Красавица Медной горы: кто вдохновил Бажова на образ сказочной Хозяйки
Медная гора из сказов Бажова – не вымысел, а реально существовавшее предприятие. Кем же тогда была его Хозяйка?
Читать ren.tv в
Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, фольклорист и журналист, который прославился как автор сборника «Малахитовая шкатулка». Серия сказов основана на фольклоре уральских горняков. Один из ключевых персонажей сказов – Хозяйка Медной горы, мифическая владелица и хранительница земных богатств, покровительница рудокопов. Медная гора – не миф, она реально существует.
Где она находится? И какие легенды легли в основу образа ее могущественной Хозяйки? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
На месте Медной горы – пруд
Полевской – город на западе Свердловской области. Он расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится именно здесь, на восточных склонах Среднего Урала.
✅ Сказки на ночь. Медной горы хозяйка. Аудиосказки для детей с картинками
«Несмотря на название, никакой горы нет и никогда не было. Медная гора – это Гумешевский медный рудник, вся медь находится глубоко-глубоко под землей», — рассказала заведующая Историческим музеем города Полевской Наталья Гуркина.
На Гумешевском руднике или, как его прозвали в народе, Гумешках, добывали не только медь, но и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь в 1775 году нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II.
«Первый русский малахит был найден на Урале. По сути, малахит – это известняк, пропитанный солями меди. Он обычно встречается на сульфидных месторождениях, какими являются Гумешки», — добавляет историк Александр Сидоров.
Хозяйка озлилась на горняков
В конце XIX века запасы малахита иссякли, а вскоре шахты затопило. Местные жители сразу заговорили о том, что чем-то прогневали Хозяйку Медной горы.
«Объясняли так, что малахит попал в церковь, а Хозяйка и церковь – малосовместимые вещи. Хозяйка разгневалась и спустила весь малахит ниже и рудник затопила», — добавляет историк Александр Сидоров.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы – это хранительница подземных богатств Урала и покровительница рудокопов. Бажов описывает ее как прекрасную молодую женщину с длинной косой в платье из переливающегося малахита.
«Хозяйка Медной горы – это, по сути, оборотень. Она может представать либо в виде человека, либо в виде ящерки, либо в виде ящерки с человеческой головой», — поясняет Александр Сидоров.
Легенды уральских промышленников
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», где фигурирует Хозяйка Медной горы, вышел в свет в 1936 году. Но, судя по исследованиям фольклористов, легенды о хранительнице земных богатств появились на Урале за несколько столетий до публикации сказов Бажова.
«Когда на Урале начали строить Екатеринбург, появилась заводская, промышленная культура. Когда человек начинает работать на заводе, он не может быть совсем неграмотным, он должен знать основы физики, уметь считать», — добавляет Александр Сидоров.
Жители Урала, которых некоторые филологи называли представителями «горнозаводской цивилизации», отличались от остального населения царской России. Образованные и свободолюбивые, они придумывали собственные мифы и легенды, которые в корне отличались от крестьянских сказок.
«В горе, в шахте, когда тебя окружают камни, которые могут тебя по щелчку размозжить, совершенно другие ощущения. Там сказки по типу «Курочки Рябы» просто-напросто не возникают», — полагает Александр Сидоров.
Сказы дедушки Слышко
Представителем «горнозаводской цивилизации» был и сам Павел Бажов. Он родился в семье рабочего Сысертского завода. Спустя 10 лет Бажовы перебрались в поселок Полевской, где Паша познакомился с местным сказителем по прозвищу дедушка Слышко, которого на самом деле звали Василий Хмеленин. Именно от него Бажов впервые и услышал про Хозяйку Медной горы. Спустя годы он написал сказ о хранительнице подземных богатств Урала.
«Рукопись сказа «Медной горы Хозяйка» написана на тетрадных листах. Почерк учительский, аккуратный, разборчивый, как будто специально для исследователей. А черновики, наоборот, скорописью написаны, которую вряд ли разбирал сам Бажов», — рассказал ученый секретарь Объединенного музея писателей Урала Георгий Григорьев.
