Золотой век – это целая эпоха в искусстве, которая отличается от других своими образами и стилистическими манерами. Взглянем на особенности, которые отличают эту эпоху искусства от всех остальных. Почему золотой век стал основным и фундаментальным в развитии русской культуры? Попробуем разобраться.
Основные элементы этой эпохи
Выражение «золотой век» появилось тогда, когда все искусство начали делить на временные отрезки. Именно тогда стали выделять золотой и серебряный века. Золотой век — это девятнадцатый век, когда русское искусство стало процветать и включать в себя художественные элементы, которые уже были известны и активно использовались в Западной Европе.
9 июля 2023 г.
В литературе этого времени стали преобладать элементы стиля просвещения, которые были наиболее популярны в Европе. Кроме того, важно сказать, что золотой век — это период, когда русский язык начал свое развитие, благодаря которому он стал намного красивее и обширнее. Появляются новые слова, обороты, средства выразительности и поэтические образы.
Значение этой эпохи
После того как значение золотого века было раскрыто, нужно сказать несколько слов о том, какие направления были открыты для русского искусства в эту эпоху. Золотой век поспособствовал развитию русского языка, во время которого стали раскрываться важные черты русской национальной культуры. Стали выделять несколько основных течений золотого века — это гуманизм, социальность и гражданственность.
Девятнадцатый век становится очень важным в формировании социальной жизни, где литература выходит на первое место и играет центральную роль в деятельности общественности.
Поскольку именно девятнадцатый век стал именно тем временем, на которое выпала Гражданская война 1812 года, то эта эпоха стала ключевой в создании русского патриотического духа. Именно в эту же эпоху началось восстание декабристов (1825 год), а вскоре и отмена крепостного права. Это все оказало очень большое влияние на дух русского народа, изменило всю его жизнь во всех сферах, создало новые представление о мире и быте.
Кроме того, важно сказать о том, что золотой век — это время, когда люди стали больше интересоваться историей. Это было обусловлено победой в Гражданской войне 1812 года. Национальное самосознание стало намного более развитым. Огромным культурным памятником стало произведение Н. Карамзина «История государства Российского». Это творение стало первым в жанре истории, которое читала вся страна, ища ответ на вопрос о том, какое место занимает Россия в истории всего мира.
Сокровища «Пруссии» @SMOTRIM_KULTURA
Литература этой эпохи
В литературе золотой век — это именно та эпоха, когда начинается самый рассвет всего художественного творчества. Новые литературные направления, например тот же романтизм, новые поэтические образы, новые формы стихосложения. Все это начинает развиваться в эпоху Елизаветы – в золотой век русской литературы.
Александр Пушкин
Самым известным поэтом, который сделал огромный вклад в развитие литературы золотого века, считается Александр Сергеевич Пушкин. Именно благодаря поэту русский язык стал развиваться. Появилось огромное количество новых, ранее неиспользуемых изобразительно-выразительных средств, которые начинают встречаться в каждом произведении Пушкина.
Одним из центральных персонажей золотого века, который как нельзя лучше характеризует данную эпоху, стал Евгений Онегин – главный герой одноименного романа Александра Сергеевича. Онегин поддерживает все те взгляды, которые были характерны для людей, живущих в эту эпоху.
Михаил Лермонтов
Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» и «Демон» стали творениями, подчеркивающими уровень литературного развития в девятнадцатом веке. Как и у Александра Пушкина, главные герои стали изображением «лишнего человека», который не может найти своего места в мире, скитаясь в одиночку и преодолевая жизненные трудности, порой идя нечестным путем.
Антон Чехов
Сатирические произведения Антона Павловича Чехова также относятся к русской классике золотого века. Отражающие истинную человеческую суть многие пьесы Антона Павловича до сих пор ставят в театрах по всему миру. В своих произведениях Антон Чехов всегда затрагивал очень важные проблемы современного человека. Причем важно сказать, что то, как преподносит автор эти человеческие недостатки, вызывает и смех, и жалость одновременно. Про творчество Чехова всегда говорили «смех сквозь слезы».
