30 мая исполняется 170 лет со дня рождения знаменитого ювелира. Лайф отвечает на распространённые вопросы, связанные с его жизнью и с работами, сделанными для царской семьи.
Яйца Фаберже
Для российского искусства одним из самых известных ювелиров, бесспорно, является Карл Фаберже. Изделия, создававшиеся в его мастерской на протяжении нескольких десятилетий, были высоко оценены еще при жизни ювелира. Их приобретали члены императорской семьи, представители знати, а также люди среднего достатка, желавшие приобщиться к общей тенденции.
В разное время мастерская Фаберже производила украшения, шкатулки, столовые приборы, ордена, награды, гранаты и снаряды для пушек. Вершиной его деятельности считается серия знаменитых пасхальных яиц, создававшихся для императорского двора. Для этих ювелирных изделий характерно искусное исполнение и многообразие форм.
В итоге, пасхальные яйца стали появляться и вне императорского заказа. Сейчас произведения Яйца Фаберже хранятся в музеях всего мира, от России до Америки. Это не только искусные произведения ювелирного искусства, но и яркие приметы истории, окруженные интригами и тайнами.
Как устроены яйца Фаберже — взгляд изнутри
Что такое яйцо Фаберже?
Яйца Фаберже – это ювелирные изделия, созданные фирмой Карла Фаберже в период с 1885 по 1917 год. Изначально, они не задумывались серией произведений, но впоследствии были объединены в нее исследователями для удобства исследования.
К императорской серии исследователи относят 52 яйца, но до сих пор, идут споры среди в научных кругах, включать ли в их число еще 2 экземпляра, «Воскресение Христово» и «Весенние цветы». До нашего времени сохранилось только 48 пасхальных яиц. В России находятся далеко не все из них.
Девять ювелирных изделий находятся в фондах Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Еще десять пасхальных яиц хранятся в собрании Оружейной палаты Московского Кремля. Остальные произведения в XX веке были вывезены за границу.
5 ювелирных пасхальных яиц находится в Виргинском музее изящных искусств в Ричмонде, ещё 3 в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, столько же в Британской королевской коллекции.
История пасхальных яиц начинается в эпоху расцвета фирмы, 1880-е. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года работы фирмы Карла Фаберже были отмечены членами императорской семьи, и началось тесное сотрудничество ювелира с двором. Все праздники и важные мероприятия сопровождались заказами мастерской.
Это были подарки высоким государственным чинам, иностранным дипломатам, членам монаршей фамилии, а также памятные украшения для приглашенных гостей. Именно в этот период, в 1885 году, Александр III берет фирму Фаберже под свое покровительство и назначает официальным поставщиком изделий для императорской семьи.
«Курочка»
В 1885 году по заказу Александра III мастерская создает первое яйцо. Это должен был быть подарок на праздник святой Пасхи для императрицы Марии Федоровны. Она происходила из датской королевской семьи.
История легендарных Яиц Фаберже
Император хотел порадовать супругу сюрпризом и напомнить о предметах, окружавших ее на родине. Произведения в форме куриных яиц были частью традиции. Аналог похожего изделия хранится в коллекции королевского дворца Амалиенборг в Копенгагене.
Другим предшественником является предмет, входящий в собрание Художественно-исторического музея в Вене, который ранее принадлежал семье Габсбургов. Создание подарка для императрицы было поручено мастеру фирмы Карла Фаберже, Эрику Коллину. Он взял за основу лаконичную форму яйца.
Основа была изготовлена из золота, покрытого слоем матовой белой эмали. Внутри помещалась сфера, имитирующая желток. Она содержала золотую курочку. Это была шкатулка на шарнирном механизме.
Внутри нее находилось еще два сюрприза: миниатюрная копия императорской короны, выполненная из золота и оформленная бриллиантами, и рубиновый кулон. Оба сейчас считаются утерянными. Подарок понравился императрице, и с этого момента Карл Густавович Фаберже стал придворным ювелиром, а одно яйцо превратилось в серию.
Характерные черты императорской пасхальной серии
Начиная с 1885 года, к празднику Пасхи фирма изготавливала для Александра III такой сюрприз. Император оставил за ювелиром полную свободу, поставив, Карлу Фаберже три условия:
- Подарок должен быть выполнен в форме куриного яйца.
- Каждое новое пасхальное яйцо должно быть уникальным и не повторять предыдущее.
- Содержание произведения должно быть связано с жизнью членов царской семьи.
