301. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной буквы в окончаниях.
На скрипуч..м дерев. из дальн..го леса, на тонк..й ветк. в толст..й тетрад. гремуч..ю волной, поздн..й осенью, с чёрн..ми глазами, на праздн..й борозде, с осенн..ю прохладой, вчерашн..м днём, с добр..м утром, с хорош..м товарищем, в син..м неб. в осенн..ю непогоду.
На скрипучем дереве, из дальнего леса, на тонкой ветке, в толстой тетради, гремучею волной, поздней осенью, с чёрными глазами, на праздной борозде, с осеннею прохладой, вчерашним днём, с добрым утром, с хорошим товарищем, в синем небе, в осеннюю непогоду.
302. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных, обозначьте падеж прилагательных.
1) У хорош..го стр..лка каждая стр..ла м..тка. 2) Правда с хорош..ми людьми ж..вёт. 3) У храбр..го г..нерала не бывает труслив..х солдат. 4) В трудн..ю м..нуту друг всегда рядом. 5) Пшеница б..ится поздн..го дождя.
6) Ловч..ю птицу по клюву узн..ют. 7) Мал..е слово больш..ю обиду творит. 8) Из пуст..го в порожн..е перел..вают.
«Берег детства», стихи Ильи Резника, музыка Георгия Портнова, поёт Бисер Киров
Найдите однокоренные слова, выпишите, выделите корень. Запишите ещё несколько однокоренных слов к данным словам.
Выпишите три пары антонимов, укажите, какими частями речи они выражены.
1) У хорошего стрелка каждая стрела метка. 2) Правда с хорошими людьми живёт. 3) У храброго генерала не бывает трусливых солдат. 4) В трудную минуту друг всегда рядом. 5) Пшеница боится позднего дождя.
6) Ловчую птицу по клюву узнают. 7) Малое слово большую обиду творит. 8) Из пустого в порожнее переливают.
303. Прочитайте выразительно поэтические строки Н. Рыленкова. Какую картину рисует поэт?
Запишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.
Кусты в с..ребрян..х серё..ках
Ст..ят гл..дят по ст..р..нам
Где рус..й дождь на тонк..х но..ках
Переб..жал д..рогу нам.
А дождь св..рнул за речку круто
В луга и там и..чез из глаз.
И грянул птич..й хор как будто
Он подж..дал лишь только нас!
Подчеркните имя прилагательное, которое отвечает на вопрос чей?
Укажите грамматические признаки выделенных слов.
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
А дождь свернул за речку круто
В луга и там исчез из глаз.
И грянул птичий хор, как будто
Он поджидал лишь только нас!
304. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной после шипящей в окончаниях прилагательных.
В больш..м городе, от колюч..го взгляда, в чуж..м краю, горяч..го хлеба, хорош..го друга, могуч..го духа.
Укажите морфологические признаки выделенных слов.
В большом городе, от колючего взгляда, в чужом краю, горячего хлеба, хорошего друга, могучего духа.
305. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласных после шипящих. Определите, к каким частям речи относятся выписанные слова.
Упражнение, 160 165, страницы70 72, Повторение, В. Канакина, рабочая тетрадь,4 класс, 2 часть
На чуж..й сторонушке, больш..й конверт, свеж..го хлеба, ярким луч..м, невнятный ш..пот, укрыться плащ..м, береж..т честь, красивая прич..ска, ш..рох листьев, с умным товарищ..м, дремуч..го леса, тяж..лый взгляд, печ..м пирожки, горяч..го привета.
Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
На чужой сторонушке, большой конверт, свежего хлеба, ярким лучом, невнятный шепот, укрыться плащом, бережет честь, красивая прическа, шорох листьев, с умным товарищем, дремучего леса, тяжелый взгляд, печем пирожки, горячего привета.
306. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласных после шипящих и Ц.
1) Хороша рыбка, да на чуж..м она блюде лежит. 2) В колюч..м кустарнике не спрячешься. 3) Больш..му кораблю — больш..е плаванье. 4) Лиц..м белый, да душ..й ч..рный. 5) Меч..м мир не покоришь.
6) Не по возрасту поч..т, а по честному труду. 7) Обж..ра что ж..рнов: что ни кинь, всё съест. 8) Лучш..му гостю поч..тное место. (Пословицы)
Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выделите корень слова, объясните выбор гласной буквы. Укажите, какой частью речи это слово является.
Найдите слово с непроизносимой согласной в корне, подчеркните непроизносимую согласную, объясните её правописание. Определите, какой частью речи выражено это слово.
1) Хороша рыбка, да на чужом она блюде лежит. 2) В колючем кустарнике не спрячешься. 3) Большому кораблю — большое плаванье. 4) Лицом белый, да душой черный. 5) Мечом мир не покоришь. 6) Не по возрасту почет, а по честному труду.