Федор Достоевский
Творчество Федора Михайловича также стало очень важным для золотого века. Новые взгляды, которые основывались на свободе личности, перевернули все восприятие мира. Именно эту проблему поднимает Федор Достоевский в ряде своих произведений. Например, «Игрок» даже произносит такую фразу, которая заставляет задуматься: «Если десять лет назад это было постыдно, а сегодня это выставляется напоказ, то что можно ожидать от последующих поколений. » В другом своем произведении, «Преступление и наказание», Достоевский через своего главного героя – Раскольникова показывает, что человеку подвластно все, он свободен и вправе делать все, что ему будет угодно. Однако совесть и моральные принципы должны удерживать человека от совершения очень больших и непоправимых ошибок.
Иван Тургенев
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева также ярко подчеркивает все аспекты нового бытового строя в обществе. Его произведение «Отцы и дети» описывает период, когда новые взгляды только начинают появляться среди молодежи. Более взрослое поколение, выросшее в совсем другой период, не может понять и поддержать нововведенные общественные мнения. Это неприятие отлично характеризует все воспитание более взрослого поколения. Произведения Ивана Тургенева могут помочь тем, кто пытается разобраться, как и почему человек рассуждает сегодня так, а не как-либо иначе.
Лев Толстой
Произведения Льва Николаевича Толстого, столь же известного представителя золотого века, — это творения, которые способны показать читателям все те нормы и принципы нравственности, которые поддерживались на протяжении очень долгих столетий. Многочисленные произведения, которые рассказывают об одиночестве безнравственных людей, об их муках и переживаниях, несут особую мораль для всех читателей.
«Война и мир» — роман-эпопея, который кроме проблемы человеческой безнравственности раскрывает все ужасы военного искусства. Описанная писателем Гражданская война 1812 года имеет центральное место в произведении. Главные герои понимают всю жестокость и глупость войны, бессмысленность принесенных в жертву жизней.
Федор Тютчев
Творчество Федора Ивановича стало завершающим. Именно произведения Ивана Тютчева заключили золотой век в литературе, таким образом, отделив от всех последующих эпох. Лирические произведения, которые выходили из под руки писателя, уже больше напоминают серебряный век своими образами, однако все же не имеют особенности, присущей следующей эпохе.
Общий вывод
Девятнадцатый век, или золотой век, стал очень важным в развитии русского языка, литературы и культуры в целом. Значение выражения «золотой век» подробно разобрано выше. Сложно представить, что было бы с русской культурой, если бы не было всех тех прекрасных писателей, благодаря которым произошел такой быстрый и стремительный переворот всех взглядов, как политических, так и общественных.
Источник: fb.ru
«Золотой фонд российской изобразительной культуры»
В Южно-Сахалинске пройдет передвижная выставка цикла «Сокровища музеев России», созданная в рамках национального проекта «Культура» Патриаршим советом по культуре при участии проекта «Россия – Моя история», Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и фонда «Прорыв», сообщила «Русской народной линии» пресс-служба проекта «Моя история».
«С 22 августа по 22 сентября 2019 года в музейно-мемориальном комплексе «Победа» откроется выездная экспозиция «Сокровища музеев России», которая является продолжением одноименной выставки, с беспрецедентным успехом прошедшей в Москве в ноябре 2018 года, — рассказали в пресс-службе проекта. — Художественные коллекции региональных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях. Хронологически выставочная коллекция «Сокровища музеев России» охватывает период с конца XVIII до второй половины ХХ века и включает в себя несколько десятков уникальных произведений ключевых российских художников от иконы до соцреализма, собранные из различных уголков страны.
Кураторской группой проекта, которую возглавила генеральный директор Третьяковской галереи З.И.Трегулова и в которую вошли сотрудники галереи, а также специалисты Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и эксперты Патриаршего совета по культуре, представлена история российского искусства во всем его многообразии. Шедевры, многие из которых ранее не покидали пределов своих регионов или вовсе были сокрыты в хранилищах, начинают арт-тур по стране. Выставки пройдут в течение полугода в восьми городах России.