Традиция пасхальных подарков прижилась в царской семье, а потому, после смерти Александра III, ее продолжил его сын, император Николай II. Однако, теперь фирме Фаберже заказывали не одно, а два пасхальных яйца в год. Этот факт объясняется тем, что император дарил драгоценные подарки и Александре Федоровне, своей супруге, и своей матери, Марии Федоровне.
Пасхальные сюрпризы
Помимо трех условий Александра III, существуют и другие характерные черты императорской пасхальной серию. В этих ювелирных изделиях использовался принцип матрешки. Разгадка тайны пасхальных сюрпризов была основной задачей этих произведений.
Внутри яйца могли помещаться миниатюры, статуэтки, часы, ювелирные украшения, часы и механические фигурки с заводным механизмом.
Примером такого произведения является пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Оно было выполнено в 1911 году в подарок вдовствующей императрице и матери Николая II, Марии Федоровне. При его создании использовалась золотая основа, нефрит, алмазы, зеленая и белая эмаль, рубины, белый оникс, жемчуг и аметисты.
Этому пасхальному яйцу Фаберже была придана форма лаврового дерева в кадке, на низком постаменте. Оно приподнято на пьедестале и окружено столбиками с гирляндами из лавровых листьев. Но особенностью этого ювелирного изделия стал спрятанный внутри него сюрприз – встроенный заводной механизм, приводящий в движение механическую птицу, скрытую среди ветвей дерева.
В работе над этим пасхальным яйцом мастер явно опирался на свой опыт жизни в Европе. Деревья в кадках – это специально разработанный для садов Версаля тип растений. Их выносили на воздух в зависимости от времени года, что позволяло менять впечатление от композиции и сохранять редкие и теплолюбивые экзотические деревья.
Это вершина французского регулярного паркового искусства эпохи Людовика XIV.
Декоративные деревья с плодами были не единственным общим фактором, объединяющим французские дворянские вкусы с императорским пасхальным яйцом 1911 года и его механической поющей птицей. В 1746 году в Тюильри было выставлено несколько автоматов с механическими птицами.
Этот механизм совершенствовался и со временем стало возможным размещать механизмы с певчими птицами в любых предметах, от часов, до табакерок. В результате в 1757 году был создан автомат, создание которого приписывается некоему Ричарду Парижскому.
Он был изготовлен в форме металлического дерева, с покрытыми эмалью зелеными листьями, золотыми апельсинами, дополненными белыми фарфоровыми цветами. Среди ветвей сидели две птицы. Механизм и небольшой орган находились в квадратной кадке из дерева, с решетками с каждой стороны.
История создания этого пасхального яйца показывает, насколько тонко Фаберже чувствовал вкусы его покровителей. Даже больше века спустя французские заводные механизмы были очень популярны не только во Франции, но и среди знакомой с этой культурой знати. В конце XIX века с появлением стиля модерн в Европе, мотив дерева оказался очень востребованным.
Взять хотя бы его монументальное воплощение в здании венского Сецессиона, спроектированного Йозефом Марией Ольбрихом в 1898 году.
Такие объекты вдохновения окружали не только царскую семью и придворных, они были знакомы и мастерам, совершавшим путешествия по Европе и вращавшимся в среде интеллектуальной элиты. Дизайн «Лаврового дерева» имеет глубокие художественные и культурные корни. Оно развлекало владельца не только отсылками к версальским садам, но и пением механической птицы.
Мастерство исполнения и новые техники
Изготовление одного яйца – это долгий и трудоемкий процесс. Сначала утверждался эскиз. Затем команда мастеров принималась за работу. Создание этих пасхальных шедевров занимало почти год. В качестве материалов использовались драгоценные металлы и камни. Кроме того, мастера работали в сложных техниках, совершенствуя и изобретая новые.
Так, например, ни у одной из российских ювелирных фирм не было такого количества оттенков эмали, как у Дома Фаберже, от розово-семужного до голубого прусского тона. В работе над произведениями использовались самоцветы и полудрагоценные камни, привозимые из Сибири, Урала и Кавказа. Мастера экспериментировали со сложными в обработке и редкими материалами, такими как хрусталь и драгоценные виды древесины.
Невероятно изысканным дизайном и тонким по исполнению отличается «Яйцо с решеткой и розами», в 1907 году созданное для императрицы Александры Федоровны. При его изготовлении было использовано золото, покрытое светло-зеленой эмалью по рельефному фону, на которое была закреплена решетка, выполненная из алмазов, и ветви розы с бутонами, покрытыми розовой эмалью.
Внутри этого пасхального яйца был спрятан сюрприз – медальон из слоновой кости, на котором акварельными красками изображался миниатюрный портрет цесаревича Алексея, украшенный бриллиантами. Сюрприз, однако, был утрачен, что не редкость в случае с яйцами Фаберже.
