Кто ввел серебряный динарий со своим портретом в древнем Риме

Почти две тысячи лет назад состоялся диалог между Христом и фарисеями, пытавшимися спровоцировать Иисуса на речи против власти римского императора. Фарисеи требовали от Христа высказаться принародно: уместно ли платить налоги императору-язычнику. Видя моральную нечистоплотность фарисеев, Христос так ответил на провокацию: «Покажите Мне монету, которою платится подать» . Они принесли Ему денарий. И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы» . Тогда говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» . Так, используя денарий императора Тиберия, Христос пристыдил провокаторов за их лицемерие.

Что стоил денарий в годы жизни Христа? Ответ на этот вопрос мы можем также найти в Евангелии. По денарию за один рабочий день расплачивался хозяин виноградника с работниками в притче Христа о виноградарях.

Денарий императора Тиберия (14-37 гг.).Отчеканенный в городе Лугдунум (ныне Лион, Франция)

Однако, история денария (на латыни – denariusдесятерик) началась задолго до событий, случившихся в I веке в римской провинции Иудея и перевернувших ход мировой истории. Денарий — серебряная монета номиналом в 10 медных ассов (as). Впервые появившийся в Римской Республике в 213-211 годах до н.э. во время Второй Пунической войны с Карфагеном, он будет чеканиться на протяжении четырех столетий истории античного Рима. Римские денарии — это не только монеты из драгоценного металла, не только платежное средство своего времени, но и замечательные памятники античного искусства и великолепные исторические источники.

Цены на рабов в древнем Риме

Римский денарий. После 211 года до н.э. Серебро

Первые денарии, выпущенные в Риме после 211 года до н.э. весили 4,55 г серебра, что соответствовало 172 римского фунта (меры веса массой 327,6 г). Милитаристская и агрессивная завоевательная политика римлян того неспокойного времени отразилась на изображениях, чеканившихся на этих монетах. На лицевой стороне первых денариев – голова богини Ромы (Roma), покровительницы Рима в крылатом шлеме и номинал, обозначенный цифрой «Х» (десять ассов).

Асс. 110 денария с изображением двуликого бога Януса и носа галеры. Медь. 36 г. После 211 года до н.э.

На обратной стороне – скачущие вправо, вооруженные копьями Диоскуры (герои античной мифологии, братья-близнецы Кастор и Поллукс, дети Юпитера). Под ногами коней, в прямоугольной коробке – надпись «ROMA» (РИМ).

Появление денария было связано не только с войной против непокорного Ганнибала, но и с развитием и упорядочиванием республиканской денежной системы, переходом от примитивных денег-слитков к полноценному монетному ряду, состоящему из медных, серебряных и золотых монет различных номиналов.

С течением времени вес римского денария понижался, пока при императоре Нероне (57-68 гг.) не достиг 3,4 г (196 римского фунта).

Тогда же при чеканке денария к серебру стали впервые примешивать 5-10% меди. Масштабные завоевания республиканского и имперского периодов истории Рима требовали огромных денежных вливаний в армию. И, как результат, понижался общий вес денария, а также уменьшалось количество чистого драгоценного металла в монете. При императоре Траяне (98-117 гг.) масса серебра в денарии сократилась до 85%, а на рубеже I-II веков при императоре Септимии Севере серебра в самой популярной римской монете стало только лишь 50%.

Мифы о Древнем Риме в которые мы верим / [История по Чёрному]

Римские денарии могут рассказать не только о нюансах денежного обращения в цивилизации античного Рима, но и поведать о религиозных предпочтениях римлян. На денариях мы можем увидеть портреты исторических деятелей Республики и Империи, сцены из военной истории, символические и аллегорические изображения, которые позволяют лучше понять римскую цивилизацию.

Денарий. 137 год. Тиберий Ветурий. Серебро

Читайте также:
Электропроводность увеличивается от ртути к серебру

Что мы видим, например, на замечательном денарии 137 года до нашей эры? На аверсе – голова бога войны Марса в хохлатом коринфском шлеме, слева от которой имеется надпись «TI VET» — сокращенное имя чиновника-монетария Тиберия Ветурия, отвечавшего за производство монеты, а также обозначение номинала — «Х». На реверсе изображена весьма любопытная сцена — коленопреклоненный юноша с поросенком на руках в окружении двух воинов, один из которых направляет меч в сторону свиньи. Эта непонятная, на первый взгляд, сцена – ни что иное, как принесение присяги Риму жителями итальянских государств, что намекает на одного из предков Ветурия, активного участника завоевательных походов Рима.

