
19 июля 39 лет назад в Москве стартовали Олимпийские игры. Чем они запомнились миру? Вовсе не рекордами спортсменов, а их символом — Мишей, который на глазах у плачущей толпы улетел в небеса и не вернулся. Мы расскажем, кто и когда положил начало традиции олимпийских талисманов, и какие из них все еще вызывают смех, споры, сочувствие и болезненную ностальгию.
История маскотов
Официальный справочник маскотов (от аглийского mascot — талисман на удачу. — Прим. Salt Mag) Международного олимпийского комитета (МОК) гласит, что талисманы являются культурной эмблемой своего уникального города-организатора. Разумеется, зверушки-маскоты приносят городу и стране проведения игр колоссальный доход — в Рио-де-Жанейро объем продаж Винисиусов (желтый зверек, выбранный символом) составил 400 млн долларов, а их разработка стала колоссальной нагрузкой на оргкомитет и ночным кошмаром дизайнеров. Потому что это действительно трудоемкий процесс, требующий глубокого погружения в национальную семантику. Но не для студии Артемия Лебедева.
КАК ПОЯВИЛСЯ ОЛИМПИЙСКИЙ МИШКА история возникновения талисмана Олимпиады 1980 года
Первым олимпийским талисманом была живая собака — шотландский терьер Смоки, который родился в Олимпийской деревне прямо перед началом игр в Лос-Анджелесе в 1932 году. Для него был сшит специальный костюмчик с олимпийскими кольцами, который надевали на Смоки по большим праздникам в течение его недолгой жизни.
В 1968 году во французском Гренобле придумали «Лыжшика Шусса», который стал первым талисманом Олимпийских игр — с него началась традиция спортивных маскотов. Следом Мюнхен укрепил начинание с помощью рисунка таксы по имени Вальди, которая была символично раскрашена в радужные цвета. Ее автором стал дизайнер Отто Айхер, который является автором лого «Люфтганзы». После Мюнхена процесс выбора талисманов стал официальной частью работы каждого олимпийского оргкомитета, а результаты трудов — порой самыми ошеломляющими.
Странные талисманы Олимпийских игр
Амик. Монреаль, 1976
Амик — означает «бобер» на алгонкине, языке племен индейцев, которые когда-то проживали на территории Монреаля в Канаде. Пожалуй, если бы канадцы не считали бобров неотъемлемой частью культуры — так и оставаться Амику бесформенной «печенью с хвостом», которую к тому же обернули в олимпийскую ленту. Бобер также изображен на пятицентовой канадской монете и почитается за терпение и «трудолюбие», в котором бобру проигрывает, пожалуй, только дятел. За бобра нужно сказать спасибо местному дизайнеру Жоржу Уэлю, который до этого создал постер для Expo’67 в Монреале. Жорж руководствовался главным принципом — простотой и лаконичностью символа. «Я хотел работать с одним объектом, чисто и аккуратно», — говорил он о бобре.
Миша. Москва, 1980

Самые Странные Олимпийские Талисманы
Созданный из архетипической любви иностранцев к русским — «vodka, mishka, balalaika» — Миша стал одним из самых любимых символов в истории Олимпийских игр и чудаковатым воплощением советской мультипликационной стилистики. Автором персонажа является книжный иллюстратор Виктор Чижиков. Для игр в Москве был создан аэростат в виде мишки, который конструировали инженеры космического завода под Сергиевым Посадом. Была идея сделать Мишку управляемым, и на испытаниях в одну из лап поместили рулевого инженера, в результате и кукла, и инженер сгорели — такая у Миши карма. Во время запуска талисмана на закрытии Олимпиады авиадиспетчеры специально для Мишки предоставили воздушный коридор.
Сукки, Нокки, Лекки и Тсукки. Нагано, 1998
Эти персонажи скорее могли бы стать ночным кошмаром Гегеля с размножившейся совой Минервы. На самом деле эти психоделические создания — снежные совы, которые символизируют четыре стихии. Сов назвали The Four Snowlets, а авторами выступило агентство Landor Associates, которое создавало талисманы для игр в Атланте и в 2002 — для Солт-Лейк-Сити. Художники вдохновлялись диснеевской стилистикой 90-х, особенно по части цветовых решений. Профессиональные дизайнеры считают этот символ одним из самых удачных.
Февос и Афина. Афины, 2004
Прообразом персонажей стали древние куклы, которые были обнаружены в Греции при археологических раскопках. Дизайнеры создали точную копию этих кукол — брата и сестры Аполлона и Афины, богов из античного Пантеона. Только после длительных объяснений афинского оргкомитета зрители поняли, кто это такие, — потому как весь мир уже успел заключить, что греки решили сделать талисманами игр пару кондомов. Спортивный обозреватель NBC Боб Костас назвал этих жертв греческого дизайна «генетическим экспериментом, в котором что-то пошло не так». На самом деле дизайнер Спирос Гогос, который стал автором эскиза талисманов, вдохновлялся вовсе не греческой мифологией, а тем более археологией, а сериалом «Симпсоны».
Венлок. Лондон, 2012