С точки зрения техники создания одним из самых интересных яиц Фаберже является «Ледяное яйцо Нобеля», созданное для нефтепромышленника Эммануила Нобеля в 1914 году. Оно предназначалось в подарок другу заказчика, однако нет никаких сведений о его получателе. Долгое время ничего не было известно о местоположении этого яйца. Оно даже считалось утраченным.
Однако в 1994 году «Ледяное яйцо Нобеля» было обнаружено в частной коллекции.
При достаточно простой форме, это яйцо имеет уникальное эмалевое покрытие. Оно представляет собой чередование слоев белой, серебряной и прозрачной эмали. Каждый слой гравировался и окрашивался отдельно.
Из-за этого создается эффект мерцания ледяной поверхности, тонкой изморози на окне, подарившей ему свое название. Основа этого яйца выполнена из платины, а края створок оформлены жемчугом. Сюрпризом этого яйца является кулон с часами трапециевидной формы с узором из горного хрусталя и алмазов, напоминающим ледяные узоры.
Наверное, самым интересным фактом в данном случае стало то, что его создателем является женщина-мастер фирмы Фаберже, Альма Терезия Пиль. Она стала первой и единственной женщиной, работавшей у знаменитого ювелира. На работу ее пригласил дядя, Альберт Августович Хольстрем, возглавивший мастерскую в 1903 году.
Из рисовальщицы она быстро стала дизайнером, самыми известными работами которой являются «Зимнее» и «Мозаичное» пасхальные яйца из императорской серии.
Загадки пропавших шедевров
Некоторые яйца из императорской серии считаются утраченными. С этими произведениями связаны почти детективные сюжеты. Возьмем, к примеру, пасхальное яйцо «Несессер», заказанное Александром III для Марии Федоровны в 1889 году. Согласно архивным данным, счет, представленный императору за это яйцо, составлял 1900 рублей.
По описям Гатчинского дворца среди прочих предметов находилось «яйцо-несессер, украшенное драгоценными камнями, и внутри которого находились маникюрные принадлежности». Оно также присутствует в документах временного правительства 1917 года в перечне конфискованных вещей, а также в списках, переданных вещей в 1922 году Совнаркому.
Именно отсюда, из Москвы, эти предметы распределялись по инстанциям и распродавались государством. По описанию из каталога выставки «Wartski», проходившей в Лондоне в 1949 году, оно было выполнено из золота, оформлено бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами. Здесь, однако, оно не обозначалось как императорское.
В 1952 году яйцо «Несессер» было продано анонимному покупателю из Великобритании. С этого момента оно пропало с мирового рынка искусства. Единственным визуальным свидетельством существования этого предмета служат фотографии с выставки 1949 года, а значит его история еще не окончена.
Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц , и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла.
Фаберже -младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца . Всё делали работники его мастерских.
Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин.
Кто делал яйца Фаберже вместо Карла Фаберже?
30 мая исполняется 170 лет со дня рождения знаменитого ювелира. Лайф отвечает на распространённые вопросы, связанные с его жизнью и с работами, сделанными для царской семьи.
» height=»0″ />
Петер Карл Густавович Фаберже. Имя какое-то заморское. Он вообще из наших был?
Ну почти. Фаберже родился в Санкт-Петербурге, но корни имел иностранные. Его папа Густав принадлежал к роду французских протестантов (гугенотов). Предки были вынуждены покинуть Пикардию — регион на севере Франции — в 1685 году из-за религиозных гонений. Сначала семейство Фаберже долго жило в Германии, а затем обосновалось в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии.
Именно оттуда Густав Фаберже переехал в Санкт-Петербург.
И что же ему не жилось в Прибалтике?
Вообще, Густав Фаберже был связан с Петербургом с 16 лет. Там он учился у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. Кстати, Кейбель в 1826 году изготовил Малую императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Фёдоровна.
Густав Фаберже решил не отставать от наставников. Правда, начал он с открытия в 1842 году небольшого ювелирного магазинчика и мастерской золотых и бриллиантовых изделий н а Большой Морской, 11. И дела его пошли хорошо.
Так, то есть первые яйца Фаберже начали делать в 1842 году?
Нет. Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц, и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла.
Фаберже-младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Очень скоро изделия дома Фаберже получили широкую популярность.
Слава о них дошла и до императора Александра III.
А когда же появилось первое яйцо Фаберже и как оно выглядело?
