Почему старообрядцы не носить кресты с изображением распятого Христа
В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.
Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).
Попробуйте с креста снять распятого Иисуса
В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.
Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте.
Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).
В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).
Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.
Можно ли носить нательный крест без распятия?
Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».
До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.
По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.
Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
ИсточникКрест без Иисуса Христа.Ватикан опекает Иерусалимского Царя или идея обрела плоть и кровь
Прежде всего, необходимо обратиться к изображениям на кресте, который Франциск не снимает со дня хиротонии в епископа. Крест простой (даже не серебряный) и являет собой изображение стада овец с пастырем, несущим на своих плечах овцу. Из притчи о добром Пастыре мы знаем:
Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
За чужим же не идут; но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10: 1-16).
Смысл притчи понятен любому и всякий христианин знает, что Иисус Христос полагает Свою жизнь за овец, то есть за весь человеческий род, желая спасения каждому, кто обратится ко Христу. Но дальше наступает черед противоречий:
Почему изображение притчи нарисовано на кресте? Крестные страдания Спасителя символизируют собой то, что Иисус Христос Свою жизнь положил за людей (овец своего стада), кровью освятив и орудие казни – крест, и кости Адама на горе Голгофа. Именно поэтому крест с распятием Иисуса Христа является самой главной святыней христиан, ведь именно через крестные страдания Сына Божия люди обрели возможность своего спасения, своей жизни со Спасителем. Крест без Иисуса Христа не может быть ничем, как только исторической памятью орудия смертельных пыток, презираемых евреями. Именно поэтому, даже нося крест без изображения Иисуса Христа мы всегда понимаем, что крест перестал быть орудием пытки, освященный кровью Спасителя, перестал быть орудием смерти, ибо «Смертию смерть поправ» Сын Божий даровал всем, верящим в него жизнь вечную.
Но почему на кресте папы Римского Франциска нет Иисуса Христа, а есть изображение доброго Пастыря с овцами? Разве все люди распялись вместе с Иисусом Христом? Нет, но для христиан это символ Любви Божественной и любви людей к Христу. Тогда почему на кресте Франциска нет Спасителя, принявшего добровольно крестные страдания и пролившего свою кровь на орудие казни? И кто тот пастырь, который идет впереди своего стада?
Это главный вопрос! Чье изображение на кресте иезуита Франциска, ведь пастырем может быть епископ, священник и даже мирянин? При внимательном рассматривании деталей изображения можно увидеть, что облачение пастыря препоясано веревкой, делящей облачение надвое.
Но Иисус Христос носил хитон цельнотканый: «Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.» (Ин. 19-23,24) в этом стихе Евангелия от Иоанна цитируется пророчество Давида в псалме 21 стих 19. Но на изображении пастыря на кресте Франциска изображается совсем другой человек, кто же он?
В иудейской традиции велико почитание пророка Моисея, через которого пришло спасение для народа Израиля и закон, обязательный для исполнения каждым евреем. Известно, что Моисей был пастухом и все изображения его с препоясанной веревкой ризой, как бы делящей одежду надвое. Именно это мы видим на кресте папы Римского Франциска.
Так может быть именно Моисей изображен на кресте, выводящий народ Израиля из египетского рабства, может быть он и есть пастырь добрый? Конечно, больше просто некому! Но тогда возникает следующий вопрос: а почему пророк Моисей изображен на кресте?
И это самый важный вопрос! Изображение человека на кресте, хотя бы и пророка, уничтожает весь смысл христианского спасения, уничтожает саму веру, являя веру в человека, а не в Сына Божия, который не пожалел своей жизни ради нас. Все проповеди иезуита Франциска полны веры в человека, в его качества, но не в Иисуса Христа, которому не нашлось места в католическом епископе, а теперь еще и папе Римском. Расположив на своем кресте пророка Моисея, Франциск отказался от веры в Христа, ради веры в человека, веры в иудейский символ торжества мошиаха или, проще говоря, в Иерусалимского царя.
Эта символика сегодня так охотно раскупается туристами и бывшими христианами Италии и Европы, Латинской Америки и Африки, Ближнего Востока и США. Почему бывшими? Потому, что поставив в центр креста человека, верующие лишились главного – Иисуса Христа, без которого крест стал фоном для притчи и историческим событием, но не верой.