Одноглазое чудо, которое, вопреки традиции, вовсе не зверь — это Венлок. Вместе со своим «братом» Мэндвиллем они являются последними каплями стали, которые пошли на строительство лондонского стадиона. Огонек на голове Венлока — это отсылка к лондонским кэбам, глаз — камера BBC, три выступа на макушке — олимпийские пьедесталы почета, а браслеты на запястьях — символ дружбы и расположения, а может, и толерантности. Дизайн стоил «всего несколько тысяч фунтов», но на его совершенствование ушло два года.
Работу выполняло агентство Iris на основе мнения более 300 фокус-групп, 49% из которых были специалистами по маркетингу. Однако то ли в силу фаллоцентричности мироздания, то ли — людской испорченности, но Венлока тут же назвали «пенисом».
Организаторы связались с дизайнерами, которые объяснили, что ни один из опрошенных ничего непристойного не сказал. «Да, но это же чертов пенис», — сказали в Locog (организация, которая отвечала за проведение игр в Лондоне. — Прим. Salt Mag). После этого британские маркетологи были официально признаны «идиотами», а в Твиттере собралась целая коллекция ассоциаций, которые вызывал Венлок. Преобладали: «пенис», «насадка для душа» и «клешня лобстера».
Леопард, Белый Мишка и Зайка. Сочи, 2014

На символизм до выбранной троицы претендовали «дельфин на лыжах», «гипножаба „Зойч“» и интернет-мем «педобир», которых предлагало большинство посредством интернет-голосования. Но, как известно, в России с мнением большинства не принято считаться, а выбором талисмана занялось жюри, в составе которого почему-то оказались Юрий Башмет, Олег Табаков и Николай Дроздов — последний хотя бы мог конструктивно критиковать достоверность животной анатомии.
Победившие символы были раскритикованы с разных сторон, особенно художником Виктором Чижиковым за «явный плагиат» в отношении Белого Мишки — им был поднят настоящий скандал . В свое время за «Мишу» ему заплатили аж 1000 рублей, что по советским меркам было равно целому состоянию. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России обвинил дизайнеров в незнании фауны: «Организаторам стоит определиться, кто это — снежный барс или переднеазиатский леопард», — высказались биологи. Дизайнеры указали на умильную пошлость персонажей, слизанных с китайских игрушек, и отсутствие вкуса у российских чиновников.
На десерт
Этой весной были представлены талисманы российской команды, которые станут нашим руководством по стилю на Олимпийских играх в Токио 2020. Авторы талисманов — кто бы вы думали — сотрудники «Студии Артемия Лебедева». Дизайнеры создали Мишку-неваляшку и Кота-ушанку — существ намеренно недружелюбных и даже не по-спортивному неулыбчивых. «Единственная эмоция, застывшая на этих лицах — спортивная злость, так необходимая для побед.

Талисманы «Команды России» — это и символы Олимпийского комитета России, и талисманы нашей команды. Поэтому и кот, и медведь иногда добрые и милые, а когда нужно — по-спортивному злые», — рассказали лебедевцы. Комментарии? Нет комментариев.
Источник: saltmag.ru
История талисманов Олимпийских игр

С 1 сентября объявлено начало всенародного конкурса, целью которого станет выбор талисмана Игр 2014 года. Как сообщает Оргкомитет Сочи 2014, теперь талисман будут выбирать не только с учетом мнений профильных специалистов и профессиональных дизайнеров, но и с учетом мнения общественности.
Так же талисман всегда проходит финальное утверждение Исполкомом МОК, поскольку входит в ряд олимпийской символики и подлежит соответствующей юридической защите.
Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-ей сессии Международного олимпийского комитета летом 1972 года, проходившей в Мюнхене (Германия). Согласно принятым правкам, талисман Игр призван продвигать принципы олимпизма и способствовать популяризации конкретных Игр. Талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, которое отражает особенности культуры принимающей страны и символизирующее ценности современного Олимпийского движения.
По материалам sostav.ru
Источник: www.admos-gifts.ru
Значение олимпийских колец
Большинство жителей нашей страны знают, что одним из главных атрибутов Олимпийских игр является флаг, на котором изображены разноцветные кольца в определенном порядке. Но мало кто может ответить на вопросы о значении олимпийских колец, истории и других фактах, связанных с символикой главного спортивного события во всем мире.

Для детального анализа представленной темы необходимо, в первую очередь, изучить историю создания Олимпийских колец, а также разобраться, почему за весь период их существования, несмотря на достаточно простое изображение рассматриваемой символики, МОК (Международный олимпийский комитет) не изменил существующую эмблему. Ведь кольца напоминают нам о главном мировом спортивном событии, только потому, что мы с детства видим флаг с разноцветными кольцами на Олимпиадах.
Если посмотреть на данную символику объективно, отбросив сформировавшееся в течение всей нашей жизни представление о ней, то будет трудно догадаться, что это один из главных атрибутов Олимпийских игр.
Из истории создания главного символа Олимпиады
В далеком 1914 году основатель современных Олимпийских игр (Пьер де Кубертен) представил на конгрессе МОК в Париже белый флаг с разноцветными кольцами. Кубертен предложил использовать данный флаг, в качестве главного символа Олимпийских игр.

