В фонде лаковой миниатюры хранится более 6 000 экспонатов. Лаковая миниатюра писалась на разных материалах: дереве, стекле, перламутре, камне, фарфоре, папье-маше, оргалите, металле, картоне, холсте. В собрании музея представлены, преимущественно, произведения, написанные на папье-маше.
Начало коллекции лаковой миниатюрной живописи Всероссийского музея декоративного искусства положили предметы, переданные музею при его создании в 1981 году из Государственного исторического музея, Русского музея, Росизопропаганды (ныне РОСИЗО) и Союза художников РСФСР. В дальнейшем собрание пополнялось за счет приобретений у частных коллекционеров и художников, а также даров музею.
За счет бюджетных закупок Министерства культуры РСФСР уже в 1980-е годы в коллекцию удалось приобрести ценные экспонаты, не уступающие по качеству лучшим произведениям, хранящимся в фондах старейших музеев страны.
В 1999 году в музей поступило обширное собрание из Музея народного искусства: в результате этого поступления фонд лаковой миниатюры Всероссийского музея декоративного искусства стал одной из крупнейших и наиболее представительных коллекций России.
Основу коллекции составляют экспонаты, приобретенные у частных лиц. Пополнение собрания таким способом стало возможным благодаря популярности этого вида искусства, его относительной доступности и широкому бытованию в определенные периоды времени.
Важнейшим направлением работы отдела по комплектованию коллекции было и остается установление и поддержание тесных контактов с центрами лаковой миниатюры – Палехом, Холуем, Федоскино, Мстерой, а также с художниками, частными коллекционерами, профильными учебными заведениями.
Музей оказывает поддержку художникам и центрам лаковой миниатюры, организуя персональные и юбилейные выставки на своих площадках, а также в других регионах России и за рубежом. Активная выставочная работа позволяет пополнять коллекцию дарами высочайшего уровня.
Источник: damuseum.ru
История села Холуй, иконописи, лаковой миниатюрной живописи
Холуй одно из древнейших поселений, расположенный в 360 километрах в северо-восточном направлении от Москвы.
Красота сих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих.
Река – красавица небольшая, глубокая, извилистая Теза, с ее широкими весенними разливами что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Она, по-видимому, не была незамеченной и стала источником вдохновения на труд и творчество.
Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые «холуи», «холуйники»’ — так объясняет русский толковый словарь В. И. Даля значение этих слов, а промысел рыбы в Холуе всегда был. Ее ловили много, и сами ели и продавали.
Первые документальные сведения о Холуе, уже известном русском селении, относится к ХVI веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 года Троице-Сергиеву монастырю «Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц», из которой следует, что Холуй в то время являлся вотчиной этого монастыря, куда и поставляли холуяне добываемую здесь соль — продукт нужный и дорогой.
В документах датированных 1613 годом Слобода Холуй упоминается уже как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Ученые люди иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя называют древне-русской живописью.
Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре. К началу ХVII века Холуй получил широкую известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки.
Наряду с этим Холуй славился и как центр иконописи, иконы распространялись коробейниками во все концы Российской империи. С начала ХVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России, Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу.
Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос естественно способствовал развитию.
Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, в 1882 году открыло в Холуе рисовальные классы, немного позднее они преобразовались в иконописно-рисовальную школу. В Холуйских иконах видим мы народные традиции владимиро-суздальских писем 14 века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчеркнутой монументальности композиций Иконописанием в Холуе занимались до Октябрьской революции 1917 года.
Пройдя множество этапов становления, художники пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше.Первые опыты миниатюрной живописи относятся к 1932 году. Художники Холуя, так же как и художники Палеха и Мстеры, явились основателями нового искусства русской лаковой миниатюры на папье-маше.
В 1934 году они объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников.
В 50-60 годах в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета. Разнообразие тем, сюжетов, своеобразное направление в русской лаковой миниатюре позволяет холуйским художникам найти свой путь отличный от Палеха и Мстеры. И не случайно 50-60е годы поражают ростом творческих сил.
Художники Холуя, приняв наследство от старых мастеров сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранили лучшие традиции лаковой миниатюры, ее народную основу. Работы художников Холуя ежегодно участвуют в выставках-продажах как в России, так и за границей. Уникальные произведения занимают высокие места, гран-при медали и т.д.
Среди художников Холуя есть народные, заслуженные, а так же молодые, но очень талантливые выпускники Холуйского художественного училища. В многоликом и разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение, за уникальность, красоту, талант художников и их »золотые руки».
Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна, как в исполнении, так и в понимании, она родная сестра станковой живописи. Однако это прикладное искусство, так как неразрывно живопись слита с объемным предметом, шкатулкой, либо другим видом изделия и имеет утилитарное назначение.
В произведениях художников Холуя по-новому проявились лучшие традиции древнерусского искусства. В разнообразных по теме и манере исполнения сюжетах выделяется народная талантливость и яркое индивидуальное своеобразие каждого художника.
Характерные особенности Холуйского письма и сегодня продолжают возникать в непрерывном творческом процессе художников и становятся традиционными. Красота Холуйской миниатюрной живописи своеобразна, неброская, но убедительно добрая, привлекательная, начиная с формы, пропорции самого изделия и заканчивая орнаментальным узором.