Республиканский денарий. 115 г. до н.э. На реверсе – богиня Рома, сидящая на трофеях

Триумфальная завоевательная политика Рима находила свое отражение на рисунках монет. На рисунке 7 представлен денарий 115 г. до н.э. На аверсе монеты – голова Ромы в коринфском шлеме, а вот на реверсе изображен символический триумф римского оружия – богиня Рома сидит на куче трофейного оружия – щитов и шлемов в окружении парящих орлов.

На денариях республиканского периода находилось место как для сюжетных изображений из римской истории, так для бытовых сценок из реальной жизни.

Сцена тренировки римских солдат на денарии 113 г. до н.э.

На реверсе денария 108 года до н.э. – легендарная история братьев — Амфинома и Анапия, спасших своих родителей во время извержения вулкана Этна, унесших их на плечах в безопасное место

Сцена голосования граждан на денарии 106 года

На республиканских денариях изображались боги, реальные и легендарные правители и военачальники прошлого, герои античной мифологии. А вот первым живым лицом на денарии стал профиль Юлия Цезаря в 44 году до н.э.

Профиль пожизненного диктатора Юлия Цезаря на денарии. 44 год до н.э.

Со сменой формы правления Римского государства с республиканской на монархическую изображение правящего императора на большинстве монет становится обязательным. И, если ранние монеты Августа просты и даже аскетичны – на голове императора нет даже лаврового венка (см. его денарий ниже), а монетный кружок не перегружен изображениями и легендой, то позднее сам Цезарь Август, войдя во вкус почти неограниченной власти, а тем более императоры последующих веков, скромностью по отношению к собственным портретам на монетах не страдали.

Денарий Августа. 17 год до н.э. Аверс – профиль императора, реверс – рог изобилия на козероге, держащим глобус

Дошло до того, что в 60-х годах император Нерон велел изобразить себя в зубчатой короне бога Гелиоса (см. рис. 13).

На аверсе – Нерон в солнечной короне бога Гелиоса. Сестерций. Медь. 65 год

Поначалу, этот портрет с божественным атрибутом чеканился лишь на медной монете периода правления Нерона – дупондиях и сестерциях. Однако, многим последующим владыкам Римской империи понравилась идея безумного Нерона, и они уже без всякого стеснения чеканили свои профили, увенчанные божественной короной, на двойных денариях-антонианах и золотых ауреусах. Со времени императора Каракаллы (211-217 гг.) лучистая корона стала не только знаком божественности императорской власти, но и отличием антониана от денария.

Двойной денарий-антониан (слева) и денарий императора Каракаллы. 214-215 год

Качество металла в денариях падало вместе с экономической и политической деградацией самой империи. Денарий и двойной денарий-антониан к середине III века превратились из серебряных в низкопробные биллонные монеты. Соответственно, упали ликвидность и покупательная способность этой римской условно серебряной монеты. Тогда же, в середине III века, денарий и вовсе исчез из обращения.

Один из последних римских денариев. Денарий Гордиана III. 238 год

Читайте также:
Сколько серебра в диоде в 200

Относительно недавно нумизматы России, Украины и Молдавии познакомились с загадочной монетой, получившей условное название «лимесный денарий». Эти монеты известны лишь по случайным находкам или грабительским раскопкам «черных археологов».

«Лимесный денарий». Септимий Север (193-211 гг.)

«Лимесные денарии» изготовлены методом чеканки или литья из темного металла, не похожего ни на медь, ни на серебро. Их находят исключительно за пределами Paх Romana, за так называемым «лимесом» — границей римской цивилизации.

Этих монет немало найдено, в частности, на территории Белгородской области на поселениях Черняховской археологической культуры II –IV вв., население которой отождествляют с германскими племенами остготов. Ряд нумизматов считают, что «лимесные денарии» чеканились римскими властями для туземных племен за пределами Римской империи. Другие утверждают, что чеканка (или отливка) этих суррогатных монет была самостоятельно налажена народами, жившими по соседству и регулярно контактирующих с империей. Научных исследований «лимесных денариев» до сих пор нет.

Серебряный римский денарий был одной из самых популярных монет античности. Окончив многовековое существование как законное платежное средство Древнего Рима, денарий передал свое название монетам последующих эпох – французскому денье, арабскому и сербскому динару, испанскому и перуанскому динеро, германскому средневековому денарию.

Источник: dzen.ru

Римский денарий

Почти две тысячи лет назад состоялся диалог между Христом и фарисеями, пытавшимися спровоцировать Иисуса на речи против власти римского императора. Фарисеи требовали от Христа высказаться принародно: уместно ли платить налоги императору-язычнику. Видя моральную нечистоплотность фарисеев, Христос так ответил на провокацию: «Покажите Мне монету, которою платится подать».

