Сокровища великих цивилизаций :ювелирные шедевры античности
Коллекция драгоценностей Государственного Эрмитажа – одна из лучших в мире после собрании Лувра и Британского музея. Она охватывает период с середины 2-го тысячелетия до н. э. и до самого падения античной цивилизации в V веке н. э.
Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки.Середина V в. до н.э.Семибратний курган 4. Прикубанье.Россия.Золото
Главную ценность собрания, насчитывающего около 3000 предметов, представляют изделия мастеров Древней Греции, доримской Италии (до начала III века до н. э.) и Древнего Рима.
Лучшие из них экспонируются в залах архаики, Двадцатиколонном, эллинизма, Августа и Помпеянском.
Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками.425-400 гг. до н.э..Некрополь Нимфей, курган 17.КрымЗолото
Основная часть коллекции поступила в XVIII веке (из собрания Екатерины II); XIX веке (из раскопок в Помпеях, собраний итальянских коллекционеров А. Пиццати и маркиза Дж.-П.
Кампаны, жены французского посланника графини А. Г. Лаваль, графов Голицыных, графа А. Д. Блудова); XX веке (из собраний графов Строгановых и Кабинета древностей Русского археологического института в Константинополе).
Пара золотых серег с фигуркой Артемиды.325-300 гг. до н.э.Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.)Крым.Золото
Состав и качество коллекции Государственного Эрмитажа позволяют проследить различные этапы в развитии античного искусства вообще . В коллекции представлены многочисленные статуэтки, портреты, художественно исполненные вазы, фигурные украшения, зеркала, предметы наступательного и оборонительного вооружения, украшения конской упряжи, предметы быта (светильники, домашняя утварь, печати, фибулы, весы с гирями и т. п.).
Большинство произведений отличается высоким уровнем исполнения, а некоторые просто уникальны.
Пара серег с подвесками в виде женской головы.Около 350 г. до н.э.Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 г.Керчь, КрымЗолото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань
Эпоха классики (начало V – IV век до н. э.) – переломный период в истории греческого искусства.
В некоторых произведениях еще обнаруживается смешение, а порой и противопоставление архаических и реалистических черт. Часть из них можно объединить в стилистическую группу, которая включает произведения мастеров, переселившихся из Ионии в Южную Италию или работавших под сильным влиянием ионийской школы.
Фиала.Середина IV в. до н.э.Боспорское царство, курган Куль-Оба.Керчь.Золото
В коллекции широко и полно представлены изделия мастеров практически всех народов, населявших Апеннинский полуостров в доримскую эпоху. Древние жители острова Сардиния экспортировали на Апеннинский полуостров и далее, на территорию Европы, изделия весьма характерные для своей культуры
Перстень с врезанным изображением сидящей Афины
Ювелирные изделия с сапфирами | Шедевры русских ювелиров
300-280 гг. до н.э.
Херсонес. Подстенный склеп 1012, Окрестности Севастополя, Крым
Золото; литье, резьба
Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть
Золотой браслет с протомами сфинксов
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым
Золотой диск с изображением головы Афины и подвесками
400-350 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь
Золото, эмаль; тиснение, финифть, плетение,
Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок
330-300 гг. до н.э.
Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)
Золото; тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка
Пара серег
330-300 гг. до н.э.
Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)
Золото; литье, плетение, тиснение, филигрань, зерн
Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь
Стленгида с изображением прядей волос
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; чеканка, гравировка
Височная подвеска с изображением нереиды на гиппокампе в медальоне
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото, эмаль; чеканка, филигрань, зернь, плетение
Ожерелье с тремя рядами подвесок
330-300 гг. до н.э.
Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров
Золото; плетение, штамповка, гравировка, филигрань, зернь
Диадема с геракловым узлом
II в. до н.э.
Прикубанье, Россия
Золото, гранат, паста
Ожерелье с подвеской в виде бабочки
Конец 2 в. — начало 1 в. до н.э.
Херсонес
Окрестности Севастополя, Крым
Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь
Погребальная маска царя
III в.
Некрополь Пантикапея
Керчь
Золото
Вгреческом искусстве чрезвычайно важное место занимало ювелирное искусство, которое достигло высшей ступени в античности. Женщины Древней Греции заботились о своей внешности: носили всевозможные браслеты, серьги, ожерелья, подвески из прекрасно обработанных драгоценных камней, что являлось также свидетельством достатка.
Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.
Перстень с изображением сидящего перса. Некрополь Пантикапея. Конец V в. до н. э.
Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть — археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье.
Перстень с фигурками львов. Курган Кекуватского. IV в. до н. э.
Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух — эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-— в варварских обществах отличительный признак власти — была изготовлена в греческой мастерской.
Среди шедевров собрания — серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого «роскошного стиля».
По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни.
В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого — ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, «полихромный», стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.
Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.
