленного детища – романа «Тихий Дон».

Может эта экранизация и вызовет интерес у заграничных зрителей своими батальными сценами и их заграничными же артистами, но нас, русских, а особенно донских казаков он вогнал кого в уныние, кого в негодование, но никого – в ощущение бессмертной экранизации шедевра. Кинолента отторгнута казачеством напрочь, потому что нет в ней, кроме неудачных подражательных бутафорий на быт казачества, ничего казачьего. Давайте, отделим зёрна от плевел.

декабрь 2006 г. – декабрь 2007 г.
Волгоград – Петропавловск-Камчатский

Лихо вы их!
Уважаю, за честность и беспристрастность.
Фильм Герасимова смотрел неоднократно,
а вот версию С.Ф Бондарчука единожды и то урывками.
И понял, что на иностранных актёрах наш кинематограф далёко не уедёт.
Демаю о чём сказали вы — поддержал бы и М.Шолохов, и С.Герасимов.
С уважением,

На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Читайте также:
Серьга горизонтально фрезерного станка это

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». 11 класс (часть 1)

В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки

В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки?

Текст: Ольга Разумихина *

Сам Шолохов и Кавказ

К чтению «Тихого Дона» школьники подходят без особого энтузиазма, и их можно понять: четыре тома, в каждом из которых по 400 с лишним страниц, десятки персонажей. Многочисленные диалектизмы также сбивают с толку, ведь действие происходит не в Москве или Петербурге, как в ещё одной знаменитой эпопее — романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а на юге России.

Главные герои «Тихого Дона» живут в станице Вёшенской, что в Ростовской области. От столицы этот населённый пункт отделяет более чем 900 километров, и добраться туда нелегко даже сейчас — что говорить о начале ХХ века! Так что неудивительно, что в этой местности сохранились особые, подчас кажущиеся невероятными традиции и устои. И во всём этом одиннадцатиклассникам волей-неволей приходится разбираться.

То, что «Тихий Дон» входит в школьную программу, — это, конечно, правильно: историю своей страны нужно знать, и казачество — неотъемлемая часть населения России. Но не запутаться в братьях, сёстрах, бабушках, дедушках, друзьях и недругах шолоховских героев и правда нелегко. Так что будем разбираться вместе.

Григорий Мелехов

Главный герой романа-эпопеи «Тихий Дон» — молодой казак Григорий Пантелеевич Мелехов. В начале книги уклад его жизни — точно такой же, как у большинства мужчин в станице. Григорий ведёт хозяйство — помогает засевать поле, а затем собирать урожай; рыбачит, охотится; присматривает за домашним скотом. Как любой здоровый казак, он с детства привык держаться в седле и обращаться с оружием — и понимает, что какую-то часть жизни ему, скорее всего, предстоит провести на поле брани. Остановимся на этом поподробнее.

Казаки издревле прославились как люди крепкие физически и морально, дисциплинированные, свободолюбивые и бесстрашные. Такой характер был обусловлен происхождением: на юге России век за веком искали себе вольной жизни беглые крестьяне.

Простолюдин, сбежавший от помещика, должен был быть по-настоящему смелым, даже отчаянным человеком: срока давности у такого преступления не было, а попавшись, беглец подвергался суровым телесным наказаниям (и, естественно, под конвоем отправлялся назад, к барину). В ряде случаев бродяг могли отправить на военную службу, а начиная с 1705 г. согласно рекрутской повинности, введённой Петром I, служить нужно было целых 25 лет.

Повинность отменили лишь в 1847 г., причём начиная с 1830-х гг. срок службы сокращали — сначала до 20, потом до 10 лет, — но факт остаётся фактом: служба была долгой, тяжёлой и, разумеется, смертельно опасной. Так что на юг России сбегали люди, ценившие свободу превыше самой жизни. Со временем власти заключили с казаками договор: они обязуются участвовать в любых военных походах, куда бы их ни призвали, но внутри своего «государства в государстве» вольны делать что угодно. Поэтому неудивительно, что местные традиции, возникшие ещё в XIV—XV вв., с веками почти не менялись: добровольно казаки ни за что бы от них не отказались, а давления со стороны государства почти не было.