Состав выставки в Южно-Сахалинске включает полотна кисти И.Шишкина, А.Куинджи, И.Крамского, В.Серова, И.Репина, Б.Кустодиева, Н.Крымова, В.Тропинина, И.Грабаря, А.Явленского, Р.Фалька, П.Оссовского, Д.Жилинского, Ю.Пименова, которые представляют золотой фонд российской изобразительной культуры.
Основной темой экспозиции стало нерушимое единство культурного пространства страны.
Подготовка к выставке стала продолжением огромной работы кураторов по выявлению шедевров региональных коллекций. Экспозиции наглядно демонстрируют художественные сокровища российской провинции. Произведения прошли долгий путь научного описания.
На выставке представлены все жанры живописи: портрет (парадный, провинциальный), пейзаж (от севера до юга России), исторические полотна и жанровые сцены. Многообразие имен и произведений дают посетителям возможность проследить поэтапное развитие отечественного искусства.
Выставка станет значимым событием для жизни Южно-Сахалинска. Уже сейчас к ней проявляют интерес искусствоведы и ценители живописи».
В рамках экспозиции для всех возрастных групп будет организована насыщенная экскурсионная программа, подготовленная Министерством культуры РФ, историческим парком «Россия ― Моя история», Государственной Третьяковской галереей и ГМВЦ «РОСИЗО».
В 2019–2020 годах цикл экспозиций планируется продолжить. Будут представлены выставки, посвященные русскому и западноевропейскому искусству.
Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре и Министерством культуры РФ.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Сообщение для редакции Закрыть
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО «ТЕНЕС»; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО «Философия ненасилия»; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна
Источник: ruskline.ru
Что такое золотое правило морали и откуда оно взялось
Каждому человеку с детства внушают, что он должен быть гуманным и справедливым по отношению к окружающим. Русские народные сказки пропитаны нравственностью и учат простому и важному: «не рой другому яму — сам в неё попадёшь», «не плюй в колодец, ещё придётся из него напиться». Большинство говорили или хотя бы слышали фразу «говоришь на меня, переводишь на себя», которая означает, что если ты сказал плохо о другом человеке, то этим унизил сам себя.
Ты можешь не знать, что такое золотое правило морали, но его отголоски проникли во все сферы жизни. Оно лежит в основе общей идеи гуманизма, любви и уважения к людям.
Что такое мораль, и зачем она нужна
Image by OpenClipart-Vectors from Pixabay
Мораль — это сформированное в подсознании мнение о добре и зле, нормах поведения и жизненных ценностях, которое позволяют занять определённую позицию в социуме. Общество, в котором ты живёшь, диктует свои правила, но только ты решаешь, каким из них следовать.
Правильное восприятие, что можно, а что нельзя, накладывает отпечаток на будущее. Если у ребёнка не сформировано понятие нравственности, в зрелом возрасте он будет отклоняться от того, что для него в приоритете, и слепо полагаться на мнение других.
Проще говоря, жить «чужой» головой.
Человеку, для которого мораль — это не пустой звук, присущи такие качества:
- честность;
- искренность;
- надежность.
Поскольку мораль является феноменом социальной и духовной жизни, она приносит пользу всем членам общества. Её главная функция заключается в формировании личных убеждений согласно допустимым нормам и последующей социализации. Отказ от этого влечет за собой одиночество. Общество помогает развиваться только тем людям, чья мораль вписывается в установленные порядки.
Золотое правило нравственности
Откуда оно взялось золотой правило морали
Золотое правило морали гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Оно заключается в равенстве всех людей с точки зрения их свободы и способности совершенствоваться и учит каждого задумываться о последствиях своих поступков, ставить себя на место другого. Причем, «другим» может быть кто угодно, как близкий друг, так и злейший враг.
Впервые о золотом правиле морали заговорили в глубокой древности. В её основе лежали бесконечные этические размышления: вправе ли человек ответить злом на зло и обязан ли подставлять левую щёку. Подобные вопросы до сих пор являются фундаментальным каноном и в разных формах присутствуют во всех существующих религиях.