Странный вывод можно сделать на основании всего вышеперечисленного: папа Римский, глава католической христианской Церкви, отрекся от Иисуса Христа и своим добрым пастырем поставил Моисея, тем самым сделав Моисея богом для всех католиков. Потрясающе, Франциск своими руками уничтожил христианство в Европе и Латинской Америке, выбрав своим богом человека. Но нет дыма без огня. Епископ Буэнос – Айреса Хорхе Марио Бергольо, принадлежащий к Ордену Иезуитов не раз посещал еврейскую синагогу, принимая участие в иудейских праздниках, зажигая менору и произнося теплые речи «своим старшим братьям». Вполне естественно для него в центр креста было поставить Моисея – доброго пастыря евреев.
Сбылось пророчество святого Малахии о римских папах: Франциск последний папа Римский и по наблюдению времен и по своей деятельности, ведущий к уничтожению христианства, после чего Ватикан будет разрушен. Однако дальше – больше. Цель всех евреев в приведении мошиаха – Иерусалимского царя на трон в Иерусалиме, где он станет царем царей для всех народов мира.
Именно эта цель является главной и для иезуита Франциска? Конечно, ибо все ватиканские ордена: Мальтийский орден, Орден Иезуитов, орден Розенкрейцеров, Опус Деи и орден Тамплиеров своей конечной целью служат мошиаху. Но не только евреи и ватиканские католические ордена стремятся посадить на престол мошиаха, эту же цель преследуют и все масоны, как регулярные, так и не регулярные.
В мемориале Джорджа Вашингтона в Александрии близ Вашингтона построен масонский темпл в виде александрийского маяка в Форосе, символизирующего свет просвещения (Ордена Иллюминатов) всему миру. Ложа №22 (еще одно название форосского маяка) имеет девять этажей, на восьмом построена копия Храма Соломона в Иерусалиме, а на девятом этаже – престол Иерусалимского царя (мощиаха). Надо заметить, что не только декларация о независимости США (Конституция) была принята членами ложи №22, но и главная цель американских иллюминатов – служение мошиаху, воссоздание Храма Соломона и престола Иерусалимского царя.
Этой цели служат все президенты Америки, от первого и до последнего, этой цели служат все масоны, ватиканские ордена, а также каббалистические еврейские центры, хасидский Хабад – Любавич и еврейские ордена, среди которого особо выделяется Бнай – Брит Ротшильда. Даже популярный телеведуший и по совместительству каббалист В.Соловьев однажды сказал: «Каждый еврейский мальчик мечтает стать мошиахом».
Эта идея пронизывает все существование мировой закулисы, в какие бы организации и союзы не облекались банкиры и политики. И вот идея обрела плоть и кровь! В прямом и переносном смысле. В переносном смысле папа Римский Франциск начал окончательное уничтожение христианства, совершенно не обращая внимание на проявления мученичества за веру в Сирии (а должен бы). Масонские и ватиканские ордена объединили свои усилия по приближению последних времен человечества, точно следуя пророчествам, которые недавно были опубликованы в письме масона Рокфеллера: 1. Крах США, Великобритании и Китая, 2. Уничтожение (взрывы) Иерусалима и Ватикана, 3. Войны на Ближнем Востоке, 4. Переход мирового управления в ООН, 5. Запрет на исповедование любой религии.
События на Ближнем Востоке носят управляемый и рукотворный характер, таким же управляемым становится и крах англосаксонского мира – США и Великобритании, где очерчивается великий масонский заговор против всего мира. Происходит возвышение России, которое опять же продиктовано пророчествами, а папа Римский своими же руками уничтожает христианскую веру. Что осталось?
Взорвать ряд культовых зданий в Иерусалиме, освободив Храмовую гору для строительства Третьего храма с престолом Иерусалимского царя и пошатнуть Ватикан, обвинив мусульманских экстремистов, чтобы затем начать последний крестовый поход против ислама, окончательно искоренив любую веру в Ближневосточном регионе. Незабываем про индуизм и даосизм.
