Серебряная посуда занимает первые позиции среди подарков, атрибутов достатка, ее любят многие и мечтают о покупке почти в каждой семье, но никто даже не представляет насколько сложным, может быть процесс изготовления кубачинской посуды, каким трудным и непростым. В этой статье мы решили рассказать, какой процесс проходит столовое серебро от момента завоза драгоценного металла на завод и до получения из него настоящего серебряного изделия высшей пробы. Как уникальные произведения искусства приезжают к нам в магазин? Об этом вы узнаете в нашей статье – полный цикл изготовления столового серебра.
Плавка серебра.
Все начинается с момента приготовления сплава. На завод доставляется специально отобранное серебро 999,9 пробы, только такое может использоваться для изготовления посуды. После доставки, через специальный агрегат прогоняется драгоценный металл и на выходе получается большая, длинная пластина, которая потом будет применяться для изготовления посуды.
Получается некий слиток, но он лишь смутно похож на те кубики с картинок, он более вытянутый, больше по размеру и конечно тоньше. После того как слиток получен, его нужно прокатать до заданной толщины, которая зависит от того, какой именно предмет посуды будет изготавливаться. Слиток, полученный ранее, пропускается через специальный станок, в котором увеличивается в размере, но при этом уменьшается в толщине. Таким образом будет закончен этап подготовки материала к самому важному моменту – началу изготовления, о котором будет рассказано немного ниже.
Кубачинские изделия из серебра
Придача формы серебряной рюмке.
Далее начинаются формообразующие операции – получаются предварительные формы, которые в последующем служат для декоративного оформления будущей посуды. Если мы будем рассматривать метод холодной штамповки, то главное его назначение – это отрезать с помощью ножниц от серебра кусочек заданного размера, ножницы конечно используются не обычные, это всего лишь название большого агрегата с лезвиями, которые с лёгкостью рассекают даже металл.
На штампе дальше вырубается уже заготовка для изделия – она может быть разной формы и толщины, может быть в виде плоского круга, или наоборот прямоугольника, но чаще всего используют первый вариант, с него потом легче начать следующий этап – вытяжку на штампе. Из заготовок, которые были получены ранее, еще нельзя сделать посуду из серебра, они еще служат только неким прообразом будущего изделия. После первого этапа подготовки металла, заготовки с помощью штампов за несколько технологических подходов, изготавливаются прообразы будущих изделий – полностью выверяется толщина, размеры, и формы будущего изделия. Дальше в штампе формуются уже настоящие изделия – если было задумано сделать креманку из серебра, то она выходит из агрегата уже в заданной форме, но сразу к финальному этапу еще приступать нельзя. Форму в дальнейшем еще отточат до идеального состояния и только потом начнут наносить рисунок.
Заключительный этап монтировочных работ.
Кубачинское серебро Кубачинский Коньячный водочный набор из Серебра в позолоте.89894700700
После этого начинается монтировочные операции, когда все изделия, вместе с орнаментом, ручками и крышечками собираются вместе и отправляются в магазин. Этап изготовления не длится один день, это трудный процесс, который занимает много времени, но по итогу на свет появляются выдающиеся предметы искусства, именно они потом оказываются на столах наших клиентов.
Нанесение черни на серебряную посуду.
Далее мастера гравируют или чеканят узоры, рисунки или надпись на изделие. Когда орнаменты будут готовы, на них наносят чернь. Метод заключается в том, что заготовке будет придана форма уже конечного изделия, с помощью давления, которое исходит из специального инструмента на первоначальный макет с помощью шаблона.
После этого изготавливаются методом литья ручки, ножки, стойки – мелкие детали изделия, которые будут служить украшением. После того как крупные элементы посуды будут изготовлены, начинается самый тонкий, ответственный, но в то же время безумно интересный этап работы – изготовление филиграни.
Филигрань – это орнамент, рисунок, производится на специальной деревянной дощечки с помощью очень тонкой проволоки и только ручным методом – машине это дело никогда не доверяют. С помощью пинцета, тончайшие нити, проволоки складываются в рисунок. Соединяются филиграни с помощью спайки металла. При изготовлении филиграни используется зернь, с помощью данной техники создаются объемные композиции, которые удивляют своей красотой и необыкновенной роскошностью. Зернь набирается с помощью специального пинцета и удерживается на поверхности пайкой.
Серебряный чайный поднос с глубокой гравировкой.
