ЛИК И ЛИЧИНА
В Библии говорится об образе и подобии Божием. Церковное предание разъясняет, что первое — это дар Божий, духовная основа каждого человека, а второе — потенция, способность духовного совершенства, то есть возможность образ Божий воплотить в жизни, в личности. И если это удается, в лице проступает лик. Полная противоположность лику — личина.
Первоначальное значение этого слова — маска, нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри как в физическом, так и в метафизическом смысле. Отец Павел Флоренский в своей статье «Иконостас» напоминал, что слово «ларва» (маска) получило у римлян значение астрального трупа, «пустой» оболочки, оставшейся от умершего, т.е. темной, безличной вампирической силы, ищущей себе для поддержки и оживления свежей крови и живого лица, которое она могла бы облечь, присосавшись и выдавая это лицо за свою сущность.
По Флоренскому, «лицо — это свет, смешанный с тьмою, это тело, местами изъеденное язвами. По мере того как грех овладевает личностью и лицо перестает быть окном, откуда сияет свет Божий и показывает все определеннее грязные пятна на собственных своих стеклах, лицо отщепляется от личности, ее творческого начала, теряет жизнь и цепенеет маской овладевшей страсти.
Селяне приняли разводы от мочи за лик Иисуса и Богоматери
Хорошо подмеченная Достоевским маска у Ставрогина, каменная маска вместо лица — такова одна из ступеней этого распада личности. Напротив, высокое духовное восхождение осиявает лицо светоносным ликом, изгоняя всякую тьму, все недоконченное в лице, и тогда лицо делается художественным портретом себя самого, идеальным портретом, проработанным из живого материала высочайшим из искусств, «художеством художеств». Подвижничество есть такое искусство; и подвижник не словами своими, а самим собою свидетельствует и доказывает истину. «Тако да просветится свет ваш перед человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16). «Ваши добрые дела» — это отнюдь не. филантропия и морализм, а прекрасные дела, светоносные и гармонические проявления духовной личности, прежде всего светлое, прекрасное лицо, красотою которого распространяется во вне «внутренний свет» человека, и тогда преображенные неотразимостью этого света «человеки» прославят Отца Небесного, Чей образ на земле столь светел».
ИсточникЛИК — ЛИЦО — ЛИЧИНА
мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Святоотеческая христология утвердила чинопоследование элементов триады в таком порядке: “Лик” — уровень сакральной явленности Бога, Божьих вестников и высшая мера святости подвижников духа; “Лицо” — дольнее свидетельство богоподобия человека; “личина” — греховная маска существ дольнего мира, мимикрия Лица и форма лжи.
тк «Луч» Лик Святости №9 Ангельские чины Серафимы, Херувимы
Об-лик Христа суть мета-Лицо. Григорием Нисским сказано, что тот, чье лицо не освящено Св. Духом, вынужден носить маску демона; ср. трактовку этого тезиса в “Вопросах человека” О. Клемона: Христос — “Лицо лиц, ключ ко всем остальным лицам”, и в этике Лица Э. Левинаса. Осн. интуиции философии лица преднайдены в худож. лит-ре.
Романтич. эстетика ужасного отразилась в образах гневного лица Петра Великого. У Пушкина “лик его ужасен” рифмуется с “он прекрасен”. Зооморфная поэтика монстров Гоголя актуализует оппозицию “лицо/морда (рыло, харя, рожа)”. Прояснение человеч. типа на фоне уникального лица — предмет особой заботы Достоевского в “Идиоте”.
Персонаж романа, Лебедев, играя на “театральных” коннотациях ролевых терминов, называет Аглаю “лицом”, а Настасью Филипповну “персонажем” (В. Кирпотин). Для автора же “персонаж ищет эгоистического выхода, Лицо ищет всецелого выхода” (В. Кирпотин). Средствами просветит, риторики создает С.-Щедрин сложную иерархию обобщенных не-лиц.
Трагедия утраченного лица — ведущая тема Чехова. Кризис личности рус. духовный ренессанс преодолевал через философию Лица и анализ маски.
Расхожим эталоном личины становится здесь Ставрогин: “личиной личин” назвал его облик С. Булгаков, “жуткой зазывной маской” — И. Бердяев, “каменной маской вместо лица” — П. Флоренский, “трагач. маской, от века обреченной на гибель” — К. Мочульский. “Сатанинское лицо” — было сказано о Великом Инквизиторе Зайцевым. Маска стала навязчивой темой быта и литературы авангарда.