В 1885 году. На самом деле идея создать сувенирное яйцо из драгоценных металлов принадлежит не самому Карлу Фаберже. Он просто выполнял заказ императора Александра III, пожелавшего сделать подарок к Пасхе своей супруге Марии Фёдоровне. Да и сам император тоже не был оригинален — подобные яйца делались в Европе с начала XVIII века.
Но ювелирный дом Фаберже не стал делать копию, а создал свою версию. Это было яйцо из золота, покрытое белой непрозрачной эмалью. А дальше — как в сказке про смерть Кащея: внутри яйца был желток из матового золота, в нём лежала курочка из разноцветного «мозаичного золота», в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз — рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой.
Ого, да это же просто «киндер-сюрприз» какой-то!
А вы думали! Императрицу же простым яйцом из драгметаллов не удивишь! Вообще, всего Марии Фёдоровне было подарено 30 яиц.
Сюрпризы в них были самые оригинальные. Например, внутри яйца «Датские дворцы» (1890 год) были спрятаны 12 миниатюрных картин на перламутре с изображениями дворцов Дании и России, а яйцо из нефрита и золота «Память Азова» (1891 год) скрывало модель одноимённого фрегата, на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890—1891 годах.
А сколько всего яиц сделали для царской семьи?
По этому вопросу мнения расходятся. Всего яиц 71. Принято считать, что 52 из них сделали для царской семьи, хотя есть ещё два яйца, якобы предназначавшиеся для кого-то из императорских особ. С 1895 года к Пасхе делали по два яйца: для Марии Фёдоровны и жены Николая II Александры Фёдоровны.
В 1897 году появилось самое известное яйцо — «Коронационное», посвящённое торжествам по случаю венчания на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом была копия позолоченной кареты Екатерины II, использовавшейся в церемониях коронации. Миниатюра кареты повторяла все детали оригинала. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки.
Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Эту карету делал в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки 24-летний мастер Георг Штейн .
Стоп. То есть яйца Фаберже и сюрпризы для них не сам Фаберже делал?
Конечно! Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца. Всё делали работники его мастерских. Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин. Он 18 лет являлся главным мастером фирмы и руководил собственной мастерской, где создали 28 яиц.
К 200-летию Петербурга там изготовили яйцо «Пётр I», по бокам которого были четыре м иниатюры с видами города. Сюрпризом стала модель Медного всадника. В 1900 году Перхин сделал яйцо из серебра «Транссибирская магистраль».
На самом яйце была отчеканена карта Российской империи с магистралью, а внутри лежала миниатюрная копия поезда из золота и платины. Кстати, поезд был механическим, и к нему прилагался золотой заводной ключик. В 1903 году Перхин умер, и его с менил Хенрик Иммануэль Вигстрем.
Опять иностранец?
Да. Вигстрем родился и обучался ювелирному делу в Финляндии, но в 16 лет приехал на заработки в Санкт-Петербург. Сначала был подмастерьем в фирме Фаберже, а с 1906 года отвечал за все главные заказы. В 1915 году для Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны он сделал яйца «Красный крест с портретами» и «Триптих Красный крест».
Внутри первого были портреты двух дочерей, сестры, жены и кузины Николая II в форме медсестёр. Все они были сёстрами милосердия во время Первой мировой войны.
Погодите, неужели дорогущие яйца продолжали делать даже во время войны?
От традиции никто и не думал отказываться. Правда, к Пасхе 1916 года всё тот же Вигстрем сделал яйцо, сильно отличавшееся от роскошных изделий, выпущенных ранее. Оно изготовлено из артиллерийской стали и имеет подставку в виде артиллерийских снарядов . Но это яйцо, конечно, всё равно содержит элементы, выполненные из драгметаллов.
В качестве сюрприза был вложен миниатюрный мольберт с картиной придворного художника Василия Зуева, изобразившего сцену посещения ставки генштаба императором и цесаревичем Алексеем. Вообще, во время войны на фабрике Фаберже делали много предметов, предназначавшихся для отправки на фронт: кружки, тарелки, табачницы и даже гранаты.
А до войны на его фабрике производили что-то помимо яиц?
На самом деле ассортимент производимой продукции был огромен! За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. И большинство из них — утилитарные: рамки для фотографий, портсигары, набалдашники для тростей, пеналы, часы, флаконы для духов, коробочки для конфет, которые назывались бонбоньерками.
И на чём история дома Фаберже заканчивается?
Фабрику Фаберже ждал довольно типичный для частных производств того времени финал. Благосостояние ювелирного дома пошатнулось уже во время войны, но Октябрьская революция 1917 года его добила окончательно. В 1918 году закрылись все отделения фирмы, хотя магазин в Москве продолжал работать до февраля 1919 года.
