Кто такой серебро кузнец

Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах.

За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Что открывает история кузнечного дела? Почему в старину кузнецов не только уважали, но и побаивались?

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

💰 ФАРМ ВОРИШКИ 1000+ СЕРЕБРА С ОДНОГО — ТОП ДЛЯ ПРОКАЧКИ ХЕЙМА Frostborn Coop Survival

Кузнецы изготавливали все обмундирование для русских воинов

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Кузнецы могли сделать все из металла, даже украшения для русских красавиц

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

Думали что он обычный кузнец, а он оказался…😎 #кино #фильм

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Читайте также:
Кто продает серебро из Индии

Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела»

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец».

Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузня часто располагалась вдали от поселения

Кузнечные комплексы

Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.

Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной. Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены. Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.

Находки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора»

Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.

Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.

Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»

Источник: musaget.ru

Злато (серебро) кузнец – мастер, делающий оклад на икону.

Иван Фёдоров (ок. 1510-1583) – русский первопечатник, заводчик печатного двора в Москве, в котором из-под его пера вышла первая русская печатная книга – «Апостол» (1 марта 1564 г.).

Читайте также:
Серебряная нить для вышивания как называется

8. Часовник (1565) – книга богослужебная по характеру, но служащая для обучения детей.

9. Псалтырь(1568) – первое послефёдоровское издание, изданное учениками Фёдора Никифором Тарасиевичем и Андроником Невежей Тимофеевым.

10. Триодь Постная – первая книга Печатного двора Александровской слободы, выпущенная А.Невежей;

11. Учительное Евангелие(1569) – первое издание И.Фёдорова и П. Мстиславца в Заблудове (Литва) у гетмана Хоткевича; с титульным листом;

12. Псалтырь с Часословцем – издания Фёдорова в Заблудове (1570);

13. «Апостол» и «Азбука»(1574) – первые книги Львовского периода деятельности И.Фёдорова в Украине;

14. Острожская Академия – учёный кружок вокруг князя К.Острожского, имевший целью выпустить новое издание Библии;

15. Новый Завет и Библия (1580) – издание Фёдорова в рамках «Острожской Академии», памятник культуры восточнославянский народов и полиграфического искусства.

Книга в России в XVII веке.

Нижегородский памятник» – двенадцатистраничная брошюрка, напечатанная Московской типографией в эвакуации в Нижнем Новгороде в 1611-1612 гг.

2. Московский печатный двор (1620) – печатная мануфактура с чётким разделением труда (Никольская улица).

Тередорщик – печатник.

Батырщик – наноситель краски.

Переплётная мастерская – место, куда поступали отпечатанные книги, переплетаемые и украшаемые; простые – для продажи переплетались потетрадно.

6. Прав и льная палата — своего рода редакторский и корректорский отдел, созданный для того, чтобы «впредь святые книги изложились праведно».

Шестоднев»(1650) — первая книга, исправленная не только по славянским спискам, но и по греческим текстам в результате работы А. Сатановского и Е. Славенецкого.

Типографская библиотека Печатного двора — библиотека для справок, которой пользовались справщики Московского печатного двора; центр распространения книжной культуры.

Сильвестр Медведев – справщик Печатного двора и автор богослужебных сочинений.

10. «Летучие листки» — листовые издания в Украине и Белоруссии, в которых преобладали сенсационные и курьёзные сообщения.

Жезл правления» — сочинение, напечатанное официальной церковью и направленное против раскола.

12. Книгописная мастерская Посольского приказа – место, где создавались роскошные экземпляры печатных рукописных книг, предназначенные представителям царской фамилии и знати.

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80) – прибыл в Москву по приглашению Алексея Михайловича для обучения царских детей; в 1679 г. открыл «Верхнюю» типографию, в которой печатал светские книги, неподвластные церковной цензуре.

14. Список книг, напечатанных Симеоном Полоцким в «Верхней» типографии — эти книги предназначались для домашнего чтения и были образцами нравственно-познавательной литературы:

· «Букварь языка славянска» — 1680;

· «Тестамент, или Завет Василия, царя греческого» — 1680;

· «Псалтырь рифмотворная» — 1680;

· «История о Варлааме и Иоасафе» — 1681;

· «Обед душевные» — 1681;

· Считание удобное» — 1682 – впервые применён сложный табличный набор для печатания таблиц умножения;

· «Вечерня душевная» — 1683

Прологи – сборники поучительных чтений на год.

Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов – «азбучного дела подьячий»; выпустил «Азбуку» по образцу Фёдорова – единственный учебник на смену псалтырям, по которым учились грамоте и чтению.

Мелетий Смотрицкий (ок. 1578-1633) – выпустил «Грамматику» в 1619 году – пособие по обучению русскому языку.

