Матрена — главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».В её смерти можно винить многих и многое. Писатель показывает её жизнь как череду бед и трагедий. Война и тяжелая послевоенная жизнь отнимает у Матрены все: жениха, мужа, детей, пенсию, трудодни в колхозе. Кроме старого дома -у нее ничего нет.
И вот близкие ей люди (Фаддей, Кира) начинают разбирать её горницу при жизни Матрены, тем самым лишают её дома, а значит, и жизни. Жадность людей и безразличие к судьбе женщины — главные виновники ее смерти. Можно, конечно, упрекнуть и зятя Матрены, который работал железнодорожником и не предупредил о том, что через переезд будут перевозить горницу. А Матрена в силу своего безотказного характера и в последние минуты своей жизни помогает людям: она оказывается между санями и трактором на переезде.Трагическая судьба женщины-праведницы.
Добавить свой ответ Ответить на вопрос
Последние вопросы
Источник: znanija.site
матрёнин двор: краткое содержание, анализ, персонажи, выводы для ОГЭ | творчество Солженицына
Кто виноват в судьбе Матрены
план-конспект урока по литературе (10 класс)
-проследить «вслед за автором» судьбу русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям.
-Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-Ответить на вопрос: каковы причины гибели Матрены? Кто виноват в ее смерти?
Оборудование: Портрет писателя, выставка его книг, мультимедия.
1 слово учителя.
А. И. Солженицын -кто он? Пророк, наставник или преступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Почему?
Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы.»
Он, как и героиня рассказа, прошел трудный жизненный путь.
Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел через все «круги тюремного ада».
После освобождения из лагеря- «вечное» поселение в Казахстан, в аул «Кок-Терек» («поселение» длилось три года), затем -переезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе « Матренин двор».
2 История написания рассказа « Матренин двор». (Индивидуальное задание)
Впервые рассказ « Матренин двор был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959г.) Первоначальное название- Не стоит село без праведника» — Солженицын по совету А Т Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на « Матренин двор». Год действия в рассказе-1956.
« Матренин двор» -произведение во многом автобиографично. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.
Первоначальное название- Не стоит село без праведника
3 Работа над ключевыми словами .
Что означает слово праведник ?
Краткое содержание — Матренин двор
Работа со словарями.
-По словарю Даля — это: Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий.
По словарю Ушакова — это: Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий
Праведник-это человек праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.
Беседа по вопросам
-По вашему мнению, каким должен быть праведный человек?
Ответ: правдивый, добрый, бескорыстный, честный, готовый к самопожертвованию, скромный, душевный, человечный, отзывчивый, святой (?)
Праведник-это человек с чистой совестью и душой.
-Что такое душа человека?
( бог дает каждому человеку бессмертную душу) Именно таким человеком со светлой, чистой душой является Матрена.
Первоначальное название рассказа — « Не стоит село без праведника »
Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека.
Село – это вся Россия.
-В чем смысл названия рассказа?
Задание: составить план рассказа или озаглавить каждую часть
1 человек выполняет задание у доски.
Далее -работа по группам.
1 группа: повествование о Матрене (в восприятии рассказчика Игнатича)
Описание дома, хозяйки, обитателей.
-Что привело писателя в деревню Тальково?
-Первая встреча с Матреной. Хозяйкой.
-На что обращаем внимание при описании избы? Внутри? Снаружи?
— Чем особенно дорожила Матрена в избе?
-Кто проживал с ней под одной крышей? К
Расскажите, что узнал Игнатич о героине ?
— Почему у не так много обид?
Матрена Васильевна Григорьева-жительница села Тальково. Пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе «Не за деньги -за галочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля .
Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей не помогали. Но самое страшное -она решила «добиться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливости с Матреной: она была больна. Но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки…Хлопоты были -добыть те справки… и справку заверить. и с какого она года…и потом все это носить в себе…и узнавать- дадут ли пенсию».
Авто рассказывает как Матрена упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие расстояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, причина банальная: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет.
Третий день опять идти. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»
Жизнь у Матрены трудная. Она потеряла на фронте мужа, схоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь, но нет -она не утратила способности сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру 10 лет она воспитывала…как родную, вместо своих невыстоявших».
— Какие хлопоты были ей в тягость, а какие радовали?
(25 лет проработала в колхозе, а не на заводе. Пенсии не полагалось)
-Что заставило такую добру, бескорыстную Матрену воровать?
Воровала и Матрена и другие жители села поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. Приходилось ходить по нескольку раз в день.
В хорошие дни Матрена приносила по шесть мешков торфу. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде…не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да при машине -учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено -и спрашивать о нем не полагалось Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза…и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся»
«Спина у меня никак не заживает. Зимой салазки на себе, ей-богу правда!!-рассказывала Матрена Да еще приходилось торф прятать, потому что иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх -постоянный спутник той безрадостной жизни
Писатель обращает внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.
Власть враждебна человеку.
Задание (2 группе)
В чем видит смысл жизни Матрена Васильевна?
9В работе. Ведь она -труженица)
Ни одна пахота не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось …» Вот такая она -редкой доброты человек.
Постоялец заметил, что Матрена и стряпала, и «держала в голове» еще множество дел. « Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы.
Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена- безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодит (в том числе и постояльцу)
-Автор глубоко и выразительно «прорисовывает» образ героини .
В каких еще эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?
-Сочувствие к людям, порядочность, благородство души, Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу». («Так привыкли Матрена ко мне, я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими распросами . До того отсутствовало в не бабье любопытство или до того она была деликатна…»0 На добрые искренние слова Матрена «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка е кругловатого лица…»)
-О чем поведала героиня рассказа? Что рассказала о себе? (Анализ 2и 3-й частей рассказа, в которых характер героини дан в сопоставлении с другими персонажами)
Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?
Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?
(Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, она сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то осталась. Много лет горело в ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.
Какие черты характера можно назвать главными?
Искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность.
Каким человеком предстает старик ?
История с горницей (рассказать подробно) Почему Матрена разрешила ломать дом?
(Чтобы удержать участок -нужно иметь строение)
Как Матрена воспринимает происходящее? (Не спала ночь. Это был конец всей ее жизни).
Что было странного в то время, когда готовились вывезти горницу?
Началась внезапно метель, потеплело внезапно; туманы, ручьи.
-Какие события, ситуации помогают понять характеры героев?
-В чем смысл названия рассказа?
Дом — образ микромира.
Разрушение дома —конец жизни героини.
Прокомментируйте конец (финал) 2-й части рассказа.
Каковы причины гибели Матрены Васильевны?
Кто виноват в смерти Матрены?
( зачитать отрывок со слов»… Матрена ходила как потерянная…» до слов «Старику Фадею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…»)
Матрена хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суетилась и помогала накатывать бревна на сани» В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил:» У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,
Что погубило Матрену? Жадность Фадея, который старался увезти горницу побыстрее…Тракторист хотел получить плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место) Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном переезде, а в это время на них «налетели два паровоза (паровозная сплотка шла без фонарей»), «налетели -и в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями…»
Автор рисует потрясение людей о происшедшей трагедии.
Погибла Матрена, погибли один из сыновей Фаддея и тракторист.
-Людей, в том числе и Матрену, убила чужая корысть, жадность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату…
Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. Но ведь в жизни ничего случайного не бывает.
— Можно ли героиню рассказа представить в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни ?
Обидела судьба, люди, власть…
Конец рассказа необычен. Матрену жалко, что погибла…
Несмотря ни на что она добрая и бескорыстная, сохранила способность любить …Значит, она счастливая.
Ее не понимали ни сестры, ни жители села -не похожая на других, она- особенная…Таким в жизни трудно.
Но все-таки -некоторые любили ее. Горевала воспитанница Кира, сын Фаддея любил свою тетю. А постоялец понимал е душу.
Но лучше всего сказал о ней автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни земля наша».
В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначает «Некую меру праведности, святости, непрерывно возросшую в одних людях, и недоступную другим».
Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к «дележу земных благ».
Солженицын: «Каждый из нас встречал таких, их не десятеро, и не сто на Россию, ято праведники, мы их видели, удивлялись «чудики»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, -и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину …»
« Матренин двор- символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл.
Гибель героини -предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.
Итоги урока: О чем заставляет нас задуматься рассказ?
Как надо жить, о смысле жизни.
Как вы думаете, Матрена действительно праведница?
-Есть ли она тот самый праведник?
Домашнее задание: сочинение-рассуждение: «О чем бы я просил (а) героиню?»
Источник: nsportal.ru
Кто виноват в судьбе Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Да никто не виноват. Судьба виновата, история нашей страны XX века виновата. Тяжёлая жизнь была тогда у большинства русских женщин.
Ну вот, давайте посмотрим на примере Матрёны.
Влюбилась, собралась замуж, и вдруг раз — Первая мировая, жениха забирают на фронт, где он пропадает без вести. Ждала, ждала его, но в деревнях девкам надо рано замуж выходить, решила выйти за брата своего жениха, за нелюбимого. Только вышла — возвращается из австрийского плена тот. Представьте, каково было бедной женщине. Но кто тут виноват?
Никто. Так сложилось.
Умерли все её дети. Кто виноват? Никто. Судьба такая. Тогда умирало много детей.
Антибиотики изобрели только в конце 20-х годов, а применять стали лишь перед самой войной, поэтому дети умирали от воспаления лёгких и многих других заболеваний, которые сейчас с успехом лечатся.
Далее Вторая мировая, забирают уже её мужа. И он тоже пропадает без вести. Тогда у миллионов наших женщин погибли или пропали без вести мужья. Кто виноват? Те, кто развязали войну виноваты.
Гитлер виноват. Некоторые командиры нашей армии виноваты, которые зачастую не жалели жизней солдат.
Матрёна работала не за деньги, а за «палочки» — трудодни. Но тогда в колхозах все так работали. Тут, конечно, можно обвинить государство за то, что держало крестьян в состоянии фактически рабов — у них не было паспортов, они не получали за свою работу денег. А иногда, например, как в рассказе, живя на торфяных болотах, не получали на протопку торфа и вынуждены были воровать его.
Матрёна работала тяжело физически: таскала тяжеленные мешки, пахала на себе в прямом смысле этого слова — женщины впрягались по несколько человек и тащили по полю соху, чтобы вспахать землю. Но тогда все деревенские женщины тяжело работали — мужчин было мало, большинство из них погибли на войне.
Но Матрёну такая тяжёлая, несправедливая к ней судьба не озлобила. Она до конца дней своих осталась добрым, светлым, бескорыстным человеком, готовым помочь всем вокруг.
Даже в нелепой и трагической гибели Матрёны по большому счёту нельзя обвинить жадного Фаддея и не соблюдающего технику безопасности зятя-железнодорожника. Ведь Матрёну не звали везти брёвна с мужиками. Она пошла сама. По своей всегдашней привычке помогать. И потому ещё, наверное, что до сих пор испытывала по отношению к Фаддею чувство вины за то, что не дождалась.
Нашла фотографию настоящей Матрёны (ведь всё, что написано в рассказе, происходило на самом деле). Александр Солженицын сфотографировал её возле её дома. Посмотрите, какое у неё доброе, хорошее лицо. Благодаря в том числе и таким вот простым женщинам выстояла наша страна во всех тяжелейших испытаниях XX века.
Источник: www.bolshoyvopros.ru