Ну и заключительный этап — полировка и дополнительная гравировка. Дополнительная гравировка бывает глубокой и обычной. Глубокая гравировка занимает гораздо больше времени, на нее уходит больше угара и не все мастера могут делать такую работу. Соответсвенно такие изделия и стоят дороже.
С полным ассортиментом изделий можно ознакомиться на нашем сайте — www.tempo-silver.ru
Наш номер телефона — 8 (800) 551-52-77
Источник: dzen.ru
Секреты обработки металла в кубачинском промысле
Кубачинские мастера владеют сложными ювелирными техниками. В других ремеслах, как правило, виды работ ограничены, здесь же можно встретить чеканку, гравировку с чернением, филигрань с перегородчатой эмалью, мелкозернистое канфарение и даже резьбу по слоновой кости. Местные ювелиры настолько тонко умеют работать штихелем по серебру, что добиваются эффекта сияющих бриллиантов.
Мастера владеют сразу несколькими профессиями, им приходится быть граверами, знать слесарное дело, иметь навыки художественного литья, резьбы по дереву, камню и кости, а также осваивать филигрань и эмаль. Все эти виды работ в разнообразных сочетаниях используются для изготовления кубачинских изделий. В процессе могут принимать участие даже несколько мастеров.
Как создается кубачинское произведение?
Сначала мастер делает графический рисунок, которым украсит будущее изделие. Потом приступает к созданию предмета. Процесс проходит в несколько этапов. Сначала монтировка, затем гравировка, насечка, филигрань и в конце нанесение эмали. Как правило, автор в совершенстве выполняет один из этапов, однако есть ювелиры, делающие все работы сами.
Создание кубачинского произведения — от кувшина или вазы до кинжала — начинается с придания предмету формы методом ковки или отливки. Процесс получил название монтировки. После этого заготовка попадает в руки к «хабичу уста», или мастеру гравировки. Часто это автор будущего ювелирного изделия. Каждый ювелир по-своему применяет и сочетает техники обработки металла.
Один делает глубокую гравировку с чеканкой, другому нравится насечка золотом по слоновой кости, третий работает с филигранью и эмалью.
Художественная обработка металла
Кубачинские ювелиры наиболее часто используют:
- гравировку;
- ковку;
- чеканку;
- литье;
- монтировку по серебру;
- чернение;
- инкрустацию слоновой кости драгоценными металлами;
- филигрань;
- скань;
- насечку серебром и золотом по вороненому железу.
Гравировка бывает нескольких видов. У каждого мастера индивидуальный стиль, который, как почерк, передает в орнаменте характер автора. Самой трудоемкой считается глубокая гравировка. В металле вырезается тонкая колея, при этом всего одно неосторожное движение может испортить рисунок. Важна каждая деталь: как держится резец, какова сила нажима.
По преданиям, раньше рядом с ювелиром лежал молоток — на тот случай, если рука не сможет перенести на металл образ. Тогда одним ударом уничтожалось то, что создавалась так много дней.
Дагестанские мастера создают уникальную филигрань. Ее используют для украшения ювелирных изделий и дорогой столовой утвари. Это «сканная работа», для которой применяют металлическое зерно (золото или серебро, реже платину). Техника насечки предполагает нанесение орнамента из золотой нити на сталь. Этот метод использовался в Персии и других арабских странах.
Дагестанская инкрустация золотом слоновой кости — уникальный метод, который не встречается в других культурах. Золотом также инкрустируют металлы — серебро и железо, но и это делается по-особенному. Мастера не вырезают углубления, а выбивают их зубилом. Это сложнее, но фон становится изящнее.
Традиционный метод работы кубачинских ювелиров — чернение. После нанесения первого узора изделие покрывают чернью — специальным сплавом красной меди, свинца и серебра, а также серы. После остывания сплав темнеет, а заготовка шлифуется. С помощью наждака, напильника и песка творится волшебство — на поверхности появляется орнамент, а чернь остается в углублениях. Часто, очистив изделие, ювелир делает еще один узор.
Сегодня мастера используют и современные методы, например оксидировку серой на мягком металле. В результате получается рисунок на матовом фоне.
Стилистика кубачинских ювелирных изделий
В каждой семье села Кубачи бережно хранили свои узоры, как в других семьях рецепты хлеба и аджики. Основа орнамента — растительная, так как религия запрещала изображение живых существ. Ювелиры создавали причудливые цветы и листья, которые вряд ли могли вырасти на камнях предгорья.