Миниатюрная живопись Холуя в очередной раз переживает период неудовлетворенности достигнутым, творческий процесс идет, наряду с лаковой миниатюрой возрождается иконопись, некогда запретная, создаются новые иконы с постоянным обращением к традициям, которые мастера сумели сохранить и развить в новых изделиях. Каждая работа хранит тепло человеческих рук, на всех этапах производства лаковой миниатюры применяется только ручной труд. В процессе изготовления изделий на предприятии используются традиционные технологии, натуральные, экологически чистые и качественные материалы. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя более 2000 сюжетов и видов изделий, среди них ‐ шкатулки, панно, поздравительные адреса, портсигары, ларцы, броши, письменные наборы и многое другое, с традиционной холуйской росписью, фирменным знаком и сертификатом качества. Больше статей.
- История
- Технология изготовления
- Иконопись
Источник: palekh-kholui.com
Русская лаковая миниатюра — виды, центры изготовления
Когда-то в России было множество мест, где создавались лаковые миниатюры. Сегодня осталось лишь 4 таких центра. Здесь продолжается традиция создания шедевров, производивших когда-то сенсации за рубежом. Целые сказочные миры с потрясающей детализацией выходят из-под кистей художников.
Хотите больше узнать о том, как творятся эти чудеса? Тогда прочтите эту статью. А потом отправляйтесь в путешествие по российским центрам лаковой миниатюры. Приготовьтесь погрузиться в мир невероятной красоты.
Палех
Все начиналось с икон. Именно их писали первые палехские художники, жившие в XVIII и XIX столетиях. Говорят, истоки их мастерства надо искать в Суздале и Владимире. Из этих городов бежали когда-то иконописцы, поселившиеся затем на месте нынешнего Палеха. От кого или от чего они бежали?
Доподлинно неизвестно.
Святые образы, выходившие из-под кисти этих мастеров, отличались мягкостью линий и тончайшей детализацией. А еще обилием золота. Этого цвета палехские мастера никогда не жалели. И не для того, чтобы поразить яркостью и блеском. Дело в том, что золотая краска используется как символ духовного начала.
Мир озарен ярким небесным светом — оттого-то он и сверкает золотом.
После революции иконы, конечно, были уже не в чести. Мастерам пришлось изображать нечто совершенно иное:
- сюжеты сказок;
- сцены из легенд;
- бытовые сценки.
Но удивительная, самобытная манера письма осталась прежней. Благодаря ей даже самые обычные сцены из крестьянской жизни выглядят сказочными, чудесными. Под кистью художника-миниатюриста мир преображается.
Экскурсии в России
14 отзывов
12 отзывов
Федоскино
Сначала ни о какой лаковой миниатюре и речи не было. Начиналось все с обыкновенных козырьков. Их изготавливал для солдат (а точнее, для киверов) купец Коробов. В конце XVIII столетия этот товар был востребован, поэтому дела у купца шли неплохо.
Но Коробову хотелось расширить свое производство. Поэтому он начал выпускать еще и табакерки. Они были украшены гравюрами, которые просто наклеивались на крышки. Сверху все покрывалось лаком.
А потом случилось событие, повлекшее за собой большие перемены на производстве. Благодаря этому событию и возникла прославленная федоскинская миниатюра. Благодаря ему имя купца Коробова до сих пор не забыто. Что интересно, к самому производству событие не имело изначально никакого отношения. Произошло вот что: дочь Коробова вышла замуж. А зять оказался полон новых ярких идей.
И начал воплощать их в жизнь.
Сегодня федоскинскую миниатюру узнают с первого взгляда. У нее целый ряд уникальных особенностей. Одна из них — использование масляных красок. В других центрах изготовления лаковой миниатюры применяют яичную темперу.
Холуй
История холуйской миниатюры имеет сходство с палехской: она тоже начинается с иконописи. Еще в XVI столетии тут писали миниатюрные образки с изображениями святых. После революции художникам пришлось выбирать другие сюжеты для творчества.
Пример того, какие именно сюжеты разрабатывали миниатюристы — шкатулка «Сказание о граде Китеже». Она была изготовлена в 70-е годы XX столетия. Интересно, что тут изображены сцены, не совпадающие во времени. Это характерно для иконописи. Вот Китеж среди лесов, под облачным небом. А рядом — он же, но уже уходящий под воды прозрачного, нежно-голубого озера.
А рядом — войска русских и татар сошлись на поле боя.
Весь сюжет древней легенды уместился на небольшом пространстве крышки прямоугольной шкатулки. Разглядывать ее можно долго, детализация просто удивительна. Смотришь — и, кажется, начинаешь верить, что Китеж действительно ушел на дно озера. А если даже и не поверишь в это, то в мастерстве холуйских художников уж точно никогда не усомнишься.
Мстёра
Здешние миниатюристы издревле отличались светлым, оптимистичным взглядом на мир. Иначе как объяснить яркую праздничность их работ? Они практически не использовали черную краску. Они не считали, что яркие фигуры выглядят эффектнее на черном фоне. Все их работы полны чудесного света.
Такую шкатулку хорошо поставить дома на видном месте: она будет поднимать настроение.
В настоящее время наблюдается тенденция к взаимовлиянию разных стилей лаковых миниатюр. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, происходит взаимообогащение. С другой стороны, страдает уникальность.
К счастью, многие художники-миниатюристы стремятся придерживаться древних традиций. Особенности конкретных стилей изучаются и бережно воспроизводятся в новых прекрасных работах.
Источник: www.votpusk.ru