Сам Карл Фаберже смог бежать в Швейцарию, но жить ему оставалось недолго. Ювелир и предприниматель, пребывающий в депрессии из-за невозможности заниматься любимым делом, умер 24 сентября 1920 года. Четверо сыновей Карла Фаберже, а потом и его внуки наладили небольшое производство за границей.
А что же стало с коллекцией яиц, сделанных для царской семьи?
Большевики активно торговали изделиями фабрики Фаберже. Большинство из них было продано за границу. Значительная часть коллекции оказалась в США и Великобритании.
Пасхальные яйца не стали исключением. Сейчас пять из них находятся в Художественном музее Вирджинии, три — в Художественном музее Нового Орлеана, четыре — в ф онде Эдуарда и Мориса Сандоза в Швейцарии, ещё четыре — в коллекции королевы Елизаветы II. А 14 хранятся в частных коллекциях.
Ну хоть что-то в России осталось?
Несколько яиц, в том числе «Транссибирская магистраль», не были вывезены из страны. Оно сейчас находится в Оружейной палате Кремля. Всего там хранится 10 яиц. По одному яйцу есть в коллекции Эрмитажа и Минералогического музея имени Ферсмана в Москве. Но больше всего яиц в экспозиции Музея Фаберже — 15, в том числе «Курочка» и «Коронационное».
Кстати, именно там хранится яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное для Марии Фёдоровны к Пасхе 1916 года. Это было последнее подаренное ей яйцо. И единственное, которое она смогла вывезти за рубеж в 1919 году.
Изделие передавали из поколения в поколение, а потом оно оказалось в коллекции «Форбс». В 2004 году всю коллекцию выставили на аукцион, где её приобрёл Виктор Вексельберг для музея Фаберже.
Вдохновленный этим удивительным изделием, Фаберже создал свою версию яйца . Покрытое белой эмалью, оно содержало в себе золотой желток, в желтке заключалась маленькая золотая курочка, а внутри самой курочки помещались рубиновые корона и подвеска. Этот последний «сюрприз» – такие призы прятались в большинстве яиц Фаберже – был добавлен по просьбе царя. В дальнейшем, однако, его величество редко выказывал какие-то пожелания относительно сюрпризов.
Печальная история Карла Фаберже и самых дорогих в мире пасхальных яиц
На прошлой неделе стало известно, что на аукцион выставили пасхальное яйцо работы Карла Фаберже, созданное в далеком 1892 году. Начальная цена лота — около $390 тыс., что в десятки раз меньше стоимости других драгоценных яиц (и явно ниже его итоговой цены). Onlíner рассказывает о судьбе известного ювелира, который делал «киндер-сюрпризы» для царской семьи, и его самых дорогих произведениях.
Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.
Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.
Впрочем, мастер не только придумывал витиеватые узоры и осыпал драгоценностями все вокруг — он любил и изделия из простого металла и полудрагоценных камней, серебра. Так в 1905 году появился «джентльменский набор»: кирпич, газета, окурок, граненый стакан с водкой и закуска, а вместо яйца — яичница с мухой (спустя 106 лет его продадут за $1,1 млн).
Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения.
Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.
Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.
При этом мсье Фаберже своими руками знаменитые на весь мир произведения искусства не создавал: на него трудился штат именитых мастеров. Он только рисовал эскизы и руководил работой, считая себя бездарным ювелиром. Когда однажды его спросили, как научиться ювелирному делу, он в шутку ответил: «Без битья мастерству не научиться.
Меня не били — вот ничего и не вышло».
Последняя фотография Карла Фаберже с женой Августой и сыном Евгением, 1920 год. Фото: biography-life.ru
Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия
За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.
Серия пасхальных яиц создавалась с 1885 по 1917 год. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются как минимум 50. Фото: Лилия Витоль/pinterest.com
Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников.
Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.
А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.
В 1917 году случилась Октябрьская революция, перечеркнувшая все амбициозные планы ювелира. Пришедшие к власти большевики признали все мастерские и магазины Фаберже государственной собственностью (кое-что из драгоценностей его сын успел вывезти из страны). Часть находившихся там произведений прибрали к рукам, еще часть продали за бесценок через «Антиквариат».
Потом был голод, и некоторые драгоценности перепродавались не один десяток раз, так что установить местоположение многих из них едва ли возможно.
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже , которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными».
- https://www.raritetus.ru/texts/jajca-faberzhe/
- https://life.ru/p/412887
- https://money.onliner.by/2021/09/19/samye-dorogie-yaica