Кто носил у казаков одну серьгу

Казачьи символы и знаки считались собственностью общины казаков и передавались из поколения в поколение вместе с символами атаманства. Хранителем символов являлся сам атаман.

Печать – символ, характеризующий атамана как хозяйственника и дипломата. Чаще всего печать была на перстне или рукояти, которые вручались атаману на выборах. Все документы скреплялись печатью, хранили ее в общине и передавали от старого атамана новому.

Сабля – одна из символик, олицетворяющих атаманство. Представляла собой старинный предмет, как правило украшенный. Казачье оружие передавалось атаману не во владение, а на хранение на период правления. Чаще всего хранилась сабля в стенах церкви, надевалась по большим праздникам.

Знамя – святое знамя, за которое любой казак бился не жалея своей жизни. В бою старались не допускать осквернения знамени. Олицетворяет войсковое, полковое объединение.

Бунчук – олицетворяет символ атаманства, знак его ставки. Во время боевых действий бунчук был в руках командующего войском. В мирное время хранителем выступала церковь, выносили бунчук в присутствии атамана только по большим праздникам.

Зачем казаку серьга в ухе?

Булава – изначально символ военной силы и власти, которая принадлежала атаману.

Насека – представляла собой посох с металлической вершиной, на ней высекали имена всех атаманов, которые ею владели. Олицетворяет символ гражданского духа и власти атаманства.

Медаль – сугубо личный знак атамана, он носил ее на шее и демонстративно выпускал на кафтан. С одной стороны медали была надпись с указанием станицы атамана, позже поменяли на изображение государя. С другой выбивали имя атамана и лета, в которые он правил. Если атамана выбирали на второй срок, на шее он носил две медали, старую и новую.

Изготавливали их из золота или серебра. По традиции близкий атаману товарищ так же носил медаль, но меньшего размера.

Чернильница – знак станичного писаря. Изготавливалась из меди, носилась на поясе. Позже с отменой постоянных писарей знак поменяли на книгу.

Казна – знак казначея, представлял собой железный ящик, ларец.

Книга – символ закона. Каждый член круга имел свою книгу или тетрадь. У атамана хранилась главная тетрадь, в которой писали законы, решения собраний. В момент спорных случаев всегда пользовались книгой.

Нагайка – знак приставов, участвующих в круге и есаула. В быту – знак казака. Предмет в некоторых станицах позволяли носить только женатым. Каждый казак получал нагайку в дар от своего тестя в день свадьбы. Местом хранения нагайки считался дверной косяк ее при входе в спальню.

Читайте также:
Сережки кольца сколько стоят

В знак уважения нагайку часто бросали к ногам стариков или гостей, они обязательно возвращали ее хозяину и целовали. Если же старик не поднимал нагайку и переступал через нее, это означало, что он не признает покорность казака либо не прощает ему обиду.

Кафтан – символизировал атаманство. Сшился он из красной парчи и хранился у атамана, хотя принадлежал он ему не лично.

Шапка – шилась по особым образцам, олицетворяла знак получения казаком юридических прав. Изначально шапка представляла собой клобук, позже папаху, и уже потом было принято носить фуражку. Нестроевой казак носил фуражку без кокарды. Шапка была обязательным элементом на круге.

Серьга у казаков, рассказывает казачка возрастом 100 лет!

Снимать ее позволялось только во время чтения молитвы, выступления на кругу и в момент присяги. Сбитая с головы казака шапка знаменовалась как вызов на поединок. Хранили ее в курене, на самом видном месте.

Шашка – имела первоначальный облик сабли, символизирует полноту казачьих прав, а так же право на земельный надел. Шашку в дар казак получал от станичных стариков в момент достижения 17 лет. Затем, когда казаку исполнялось 21 год, его отправляли на службу и вручали погоны, темляк и кокарду.

Прежде службы читалось евангелие в церкви, обнажение шашки казаком считалось его готовностью защищать родину. В доме ее хранили на видном месте и по традиции передавали от деда внукам (когда сам дед уже терял свои силы и брал в руки посох). Шашка так же давала право голоса на кругу. По решению круга могли лишить права ношения шашки на определенное время провинившегося казака.

Погоны – обязательный элемент одежды казака, несущего службу. Погоны всегда носили до тех пор, пока казака не увольняли со службы (выход на льготу). Офицерам позволяли пожизненно носить погоны, а так же шевроны и галуны.

Башлык – своего рода символ для большинства казаков. По способу его повязки определялся возраст казака. Если казачий башлык вязали на груди, значит, казак уже отслужил, завязанный с перекрестом – казак выполняет поручение, если же концы забрасывали назад за спину – казак на заслуженном отдыхе.