Дух-хранитель
Бажов считал, что в образе Хозяйки Медной горы воплотилась тоска молодых рудокопов по женщинам. Представительницам слабого пола спускаться в шахту было категорически запрещено, это считалось плохой приметой.
По мнению многих исследователей, в основу образа Хозяйки Медной горы легли также старинные предания о духах-хранителях местности. Легенды о таких мифических персонажах существовали не только на Урале, но и почти в каждом шахтерском регионе.
«Хозяйка Медной горы хранит не только материальные богатства, но и секреты мастерства. Многие персонажи сказов, тот же Данила мастер, именно к Хозяйке Медной горы обращаются за тем, чтобы она показала им красоту камня», — поясняет историк Александр Сидоров.
Несмотря на уважение, уральские рудокопы считали Хозяйку Медной горы опасной и старались всячески избегать встречи с ней. К тем, кто хотел завладеть подземными богатствами только ради наживы, она была сурова. А вот мастерам, которые стремились превратить самоцветы в произведение искусства, покровительствовала. При этом Хозяйка была истинной женщиной и не терпела соперниц, поэтому шанс снискать ее благосклонность был только у холостяков.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Источник: ren.tv
Хозяйка Медной горы – владычица уральских сокровищ
Хозяйку Медной горы многие знают и сказов Павла Бажова, знаменитого русского писателя, что старался максимально собрать и сохранить фольклор Урала. В образе этого персонажа многое кажется необычным. О властительнице гор рассказано не слишком много, однако ёмко.
Бажов описывает её так, словно Хозяйка медной горы и вовсе является его женским идеалом. В то же время её нельзя назвать хорошей или плохой. В ней сочетаются разные качества, как и в любом из нас, а порой кажется, что и вовсе описывается реальный персонаж. Кто же она – Хозяйка Медной горы?
Хозяйка Медной горы – подземная царица
На Урале Хозяйку Медной горы называли по-разному, порой упоминая её как Золотую бабу, Каменную девку или Малахитницу. Она является истинной царицей гор, где скрыты несметные сокровища.
Властная и грозная, она может поступить жестоко по отношению к человеку, а может и милостиво одарить его благами. Несмотря на суровый нрав, она справедлива и честна.
Однако в своих пересказах местных преданий Бажов достаточно сдержанно отзывается о милости Хозяйки Медной горы. Писатель отмечает, что злому человеку встреча с ней сулит гибель, однако и доброму лучше избегать властительницы гор. Однако демонизировать её образ не стоит.
Родной стихией Хозяйки Медной горы является земля, где она обитает. Часто она превращается в зелёную ящерицу, что позволяет ей наблюдать за людьми, слушать их беседы. Если потребуется, может она и послание передать человеку, и лично обратиться к нему. в такие моменты путник, словно окаменевший, замирает, видя. как на его глазах простая ящерка превращается в красавицу, правительницу Медной горы.
Я не раз замечала, что у многих персонажей легенд и сказок есть прототипы из древних верований. Как предполагают исследователи, у Хозяйки Медной горы это может быть женский дух из мифологии манси, Калтась-Эква.
Именно она воплощала силы земли и являлась верховным божеством в женской ипостаси. Кроме того, место распространения преданий о Хозяйке Медной горы и мансийских верований практически совпадает. Не исключено, что образ Малахитницы стал ответвлением культа Калтась-Эквы.
Облик Малахитницы
Как же выглядит Каменная девка? Она может представать перед людьми в самых разных обличьях. Считается, что её истинный облик поражает красотой и величием. Из ящерицы на глазах человека она превращается в статную красавицу с длинной косой. Тёмные волосы перевиты лентами медного цвета.
Её наряд – малахитовое платье, что издали кажется шёлком, а сверкает ярче алмазов. Может Хозяйка Медной горы принять и другой образ – полуженщины-полуящерицы. В такой интерпретации она близка к нечисти из сказок, однако не теряет своей красоты.
В некоторых легендах Малахитница появляется перед человеком в образе ящерицы с женским лицом, чем, конечно, пугает своих собеседников. В таком облике ей нравится подшучивать над людьми, поэтому говорить может неразборчиво, чередуя слова со смешками.
