Кубачинское серебро история промысла

В живописных Дагестанских горах на высоте 1800 метров над уровнем моря расположилось село Кубачи, прославившееся мастерами по обработке металлов и дерева, а также камня. Известность берет свое начало с кольчужного дела, затем продолжается златокузнецами, специализировавшимися на украшении холодного и огнестрельного оружия. Позже возникло отдельное ювелирное мастерство.

Довольно интересна архитектура этой местности, представляющая собой музей под открытым небом. Основными экспонатами являются остатки крепостных стен, оставшиеся после эпохи средневековья, башни, мечети, старинные постройки, отличающиеся особой красотой элементов из камня. Самобытные костюмы коренных жителей способствовали созданию особой творческой атмосферы.

Мастерство изготовления кольчуг, холодного оружия и отделки его особыми способами берут свое начало в IX столетии. Несколько позже стали изготавливать женские ювелирные украшения. Секреты ремесла передавались из поколения в поколения, и каждая династия отличалась индивидуальностью.

www.Apande.ru — Кубачинское серебро — Национальное достояние России

Начало XX века ознаменовалось использованием особых видов гравировки, которые отличались самобытностью. Это связано с использованием особых резцов, а также формы заточки, при помощи которой достигается неповторимость и уникальность наносимого на поверхность рисунка.

В 1924 году в Кубачах была создана артель под говорящим названием «Ремесленник». Мастера стали изготавливать ювелирные изделия, столовое серебро, а также портсигары, подстаканники и другие предметы столовой утвари. В это время поселение считалось центром ремесленно-художественного творчества, основанного на традициях предков.

В 1932 году правительство обратило внимание на ремесленников и выделило государственный фонд серебра для изготовления кубачинских изделий различного ассортимента. Название тоже претерпело изменение. Теперь артель именовалась «Экспорт». Понятно, что деятельность была связана продвижением изделий за границу. Результат не заставил себя долго ждать.

На Всемирной выставке искусств в Париже, в 1937 году, изделия кубачинских мастеров получили Гран-при. Чтобы совершенствовать производство, было принято решение о постройке в 1938-1940 годах нового здания производственных мастерских.

В 1960 году реорганизованная артель стала «Кубачинским художественным комбинатом». Ведущие мастера в 1972 году были награждены Государственной премией им. И. Репина. Самому комбинату тоже досталась великая награда – орден Дружбы народов, присвоенный в 1975 году.

В советское время комбинат и его мастера получили очень много различных наград за свое мастерство в Бельгии, Канаде, Японии, Югославии и других странах мира. Изделия приобретали мировую популярность и были востребованы, получая заслуженные награды и признание.

Кубачинские мастера

В настоящее время история знаменитых Кубачей продолжается. Есть знаменитые мастера, которые трудятся над возрождением незаслуженно забытых техник и совершенствуют свое мастерство, передавая его своим детям и внукам. У предприятия есть мощный творческий потенциал, способный приспосабливаться к современным реалиям. Наравне с именитыми учителями трудятся молодые и талантливые мастера, имеющие огромный личностный потенциал.

Серебряные Кубачи (документальный очерк) @stanislavfeofanov

Несмотря на то, что комбината больше не существует (он распался), ведущие мастера продолжают свою работу, передавая бесценный опыт и выпуская изделия, имеющие высокую художественную ценность, признанную во всем мире. Изделия из серебра не выходят из моды и востребованы покупателями. Изящные и неповторимые, они поражают своей рукотворной красотой. Эксклюзивность и безупречное качество стали визитной карточкой мастеров Кубачей. Свое искусство они пронесли через века и не утратили в современных сложных условиях.

  • Столовое серебро
  • Рюмки и стопки
  • Серебряные столовые приборы
  • Кружки и чашки
  • Серебряные ложки
  • Серебряные бокалы
  • Стаканы и подстаканники
  • Портсигары
Читайте также:
Богач который наживался на том что давал серебро или другое имущество в долг

Источник: kubachi-official.ru

История Кубачи

Кубачи — одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире работами своих мастеров-ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий.

Кубачи — одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире работами своих мастеров-ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий. Внимание ученых привлекала и другая сторона жизни кубачинцев — большое количество памятников прикладного искусства стран Ближнего Востока и каменных рельефов как вывезенных, так и находящихся по сей день в Кубачи.

