(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.
Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)
— Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.
— Когда происходит завязка действия рассказа?
(В день именин Веры – 17 сентября (по старому стилю)
— Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?
(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Видеоурок 8. Литература 11 класс
— Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.
— Что значит для Желткова это гранатовый браслет?
(Для него браслет – фамильная драгоценность.)
Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»
— Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?
(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)
— Что почувствовала героиня, получив этот подарок?
(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)
Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной.
— Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?
(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)
Краткое содержание — Гранатовый браслет
— А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?
(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)
— Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?
(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, — «так… какая-то кислятина…»)
— Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.
— Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.
(Стр. 386-387, гл. VI. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист».
Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).
— А какова любовь в рассказах генерала Аносова?
(Стр. 390-391, гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», у которой «грудь так и ходит под кофточкой», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)
— Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?
( Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)
— Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?
(«Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? — может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)
— Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?
(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)
— Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?
(Вера просила «прекратить эту историю».)
— Может, ему стоило уехать?
(От любви не скроешься никуда.)
— Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма?
Источник: poisk-ru.ru
Гранатовый браслет, что Вере Николаевне подарила на именины сестра Анна?
Естественно, что Вера Шеина получила на свои именины не только подарок от Желткова, то есть не только этот самый гранатовый браслет.
Была она женщиной довольно известной в своих кругах, довольно знатной, красивой, имела родственников и знакомых.
Подарки были разные и в том числе, от сестры Анны главная героиня произведения получила в подарок очень занятную вещицу.
Это была записная книжка в старинном перплёте.
Вещь была изысканно и дорого обрамлена синим бархатом с затейливым узором, всё было на тонкой золотой цепочке, а листки из слоновой кости (честно говоря, не представляю как это).
Правильный ответ на вопрос теста находится по счёту вторым сверху.
От себя добавлю, что всё равно, самым главным и самым неожиданным подарком оказался гранатовый браслет, вокруг которого и завязался весь послелующий сюжет.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Серьги княгини Веры
В «Гранатовом браслете» Куприна помимо, собственно, гранатового браслета, упоминается ещё одно украшение. Серьги, которые княгине Вере дарит её супруг в честь именин: » Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее «.
И эти серьги я запомнила с детства, поскольку есть одна история, связанная с похожими серьгами.
Серьги с бриллиантами и жемчугом, 1900-е. (с) www.sothebys.com
Кто знает, как выглядели серьги из повести? Может быть, как те, что на этих фотографиях? Это весьма популярный вариант и в начале XX века, когда происходит действие «Гранатового браслета», да и ранее.
Но для меня они всегда будут в виде бриллиантовых бантов с жемчужными подвесками. Потому что мне рассказывали именно про такие.
Серьги с бриллиантами и жемчугом, 1900-е. (c) www.rubylux.com
Итак, представьте себе. Киев. Шестидесятые годы. Девушка была такой красивой, что люди оборачивались ей вслед, мама зачастую водила ее по улицам за руку, не отпуская от себя, а отец по вечерам поджидал возле дома возвращения дочери из гостей, высматривая непрошеных кавалеров.
Звали ее «Вероника», вера в победу – это имя приснилось отцу еще до её рождения, он проснулся среди ночи и записал карандашом на стене, чтобы не забыть. Друзья называли её не Никой, а Верой. Классические черты, густые чёрные волосы, светло-серые глаза. Недаром режиссёр Сергей Параджанов называл ее «самой очаровательной девушкой Киева».
Серьги с бриллиантами и жемчугом, 1900-е. (c) www.turnerandtatler.com
Так вот, о серьгах. Однажды у Параджанова вечером собрались гости-французы. И тут он достал старинные серьги. Да-да, бриллиантовые банты с жемчужными подвесками. Чьи это были серьги, откуда они у него взялись – уже никто не знает и не помнит, но они действительно напомнили те, что описаны у Куприна.
Во всяком случае, Веронике-Вере, которая тоже в тот вечер там была.
Однако одно дело – демонстрировать украшение в футляре, и совсем другое – когда оно надето на женщине, тем более красивой. Так что Параджанов попроси Веронику примерить серьги. Что ж, французы ахали – изумительное украшение на изумительной девушке. Но.. Режиссёр, будучи мужчиной, не подумал о зеркале. О том, что женщине в такой ситуации непременно захочется полюбоваться собой.
А Вероника оробела и не решилась попросить. Так она и не узнала, как выглядела в тот вечер, как выглядели на ней фантастические серьги. А уж как хотелось. Мужчины, что с них взять. Хоть и великие. 🙂
Серьги с бриллиантами и жемчугом, 1910-е. (c) www.antiquejewellerycompany.com
Откуда я это всё знаю? Потому что Вероника — это моя мама.
Сегодня у неё день рождения. 🙂
Источник: dzen.ru