В кубачинском орнаменте больше 25 элементов (бутонов). Часть заимствована из Турции, Ирана, России и у народов Кавказа, но база взята из местного творчества. Узоры различаются по сочетанию элементов и расположению деталей. У орнаментов есть свои названия. Мархарай (значит «заросль») — асимметричный, составлен из свободно разбросанных веточек, цветов и листьев.
Тутта — стебель с симметрично расположенными листьями. Этот узор использовался для украшения кинжалов и поясов.
Мастерство тутта ценилось выше других, ведь сделать этот орнамент сложнее, чем вольный мархарай. Главная трудность состоит в том, что симметричные элементы не могут отличаться друг от друга. Одно неловкое движение гравировщика, одна неточная линия — и работа испорчена, изделие отправляют на переплавку. Сейчас орнамент тутта уже не в моде, практически не используется.
Еще один традиционный узор — миндурма. Это сетчатый орнамент, как будто повторяющийся по трафарету, как обойный рисунок. А узор тамга требует не только чеканки, но и чернения.
В кубачинском промысле цвета эмали регламентированы. Это голубые, белые, фиолетовые и желтые соцветия и зеленая листва. Но элементы уникальным образом располагаются в узоре. Можно встретить изображения коней, птиц и змей — это древняя символика с тех времен, когда изделия служили амулетами. Массивные предметы из серебра кубачинские мастера часто украшают сердоликами, гранатами, кораллами, яшмой, бирюзой, агатами, лазуритом, альмандинами или цветным стеклом.
Источник: www.kubachi-kknp.ru
Раскрываются секреты кубачинских мастеров! Как я гостил в Кубачи у знаменитого ювелира Гаджи Машаннаева
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня мы с вами поднимемся на высоту более 2500 метров в горы Дагестана. Именно здесь находится аул Кубачи, прославившийся на весь мир уникальными работами ювелирных мастеров. Кубачинское серебро – это визитная карточка всего Кавказа и мощный бренд, который ковался на протяжении нескольких веков.
Приехать в Дагестан и не посетить Кубачи – то же самое, что побывать в Париже и не увидеть Эйфелеву башню. К своему стыду должен признать, что за 18 лет проживания в «Стране гор» я так и не удосужился посетить этот прекрасный уголок Земли. Кроме чистого горного воздуха и красивейших ландшафтов, это место притягивает еще и талантливыми мастерами, которые заставили весь мир говорить о них в возвышенных эпитетах.
Открытие интернет-магазина кавказской атрибутики и большой интерес людей к творчеству кубачинских мастеров сделали возможным то, что судьба свела меня со знаменитым мастером Гаджи Машаннаевым . Добиться «аудиенции» у такого занятого человека было непросто. Сначала мы должны были встретиться в моем родном Дербенте, но потом… мне пришлось ехать в «сердце» традиционного дагестанского ювелирного искусства – селение Кубачи. Здесь живет мастер Гаджи Машаннаев. Признаюсь, главная цель поездки заключалась не в том, чтоб взять интервью у него, но и договориться о сотрудничестве.
Кстати, посмотрите интересный репортаж о кубачинцах, в котором показывают нашего мастера:
Сразу же хочу сказать, что в конце данной статьи вас ждет классный подарок, но обо всем по порядку…
Гость в Кубачи считается членом семьи
Действительно, было непросто договориться о встрече с Гаджи. Это тот человек, который ценит свое время и оно расписано на месяцы вперед. Если честно, я сам помешан на экономии времени, потому проникся еще большим уважением к нему. Он все время находится в разъездах – всякие презентации и конференции, изготовление изделий, контроль качества, доставка до закупщиков.
Все это отнимает уйму времени, но иначе нельзя. Это именно тот случай, когда категорически запрещается запускать заводской конвейер и считать прибыль. Ведь, тем и прославились кубачинские мастера на весь мир, что все их изделия – ручной работы. Сам Гаджи очень интересно высказался по этому поводу: «Если мы не сможем соответствовать ожиданиям людей, то абсолютно ничем не будем отличаться от китайского и турецкого барахла».
Кстати, если вы решите сами добираться в это высокогорное селение, мой совет – подумайте раз сто. Вся дорога как испытательный полигон не для слабонервных людей. Мало того, что она местами узкая и крутая, так еще на каждом шагу встречаются обрывы глубиной в десятки и сотни метров. Все это теряет всякое значение, когда вы видите, как местные жители пролетают по этим тропинкам на своих «посаженных семерках» со скоростью 90 км в час.