Отметим , что арабские источники IX—X веков упоминают страну Зерихгеран (то есть изготовителей кольчуг; в более поздние времена это персидское слово было заменено тюркским эквивалентом Кубачи и закрепилось в источниках). Исследователи считают, что термин Зерихгеран не относился к какому-то определенному селению. В этом районе были распространены ислам, христианство и иудаизм.

главное и самое знаменитое ремесло Кубачей — производство художественных изделий из металла. Это — оружие, военные доспехи, конская сбруя, всевозможные женские серебряные украшения, предметы домашнего обихода: бронзовые и медные луженые котлы, кувшины, блюда. На древнейшем этапе, как мы предполагаем, кубачинцы делали все, что необходимо было воинам тех веков, — кольчуги, шлемы, копья, мечи, кинжалы, удила, стремена. Позже они все более разнообразили свои изделия и дошли до кремневых пистолетов и ружей.

Расцвет кузнечно-литейного производства, мастерства золотых и серебряных дел, резьбы по камню в ауле Кубачи насчитывает столетия. Выделка кольчуг, панцирей, копий, мечей и другого оружия связана с еще более глубокой древностью.

1372711527.jpg

Выплавку металла древние кубачинцы-зерихгерани производили из местной руды, которую находили недалеко от своего селения, около аула Чумли, в ущельях, носящих название Хъябкъойла катала. Здесь у скал были выстроены из местных твердых камней самодельные печи.

Руда расплавлялась в печах, в которые воздух поступал через специальные отверстия в нижней части стенок, выходя затем через высокие вытяжные трубы. Топка производилась дровами и древесным углем, которые заготовлялись в этом же районе. Железо из расплавленной руды оседало на дне печей и затем извлекалось оттуда.

Следы плавки в местности Хъябкъойла катала в виде остатков шлаков и примесей к железной руде встречаются до сих пор. Обожженные огнем коричневатые скалы тоже свидетельствуют о том, что здесь длительное время производился обжиг руды. Эту работу делали группы плавильщиков, а затем металл привозился в Угбуг-Кубачи, где его окончательно обрабатывали.

1372711571.jpg

Древние кубачинские кузнецы умели не только выделить из руды железо, но и приготовить из него различные сорта стали, использовавшейся для производства оружия и орудий труда. При ковке металла они производили различные операции: рубку, вытягивание, пробивание отверстий, скручивание, штамповку.

Они располагали различными самодельными инструментами: щипцами, молотками, зубилами, пробойниками. Для точки острых инструментов применялись ручные точила из местного твердого камня, мелко- и крупнозернистого песчаника. В двух километрах к востоку от аула Кубачи, в местности, называемой Къубассанила, расположена высокая гора Кайдашла муда.

За ней среди каменных склонов, окруженная небольшим лесом и кустарником, находится пещера Мячубадила, доступ в которую возможен по узким крутым тропинкам. Отсюда открывается панорама нынешнего аула Кубачи. По давней традиции молодежь организует сюда шествия по четвергам. Юноши и девушки танцуют здесь и обязательно посещают пещеру.

Читайте также:
За тобой как за облаками серебро

Эти места кубачинцы связывают с работой древних кольчуж-ников, и действительно здесь сохранились следы секретного в те времена кольчужного производства. Имеются громадные каменные плиты, в которых вырублены выемки для размещения на определенных расстояниях волочильных досок (сабилтлуме), а также квадратные гнезда для укрепления наковален (гуцне), на которых обрабатывались железные детали. На стальных волочильных досках с дырочками вытягивали проволоку до нужной толщины. По рассказам стариков в этой мастерской в древние времена работали кровники, изгнанные из аула за пролитие крови и не имевшие не только права жить в ауле, но и переходить установленную границу под страхом смерти в соответствии с законом Зерихгеранского царства. Объединенные между собой, эти люди работали в указанном месте, где находились также их дома и жили их семьи.

Мячубадила — одно из главных мест и, видимо, первая кузница, где было положено начало оружейному делу кубачинцев. Место было выбрано недоступное для набегов. Отсюда лучше, чем с Къунахъла калъа (верхней башни аула), видны подступы к центру селенья. Здесь имелись большие каменные плиты, удобные для помещения горнов. Здесь же для нагревания и плавки железа можно было заготовлять древесный уголь в расположенном рядом лесу.