Они принесли Ему денарий. И говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Говорят Ему: «Кесаревы». Тогда говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Так, используя денарий императора Тиберия, Христос пристыдил провокаторов за их лицемерие.

Что стоил денарий в годы жизни Христа? Ответ на этот вопрос мы можем также найти в Евангелии. По денарию за один рабочий день расплачивался хозяин виноградника с работниками в притче Христа о виноградарях.

Денарий императора Тиберия (14-37 гг.).Отчеканенный в городе Лугдунум (ныне Лион, Франция)

Денарий императора Тиберия (14-37 гг.).Отчеканенный в городе Лугдунум (ныне Лион, Франция)

Однако, история денария (на латыни – denariusдесятерик) началась задолго до событий, случившихся в I веке в римской провинции Иудея и перевернувших ход мировой истории. Денарий — серебряная монета номиналом в 10 медных ассов (as). Впервые появившийся в Римской Республике в 213-211 годах до н.э. во время Второй Пунической войны с Карфагеном, он будет чеканиться на протяжении четырех столетий истории античного Рима. Римские денарии — это не только монеты из драгоценного металла, не только платежное средство своего времени, но и замечательные памятники античного искусства и великолепные исторические источники.

Римский денарий. После 211 года до н.э. Серебро

Римский денарий. После 211 года до н.э. Серебро

Первые денарии, выпущенные в Риме после 211 года до н.э. весили 4,55 г серебра, что соответствовало 172 римского фунта (меры веса массой 327,6 г). Милитаристская и агрессивная завоевательная политика римлян того неспокойного времени отразилась на изображениях, чеканившихся на этих монетах. На лицевой стороне первых денариев – голова богини Ромы (Roma), покровительницы Рима в крылатом шлеме и номинал, обозначенный цифрой «Х» (десять ассов).

Асс. 110 денария с изображением двуликого бога Януса и носа галеры. Медь. 36 г. После 211 года до н.э.

На обратной стороне – скачущие вправо, вооруженные копьями Диоскуры (герои античной мифологии, братья-близнецы Кастор и Поллукс, дети Юпитера). Под ногами коней, в прямоугольной коробке – надпись «ROMA» (РИМ).

Появление денария было связано не только с войной против непокорного Ганнибала, но и с развитием и упорядочиванием республиканской денежной системы, переходом от примитивных денег-слитков к полноценному монетному ряду, состоящему из медных, серебряных и золотых монет различных номиналов.

Читайте также:
Что такое дутое серебро

С течением времени вес римского денария понижался, пока при императоре Нероне (57-68 гг.) не достиг 3,4 г (196 римского фунта).

Тогда же при чеканке денария к серебру стали впервые примешивать 5-10% меди. Масштабные завоевания республиканского и имперского периодов истории Рима требовали огромных денежных вливаний в армию. И, как результат, понижался общий вес денария, а также уменьшалось количество чистого драгоценного металла в монете. При императоре Траяне (98-117 гг.) масса серебра в денарии сократилась до 85%, а на рубеже I-II веков при императоре Септимии Севере серебра в самой популярной римской монете стало только лишь 50%.

Римские денарии могут рассказать не только о нюансах денежного обращения в цивилизации античного Рима, но и поведать о религиозных предпочтениях римлян. На денариях мы можем увидеть портреты исторических деятелей Республики и Империи, сцены из военной истории, символические и аллегорические изображения, которые позволяют лучше понять римскую цивилизацию.

Денарий. 137 год. Тиберий Ветурий. Серебро

Что мы видим, например, на замечательном денарии 137 года до нашей эры? На аверсе – голова бога войны Марса в хохлатом коринфском шлеме, слева от которой имеется надпись «TI VET» — сокращенное имя чиновника-монетария Тиберия Ветурия, отвечавшего за производство монеты, а также обозначение номинала — «Х». На реверсе изображена весьма любопытная сцена — коленопреклоненный юноша с поросенком на руках в окружении двух воинов, один из которых направляет меч в сторону свиньи. Эта непонятная, на первый взгляд, сцена – ни что иное, как принесение присяги Риму жителями итальянских государств, что намекает на одного из предков Ветурия, активного участника завоевательных походов Рима.

Республиканский денарий. 115 г. до н.э. На реверсе – богиня Рома, сидящая на трофеях

Республиканский денарий. 115 г. до н.э. На реверсе – богиня Рома, сидящая на трофеях

Триумфальная завоевательная политика Рима находила свое отражение на рисунках монет. На рисунке 7 представлен денарий 115 г. до н.э. На аверсе монеты – голова Ромы в коринфском шлеме, а вот на реверсе изображен символический триумф римского оружия – богиня Рома сидит на куче трофейного оружия – щитов и шлемов в окружении парящих орлов.