Для этого надо столкнуть в войне два самых населенных государства в мире, после чего разделить их на части. И весь это процесс был запущен с отправкой в отставку Бенедикта XVI, но почему? Потому, что идея обрела плоть и кровь в прямом смысле. Родился мошиах, Иерусалимский царь и родился он, согласно пророчествам в России. Первыми признаками этого давно ожидаемого еврейского чуда, стало исполнение Апокалипсиса – Откровения святого Апостола Иоанна Богослова.
Первый ангел вострубил: и в огне пожарищ в России родился мошиах. Кремль стал опекуном младенца, готовя его к передаче в Ватикан, откуда он начнет свой путь на иерусалимский престол. Стало не нужно держать в Центральной библиотеке наследие ребе Шнеерсона, в котором были собраны пророчества и указания на исполнение времен, и библиотека была передана Хабад – Любавич, так как исполнилось главное пророчество.
Первый ангел вострубил: и стал не нужен Бенедикт XVI, его заменили на иезуита Франциска – могильщика христианства. Отныне вера в Иисуса Христа подменена верой в человека, его поставили в центр креста, ему поклоняются и призывают всем стать хранителями творения (природы, человека, свободы).
Первый ангел вострубил: и великие англосаксонские державы США и Великобритания начали арабскую весну не только на Ближнем Востоке, но и у себя дома, тем самым исполняя пророчества, приводя все народы по обе стороны Атлантического океана в хаотическое движение (а как иначе народы захотят одного Иерусалимского царя?).
Первый ангел вострубил: и Россия начала победоносное шествие к своему возрождению, являя собой победу над пороками западного мира и крепость православной христианской веры. При этом Запад своими руками возносит нашу страну на небывалую высоту, стараясь как можно быстрее исполнить пророчества святых Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, заодно укрепляя обороноспособность страны. После прошествия нескольких лет распада СССР и ликования в США и Великобритании, англосаксонский мир осознал, что однополярный мир скорее разрушает самих победителей, чем побежденных, не давая в их руки идейного наполнения своего существования. Ибо западный мир может жить исключительно противостоянием, отрицанием одной идеи и возношением другой, противоположной идеи. Эти умозаключения, а также необходимость противостояния двух систем во время поклонения всех народов мира Иерусалимскому царю, привели мировую закулису к построению сильной и единой России.
И на этом пути возвращения нашей Державы к своим истокам будет много волнений и локальных войн, но в огне выковывается булат и становится крепче любой стали, любого вражеского клинка. Эти страдания на протяжении 20 лет выковали булат русского народа, который может и должен сопротивляться масонско – ватиканской идее Иерусалимского царя, являя всему миру твердыню русского характера и православной веры против тех, кто сегодня опекает младенца мошиаха в Кремле, а затем и в Ватикане. Мы русские, с нами Бог!
ИсточникКак по нательному кресту узнать старообрядца
Носимый верующими людьми на груди нательный крест отличается своим внешним видом в зависимости от направления христианства.
Старообрядцы этот атрибут христианина называют тельником и признают только ту его конфигурацию, которая существовала до никонианских реформ 1650-х годов, из-за которых произошёл раскол русской православной церкви. Именно поэтому его легко отличить от православного, католического и армянского образцов.
Нательный крест староверов
Крест, превратившийся после казни Иисуса Христа из средства убийства в знамя торжества добра над злом, является одним из центральных символов христианства.
Согласно обычаям старообрядчества каждый христианин с момента святого Крещения и до самой смерти обязан носить на груди, спрятанный под одеждой нательный крест, олицетворяющий веру человека в распятие и Воскрешение Христа.
Староверы, не поддержавшие церковные нововведения XVII века, признают православие только в его первоначальном виде, а потому для них единственно правильной формой тельника является та, что представляет собой восьмиконечный крест, который может быть вписан внутрь четырёхконечного.
Старообрядцы отвергают закрепившиеся в официальной русской церкви помимо восьмиконечных четырёхконечные и шестиконечные кресты, считая их незаконченными или неполноценными. В качестве аргумента они ссылаются на легенду, повествующую о том, что равноапостольная царица Елена в ходе поисков на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых, обнаружила именно восьмиконечный Животворящий Символ Веры.
Этот крест состоит из одной вертикальной и трёх поперечных перекладин, из которых самая нижняя располагается по диагонали. Она у староверов называется мерилом праведности и имеет такой наклон, при котором левый край находится выше правого. Такое расположение отсылает к моменту казни Христа, и указывает на двух преступников принявших смерть вместе с ним.