Слава Богу, что у меня два одноклассника живут в соседнем селе Уркарах (столица Дахадаевского района, на территории которого и находится Кубачи). Они встретили и на своей машине повезли в назначенный пункт. Выше уже рассказывал о природе этих мест.
Кавказское гостеприимство знакомо мне давно, так как сам кавказец. Но, тот прием, который оказал нам Гаджи Машаннаев, просто поразил не только меня, но и одноклассников, которые сами с этих мест. Сложилось такое ощущение, будто мы с ним знакомы лет 100, не меньше. К слову, такой приятный прием оказал в дальнейшем очень плодотворное влияние на наше сотрудничество. Но, о нем ниже…
Нужно отметить, что мы с одноклассниками очень долго отнекивались, когда нас пригласили к столу. Но, сами понимаете, законы гор суровые. Переступил за порог дома – изволь садиться за стол, так как ты считаешься членом семьи. Хотите знать, чем нас угощали? Ммм… до сих пор помню вкус настоящего даргинского хинкала с сушеным мясом.
Это просто объедение!
Самое интересное ждало нас впереди – знакомство с ювелирным творчеством Гаджи. Он разрешил нам войти в рабочий кабинет, где и изготавливаются удивительные по красоте изделия. Когда я воочию увидел некоторые его работы, то немного засомневался, как такие шедевры может сделать человек без каких-либо станков и установок. Но, Гаджи прямо на наших глазах изготовил серебряный браслет и полностью развеял все сомнения.
Потому, я не мог не взять интервью у такого одаренного и прославленного человека. Тем более, уверен, что читателям этой статьи и покупателям его изделий будет очень интересно узнать из первых уст, кто же такой – Гаджи Машаннаев. Да, друзья, это ведущий специалист легендарной кубачинской школы ювелирного искусства. И сегодня он отвечает на мои вопросы…
Настоящее кубачинское серебро — бесценно
К сожалению, в последние годы кубачинские мастера все меньше и меньше обращаются к истории своих предков, больше ориентируются на современные веяния моды. Одним из таких веяний стало то, что некоторые недобросовестные мастера для изготовления серебряных изделий используют турецкое серебро, которое по качеству намного уступает отечественному. Но, давайте обо всем по порядку…
Приветствуем Вас, уважаемый Гаджи. Во-первых, большое спасибо за такой прием. Действительно, совсем не ожидали, что вы так нас примите. Да, и спасибо вашей супруге за такое замечательное блюдо – даргинский хинкал. Поели с удовольствием!
Во-вторых, выражаю лично вам от себя и от всех любителей кавказской культуры огромную благодарность за то, что вы сохраняете и продолжаете такое редкое и значимое ремесло. Сегодня очень мало людей, которые могут изготовить изящные кубачинские изделия.
Здравствуй, Али! Ассалам Алейкум! Тебе спасибо за то, что ты доносишь наши труды до людей. Ведь, согласись, мало чего-то уметь делать, еще нужно, чтоб об этом знали люди. Поэтому, ты тоже занимаешься сохранением и продолжением культурных традиций кавказских народов.
Спасибо за столь лестные слова. Приятно очень. Гаджи, вот первый вопрос – с какого возраста вы стали изготавливать кубачинские изделия и кто передал вам это ремесло?
Этому ремеслу нас учат со школьной скамьи. Лично я профессионально работать стал с 15-ти лет. Мне повезло, так как отец отдал меня в подмастерье знаменитому мастеру Туллиеву Магомеду. Он научил меня азбуке мастерства. А дальше, думаю, каждый должен найти свою линию мастерства.
Я счастливый человек, так как за 40 лет практики смог выработать свой стиль в работе.
Что значит для вас аул Кубачи?
Этот аул для меня больше чем постоянное место проживания. Здесь жили мои прадеды, живу я и будут жить мои дети. Поэтому, Кубачи для меня — это все самое лучшее и родное!
Много ли ремесленников в вашем ауле заняты изготовлением знаменитых изделий?
На самом деле, все кубачинцы испокон веков являются ювелирами. Это и прославило нас на весь мир. Но, знаменитые музейные работы делают только единицы. Кстати, эта отличная тема для спекуляций.
Вы обладаете отличным и раскрученным брендом. Гаджи, скажите, есть те, кто пытается обманывать людей, подсовывая им некачественные изделия под знаком «Кубачи»?
К великому сожалению, в последние годы под брендом «Кубачи» очень многие стараются подсунуть товары китайского, турецкого или малазийского производства низкого качества. Конечно же, все это сказывается на престиже, но настоящие профессионалы всегда стремятся к совершенству.