На денариях республиканского периода находилось место как для сюжетных изображений из римской истории, так для бытовых сценок из реальной жизни.

Сцена тренировки римских солдат на денарии 113 г. до н.э.

На реверсе денария 108 года до н.э. – легендарная история братьев - Амфинома и Анапия, спасших своих родителей во время извержения вулкана Этна, унесших их на плечах в безопасное место

На реверсе денария 108 года до н.э. – легендарная история братьев — Амфинома и Анапия, спасших своих родителей во время извержения вулкана Этна, унесших их на плечах в безопасное место

Сцена голосования граждан на денарии 106 года

На республиканских денариях изображались боги, реальные и легендарные правители и военачальники прошлого, герои античной мифологии. А вот первым живым лицом на денарии стал профиль Юлия Цезаря в 44 году до н.э.

Профиль пожизненного диктатора Юлия Цезаря на денарии. 44 год до н.э.

Со сменой формы правления Римского государства с республиканской на монархическую изображение правящего императора на большинстве монет становится обязательным. И, если ранние монеты Августа просты и даже аскетичны – на голове императора нет даже лаврового венка (см. его денарий ниже), а монетный кружок не перегружен изображениями и легендой, то позднее сам Цезарь Август, войдя во вкус почти неограниченной власти, а тем более императоры последующих веков, скромностью по отношению к собственным портретам на монетах не страдали.

Денарий Августа. 17 год до н.э. Аверс – профиль императора, реверс – рог изобилия на козероге, держащим глобус

Денарий Августа. 17 год до н.э. Аверс – профиль императора, реверс – рог изобилия на козероге, держащим глобус

Читайте также:
Кто был продюсером серебро

Дошло до того, что в 60-х годах император Нерон велел изобразить себя в зубчатой короне бога Гелиоса (см. рис. 13).

На аверсе – Нерон в солнечной короне бога Гелиоса. Сестерций. Медь. 65 год

Поначалу, этот портрет с божественным атрибутом чеканился лишь на медной монете периода правления Нерона – дупондиях и сестерциях. Однако, многим последующим владыкам Римской империи понравилась идея безумного Нерона, и они уже без всякого стеснения чеканили свои профили, увенчанные божественной короной, на двойных денариях-антонианах и золотых ауреусах. Со времени императора Каракаллы (211-217 гг.) лучистая корона стала не только знаком божественности императорской власти, но и отличием антониана от денария.

Двойной денарий-антониан (слева) и денарий императора Каракаллы. 214-215 год

Двойной денарий-антониан (слева) и денарий императора Каракаллы. 214-215 год

Качество металла в денариях падало вместе с экономической и политической деградацией самой империи. Денарий и двойной денарий-антониан к середине III века превратились из серебряных в низкопробные биллонные монеты. Соответственно, упали ликвидность и покупательная способность этой римской условно серебряной монеты. Тогда же, в середине III века, денарий и вовсе исчез из обращения.

Один из последних римских денариев. Денарий Гордиана III. 238 год

Один из последних римских денариев. Денарий Гордиана III. 238 год

Относительно недавно нумизматы России, Украины и Молдавии познакомились с загадочной монетой, получившей условное название «лимесный денарий». Эти монеты известны лишь по случайным находкам или грабительским раскопкам «черных археологов».

«Лимесный денарий». Септимий Север (193-211 гг.)

«Лимесные денарии» изготовлены методом чеканки или литья из темного металла, не похожего ни на медь, ни на серебро. Их находят исключительно за пределами Paх Romana, за так называемым «лимесом» — границей римской цивилизации.

Этих монет немало найдено, в частности, на территории Белгородской области на поселениях Черняховской археологической культуры II –IV вв., население которой отождествляют с германскими племенами остготов. Ряд нумизматов считают, что «лимесные денарии» чеканились римскими властями для туземных племен за пределами Римской империи. Другие утверждают, что чеканка (или отливка) этих суррогатных монет была самостоятельно налажена народами, жившими по соседству и регулярно контактирующих с империей. Научных исследований «лимесных денариев» до сих пор нет.

Серебряный римский денарий был одной из самых популярных монет античности. Окончив многовековое существование как законное платежное средство Древнего Рима, денарий передал свое название монетам последующих эпох – французскому денье, арабскому и сербскому динару, испанскому и перуанскому динеро, германскому средневековому денарию.