Читайте также:
В каком ухе серьга у крида

Посох – олицетворяет мудрость и старость. На собраниях старики сидели, опираясь на свой посох. Носить посох позволяли не всем – имели право его носить судьи, паломники и церковные ходатаи. Если кто-то поднимал посох на кругу – это означало просьбу о молчании, если на посох надевали шапку и поднимали – это говорило о том, что есть важное сообщение.

Лампас – имел особый цвет, символ принадлежности к тому или иному казачьему войску. Кроме того, нашитый на шаровары, был символом независимости и национальности, означал освобождение от госплатежей.

Мужские серьги – определяли роль мужчины в его роду. Единственному сыну в семье принято надевать серьгу на левое ухо, а единственным наследникам мужского пола – в правом. Ну а две серьги означали, что казак единственный в семье ребенок.

Кроме символической роли, серьги имели и утилитарное значение: командир, когда войско равнялось налево, сразу видел, кого нужно беречь в бою. Что касается колец, то их носили только женщины. Если на левой руке у девушки надето серебряное кольцо – она созрела на выданье, на правой – сосватана. Бирюза означала, что жених на службе (тоска, грусть).

Значение золотого колечка на правой руке не изменилось – знак замужней. Если на левой – значит женщина разведена. Вдовы носили два кольца на одном пальце левой руки (второе – от мужа, кольцо мужчины не носили, хотя получали его во время венчания, чаще носили с собой в ладанке).

Источник: xn--80aaaipiiie9dmap5d.xn--p1ai

А вы знали, что казаки носили серьги не ради красоты, а из-за жизненной необходимости?

А вы знали, что казаки носили серьги не ради красоты, а из-за жизненной необходимости

RuNews

На современных территориях бывшего СССР проживает несколько миллионов человек, которые идентифицируют или могут идентифицировать себя «казаками». У казачества очень богатая история, которая началась еще с конца XIV века и очень хорошо знакома любому русскому человеку, за счет того, что их так рьяно восхваляли писатели и поэты, как храбрых воинов сражавшихся в Отечественной войне 1812 года и многие века охранявшие границы Русского государства. Культура этого народа тоже довольно разнообразна и близка нам, за счёт прохождения казачества.

Но кто вообще такие казаки? И почему многие из них были обязаны носить крупную серьгу в одном ухе?

Подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Кто такие казаки?

Само слово «казак» произошло от тюркского kozacy и переводится как «свободный человек». Первоначально (приблизительно в XV веке) термин относился к полунезависимым татарским группам, сформировавшимся в Приднепровье, современной территории Укpaины. Этот термин также применялся к крестьянам, боярам и различным группам людей, бежавшим от несправедливости или крепостного права в Польше, Литве и Руси в районы Днепра и Дона, где они основывали свободные самоуправляющиеся военные общины и жили в степях по своим собственным порядкам и законам.

Читайте также:
Идеи сережек из смолы

Что касается национальности, то правильно будет сказать, что казаки не принадлежали ни к какой единой или определенной национальности. Например, большинство Донских казаков имели смешанное происхождение, частично русское, частично татарское, украинское, а также там было достаточно много выходцев из южных стран, поэтому современные учёные и историки обычно не определяют казаков к какой-то единой национальности. Большинство ключевых групп казаков были преимущественно русскими православными и старообрядцами. Их христианская вера определяла их больше, чем их национальность или место проживания.

Даже проживая на территории Руси, а затем и Российской Империи, казаков от регулярной российской армии отделяло то, что в мирные периоды казачьи войска легко распадались, и отдельные казаки возвращались к своему вольному образу жизни, торговле и просто свободной жизни в степях. Они были свободны от крепостного права, а также от налога на капитал, торговли, от найма и других налогов, но были строго обязаны явиться призванными на войну вооруженными и верхом на лошади по первому требованию царя, а затем и императора.

Казаки всегда были готовы противостоять внезапному нападению кочевых племен, поэтому российское правительство так долго терпело их свободу и даже платило им царское жалование за охрану границ. Такие договорные отношения были выгодны обеим сторонам, казаки должны были быть защитниками границ и идти на войну по приказу, при этом получая за это деньги, а в ответ могли жить по своим собственным законам и укладу в мирное время.

Источник: runews.biz

Проколотое ухо и другие телесные символы: что они означали у казаков

В казачьей среде бытовало множество символов, которые помогали без расспросов выяснить важные факты о казаке или казачке.

Одного взгляда было достаточно, чтобы понять: этот – единственный сын у матери, а эта – тоскует по ушедшему на службу жениху.

«Царские знаки», лицо в саже и татуировки

В редких случаях телесные символы становились инструментом для достижения целей. «Царские знаки» на груди донской казак Емельян Пугачев показывал всякому сомневающемуся в его царском происхождении. Были это шрамы от ранения, как говорил сам бунтовщик на допросах, отметины от болезни, как посчитали следователи, или родимые пятна – единого мнения о природе «царских знаков» Пугачева до сих пор нет. Не исключено, что едва различимый двуглавый орел и портрет Петра III – оттиски аверса и реверса серебряной монеты. Ее вполне могли прикладывать к пугачевской груди, чтобы выжечь язвы или чирья.