7) Обжора что жернов: что ни кинь, всё съест. 8) Лучшему гостю почетное место. (Пословицы)
307. Запишите слова в две колонки: 1) с Е(Ё) после шипящих; 2) с О после шипящих и Ц. Обозначьте части речи этих слов и укажите условия выбора гласных букв.
Ч..лка, щ..лка, больш..го, хорош..го, ключ..м, товарищ..м, ш..потом, чуж..го, в дремуч..м, шалаш..м, кирпич..м, туч..й, ш..рох, деш..вый, калач..м, полотенц..м, лиц..м, могуч..го, жгуч..го, плач..м, мяч..м, печ..т, влеч..т, подош..л, плющ..м, душ..й, ш..рты, тяж..лый.
Челка, щелка, большого, хорошего, ключом, товарищем, шепотом, чужого, в дремучем, шалашом, кирпичом, тучей, шорох, дешевый, калачом, полотенцем, лицом, могучего, жгучего, плачем, мячом, печет, влечет, подошел, плющом, душой, шорты, тяжелый.
308. Выпишите из предложений: а) слова с орфограммой «Буквы О — Е после шипящих в окончаниях имён прилагательных»; б) остальные слова с пропущенными буквами. Определите части речи, объясните правописание орфограмм.
1) Что ты ..делал хорош..го? (Л. Татьяничева) 2) Кузнец..м никто не р..ждается. (Пословица) 3) К больш..му т..рпенью придёт и уменье. (Пословица) 4) Всегда любите друг друга всей душ..й. (В. Гюго) 5) По степени больш..го или меньш..го ув..жения к труду. можно узнать степень ц..вилизац..и народа. (Н. Добролюбов) 6) Куй ж..лезо, пока горяч.. . 7) На чуж..й ст..р..не и сокола з..вут вороною. 8) Старый в..рблюд не б..ится т..ж..лой клади. 9) Расч..т порядок любит, уч..т людей не губит. (Пословицы)
1) Что ты сделал хорошего? (Л. Татьяничева) 2) Кузнецом никто не рождается. (Пословица) 3) К большему терпенью придёт и уменье. (Пословица) 4) Всегда любите друг друга всей душой. (В. Гюго) 5) По степени большего или меньшего уважения к труду. можно узнать степень цивилизации народа. (Н. Добролюбов) 6) Куй железо, пока горячо. 7) На чужой стороне и сокола зовут вороною.
8) Старый верблюд не боится тяжелой клади. 9) Расчет порядок любит, учет людей не губит. (Пословицы)
*309. Определите слова по их лексическому значению и запишите в столбик.
1) Выражающий подлинные чувства, правдивый, откровенный; 2) принадлежащий, относящийся к ранней поре чего- нибудь; 3) излучающий сильный свет; 4) имеющий большую глубину; 5) о частях года, дня: приближающийся к своему исходу; 6) внушающий доверие, верный, прочный; 7) бывший, происходивший вчера; 8) то же, что далёкий.
Составьте с данными словами словосочетания, поставив имена прилагательные в Р. п., Т. п., П. п. Выделите окончания имён прилагательных.
Искренний, ранний, светлый, глубокий, поздний, надёжный, вчерашний, дальний.
*310. Дополните каждый ряд синонимов именем прилагательным в том же падеже, в котором стоят записанные слова. Выделите окончания, укажите падеж записанных слов.
1) . лицемерного, двуличного, фальшивого, лживого;
2) . благотворном, благодетельном; здоровом;
3) . василькового, сапфирового, голубого, небесного, бирюзового, лазурного, лазоревого;
4) . преданным, постоянным, неизменным; надёжным;
5) . бессистемному, хаотичному, анархичному, сумбурному;
6) . сумрачному, неосвещённому; мрачному;
7) . лукавом, плутоватом, жуликоватом;
8) . неясным, невразумительным, тёмным, туманным, двусмысленным.
Неискреннего, полезном, синего, верным, беспорядочному, тёмному, хитроватом, непонятным.
*311. Запишите к данным словам антонимы.
Составьте с записанными словами словосочетания: прилагательное в П. п. + существительное. Запишите, выделите окончания прилагательных, объясните выбор гласной после шипящей.
1) аккуратный, 2) древний, 3) праздничный, 4) последний, 5) щедрый, 6) ясный.
*312. Рассмотрите внимательно картину И. Левитана «Золотая осень». Какие краски использует художник? Какое настроение они передают? Какие чувства вы испытываете от созерцания картины И. Левитана?
В данном ниже тексте описывается картина И. Левитана «Золотая осень», но имена прилагательные опущены. Запишите текст, вставьте на месте пропусков имена прилагательные.
Какую . . осень написал И. И. Левитан!
Роща пылает кострами берёз. . россыпями светится земля. В . воде реки отражаются . голубизна неба, . и . обрывистые берега, . ветки кустарника. . воздух . и . .