Тот, кто находился слева от Спасителя, раскаявшись в своих грехах и уверовав в Бога, отправился после гибели в рай, то есть наверх на небеса. Иная участь ожидала уголовника, распятого справа от Христа, который усомнившись в Божьей благодати, оказался в аду.
«Царь Славы»
На самой верхней, коротенькой перекладине, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, на староверском нательном кресте присутствуют надписи «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») или «Ника» («Победитель»). Приверженцы дореформенного православия резко протестуют против начертания на ней принятых в православии аббревиатур «INRI» или «IНЦИ», означающих «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Согласно объяснению архидиакона Соловецкого монастыря Игнатия, являющегося знаковой фигурой для староверов, истинным христианам нельзя поклоняться кресту, на котором красуется глумливая надпись, придуманная убийцей Иисуса Понтием Пилатом.
Кроме того на старообрядческом нательном кресте можно встретить именуемые монограммами Константина символические надписи. «ІС» и «ХС» означающие имя Христа, которые размещаются по обе стороны центральной перекладины.
На оборотной стороне староверского восьмиконечного креста гравируются следующие молитвенные слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его» или «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Крест без распятия
Другой отличительной особенностью староверского тельника является то, что на нём нет образа Спасителя. Такая традиция существовала на Руси до XVII века, но после раскола в православие проникли новые правила, допускавшие помещение на крест изображения Сына Божьего.
По взглядам старообрядцев присутствие на кресте образа Иисуса по факту значит его повторное распятие.
Кроме того, по объяснению игумена Серапиона (Митько) нательный крест с распятым Христом становится подобием иконы, которая в свою очередь предназначена для молитвы и созерцания, а не для ношения.
Поскольку икону нельзя прятать от глаз, а тельник принято носить под одеждой, получается нестыковка, превращающая нательный крест с распятием в языческий амулет.
Об этом же в IV веке писал архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
Голгофский крест
Целая история зашифрована в так называемом Голгофском кресте, также используемом и признаваемом в старообрядчестве.
Эта разновидность Символа Веры представляет собой восьмиконечный крест, водружённый на холм или пирамиду с пещерой, внутри которых изображён череп с христограммами «Г» и «А», означающие «Голова Адама», так как по преданию именно в недрах горы Голгофы нашел последний приют первый человек на Земле — Адам.
Череп Адама, который был омыт кровью распятого Иисуса, олицетворяет грехи человечества, искуплённые Сыном Божьим ценой его собственной жизни.
Над гротом значатся буквы «Г» и «Г», «МЛ» и «РБ», которые расшифровываются как «Гора», «Голгофа», «Место лобное» и «Раю быть».
Из горы Голгофы, по обе стороны креста торчат копьё и трость с губкой, обозначенные буквами «К» и «Т». Эти орудия, применявшиеся в процессе казни Христа, символизируют собой пытки и мучения, которые претерпел Христос во имя очищения грехов человечества.
Под центральной перекладиной Голгофского креста значится надпись «НИКА», напоминающая о воскрешении Христа и его победе над смертью.
Над ней, на разных концам горизонтали начертаны монограммы «IС» и «ХС» — «Иисус Христос».
На верхней, короткой перемычке изображено подлое титло «IНЦИ», которое в данном случае воспринимается староверами как должное, поскольку Голгофский крест повествует о последних часах жизни Христа.
Венчает этот крест монограмма на старославянском языке «СНЪ БЖІЙ», то есть «Сын Божий».
Женские староверские тельники
У староверов испокон веков женские и мужские тельники имели внешние различия. Женские нательные кресты не имели острых углов, и на них восьмиконечное распятие помещалось на пластину, напоминавшую по форме лепесток цветка.
Вокруг дамского варианта креста обычно изображались растительные орнаменты, чаще всего лоза.
По словам протоиерея Вадима Коровина, являющегося членом Канонической комиссии РПСЦ, современная форма мужских староверских нательных крестов корнями уходит к «Карачевским крестам» XV-XVI века.
В свою очередь, женские тельники сформировались во второй половине XVII века и выпестовались из так называемого «Сольвычегодского креста».