Кубачинские браслеты в последние годы приобрели огромную популярность. Допустим, если увидели на руке девушки браслет, сможете определить ваша это работа или нет?
Плох тот мастер, который не может определить свою работу в течение двух-трех секунд осмотра. Для меня не составит никакого труда это сделать.
Серебро – это особый лечебный металл. Ведь, не зря в старину богатые люди использовали посуду из серебра. Скажите, кубачинское серебро обладает лечебными свойствами?
Эту тему я очень глубоко изучил. Сам стараюсь пользоваться серебряными изделиями. Вообще, из серебра с языческих времен делали амулеты и обереги. Его бактерицидные свойства действительно улучшают состояние здоровья. Серебро считается символом мудрости. А браслеты из серебра отпугивают нечистую силу.
У нас в Кубачи многие делают очистители для воды и разные обереги.
Гаджи, что самое сложное в вашем работе? На первый взгляд кажется, что нужно быть очень аккуратным и иметь филигранное зрение. Так ли это?
Нет, Али, самое главное — полет фантазии. Конечно же, зрение тоже важно, но самое сложное в нашей работе — придумать узор, который понравится тебе самому и человеку, для которого ты изготавливаешь это изделие.
Я знаю, что ваш сын тоже занимается изготовлением кубачинских изделий. Получается, что вы передаете свои навыки детям?
В нашем деле преемственность очень важна. Отцы передают свои навыки детям для того, что сохранилась наша индивидуальность. Кстати, у наших мастеров есть добрая традиция. Любой мастер должен самую лучшую свою работы подарить старшему сыну в семье. Это неписанное правило все стараются соблюдать.
Кстати, а вот мой младший сын изготавливает свое первое изделие.
Да простит меня ваша супруга за этот нескромный вопрос, но все же задам его вам. Скажите, если бы вы были молодым юношей, какое бы изделие подарили своей возлюбленной?
Надеюсь, что супруга не прочитает эти слова. А так, конечно же, свой самый красивый женский браслет. Вообще, я душу вкладываю во все изделия, но браслеты люблю особенно.
Как вы думаете, как долго будет жить ваше ремесло?
Очень надеюсь на то, что дело наше будет вечным.
Как правильно эксплуатировать и обслуживать ваши серебряные браслеты?
Чтобы браслет радовал вас долгие годы, не подвергайте его воздействию кислот и щелочей. Все изделия иногда требуют чистки. Их можно мыть в мыльной воде мягкой зубной щёткой или суконной тряпкой с использованием специального средства. Я знаю, что ты даришь это средство всем, кто покупает браслет. Хорошее дело делаешь!
Да-да, каждому покупателю дарю. Гаджи, что бы вы посоветовали тем, кто хочет приобрести одно из изделий кубачинских мастеров?
Прежде всего постарайтесь не покупать изделия из Турции или Китая. Убедиться что это настоящее кубачинское серебро. Лучше сразу же обратиться к компетентному человеку.
И последний вопрос как настоящему профессионалу. Скажите, вот был ли в вашей практике такой случай, когда вы бы могли заявить, что вот оно – настоящий эталон работы мастера? Или, вы считаете, что совершенству нет предела?
Хорошие изделия я, конечно же, видел, но согласен с тем, что совершенству нет предела. Мастера придумывают все новые и новые узоры и изделия. Поэтому, нужно всегда быть в теме, дабы не отстать.
Поблагодарю Вас на даргинском языке – баркала! Вернее, большое баркала! Действительно, получил массу удовольствий от поездки в Кубачи и беседы с таким уникальным мастером. Очень надеюсь, что еще вернусь в этот горный аул.
И тебе большое спасибо, Али. Доброе и нужное дело делаешь! Всего доброго.
Вот и все на сегодня. А теперь обещанный ОБЕЩАННЫЙ БОНУС : если вы после прочтения этого интервью закажете один из серебряных браслетов Гаджи, то получите от меня скидку 10% ! Итак, еще раз: для того, чтоб получить скидку, вам нужно нажать ниже на кнопку «Заказать» и выбрать для себя браслет. В комментариях к заказу напишите следующее: «Я прочитал интервью»! Вам позвонит наш оператор и сообщит сумму полученной скидки. Если возникли какие-либо вопросы, пишите по форме обратной связи. А вот и кнопка для выбора браслета и оформления заказа:
С уважением, Али Аскеров!
Источник: tanci-kavkaza.ru