. осень — праздник золота и синевы. . праздник красоты. И немного . это — красота прощания. Скоро — зима. (По В. Порудоминскому)
Сверьте свой вариант с авторским.
Какую яркую, светлую осень написал И. И. Левитан!
Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.
Левитановская осень — праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: это — красота прощания. Скоро — зима. (По В. Порудоминскому)
Выделите в прилагательных окончания, объясните в них выбор гласной буквы.
Назовите в последнем абзаце имена существительные, которые обозначают признак.
Запишите авторский вариант последнего предложения из первого абзаца. Произведите его синтаксический разбор. Расскажите о синтаксической роли имён прилагательных.
Запишите авторский вариант первого предложения из второго абзаца. Произведите его синтаксический разбор; объясните постановку тире в предложении.
Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте.
313. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
1) Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает . и отвечает на вопросы . . . . . (например: . . ).
2) Имена прилагательные изменяются . . (только в ед. ч.), . (например: . . . ).
3) В предложении имена прилагательные являются . или . . Например: а). ; б). .
1) Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Какое?, Какие?, Чей? (например: цветной, интересные).
2) Имена прилагательные изменяются по падежам, родам (только в ед. ч.), числам (например: зеленый, зеленая, зеленое).
314. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
1) Имена прилагательные в мужском и среднем роде в Т. п. ед. ч. имеют окончание . а в П. п. — . (например: . . ).
2) Имена прилагательные в женском роде в В. п. имеют окончание . а в Р. п., Д. п., Т. п., П. п. — . (например: . . ).
315. (Задание по теории языка.) Допишите предложение.
В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква . а без ударения — . (например: . . ).
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.ru
ГДЗ рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс Канакина часть 2. Повторение. Номер №165
Прочитайте.
После дождя
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
А дождь свернул за речку круто
В луга и там исчез из глаз,
И грянул птичий хор, как будто
Он поджидал лишь только нас!
Н. Рыленков
• Какую картину вы представили, читая стихотворение? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?
• Подчеркните в частях сложных предложений грамматические основы.
• Закрасьте красным цветом слова и выражения, которые придают тексту особую выразительность.
reshalka.com
ГДЗ рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс Канакина часть 2. Повторение. Номер №165
Решение
• В заголовке отражена тема стихотворения.
• Когда я читаю эти строки мне представляется прогулка вдоль реки после дождя. На деревьях ещё висят капли дождя, и так громко поют птицы вокруг.
Кусты в серебряных серёжках
Стоят , глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
А дождь свернул за речку круто
В луга и там исчез из глаз,
И грянул птичий хор , как будто
Он поджидал лишь только нас!
• Особую выразительность придают стихотворению выражения: в серебрянных серёжках, русый дождь на тонких ножках, (грянул) птичий хор. Используя данные выражения, автор погружает нас в красоту описываемого момента.
Источник: reshalka.com
Кусты в серебряных сережках стоят глядят по сторонам где русый дождь на тонких ножках
164. Прочитайте.
Пр о сыпа е тся со л нце за В олгой,
За великою ру сс кой р е кой.
3. Александрова
• Подчеркните в предложении изученные орфограммы.
• Спишите предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу.
Просыпается солнце за Волгой,
За великою русской рекой.
165. Прочитайте.
После дождя
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
А дождь свернул за речку круто
В луга и там исчез из глаз,
И грянул птичий хор , как будто
Он поджидал лишь только нас!
Н. Рыленков
• Какую картину вы представили, читая стихотворение? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?
• Подчеркните в частях сложных предложений грамматические основы.
• Закрасьте красным цветом слова и выражения, которые придают тексту особую выразительность.
- Вы здесь:
- 4 класс
- Русский язык
- ГДЗ с ответами к рабочей тетради по русскому языку 4 класс часть 2 Канакина (Школа России)
- ГДЗ ответы по литературному чтению 4 класс учебник часть 1 Климанова, Горецкий
- ГДЗ ответы окружающий мир рабочая тетрадь 4 класс часть 2 Плешаков (Школа России)
- ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс учебник часть 1 Канакина, Горецкий
- ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс рабочая тетрадь часть 1 Климанова, Бабушкина (Перспектива)
- ГДЗ ответы окружающий мир рабочая тетрадь 4 класс часть 1 Плешаков (Школа России)
- ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс часть 1 учебника Климанова, Бабушкина (Перспектива)
- ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс часть 2 учебника Климанова, Бабушкина (Перспектива)
- ГДЗ ответы по русскому языку 4 класс рабочая тетрадь часть 2 Климанова, Бабушкина (Перспектива)
- ГДЗ ответы математика проверочные работы 4 класс, Волкова
- ГДЗ ответы по математике 4 класс учебник часть 1 Моро (Школа России)
Источник: gdzotvet.ru