Как и любой могущественный властитель, стоящий над привычным миром, Хозяйка Медной горы ценит искренних трудолюбивых людей. Не стоит ждать добра от встречи с ней ем, кто нечист на руку. Жадных приказчиков, охранников рудников она может жестоко наказать: посадить на раскалённую болванку, лишить разума, обратить в мёртвый камень.
Власть Хозяйки Медной горы
В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.
Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.
У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.
Вот только тот, кто решил отправиться к Хозяйке Медной горы, редко возвращается на поверхность земли. Погружаясь в работу в волшебном подземной царстве камней, они забывают о мире людей. Такова плата за великое искусство, что они постигают во владениях Малахитницы.
Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.
Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.
Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.
Источник: musaget.ru
Хозяйка медной горы из закопушек
У писателя Павла Бажова в этом году тройной праздник: 140-летие со дня его рождения, 80 лет первому изданию «Малахитовой шкатулки» и 50 — Мемориальному дому-музею в Екатеринбурге. Чествуют писателя по всей стране, но особенно на воспетом им Урале
Фамилия писателя – «говорящая». Происходит от уральского словечка «бажить», то есть ворожить. Может, отсюда столько волшебства в его историях? Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru
МАЛАХИТ-ТО БЫЛ АФРИКАНСКИЙ!
Искусствоведы считают, что, если бы не он с его Медной горы хозяйкой, ящерками, Серебряным копытцем, Синюшкиным колодцем, Данилой-мастером, об Урале бы ничего не знали. А чтобы соответствовать тому, что сочинено, из Африки даже завезли малахит! Тот самый драгоценный зеленый камень, который фигурирует в сказах Бажова. Нет, на Урале малахит когда-то был, но последнюю глыбу отправили в Петербург на облицовку четырех колонн Исаакиевского собора.
— Бажов писал, что Медной горы хозяйка осерчала оттого, что ее малахит на православный храм пошел, и весь камень отсюда вывела. В Африку и Индию, — рассказывает научный сотрудник Мемориального дома-музея писателя в Екатеринбурге Марина Белоусова.
Однако кое-где его еще находят в так называемых закопушках.
— Это небольшие месторождения, которые передаются по наследству, — объясняет научный сотрудник и методист парка «Бажовские места» в Сысерти Сергей Санатин. — От отца к сыну.
Но о том, где эти места находятся, конечно, никто не скажет.
ЯЩЕРКА, КАК У МАНСИ
Весь 2019-й год на Урале посвящен Бажову. Мероприятий масса! Зимой на главной площади Екатеринбурга стояли ледовые скульптуры героев из сказов.
А в Сысерти, где родился писатель, Медной горы хозяйка и ее товарищи появились в виде граффити на стенах домов и заборов.
Кстати, уральцы против того, чтобы сказы называли «сказками».
— Укоренилось мнение, что Бажов — сказочник, — говорит Сергей Санатин. — На деле же он описывает реальные места и героев, но, конечно, есть и волшебная подоплека. Я склонен считать, что она появилась от коренного населения Урала манси. Именно в его мифологии встречается, например, богиня подземного мира, которая у Бажова — хозяйка Медной горы.
У манси она тоже превращается в ящерицу. Встреча с ней, согласно их примете, не сулит ничего хорошего.
На южном Урале хранительницу горных богатств так уважают, что даже памятник поставили. Фото: Андрей Почуев.
То же и у Бажова.
Конечно, много лекций, выставок. Есть даже анекдоты про Бажова и иллюстрации к ним. Но, пожалуй, самое интересное место, где идут празднования, — Природный парк «Бажовские места» под Сысертью. Он появился двенадцать лет назад. Это особо охраняемая природная территория. В зоне, куда не пускают туристов, водится 55, как и сказов Бажова, видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
В том числе медведи, косули.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Бажов, как и Гоголь, работал стоя и по ночам. Обычно с двух до четырех часов. И деревянная конторка, за которой родились все 55 сказов, — самый главный экспонат в Мемориальном доме-музее писателя в Екатеринбурге. Она стоит на своем месте — в коридоре. На ней — телефон с тем же номером, что был у Бажова.