Гравюра на меди (офорт) (1649) — перевод книги «Воинское искусство» И.Я. Вольхоузена; гравюры изготовлены в Голландии Теодором де Бри.

Читайте также:
Как заделать царапины на серебре

Соборное уложение» Алексея Михайловича (1649) – первая печатная книга государственного назначения; свод законов, юридически оформивших крепостное право на Руси.

Цельногравированный «Букварь» Кариона Истомина (1696) — предназначался для узкого круга членов царской фамилии.

21. Жанровое своеобразие содержания книг – сказалось на репертуаре печатных книг.

22. Анисим Михайлович Радищевский – «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» — сведения о математике и практике военного дела (1621).

23. «Большой чертёж» (1627) -первая сводная карта Русского государства.

24. Художественная литература -повести, сказания, сатиры.

25. Посольский приказ – крупный центр по производству книг.

26. «Титулярник» — исторический труд; генеалогия русских царей с описанием их трудов, гербов и печатей.

27. «Потешные» книги – созданы по принципу «играя – обучаемся»;

28. «Вести-Куранты» (1620) – первая русская газета, выпускаемая Посольским приказом;

29. Книгохранительная палата – книжный склад для отпечатанных книг; занималась распространением книг.

30. «Рундуки» — специальные коробки для хранения книг.

31. «Учебная Псалтырь» — пособие для обучения.

32. Цельногравированные книжки-альбомы – нагрузка на картинку, текст в качестве краткой надписи под ней.

Книга в России в первой половине XVIII веке.

Заграничная типография Яна Тессинга (?-1701) – типография, открытая в Амстердаме по указу Петра Первого и руководимая И. Копиевским (1651-1714), выпускавшая различные книги светской тематики.

— «Введение краткое во всякую историю» — 1699;

— «Краткое и полезное руковедение в арифметику» — 1699;

— «Краткое собрание Льва Миротворца» — 1700;

2. Книги, самостоятельно напечатанные И.Копиевским после распада типографии:

— «Книга, учащая морского плавания» — 1701;

-«Символы и эмблемата» — 1705;

— «Руковедение в грамматику славяно-российскую» — 1706;

Гравировальная мастерская (1698) – открыта для изготовления гравюр при Оружейной палате; действовала под руководством Адриана Шханебека (1661-1705).

Конклюзии – изображение баталий.

Персоны – портреты.

6. Гражданская типография – первое в России специализированное предприятие по выпуску светских книг. Основной продукцией этой типографии являлись гравюры.

7. «Всего земного круга таблицы» (1713) – первый учебный атлас;

Реформирование Печатного двора; введение «гражданского шрифта.

Фряжные печатники – печатники гравюр.

Московский Печатный двор – предприятие с чётким разделением труда. Выполняло функции не только типографии, но и издательства.

Ф. П. Поликарпов (1670-1731) – выдающийся деятель просвещения Петровских времён, автор книг и переводчик. Первый директор Московского печатного двора.

Год – открыта первая универсальная типография в Санкт-Петербурге. В 1714 году здесь открыта Гравировальная мастерская для изготовления иллюстраций к книгам и гравюр, оснащённая «фигурным станом», выполнявшим эти функции.

13. Газета «Ведомости» (1711) – первое издание Санкт-Петербургской типографии.

14. «Книга Марсова» (1713-1716) – наиболее значительное издание Санкт-Петербургской типографии с гравюрами по событиям Северной войны. Осталась незавершенной.

Источник: infopedia.su

Кузнец

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

Читайте также:
Если работа выхода для серебра равна 4 7 эв то красная граница фотоэффекта составит

Кузнец

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Тем не менее эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, способное привнести в быт современного человека нотку тепла и аутентичности.

Сразу отметим, что как и в прежние времена кузнечное дело является одним из самых сложных и специфичных, обладающих ярко выраженными особенностями. Поэтому стать кузнецом может далеко не каждый человек, даже если он мечтает об этой профессии. А чтобы Вы поняли всю специфику работы кузнеца, мы предлагаем Вам окунуться в мир огня и металла, которым живут настоящие мастера молота и наковальни.

Кто такой кузнец?

Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла и изготовлением металлических изделий. Основным материалом для работы кузнеца являются чугун, железо, бронза, сталь и свинец. Также кузнец может использовать в своей работе такие драгоценные металлы как серебро и золото. Местом работы кузнеца может быть как частная кузница, так и промышленное предприятие.

Название профессии произошло от древнерусского православного слова kovati (ковать, бить, рубить, резать), так как изначально кузнеца называли не иначе как ковач. И только позднее мастеров стали называть не по производимым им действиям, а по месту работы (кузня). Примечательно, что ковали существуют и сегодня. Так называют кузнецов, которые специализируются на изготовлении подков и подковке лошадей. Когда появились первые кузнецы точно не известно, однако можно предположить, что появление этой профессии стало возможно только в 9-7 века до н.э., когда человек научился использовать металл для собственных нужд.