Источник: www.monetnik.ru

Динарий с изображением кесаря

*

*

Поделиться

*****

Динарий Кесаря

В библейских повествованиях об Иисусе Христе не раз упоминаются денежные знаки того времени, когда Спаситель жил среди людей. Эти прозаические детали евангельского повествования очень ярко показывают, что священная история самым тесным образом вплетена в летопись земную. Из всех фрагментов, где фигурируют названия денег, особо примечателен один – в нем не только есть название монеты, но и содержится ее описание. Речь идет об эпизоде, где фарисеи предлагают Христу ответить на вопрос – должны ли иудеи платить налоги римскому императору? Он же, попросив принести динарий и уточнив – чье на нем изображение, произнес фразу, которая стала крылатой: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богу – Божие».

Эту евангельскую цитату зачастую можно услышать в значении «каждому свое», однако, смысл ее гораздо глубже. Постигнуть все тонкости этого выражения стало возможно благодаря развитию библейской нумизматики – исторической дисциплины, занимающейся изучением древних монет, связанных со Священной историей. В последние полтораста лет в этой науке было совершено множество открытий благодаря активным археологическим изысканиям на территории Израиля. По свидетельству начальника департамента нумизматики Израильского управления древностей, Дональда Ариэля, в обширной коллекции древних монет, обретенных археологами за это время, есть и те самые евангельские динарии с изображением кесаря.

Читайте также:
Карась серебряный вес длина

Динарий, в переводе с латинского – состоящий из десяти. Так называлась римская серебряная монета, впервые отчеканенная в 268 году до новой эры и просуществовавшая четыре с половиной столетия. На протяжении истории внешний вид этих денежных знаков неоднократно менялся – каждый правитель повелевал отпечатывать на монетах свое изображение. Такая традиция была связана в том числе и с тем, что в языческом Риме на деньгах было принято помещать религиозные символы, каким являлся и портрет императора, поскольку его объявляли божеством уже при жизни.

Динарием кесаря среди историков-нумизматов принято считать монету, выпущенную во время царствования императора Тиберия – именно он занимал римский трон в период земной жизни Христа. На лицевой стороне этого дензнака отчеканен профиль императора и надпись «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа». На реверсе изображена сидящая женская фигура. Принято считать, что это овдовевшая мать Тиберия, Ливия Друзилла, которая также носила императорский титул.

Время, описанное в Евангелии, было непростым для Иудеи – к этому моменту страна утратила статус царства и стала Римской провинцией. Евреи были обременены обязанностью платить подати римскому императору. В стране был введен подушный налог, который многие иудеи воспринимали как принуждение к религиозному почитанию языческого правителя.

Особенно недовольны были таким положением фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме, настаивающие на тщательном исполнении всех обрядов и традиций. И когда фарисеи адресовали Христу свой вопрос о том, допустимо ли для верующего платить налог кесарю, они расставляли для него ловушку, которой, казалось, невозможно избежать.

Если бы Иисус ответил утвердительно, это можно было истолковать не только как непатриотическую позицию, но и как призыв к идолопоклонству. Отрицательный же ответ выглядел бы как подстрекательство к неповиновению властям. И то, и другое фарисеи могли с легкостью обратить против Христа. Однако, они не представляли, насколько мудрой окажется отповедь Спасителя. Ее глубина проявилась уже в самой просьбе показать римскую монету.

Фарисеи, настаивающие на скрупулезном соблюдении всех религиозных обычаев, по своей же логике, должны были не только уклоняться от уплаты налогов римскому кесарю, как языческому идолу, но и избегать использования монет с его образом. Однако, они моментально смогли выполнить просьбу Христа – найти и показать ему серебряный динарий.

Среди всех разновидностей валют, представленных в Иудее в первом веке, римский динарий был одним из самых востребованных и распространенных. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что из всех денег именно динарий наиболее часто упоминается во всех четырех Евангелиях. Именно в динариях измеряется долг в притче о должниках, в динариях называет Иуда стоимость мира, сожалея, что некая женщина возлила его на голову Иисуса, динариями оплачивает добрый самарянин гостиницу для странника, избитого разбойниками.

Популярность этих серебряных монет подтверждается и результатами археологических исследований, систематизированных нумизматическим департаментом Израильского управления древностей.

Христос вывел вопрос о власти римского императора из области сакрального. Он ясно дал понять, что серебряный динарий – монета, в символах которой отражен языческий характер государства, принадлежит миру, ее породившему – земному миру кесаря. И финансовые отношения в этом пространстве не имеют отношения к Богу. Создатель ждет от человека совсем иного приношения. Какого?

На этот вопрос также дает Христос: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Источник: radiovera.ru

Рейтинг
Загрузка ...