Только из-за исчезновения буквенного обозначения — без «Д».
Когда уходили гости и домашние ложились, зажигал лампу, доставал тонкую школьную тетрадочку из двенадцати листов, раскуривал трубку и прогуливался по коридору, так, что скрипели половицы, — рассказывает научный сотрудник музея Марина Белоусова. — Бывало, что за ночь не напишет ни строчки. Думал. Работу называл «ювелирной», потому что каждое слово буквально отшлифовывал.
ВОЛШЕБНЫЙ МАРШРУТ
ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОГО ПОЛОЗА
ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ
8 сентября в парке устроят массовую прогулку «Бажовская верста». Всего один день будут водить туристов, в том числе из Беларуси и Германии, по «волшебным» маршрутам.
У нас же эксклюзивная «репетиция» перед сентябрьской прогулкой. Маршрут — «Легенды Талькова камня». Бажов любил бывать там. Но в сказах это место так и не описал. По воспоминаниям жены, неоднократно пытался, но почему-то не получалось.
На экскурсии можно запросто столкнуться нос к носу с легендарным змеем. Фото: Евгения Заболотских.
В парке сразу понимаешь, что оказался во владениях Медной горы хозяйки! Тайга. Хвойный воздух. Мачтовые сосны смыкаются над головой. Шурша гравием на болотистых тропах, чувствуешь себя очарованным Данилой-мастером или растерянной сироткой Даренкой. Вон там чудится Синюшкин колодец, из которого тянутся длинные белые руки. Кстати, многие его тут подмечают.
Ведут показать — и. колодец исчезает! В стороны рассыпаются «подружки» Медной горы хозяйки — ящерицы с коронами на голове. Это безногие ломкие веретеницы, занесенные в Красную книгу.
Бажов неспроста поселил свою героиню в этом месте. Тут начинается вторая часть самоцветного пояса Урала.
— Из-за бурого железняка тут магнитная аномалия, — отмечает Сергей Санатин. — Если пройти с компасом, стрелка будет работать, как пропеллер.
Примерно в середине пути натыкаемся на… огромную змею! В темноте можно было бы испугаться! Она из бетона и покрыта золотой краской. Это еще один персонаж — Великий полоз. Бажов сделал его Хранителем золота.
Когда он полз, тело кольцами поднималось выше деревьев.
— И это неспроста, — говорит Сергей Санатин. — Геологи, когда изучали сказы, пришли к выводу, что такими же волнами залегает золото.
А в этих местах золото добывали не только рассыпное, но и в виде самородков весом по десять кило. В окрестностях поселка Косой Брод нашли третий по величине в мире. Из-за формы его назвали «Лосиное ухо». Самородок находится в Алмазном фонде Кремля.
Великий полоз у Бажова боялся показаться людям. Переживал, что испортит их, и станут жадными до богатства. Так и вышло. Многие уходили с заводов в надежде найти сокровища. Получалось, но счастья золото не приносило.
В окрестностях города Березовский случилась первая золотая лихорадка в России.
Месторождения драгоценных камней небольшие, но их много. Тут и турмалины, и горный хрусталь, и гранаты, и альмандины. Здесь же находится и самое богатое месторождение изумрудов. То и дело встречаются белые выпуклые камни, похожие на комки соли. Это кварциты, свидетельствующие о том, что рядом могут быть золотые жилы.
ТАЛЬКОВ КАМЕНЬ
Ну вот и цель! От красоты Талькова камня захватывает дух. Отвесные скалы, а посередине изумрудно-зеленое и гладкое, как зеркало, озеро в форме сердца. Его называют уральским озером Рица. Образовалось оно, когда во время работ задели родники.
Глубина — 32 метра. Наверху вода прогревается, а глубже пятнадцати метров замерзает настолько, что превращается в лед.
Одна из легенд гласит, что тут затоплены сокровища последнего владельца Сысертских заводов Дмитрия Соломирского. У Бажова он описывается, как «чудной барин», который «ходит по лесу, смотрит дичь и собирает яички». По легенде, две его коллекции — скульптура из итальянского мрамора и собрание дорогого фарфора — бесследно исчезли.