Золотое правило морали основано на взаимности. Отношения меду людьми выстраиваются так, что если что-то позволено одному, по умолчанию, это позволено и другому. Оно не говорит о том, должен ли человек быть нравственным, а диктует, как нужно это делать. Задача золотого правила морали — помочь добродетельному человеку найти правильное решение, чтобы оставаться в ладах со своей совестью. «Золотым» оно называется потому, что является ключом ко всем общественным нормам.
Чем золотое правило морали покорило разные культуры
Принципы нравственности начали формироваться вместе с обществом. Когда к людям пришло понимание, как нужно себя вести, чтобы избежать конфликтов и сделать совместную жизнь максимально комфортной и удобной для всех.
Именно тогда они пришли к выводу, что залог всеобщего счастья — внимательное отношение к потребностям других, и если с тобой поступили плохо, тебе больно и грустно, значит так же больно и грустно будет другому человеку, если ты поступишь так с ним.
При рассмотрении истоков золотого правила морали вызывают удивление три вещи:
- поразительно, насколько древние мудрецы оказались единодушны в вопросах морали, принципы были озвучены практически одинаково;
- формулировки универсальны и до сих пор не потеряли актуальность, хотя вряд ли кто-либо заботился о том, как они будут восприняты потомками;
- зарождение правил произошло примерно в одно и то же время в разных культурах, отношения между которыми на данном этапе были маловероятны.
Аристотель утверждал, что в природе существует абсолютная справедливость и абсолютная несправедливость, и они являются общими для всего человечества и негласно признаны всеми народами мира.
Это правило лежит в основе мироздания, в отличие от законов, которые каждое общество устанавливает для себя. Отголоски золотого принципа морали прослеживаются во многих древнегреческих произведениях, таких как «Одиссея» Гомера и «История» Геродота, а также в учениях Сократа, Геосида и Платона.
Махабхарата — детище древнеиндийского эпоса, настоящий возраст которого неизвестен, и одна из самых крупных книг в мире, о золотом правиле морали высказывается чётко и ясно: действия, которые нежелательны по отношению к себе, не должны выполняться по отношению к другим.
Согласно преданиям, Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика о том, есть ли универсальное правило, которым можно руководствоваться на протяжении всей жизни, сказал: «Взаимность. Не делай другим того, чего не хочешь для себя».
Христианские учения наполнены призывом не причинять вред ближнему, что позволит прожить долгую и счастливую жизнь. Широко известны слова Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете. Прощайте, и будете прощены».
Золотое правило морали донёс до мусульман пророк Мухаммед, который говорил, что «ничья вера не будет крепкой, пока он не полюбит для своего ближнего то, что он любит для себя». Проще говоря, позволь другому жить так, как хотел бы ты сам, и будет тебе счастье.
Японская пословица гласит: «Ущипнёшь себя — узнаешь, как бывает больно другим». В азиатской культуре многое подчиняется этому правилу. Японцы не приветствуют угрозы, избегают прямых столкновений и традиционно стремятся установить взаимопонимание.
Критика золотого правила морали
Но были и несогласные. Некоторые философы посчитали золотое правило морали неустойчивым.
С критикой выступил немецкий философ Иммануил Кант. По его мнению, в чистом виде это правило не может выступать основой всех моральных обязательств, потому что каждый человек имеет определённые потребности и склонен действовать под влиянием чувств и эмоций. Принуждение к нравственным поступкам в корне противоречит самой идее гуманности.
Джордж Бернард Шоу отметил, что если у двух людей разные ценности, будет ли то, что первый считает хорошим для себя, таким же хорошим и для другого? Принцип «поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» подразумевает, что ты полагаешься на свои вкусы и ждёшь, что окружающие безоговорочно их учтут.