Украшения Древнего Египта (вверху) и Древней Греции (внизу)
А это одно из самых знаменитых ювелирных изделий древней крито-микенской цивилизации – подвеска в виде двух золотых пчелок, несущих капельку меда. Рядом – точная серебряная копия работы современного ювелира, купленная в маленькой лавочке недалеко от археологического музея Ираклиона, где выставлен оригинал.
Эрмитаж.
Серия сообщений «Древняя Греция»:
Часть 1 — Античный пир: блюда, обычаи, традиции
Часть 2 — Где похоронен город богов?Искатели.
.
Часть 14 — Великие тайны истории:Александрийская Дева
Часть 15 — Мраморный стадион первых Олимпийских игр
Часть 16 — Сокровища великих цивилизаций :ювелирные шедевры античности
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: ledi-oks.livejournal.com
Кто изобрел украшения?
Согласно историческим раскопкам и анализу, украшения были впервые изобретены кроманьонцами, ранними предками современных Homo sapiens, которые жили в Европе и Африке. Бусы из раковин нассариуса возрастом более 100 000 лет. считаются самой ранней формой украшений.
Помимо древних бус из ракушек нассариуса, древние ожерелья и браслеты из кости, дерева, камня и различных зубов и сухожилий животных считаются очень ранними примерами украшений, которые носили предки человека. Первоначально разработанные для практической цели скрепления одежды, украшения со временем и во многих культурах эволюционировали, отражая моду, украшения и даже социальный статус.
В Древнем Египте богатые люди материалистически демонстрировали свою власть с помощью украшений, особенно изделий из золота. Ювелирные изделия также имеют долгую историю религиозного символизма; распространенные примеры включают христианский крест и еврейскую звезду Давида.
Ювелирные изделия на протяжении многих лет также использовались для других форм символики; например, кольцо на четвертом пальце левой руки часто символизирует брачный договор в разных культурах и национальностях. По сей день ювелирные изделия остаются популярным предметом моды и аксессуаров во всем мире.
Источник: ru.411answers.com
Ювелирное искусство Древнего Египта по царствам
Ювелирное искусство додинастического периода отвечало всем тенденциям своего времени. Самыми ранними примерами ювелирных изделий этого периода принято считать украшения, найденные в гробнице фараона Джера. Как и полагалось фараону его захоронение происходило вместе с многочисленными слугами и гаремом.
Как раз в одной найденной мумии принадлежащей женщине и были найдены драгоценные браслеты. Украшения были изготовлены из золотой проволоки с включениями бусин и бисера из бирюзы, лазурита, ляписа и аметистов.
На одном из найденных образцов символическое изображение бога Гора в виде стилизованного сокола чередуется с материалами различных цветов, достигая тем самым примитивного орнамента. Фигурки украшены чеканкой, но сама техника еще была на начальном этапе становления.
Цветовое сочетание представляет собой ту основу, которая будет применяться на протяжении всего периода существования Египетской цивилизации. Использования голубых и синих бусин говорит о значимости в жизни египтян Нила, а цвет золота — о солнце и пустыне. К сожалению, большего количества артефактов из данной гробницы извлечь не удалось, так как гробница была разграблена. А данные находки были оставлены грабителями случайно.
Древнее царство (XXXII—XXIV вв. до н. э)
В период Древнего царства художественные ремесла и ювелирное искусство продолжают свое развитие. Совершенствуются ювелирные техники, а также технологии обработки камней. «Новое дыхание» получает работа с фаянсовыми пастами. К периоду Древнего царства относятся украшения принадлежавшие царице Хетеп-Херес, возможной жене фараона IV Династии Снофру.
При вскрытии гробницы археологами были обнаружены массивные браслеты из серебра со вставками из бирюзы, ляпис-лазурита и сердолика. Украшения из серебра, а не золота были редкостью для Древнего Египта, а техника инкрустации полудрагоценными камнями по металлу была новинкой того времени. На массивных браслетах инкрустированы стрекозы, несмотря на тонкую работу композиция все еще статична, изображения симметричны и схематичны.
Кроме браслетов распространены в эпоху Древнего царства были и нагрудные украшения. Как правило, это были нанизанные на нити бусины из полудрагоценных камней со вставками из золота. Нити образовывали ряды порой закрывающими собой всю грудь. Такие выводы были сделаны на основании статуи вельможи Птаххенуи и его жены, найденной в одной из гробниц.
Подобные украшения были найдены еще в нескольких гробницах относящихся к пятой, второй и первой династии. Все они были выполнены в схожих техниках, из нанизанных на нити фаянсовых бусин окрашенных в различные цвета. Ожерелья имели вид многорядного ансамбля, с периодическими вставками из мелких или крупных брошей-подвесок. В других вариантах керамические бусины разбавлены вставками из разноцветных камней.
Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.)
Почва, которую подготовили ремесленники додинастического и древнего царства, достигла своего наивысшего расцвета в следующий период среднего царства, когда ювелиры отработали и усовершенствовали техники инкрустации, литья, филиграни. Археологами обнаружено множество ювелирных изделий, среди которых: нагрудные украшения, диадемы, кольца, браслеты и, конечно же, пекторали.