Каждый год появляются те, кто хочет их найти, но из-за глубины карьера сделать это сложно. Охраняет их Озерница, или Белая женщина. Иногда ее видят. В белом одеянии с бледным полупрозрачным лицом. Ни слова не говоря, она спускается к озеру и медленно погружается.
Тех, кто пытается ее спасти, утаскивает на дно.
По словам Сергея Санатина, Бажова забывают, потому что из-за уральского говора сказы трудно читать.
— Например, жителям других регионов сложно понять, что «пимы» — это валенки, а «баский» — красивый, — отмечает Санатин. — «Сбегай в залавок (буфет), возьми пряник!» — говорила, как и Бажов, моя бабушка.
Но, несмотря на этот факт, еще при жизни Бажова сказы перевели на 24 языка, а теперь — на 68. И еще будут читать долго.
Источник: www.souzveche.ru
«Хозяйка Медной горы»
Русский писатель и любитель народных легенд Павел Бажов в 20-м веке записал
и литературно обработал народные сказания о великой Малахитнице.
Скульптура Хозяйки Медной горы в Горном парке имени Бажова в Златоусте.
Ещё в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.
В давние-предавние времена, когда горы были еще молодыми, было много таких, как Малахитница.
Никто не звал их ни хозяевами, ни сторожами сокровищ только потому, что называть было некому: в ту пору были безлюдными земли, и во владениях Азовки не было ни единой деревни. Шло время, и врастали ее родичи в землю, сами становясь горами, отдавая ей на хранение все свои богатства. Так постепенно осталась Азовка одна, и вот тут-то уж стали ее называть Хозяйкой Медной горы – по тому месту, где она поселилась.
Коллекция авторских работ Царица гор — Вячеслав Бурмистров
Хозяйка Медной горы — могущественная и справедливая волшебница, хранительница драгоценных пород и камней.
Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой, то в виде ящерицы с короной на голове. Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то медным станет, то зеленым шелком. Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Недаром она хозяйка именно Медной горы.
Повелевает Малахитница и живыми существами — ящерками – и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает.
И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой. Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень – медный изумруд. А сама она состоит из живого камня.
Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку и избегали встреч с ней.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.
Скульптура «Хозяйка Медной горы» установлена в парке семейного отдыха в Железнодорожном районе Екатеринбурга. Хранительница драгоценных камней вместе с Серебряным Копытцем и парой медвежат встречает посетителей у дорожки, ведущей к аттракционам. У ног Хозяйки ползает ящерица, в образе которой, по преданию, она иногда является людям. Екатеринбуржцам Хозяйка нравится: скульптор сумел передать надменность, холодность и величие сказочной героини. Скульптура «Хозяйка Медной горы» целиком отлита в бронзе.
В Крыму недалеко от Ялты, у подножия скалы Ставри-Кая, такое место — «Поляна Сказок». Там, созданные руками умелых мастеров, живут под открытым небом сказочные герои, воплощённые в дереве, камне, металле. Основал сказочный музей П.П.Безруков в 1960 году.
Позднее крымские умельцы присоединились к созданию сказочной страны и стали для поляны сказок создавать персонажей из камня, дерева и других материалов. Хозяйку Медной горы симферопольский мастер В.И.Солощенко выполнил из диоритовой крошки, инкрустировав крымскими самоцветами: сердоликом, яшмой, горным хрусталём, алцедоном, золотистым пиритом. В кокошнике красуется алый сердолик.
В 2007 году в Москве в сквере на пересечении улиц Малахитовой и Бажова были установлены скульптуры, изображающие персонажей уральских сказов: Хозяйку Медной горы, Данилу-мастера, Огневушку-поскакушку и Серебряное копытце. На входе в сквер установлена скульптурная композиция «Малахитовая симфония». Сама улица Малахитовая была названа в 1967 году по известному сборнику произведений Бажова «Малахитовая шкатулка».
Рубрики: | Сказочное. Детское. Детские игры, забавы. Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1 Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы. Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни .. Древнерусское. Славянское. Кельтское. Народное.. Легенды.Мифы. Предания. Приметы. |
Источник: www.liveinternet.ru