Но прежде всего они старались сами найти способы ускорения технических процессов и труда мастера, что привело их к ряду изобретений. Можно привести следующие примеры. Раньше кольчужники после сборки колечек заваривали оба конца каждого колечка горячим способом, соединяя их таким образом в узлы. Это требовало огромного труда.

Поэтому позже придумали другой способ: концы приготовленных для кольчуги колечек приспособили для штамповки, делая на одном конце отверстие, а на другом выступ, точно соответствовавший этому отверстию и в него входивший; концы соединенных между собой колец таким образом соединяли, не запаивая, а зажимая специальными щипцами. Это дало возможность втрое ускорить изготовление кольчуг. Плотность соединения при этом не уступала плотности, достигнутой путем сварки.

Готовые кольчуги варились в специальном котле (г ашак), в масле, придававшем им черный цвет и предохранявшем их от ржавчины. По твердости сплава, по устойчивости против ударов мечей, сабель и кинжалов кубачинские кольчуги, по словам предков, превосходили все другие, поэтому на них был очень большой спрос, как и на прочие виды снаряжения, изготовлявшиеся кубачинскими оружейниками, которые делали полные доспехи, состоявшие из панцирей, налокотников, шлемов и прочих деталей, украшенных своеобразным узором.

В дальнейшем художественные изделия стали производиться в самом ауле непосредственно в домах мастеров, продававших свою продукцию не только в ближайших районах, но по всему Кавказу, а затем и в других странах. На балконе каждого дома имелся уголок, где мастер работал летом. Над всем аулом стоял стук молоточков по металлу.

Когда темнело, пользовались масляными светильниками, которые кубачинцы сами отливали из бронзы. Такой светильник называется по-кубачински чагъ. На память о прошлом они и сейчас хранятся у каждой хозяйки.

Со времени возникновения огнестрельного оружия кубачинцы, продолжая выделку кольчуг, перешли также к его изготовлению и постепенному совершенствованию. Из рассказов стариков известно, что первоначально делались кремневые ружья с короткими стволами, но они оказались близкобойными. Тогда был удлинен ствол.

Читайте также:
Серебро дома даже дети могут

Затем гладкие стволы были заменены стволами, имевшими внутри продольную винтообразную нарезку. В результате таких усовершенствований создались кубачинские кремневые ружья, получившие широкораспространенное, хотя и не местное название мажар. Они прославились дальнобойностью и безотказностью боя, заслужив широчайшую известность, как и кольчуги.

Сохранилась легенда о том, как в одной из персидских войн с царством Зерихгерана войска Надир-шаха расположились к югу от аула на расстоянии одного километра, за горой Цицила, откуда, как на ладони, было видно все укрепленное селение. Из-за непогоды персы не могли двинуться с места в течение сорока дней и, хотя стреляли по аулу, пули их не достигали селения.

Между тем кубачинцы, пользуясь туманом и дождем, приближались к персидскому лагерю и обстреливали его, причем, по рассказам, их пули даже перелетали через дальние границы лагеря. В результате Надир-шах потерял столько воинов, что ему пришлось уйти, потерпев неудачу. Когда шах вернулся на родину и его спросили, что он и его войско нашли в царстве зерихгера-ни, он ответил: „Слепоту днем и ад ночью». Под слепотой он подразумевал непрерывный туман, который порой длится здесь месяцами, а под адом — сорокадневные страданья от непогоды и бесконечной стрельбы кубачинцев из дальнобойных ружей, заставивших персов удалиться ни с чем.

Кремневые ружья-мажары изготовлялись следующим образом. Выплавленное из собственной руды железо на горнах при помощи ручных мехов перековывалось в длинные стержни, которые расплющивались в полосы, похожие на ленты. Затем делались из тонкого железа пустотелые трубы по длине ствола, больше одного метра.

На эту основу пружинообразно, как можно плотнее, наматывали заранее приготовленную металлическую ленту и путем нагрева до белого каления приваривали ее к трубе. После сварки трубу оковывали на специальном стальном стержне, выравнивая желобки, образованные припаянной лентой, и потом самодельными напильниками отпиливали ее концы. Получался ствол, которому по желанию мастера или заказчика придавали круглую или граненую форму. Сделанные таким образом стволы не разрывались во время стрельбы и устойчиво выдерживали все испытания.