Диадема Сит-Хатхор
Диадема Сит-Хатхор яркий пример ювелирного искусства периода среднего царства. Золотая диадема высотой около 44 см, изготовлена из пластины в виде обруча, украшена 15 декоративными розетками. Декоративные розетки выполнены в технике перегородчатой эмали и инкрустированы сердоликом.
Диадему также украшает Урей, символ царской принадлежности и золотые перья, символами богини Исиды. Диадему дополняют симметрично расположенные полосы, из тонкого золота ниспадающие по сторонам. Кроме сердолика диадема украшена лазуритом и зеленым фаянсом. По композиционному построению в диадеме прослеживается период изменений от статики, главенствующей в предыдущие периоды, к индивидуальности, разнообразию и динамичности украшений.
Украшения принцессы Хнумит
К периоду Среднего царства относятся украшения, найденные в гробнице в Дашхуре, в том числе и украшения принцессы Хнумит. В гробнице было найдено большое количество украшений в том числе и необычная по своему исполнению диадема. Несмотря на то, что диадема выполнена в традиционной технике перегородчатой эмали, ее форма очень нетрадиционна.
Обруч выполнен из цельных жестких элементов, в которых розетки соединены с цветами колоколообразной формы. Розетки соединены с центральный элементом в форме дерева, выполненном из тонкой золотой трубки с подвижными элементами и декоративными цветами. Кроме фаянсовой пасты диадема инкрустирована полудрагоценными камнями сердоликом, бирюзой и ляпис-лазуритом.
В погребальном захоронении Хнумит было найдено множество украшений, в том числе ожерелья, выполненные из золотых бусин и полудрагоценных камней. На концах шейных украшений располагались ястребы как символы небесного божества, а также души и сердца. Одно из широких ожерелий состоит из двух рядов бусин, между которыми располагаются ряды искусно инкрустированных цветной эмалью и полудрагоценными камнями амулетов, среди которых подвески представляющие символы жизни, стабильности, защиты и несокрушимости.
Говоря о ювелирном искусстве Среднего царства, нужно подчеркнуть, что данный уровень был достигнут увеличением роли городского населения, при котором усиленными темпами развивались местные ремесленнические центры. Религиозные изменения способствовали раскрепощению и появлению относительной свободы в декоративном оформлении. А возросшие захватнические походы – стабильным притоком золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева.
Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.)
Наивысший расцвет ювелирного искусства был достигнут в период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.). Но, в отличие от предыдущего периода, социальное и политическое «потепление» позволило декоративному оформлению и разнообразию типов и форм превзойти ювелирные украшения Среднего царства. В период Нового царства Египет занимает место одной из мировых держав. Завоевательные походы позволили египтянам разнообразить свой внешний вид, однако в это же время сословные различия достигли своего максимума. Полудрагоценные камни и драгоценные металлы могли себе позволить люди высокого положения, небогатые египтяне использовали украшения из других материалов.
Характерная сдержанность, превалирующая в предыдущие времена, сменилась «оттепелью», украшения приобретают пышный, порой помпезный вид, обилие и чрезмерность несли символ показного изобилия. Излюбленные египтянами формы ювелирных украшений продолжают существовать, но их декоративное украшение меняется. Подвески из полудрагоценных камней становятся более замысловатых форм, бисер получает благородную шлифовку, филигрань наполняется мелкими ажурными элементами. Мотивы прошлых лет жук-скарабей, змея-Урей, остаются любимыми мотивами и в период Нового царства.
Украшения из гробницы Тутанхамона
В 1922 году археологами была вскрыта гробница фараона Тутанхамона. В ней кроме саркофага и прочих предметов интерьера были найдены 5 тысяч ювелирных украшений. Сухой климат позволил этим украшениям остаться в первозданном виде и продемонстрировать нашему поколению художественный стиль периода Нового царства.
Все украшения Тутанхамона декоративным оформлением говорили о принадлежности к царской особе, рисунки и сюжеты строго иерархичны. Одним из самых известных украшений из гробницы Тутанхамона была нагрудная пектораль.
На пекторали изображен крылатый жук скарабей, выполненный в технике перегородчатой эмали и инкрустированный ляпис-лазуритом, тончайшие золотые перегородки заполнены полудрагоценными камнями. Кроме того на пекторали присутствуют символы вечной жизни, солнца, священные Уреи и символы Египта – лотосы. Все найденные украшения Тутанхамона наиболее ярко иллюстрируют техники, материалы и типовое разнообразие ювелирных изделий периода Нового царства. В гробнице были найдены браслеты-повязки, нагрудные украшения – ускхи, пекторали из перегородчатой эмали, кольца из зерни, украшения их золота и электрума, головные украшения с традиционными Уреями, украшенные чеканкой кинжалы и резные ожерелья, бусины из цветных камней и керамики.
египет # исторические драгоценности # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Изумруды российского императорского двора. Светские ювелирные украшения
- Современные украшения в готическом стиле →
Источник: jtrend.ru