От нравственности никуда не убежать. Споры, конфликты и войны — это, прежде всего, агрессия одного человека в сторону другого и логичная обратная реакция. Вопрос, можно ли рассматривать «золотое правило морали» и все вытекающие из него заповеди и принципы как общечеловеческие ценности, по-прежнему остаётся актуальным.
Потому что очень легко нарушить это хрупкое равновесие и далеко не каждый человек может поручиться за свои поступки в будущем. В любом случае, некоторые принципы нравственности закладываются априори, и задача человека — им следовать. Именно моральные установки «вытачивают» личность.
Есть ли другие золотые правила морали?
«Золотое правило морали» олицетворяет собой нравственный и этический кодекс разумного человека. Как на словах, так и на практике это правило – очень философская и культурная мысль, которая делает человечество организованным, а социум – адекватным и справедливым.
Основополагающий принцип гуманизма и человечности очень важен в формировании настроений в обществе. Закономерно, что если каждый человек начнет делать, что ему хочется, и жить по собственным устоям и заповедям, в мире начнется хаос.
Но «золотое правило морали» – далеко не одна нравственно-этическая догма, на которую стоит ориентироваться при совершении того или иного поступка. Психологи, философы, специалисты по этике единогласны во мнении, что в жизни нужно руководствоваться общечеловеческими правилами, но не забывать о собственных.
«Золотое правило морали» является источником мудрости и гуманизма. Но не этим правилом единым. Категорически зацикливаться на одной заповеди и уж тем более учить этому своих детей неверно. При таком подходе формируется очень узкое мышление и видение окружающего мира, которое делит все вокруг происходящее исключительно на положительное и отрицательное.
Но жизнь не делится на черное и белое. Есть множество других оттенков. Случается не только хорошее и плохое. Вокруг нас бесконечно вращается масса ситуаций и обстоятельств, в которых нередко приходится переступать через нормы морали.
Так какие же еще этические и нравственные правила, помимо «золотого», можно выделить? Вот несколько основных моральных заповедей, которые помогут в любой ситуации оставаться человеком:
- Не порть чужое. Ты не знаешь, сколько времени и сил пришлось потратить человеку, чтобы создать то или иное творение. Это может быть что-то материальное или духовное – нет разницы. Не порть то, что создано другим человеком.
- Не хами старшим. Даже если ты считаешь, что собеседник неправ – не нужно переходить на личности. Да и вообще хамство – показатель невоспитанности.
Даже в ситуации, когда тебе приходится доказывать свою правоту или отстаивать собственные интересы – не хами. Учись правильно конфликтовать, не переходя за рамки моральных заповедей. - Не сквернословь. Любой язык богат прилагательными, эпитетами и другими словами для выражения эмоций. Сквернословие – показатель недалекости и бессилия. Ничем хорошим это человека не характеризует.
- Не обманывай. Вранье тянет за собой вранье. Стоит только начать – и ты не сможешь остановиться. Особенно в случае, когда говорят, что эта «ложь во благо». Нет, благо – это правда, даже если она нелицеприятная. А ложь – попытка обойти правила и смягчить удар.
Но любая ложь рано или поздно становится явью, это тебе подтвердит любой мудрец. Поэтому лучше сказать сразу, как есть, не усугубляя ситуацию. - Не бери чужого без спроса. Нет разницы, намеренно или случайно. То, что тебе не принадлежит – неприкосновенно.
- Уважай родителей. Сейчас модно обвинять родителей во всех своих проблемах, моральных травмах и т.д. Но родители дали тебе жизнь, они тебя вырастили и воспитали. С точки зрения жизни и морали это – веский повод безусловно уважать родителей. Просто за то, что они есть.
- Не обижай животных. Человек, который может позволить себе обидеть беззащитное животное, не знает о морали абсолютно ничего.
- Относись к людям с добрыми намерениями. Забудь о негативе и отрицательном подходе. Старайся вступать во взаимоотношения с другим человеком, даже если это просто мимолетное общение, с открытой душой и добрым сердцем. Добро всегда возвращается.
- Уважай честь и личные границы других людей. Помни, что твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей. В любой ситуации всегда в первую очередь смотри на себя.