Несмотря на это, где-то в глубине души Мелехов — человек ранимый и сострадательный, и военная служба не соответствует его характеру. Григорий понимает это, но не хочет признаваться в этом даже самому себе, не то что окружающим. Многое о его характере говорит случай с погибшим птенцом.

Дойду вон до энтого кустика, косу отобью», — подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утёнок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое <. >. Григорий положил на ладонь перерезанного утёнка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он ещё таил в пушке живое тепло. <. >Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони.

— Чего нашёл, Гришунька.

Читайте также:
Длинные серьги своими руками из страз и цепочек

По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. <. >Морщась, Григорий уронил утёнка, злобно махнул косой.

Итак, жёсткому, могучему, своенравному Григорию жалко даже птенчика. Он ещё не представляет, что совсем скоро начнётся война и ему придётся убивать людей. Впервые лишив человека жизни, Григорий испытает мощнейшее потрясение — и поймёт, что он больше не будет таким, как прежде. Другие же казаки, в том числе брат Григория Петро, останутся далеки от подобных переживаний и не смогут его понять.

На внутренних противоречиях Григория Мелехова, на его двойственности, неумении определиться, принять себя самого строятся, пожалуй, все основные эпизоды с его участием. В мирной жизни Мелехов не может выбрать между Аксиньей и Натальей, в период Гражданской войны — между белыми и красными.

Кстати, в паре-тройке мест Шолохов упоминает, что его герой — амбидекстр, то есть он одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Это помогает Мелехову уничтожать самых сильных противников на поле боя: Григорий несётся на коне, замахивается правой рукой; враг уверен, что сейчас последует удар, и готовится его отражать; но вместо этого Мелехов ударяет левой — и противник повержен. Но откуда же взялась эта двойственность? Почему Григорий всегда мечется меж двух огней?

Снова вспомним о казаках: свободолюбивыми и жёсткими их сделало происхождение — их предки были беглыми крестьянами. А вот отец Григория, Пантелей Прокофьевич, — русский лишь наполовину, ведь его родила пленная турчанка, привезённая с войны как своего рода трофей.

За этот поступок Прокофия Мелехова — деда главного героя «Тихого Дона» — осуждали все кому не лень, однако не потому, что они сочувствовали несчастной турчанке, оторванной от дома. Напротив, её боялись и считали ведьмой, а после того, как в станице случился падёж скота, суеверные казаки решили устроить самосуд. Они вторглись в дом Прокофия и принялись избивать турчанку, несмотря на то что она была «на сносях» (то есть беременна). В тот же день родился недоношенный ребёнок, которого назвали Пантелеем, а турчанка умерла. С тех пор, очевидно, и тяготеет над Мелеховыми семейный рок.

Семья Григория Мелехова

Григорий живёт не сам по себе (у казаков в принципе не принято селиться отдельно от старших родственников). В одном доме с Мелеховым обитают следующие персонажи:

  • Пантелей Прокофьевич — отец Григория: смуглый, темноволосый, поздно поседевший и очень похожий на мать-турчанку; носит в ухе серьгу. Со здоровьем у Пантелея Прокофьевича не всё ладно — у него больная нога, а ещё он сутулится, но это не помешало ему отличиться на службе. К сожалению, Пантелей привык «воевать» и дома: впадая в приступы ярости, он бьёт жену, детей и домашних животных, портит имущество; успокоившись, проклинает себя за горячность, но измениться не может.
  • Василиса Ильинична — раньше времени постаревшая супруга Пантелея Прокофьевича, женщина по-своему гордая, но в семье — смиренная, привыкшая терпеть мужнины оскорбления и побои. Некогда она была высокой, статной казачкой, хорошей матерью и хозяйкой, способной работницей, но в начале романа это уже болезненная, грустная женщина, которая не любит вспоминать о прожитых годах. Увы, с каждым годом она всё острее будет чувствовать одиночество.
  • Петро Мелехов — сын Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, старше Григория на шесть лет. В отличие от главного героя романа, почти ничего не унаследовал от бабки-турчанки, зато «напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Петро — такой же, как и все казаки, умелый, выносливый и собранный, но его характер проще и легче, чем у Григория. Петро — человек смешливый, весёлый и добродушный; все любят и уважают его.
  • Дарья — супруга Петра: здоровая, жизнерадостная и, что немаловажно, очень красивая девушка. В начале романа родила супругу ребёнка, который вскоре умер. Увы, Дарья неверна супругу, и не потому, что любит кого-то ещё: эта девушка, кажется, не знает, что такое любить. Свидания на стороне для неё — способ весело провести время, и общественное осуждение её не пугает: она делает двусмысленные намёки даже самому Григорию. (Как нетрудно догадаться, последствия такого легкомыслия будут плачевными.)
  • Дуня — младшая сестра Петро и Григория, в начале романа — невинная, весёлая, неугомонная и, возможно, чересчур легкомысленная девушка; она «отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток». Дуня — отличная помощница по хозяйству и заботливая сестра, но в ней, как и в Петре, нет никакого внутреннего противоречия. Не случайно Григорий прячет раздавленного утёнка именно от неё, а не от отца или от брата: даже эта милая девочка не способна его понять.
Читайте также:
Почему я купила эти сережки