Со времен своего становления профессия кузнеца претерпела существенные изменения: если раньше кузнецы работали только в кузнях, и только с использованием молота, щипцов и наковальни, то сегодня специалисты этого профиля получили возможность работать на больших промышленных предприятиях, где большинство процессов механизировано, автоматизировано и компьютеризировано. Вполне естественно, что одновременно с расширением сферы деятельности кузнеца эта профессия разделилась на несколько специализаций: кузнец ручной ковки, кузнец-оператор, кузнец-штамповщик, кузнец драгоценных металлов и т.д.

Во многом трудовые обязанности кузнеца зависят от выбранной специализации. Но имеются у всех представителей этой профессии и такие общие обязанности, как: протяжка и гибка металла, кузнечная сварка, выполнение работ в полном соответствии с чертежами и эскизами, очистка поверхности изделия и придание ему надлежащего внешнего вида.

Каким личностными качествами должен обладать кузнец?

Главной особенностью работы кузнеца является непосредственный контакт с огнем и раскаленным металлом, поэтому представители этой профессии обязательно должны быть внимательными и, что называется, «чувствовать материал». Кроме того, чтобы мастер смог качественно выполнять свою работу, ему необходимо обладать такими личностными качествами, как:

  • безупречное зрение;
  • развитая зрительная память;
  • идеальный глазомер;
  • стрессоустойчивость;
  • художественный вкус;
  • аккуратность;
  • склонность к занятиями прикладными видами искусств.
Читайте также:
Сколько серебра в батарейке sr

Помимо всего прочего, поскольку кузнец работает в условиях повышенной температуры, представитель этой профессии должен быть физически крепким и выносливым, а также способным переносить высокие температуры на протяжении длительного времени.

Преимущества профессии кузнеца

Главным преимуществом профессии кузнеца, конечно же, является возможность реализовать свои творческие задатки и доставить радость людям. При этом не стоит забывать, что ручная ковка, равно как и любой другой ручной труд, ценится очень высоко, поэтому к преимуществам этой профессии можно отнести и высокий уровень оплаты.

Поскольку в последние годы наблюдается повышенный интерес к эксклюзивным изделиям, способным отобразить индивидуальность и самобытность своего владельца, мастера художественной ковки пользуются большой востребованностью. Причем они могут как работать в составе какой-либо артели, так и открыть собственную мастерскую по производству кованных изделий из металла: оград, решеток, предметов интерьера, мебели и т.д. В любом случае, кузнец с тонким художественным вкусом и «золотыми» руками никогда не будет сидеть без работы.

Недостатки профессии кузнеца

Если же говорить о недостатках профессии кузнеца, то прежде всего необходимо отметить тяжелые условия труда и повышенный риск получения производственных травм. Кузня – это место где всегда жарко и шумно: температура в горне может колебаться в пределах 800-1200 градусов, а шумовой фон этого места наполнен если не стуком молота о наковальню, то визгом болгарки или другого не менее шумного инструмента. При этом даже при соблюдении всех правил безопасности кузнецам приходится постоянно лечиться от ожогов.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии являются чрезмерные физические нагрузки. Ведь кузнецу приходится постоянно перемещать с места на место как металлические заготовки, так и уже готовые изделия, вес которых может достигать и нескольких сотен килограмм. Именно поэтому профессию кузнеца принято считать исключительно мужской прерогативой. Хотя на современных кузнях можно встретить и женщин-кузнецов, однако для них кузнечное дело является скорее хобби, чем способом заработка, да и изготавливают они преимущественно небольшие элементы декора.

Где можно получить профессию кузнеца?

Получить профессию кузнеца можно либо в профессиональном колледже, на базе которого осуществляется ремесленная кузнечная подготовка специалистов, либо в художественном ВУЗе, где имеется специальность «художественная обработка металлов». Но нужно понимать, что все учебные заведения, даже самые лучшие, дают только базовую подготовку. А вот отточить свое мастерство и познать все нюансы этой профессии можно исключительно опытным путем. Поэтому после окончания обучения в колледже или ВУЗе большинство молодых специалистов устраиваются подмастерьями к уже опытным кузнецам, которые передают им все тонкости и секреты своего дела.

Отметим, что лучшими учебными заведениями России, осуществляющими подготовку специалистов кузнечного дела, сегодня считаются:

  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строгонова;
  • Уральская государственная архитектурно-художественная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный горный университет;
  • Павловское художественно-промышленное профессиональное училище № 23.

Источник: fulledu.ru

Рейтинг
Загрузка ...