Для внутренних продольных нарезов ствола использовали особые шестигранные детали разной толщины, приготовленные из твердой стали. Ударами молотков при помощи специального тоже стального стержня их поочередно загоняли в ствол. По словам стариков, хороший мастер мог сделать в день один ствол, произведя все указанные операции.

1372711602.jpg

Замки для кремневого мажара делали другие ремесленники, называвшиеся чах малла устне (мастера-замочники). После окончания всех кузнечных операций оформление ружья передавалось сборщикам, по-кубачински чигигволуцванге. В их обязанности входило изготовление прикладов из твердой породы дерева, например, из ореха, дуба, бука и т.п. Они же, когда ружье было готово, производили проверку боя. Имеется легенда о том, как один кубачинец, поспорив с односельчанами, со своей крыши убил ворона, сидевшего на спине ишака, на расстоянии километра от аула, не причинив вреда ишаку.

После испытания ружья художественно отделывались. Железные чисти, например ствол и замки, обязательно покрывались золотой и серебряной насечкой с тончайшими традиционными кубачинскими узорами.

Отдельные детали — дульные кольца и детали прикладов — делали из настоящего серебра с гравированным и черненым орнаментом, иногда с позолотой чеканного орнаментального фона, в соответствии с желанием заказчика. Таким образом, производство кремневых ружей было коллективным процессом, основанным на разделении труда.

Читайте также:
Как id у серебряных колец в Скайриме

Кремни, которые вставлялись в замки ружей и пистолетов, доставлялись из лакского района. Там, недалеко от аула Кубачи, в ущелье Цаликьяла, залегают сплошные кремневые пласты.

Кубачинские мастера в основном изготовляли оружие парадного назначения. Еще в древние времена это оружие с инкрустацией золотом по вороненому железу, а также с костяной отделкой, инкрустированной золотом, было известно далеко за пределами России.

В XIX веке, со времени русско-кавказских войн, стало модно ношение кавказского оружия в русской армии. Особенно ценились именно кубачинские драгоценные кинжалы и сабли. Офицеры щеголяли ими друг перед другом, гордились ими, коллекционировали.

С Кавказа они увозились в глубь России, в помещичьи усадьбы, где развешанные поверх восточных ковров, становились излюбленным украшением кабинетов. Так вошли они в русскую жизнь и в русский быт. Великолепнейшие предметы вооружения были собственностью русских царей. Александр III заказал кубачинцам набор холодного оружия, чтобы подарить его английской королеве Виктории. Этот набор и до сих пор составляет гордость музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Так все шире и шире распространялись предметы кубачинского художественного ремесла не только по странам Востока, но и Запада.

В 1905—1914 годах почти все кубачинцы включились в производство военного снаряжения для драгунских кавалерийских частей царской армии. Поэтому этот период даже называется драгунталла вохт (драгунское время). Штыки, кинжалы, пояса, газыри были предназначены для этих полков, размещенных на Кавказе и носивших кавказскую форму. Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные — серебряные части украшали обтягивающую ножны штампованную овечью кожу.

Издавна кубачинцы делали не только оружие, но и разнообразные бытовые и ювелирные изделия, для которых применялись те же виды техники, что и для оружия: литье, кузнечные работы, чеканка, дражировка, монтировка по серебру и другим металлам, гравировка с чернью, насечка золотом по серебру и вороненому железу, инкрустация золотом и серебром по слоновой кости. Все эти товары, наряду с оружием, имели очень широкое распространение прежде всего на Кавказе.

Торговля ими шла и в самом Дагестане, и с Грузией, с Азербайджаном через проходы к Каспийскому морю, через Дербент, а также через снеговые перевалы Кавказского хребта. Грузинские и азербайджанские купцы увозили часть купленного товара в Иран и Турцию, извлекая из этого прибыль, часть же успешно расходилась на месте.

В большом количестве кубачинские кольчуги уходили в Хевсуретию, где существовал обычай в случае убийства расплачиваться за кровь из расчета тринадцать кубачинских кольчуг, от двух до трех бронзовых котлов, которые делали также кубачинские мастера, и сверх этого несколько овец и одна корова. Были на Кавказе и другие обычаи, например, когда ребенок много плакал, под его колыбель клали кусок железа, а если он болел — кусок кольчуги, кинжал или острый нож. Эти предметы считались священными. Все это способствовало сбыту кубачинских изделий среди кавказских народностей.