Другие центральные персонажи

Ещё два важнейших персонажа поселились по соседству с Мелеховыми: это супруги Степан и Аксинья Астаховы.

Аксинья — женщина работящая, красивая, но хорошей женой и матерью ей не стать — и не только потому, что у неё слишком «крутой» характер. Дело ещё и в том, что в юности она пережила трагедию: над ней надругался, будучи пьяным, собственный отец. После этого мама и брат Аксиньи учинили расправу над стариком.

Спустя год девушку удалось выдать замуж за молодого человека, жившего на другом берегу Дона, однако Степан, воспитанный в патриархальных традициях, не простил ей «обиду» — иными словами, во время первой брачной ночи муж понял, что Аксинья не была невинной. Разумеется, об истории с пьяным отцом девушка рассказать ему не могла. Поэтому Степан подумал, что Аксинья добровольно позволила лишнее кому-то из прежних знакомых.

Степан — жестокий, ревнивый человек: после первой брачной ночи он жестоко избил супругу и продолжал над ней измываться почти каждый день, изменял ей, почти не скрывая этого. Его свирепый нрав стал чуть более кротким, когда Аксинья родила ему ребёнка, — но младенец умер, и Степан снова принялся за старое. Поэтому неудивительно, что со временем Астахова влюбляется в Григория — тем более что они похожи характером: эти два человека — едва ли не единственные герои романа, которые могут понять друг друга.

Наконец, следует остановиться на семье будущей жены Григория Мелехова — Натальи Коршуновой. Она состоит из:

  • деда Гришаки;
  • отца семейства — Мирона Григорьевича;
  • его супруги — Марьи Лукиничны;
  • четырёх их детей — Дмитрия, Натальи, Маришки и Грипки (Агриппины).

Наталья — «идеальная» казачка: она трудолюбива, усидчива, при этом она готова пожертвовать всем ради семьи. Ей с детства внушали, что к будущему мужу нужно относиться с почтением, поэтому она, будучи невестой Григория, не реагирует на слухи о его жестокости и любвеобильности. Распространяет эти сплетни, кстати, не абы кто, а старший брат Натальи.

Митька приезжал с отцом и работниками с поля, <. >проходил к Наталье в горницу, подсаживался. Изводить сестру было для него большущим удовольствием:

— Вяжешь? — коротко спрашивал он. <. >— Вяжи-вяжи, дура, а он замест благодарности морду тебе набьёт.

— За здорово живёшь — я Гришку знаю, друзьяки с ним. Это такой кобель — укусит и не скажет за что. <. >Пропадёшь ты за ним, Наташка! Сиди лучше в девках. Чего в нём доброго нашла?

<. >А главное — сухота у него есть.

Вряд ли знакомое школьнику слово «сухота» означает женщину, которая приворожила возлюбленного. Но Наталья не соглашается на предложение брата расторгнуть помолвку, хотя причину можно было найти легко: сам Мирон Григорьевич, слывший богачом, не больно-то хотел выдавать дочь за не слишком обеспеченного Мелехова. Но так уж вышло, что она полюбила Григория — и ради него отказала многим женихам.

Вот мы и собрали воедино всех основных героев романа-эпопеи «Тихий Дон» и обрисовали их характеры. А что им пришлось пережить — обсудим на следующей неделе.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Источник: godliteratury.ru

Рейтинг
Загрузка ...