Читайте также:
Как называются сережки точки

Казачий атаман и герой Кавказской войны Яков Бакланов не без иронии наносил «знаки» для устрашения горцев. В книге «Картины былого Тихого Дона» П. Краснов приводит историю, когда Бакланов вымазал лицо сажей из печи, чтобы больше походить на даджала – дьявола. Для пущей убедительности артистичный атаман вращал выпученными глазами и скрежетал зубами. «Перевоплощение» удалось – пришедшие к Бакланову горцы с криками «Даджал!» в ужасе вылетели из комнаты.

Другой атаман – Борис Анненков – имел на теле замысловатые татуировки: череп со скрещенными костями, извивающаяся змея, которая «обтекает» тело, и другие символы. Многие советские историки считали, что татуировки с черепом и змеей делали все анненковские добровольцы. Рисунок символизировал преданность атаману и единство братства.

Но вряд ли у казаков во время боевых действий в Семиречье было на это время. Так, по крайней мере, считает В. Гольцев – автор книги «Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова». Скорее всего, тату Анненкову сделали в китайской тюрьме.

Серьга в ухе – совсем не украшение

Во многих источниках, в том числе статье «Народная культура Кубани в свете концепции этнохудожественного образования школьников» Л. Мальцевой, указано, что многие казаки носили серьги. Их количество и расположение сообщало окружающим о месте и роли казака в семье.

Оба уха казак прокалывал в том случае, если не имел братьев и сестер – был единственным у родителей. Серьга в проколотом правом ухе означала, что казак – последний представитель мужской линии в роду. В левом – единственный сын, у которого нет братьев, а только сестры. Во время построения командир по проколотому уху и серьге быстро определял, какого казака стоит в бою поберечь как единственного продолжателя рода.

Повенчанные со службой

Колец на пальцах казаки не носили. Не только потому, что они в бою мешали. Считалось, что казаки «повенчаны со службой». Женатые носили венчальные кольца в специальных мешочках на груди. В случае гибели кольцо и головной убор с почетом привозили вдове.

Она надевала кольцо погибшего или умершего мужа и до конца дней носила на пальце два кольца.

Читайте также:
Почему футболисты носят серьги

Кольцо сообщало и другие факты о хозяйке. «Хваленка», то есть девушка на выданье носила серебряный перстенек на левой руке. Просватанные – на пальце правой руки. Если серебряное кольцо украшал бирюзовый камушек, значит, девушка дожидается со службы жениха. Бирюза считалась камнем, символизирующим память и тоску. Вышедшая замуж казачка получала золотое кольцо и носила его на правой руке, «разведенка» – на левой.

Некоторые казачки носили на поясе связку ключей. Это означало, что женщина является главой семьи и полновластной хозяйкой. Обычно такое случалось, если старший мужчина в семье погибал или рано умирал.

Большой опыт – длинный чуб

Исследователь традиций, обычаев и культуры казаков А. Кашкарев писал, что донских и терских казаков легко было узнать по прическе «под макитру» – «под горшок». Волосы стригли «в кружок» – так, чтобы спереди и сзади они были одинаковой длины. При стрижке на голову надевали горшок или цельную корку от половины арбуза, поэтому стрижку называли также «под арбузную корку». Состриженные волосы закапывались, чтобы до них не смог добраться злой человек. Казаки верили, что через волосы легко навести порчу.

А вот запорожских казаков легко было узнать по легендарному чубу. Носили его на левую сторону, чтобы «отгонять» сидящего на левом плече черта. Считалось, что за чуб Бог без труда вытащит казака в рай. Шириной чуб равнялся трем пальцам, длиной – не менее четырех-пяти. Чуб также сообщал окружающим, что перед ними казак, «понюхавший пороху».

И чем больше был боевой опыт, тем длиннее чуб.

Реестровые казаки выстригали «чуприну». На макушке оставляли прядь шириной в ладонь. Ее расчесывали, распределяя по всей поверхности головы и подравнивая «под горшок». Во время боя приглаженные волосы с головы слетали. Оголенный череп дополнял воинственный облик казака.

Коса как маркер возраста и семейного положения

«Говорящими» были и прически у казачек. В статье «Им досталась воля да казачья доля: образ казачки XIX века» Е. Годовова пишет, что казачки никогда не стригли волосы. До замужества носили одну косу, в которую вплетали несколько лент. Косу плели «от бани до бани», то есть не каждый день.

Вышедшая замуж казачка переплетала девичью косу на две, которые укладывались «в шишку». Если косы у казачки были уложены на затылке «замком», значит, она старше 40. В старости же казачки обвивали косы вокруг головы.

Источник: kazaki-40.ru

Рейтинг
Загрузка ...