В быте она фиксируется то как жизнетворческий акт (А. Белый), то как энтропийный избыток культуры (“Это то, что создала цивилизация — маска!” — С. Сергеев-Ценский), то как предмет эстетич. игры (С. Ауслендер, Вяч. Иванов). Лик подвергается описанию в терминах теории мифа: “Миф не есть сама личность, но лик ее” (А.
Лосев). Писатели-символисты уточняют персоналистские элементы триады (Ф. Сологуб; ср. переводы В. Брюсова из Э. Верхарна (1905) и Р. де Гурмона (1903; см. также рецензию И. Шмелева на “Темный лик”, 1911 , В. Розанова).,Сильное впечатление на современников произвела статья Вяч.
Иванова “Лик и личины России”, 1918 , в к-рой “Русь Аримана” (Федор Карамазов) противопоставлена “Руси Люцифера” (Иван Карамазов) и обе — Руси Святой (Алеша). В категориях триады русская философия Лица пытается снять противоречие “персоны” (этим. — “маска”!) и “собора” в контексте единомножественного Всеединства: “Иррац., живая природа вселенского, утверждая “лицо” в его творч. самости, в то же время утверждает высшее единство всех личных существ и их истинное соборное единение” (А.
Мейер). По наблюдениям Бердяева, революц. эпоха создала новый антропологич. тип — полулюдей с искаженными от злобы лицами.
Тем настойчивее проводится им та мысль, что “лицо человека есть вершина космического процесса”, и что во Встрече с Богом “осуществляется царство любви, в к-ром получает свое окончат, бытие всякий лик”, тем более, что по этическому смыслу заданного человеку богоподобия, “Бог не только сотворил мир , но и участвовал как Живое Лицо в самом историческом процессе” (Н.0. Лосский).
Декаданс был оценен филос. критикой как торжество безликой бесовщины. О картинах раннего Пикассо С. Булгаков говорил: “Эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера”.
Ему же принадлежит своего рода лицевая апофатика, примененная по спец. поводу: “Подвиг юродства, совершенное отвержение своего психол. лика, маска мумии на живом лице, род смерти заживо”. Персонология Лица связалась с темами зеркала, Другого, двойника и тени.
По М. Бахтину, человек видит в зеркале не себя, а маски, к-рые он показывает Другому, и реакции Другого на сии личины (а также свою реакцию на реакцию Другого). “Я” и “Ты” призваны отразить друг друга в сущностно-личном взаимном предстоянии; Ты как зеркало для Я мыслил и П. Флоренский; С. Аскольдов полагал, правда, что зеркала эти — “кривые”. Идею Николая Кузанского о человеке как “Божьем зеркальце” поддержали Г. Сковорода и Л. Карсавин.
Для В. Розанова Книга Бытия начинается с “сотворения “Лица””; “без “лица” мир не имел бы сияния”. По его мнению, в христ. картине мира есть “центр — прекрасное плачущее лицо”, это “трагич. лицо” Христа. Мир без Христа и Софии мыслится поэтами серебряного века как кризис Души Мира, являющей людям свои искаженные масками обличья (А.
Блок: “Но страшно мне: изменишь облик Ты!”). “Софианская романтика” этого типа подвергнута резкой критике Бердяевым (“Мутные лики”, 1922 ; см., однако, признание автора в личном пристрастии к ставрогинской маске ). Триада детально разработана П. Флоренским. Христос для него — “Лик ликов”, “Абсолютное Лицо”.
В рассуждениях о кеносисе и обожении твари канонич. формула облечения Бога в естество человека раздвоена у Флоренского на “образ Божий” (Лицо, правда Божья, правда усии, онтологич. Дар) и “подобие Божье” (Лик, правда смысла, правда ипостаси, возможность).
Так восстановлен утраченный современниками эталон “лице”-мерия: “Лицо, т.е. ипостасный “смысл”, разум, ум полагают меру безликой мощи человеч. естества, ибо деятельность лица — именно в “мерности”. Лицо (явление, сырая натура, эмпирия) противостоит Лику (сущности, первообразу, эйдосу).
Двуединый символизм образа и подобия (лица и лика) явлены в Троице-Сергиевой Лавре и ее основателе: “Если дом Преподобного Сергия есть лицо России, то основатель ее есть первообраз ее, “лик” ее, лик лица ее”. Личина есть “мистическое самозванство”, “пустота лжереальности”, скорлупа распыленной на маски личности (“Иконостас”, 1922).