Источник: barkalla.ru

Кубачи: многовековая история рождения шедевров

Небольшой по размерам посёлок городского типа, расположенный в Республике Дагестан, знают далеко за пределами Российской Федерации. Мастерство, умения, способности мастеров с. Кубачи — это не просто искусство, это философия, иной образ жизни и бесконечное множество красивых историй-легенд. Сегодня можно купить красивейшие серебряные самовары, графины со стаканами или рюмками под воду, различные спиртные напитки (коньяк, водку, вино).

Читайте также:
Сравните число атомов в 27 г серебра и алюминиевой проволоке такой же массы

История поселения с VI в. н. э. содержит много знаковых событий. За долгих 15-ть веков прошло множество воинов, религии сменяли друг друга. Но жителям этого края удалось не просто сохранить, но и улучшить, разнообразить своё искусство. Практически каждый мужчина из этого края старается овладеть кузнечным делом и стать известным и почтенным ювелиром.

Зерехгеран — персидское название, что дословно означает «страна делающих доспехи» (пер. фарси). Неудивительно, что именно кубачинским мастерам приписывают изготовление знаменитого шлема Македонского, увенчанного двумя рогами. В музее Лондона даже хранится оружейный набор, подаренной королеве Виктории Александром III.

После IX-X вв. в письменных источниках название Зерехгеран сменилось на Кубачи, что является эквивалентным значением в турецком языке. С начала XX в. кубачинцы создавали оружие для драгунских кавалерийских отрядов. Пояса, кортики, кинжалы и штыки были предназначены для солдат, офицерам и генералам изготавливались на заказ шашки с серебряным покрытием. Их поверхность была забита рисунком, созданным посредством метода гравировки

Аул кольчужников: особенности ремесла

Именно с изготовления кольчуг и военной атрибутики началась долга история кузнечного мастерства. Трудолюбивый горный народ прославился, благодаря умению изготавливать тончайшие кольца для создания защитной одежды воинов. Очень прочные, но при этом лёгкие и не сковывающие движения кольчуги помогали побеждать в сражениях.

Позже стала развиваться не только функциональная область ремесла, но и декоративная. К искусным мастерам привозили клинки, кинжалы и мечи издалека, чтобы украсить поверхность тончайшими узорами чеканки. На орудиях появлялись вставки из слоновой кости, золота, благородных камней.

Техники и узоры

В кубачинских изделиях, будь то серебряный кинжал или столовое серебро, гармонично сочетаются технологии художественной ковки и тонкого ювелирного мастерства. Типичной для мастеров с. Кубачи является техника чернения. Помимо этого они прекрасно владеют следующими способами обработки металлов:

  • чеканка;
  • гравировка;
  • литьё;
  • филигрань;
  • инкрустация камнями (драгоценными и полудрагоценными) и вставками из эмали.

Большинство изделий украшают узоры, которые являются типичными для кабучинских мастеров. Древние символы сохранились ещё со времён язычества, обрядов и обычаев, связанных с такими верованиями. На серебряных кувшинах, чашках, ремнях, тростях можно увидеть детально выполненные изображения птиц, змей, коней и прочих животных. Традиционными являются рисунки винограда (гроздей, лозы). Считается, что такие вещи приносят в дом изобилие, положительную энергетику, гармонию в отношениях между домочадцами.

Любые предметы объединяет одно — богатый декор. Если это ветви растений, то малейшие линии тонко выведены, богатые бутоны и раскидистые листья, словно в деталях прорисованные кистью художника. Вглядываясь в изгибы и завитки, будто уносишься в края богатых виноградников, гордых птиц и дружелюбного народа, который живёт в горах на высоте 1750 метров над уровнем моря.

Каждая вещь, сделанная вручную кузнецами с ювелирной точностью, стоит внимания. Выбирайте необычные серебряные столовые приборы, сувенирное оружие, шкатулки и часы с символичными рисунками, украшенные эмалью, золотом, слоновой костью. Дарите только самое лучшее близким!

  • О чём говорит чернота на серебре? 29.04.2017
  • Серебро: что это за металл, какими свойствами обладает? 29.04.2017
  • Великое искусство кубачинских мастеров 29.04.2017

Источник: www.salesilver.ru

Рейтинг
Загрузка ...