Участники конгресса одобрили данную идею и решили использовать представленную атрибутику в 1916 году, но помешала Первая мировая война, поэтому флаг с разноцветными кольцами дебютировал только в 20-м году прошлого столетия на Олимпийских играх в Бельгии.
Вопрос об авторстве представленной символики имеет несколько вариантов ответа:
• Во всемирной паутине можно найти утверждение, что создателем Олимпийских колец является грек Ангело Боланки (но даже сами авторы данной версии не дают 100% гарантию ее достоверности).
• Приверженцы третьей версии считают, что автором Олимпийских колец был всемирно известный психолог Карл Юнг, который использовал древнюю китайскую философию для создания легендарного олимпийского символа.
• Олимпийские кольца на белом фоне придумал в 1912 году «праотец» современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен (другие источники утверждают, что он только руководил группой создателей спортивной символики, выполняя административную работу).
Стоит обратить внимание на тот факт, что согласно всем вышеуказанным версиям, Олимпийские кольца были созданы в 2012 году, а белый флаг пришел к нам из Древней Греции (как символ, мира и добра).
Значение каждого Олимпийского кольца: несколько версий
До 1951 года считали, что значение олимпийских колец по цветам сопоставимо отдельному континенту, жители которых принимали участия в Олимпийских играх:

• синее (первое кольцо верхнего ряда) – Европу;
• черное кольцо (2-е в верхнем ряду) – Африку;
• красное кольцо (3-е в верхнем ряду) – Америку;
• желтое кольцо в нижнем ряду – это Азия;
• зеленое кольцо в нижнем ряду – это Австралия.
Но начиная с середины прошлого века, чтобы избежать поводов для обвинений в расовой дискриминации, от этой теории значения олимпийских колец по цветам в зависимости от континента постепенно отказываются.
Еще одна «расшифровка» значения Олимпийских колец базируется на том, что во флаге любой страны, принимающей участие в спортивных соревнованиях, можно найти хотя бы один цвет из тех шести, которые используются для создания символики (пять колец плюс белый фон полотна).
Не обошлось и без Карла Юнга, который (как уже было сказано выше) увлекался древней китайской философией и хорошо знал, что по этому учению, знаку кольца приписывается жизненная энергия и сила, а миром управляют металл, дерево, земля, огонь и вода. Юнг присвоил каждой энергии свое кольцо и параллельно «привязал» к каждому цвету олимпийского кольца следующие значение определенного вида спорта:
• Синий – плавание.
• Черный – стрельба.
• Красный – фехтование.
• Желтый – бег.
• Зеленый – прыжки.
Несмотря на разные взгляды по поводу значения Олимпийских колец, все они сводятся к тому, что спорт – это замечательный способ выявить сильнейшего в честной борьбе, без смертей, горя и ненависти.
Как менялся один из главных символов на протяжении своего существования

Трудно даже представить, чтобы Олимпийские кольца никогда не меняли свой внешний вид с 1912 года. Первое самое серьезное изменение произошло в 1936 года на Олимпиаде в нацистской Германии. Тогда все кольца поместили в один ряд, но первое, третье и пятое кольцо располагались немного выше от других (благодаря этому символ был похож на первоначальный атрибут). Второе отличие заключалось в том, что над кольцами был нарисован орел, а все элементы данного символа были нарисованы при помощи черной и белой красок.

На Олимпиаде в Италии (1960 год) изображение одного из главных символов Олимпийских игр сделали объемным, а сами кольца разместили под волчицей (которая, согласно легенде, вскормила Ромула и Рему – основателей Рима). Если проследить все последующие Олимпиады, то можно сделать вывод, что каждая страна, где проводились спортивные соревнования, пыталась внести, собственные оригинальные элементы, чтобы выделить главный символ Олимпийских игр.
Но, несмотря на мелкие изменения, на которые никто из организаторов спортивных соревнований не обращает особого внимания. Международный олимпийский комитет строго следит за главными атрибутами Олимпийских игр (флаг, гимн, медали и т.п.). На всех эмблемах должны быть кольца одинакового размера, расположенные в строго регламентируемом порядке. Категорически запрещается менять цвет колец или переставлять их, нарушая установленную очередность. Также не допускается использование главных всемирных символов спортивных игр в коммерческих целях.

Проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что менять внешний вид символики Олимпийских игр, которая существует более ста лет, как минимум, неразумно. Даже люди, далекие от спорта хорошо знают эти разноцветные кольца Олимпийских игр, которые за время своего существования стали непросто спортивной атрибутикой, но и символом дружбы, мира и взаимопонимания.
Источник: replyon.net