С Флоренским “конкретная метафизика” Лица вернулась на святоотеч. почву обогащенной неоплатонич. интуициями и знаменовала собой новый этап христ. критики всех видов личностной амнезии. Особую популярность элементы триады снискали в мемуарной и публицистич. лит-ре (Волошин, Е. Замятин, Г. Адамович, 3. Гиппиус, Ф. Шаляпин, Э. Неизвестный). Тринитарная диалогика Ликов на рус. почве смогла уяснить ипостасийный статус Другого: “Именно было необходимо утвердить эту тайну “другого” — нечто радикально чуждое античной мысли, онтологически утверждавшей “то же” и обличавшей в “другом” как бы распадение бытия. Знаменательным для такого мировоззрения было отсутствие в античном лексиконе какого бы то ни было обозначения личности”.
Лит.: Коропчевский Д.А. Народное предубеждение против портрета. Волшебное значение маски. СПб., 1892; Иванов Вяч.И. Лицо или маска? // Новый путь. 1904. № 9; Верхарн Э. Лики жизни: Стихи// Вопр. жизни. N 10-14. СПб., 1905; Розанов В.В. Темный лик. СПб., 1911; Шмелев И. Лик скрытый.
1916; Волошин М.А. Лики творчества. Кн. 1. СПб., 1914; То же. 2 изд. Л., 1989; Карсавин Л.П. Saligia. Пг., 1919; Тоже.
Paris, 1978; Зайцев К. В сумерках культуры. 1921; Груздев И. О маске как литературном приеме // Жизнь искусства (Гоголь и Достоевский). Петроград. 1921. № 811; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930; Замятин Е.И. Лица. Нью-Йорк, 1967; Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Т. 17.
М., 1977; Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П.А. Собр. соч. Т. 1,2. Париж, 1985; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Флоренский П.А.
Иконостас. М., 1995.
Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .
Полезное
Смотреть что такое «ЛИК — ЛИЦО — ЛИЧИНА» в других словарях:
Лик – лицо – личина — мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Святоотеческая христология утвердила чинопоследование элементов триады в таком порядке: “Лик” уровень сакральной явленности … Энциклопедия культурологии
ЛИЦО — ЛИЦО, лице ср. личико, личишко, личище; в возвышенном ·знач. лик, в бранном рожа, харя; передняя часть головы человека (редко говорят о животном), от рубежа головных волос, до ушей и нижнего края исподней скулы: лоб, глаза, нос, щеки со скулами,… … Толковый словарь Даля
облик — См. вид, характер принимать облик кого л. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. облик вид, характер, лицо, лик, физиономия, внешность, наружность, обличье; черты лица, габитус … Словарь синонимов
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП — ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП одно из центральных понятий в аналитической и феноменологической антропологии тела. Исторические эпохи по разному выражали человеческую являемость в мире. Человека (как лица) еще нет в мире древних дохристианских эпох:… … Философская энциклопедия
ЗЕРКАЛО — 1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию… … Энциклопедия культурологии
вид — Видимость, внешность, наружность, поверхность, лицо, личина, лик, облик, обличие, образ, очертание, тип, подобие, фасон, фигура (конфигурация), форма, характер, покрой; картина, пейзаж, ландшафт, перспектива; выражение, оттенок; лоск, мишура.… … Словарь синонимов
Бальмонт, Константин Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия
Портрет — жанр в живописи, скульптуре (реже в литературе), полностью сосредоточенный на изображении конкретного человека или не сколькихлюдей (групповой портрет). В строгом жанровом смысле живописный портрет это изображение отдельного человека, не… … Эстетика. Энциклопедический словарь
личность — Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
Греческий колпак — Греческий колпак, XIII XIV в., Оружейная палата. 2,4 кг.[1] Греческий колпак тип шлема, имевшего хождение в Византии предположительно в X XV веках … Википедия
ИсточникЛик Божий
1) библейское понятие, обозначающее Самого Бога ( Быт.6:11 ), ( 3Цар.13:6 );
2) место особого Божьего присутствия ( 1Пар.17:16 );
3) действие Божие, Божественный свет, благодать Божия ( Пс.26:9 ), ( Пс.67:3 );
4) очи Божьи ( Еккл.2:26 );
5) Слава Божия;
6) образ Божий, представленный на иконах, фресках и пр.
7) образ, лицо Богочеловека, Иисуса Христа.
Если Бог Дух, то почему в Священном Писании говорится о Его лице?
Священное Писание нередко использует всевозможные сопоставления Бога с человеком (см.: Антропоморфизмы в Библии). Это связано с тем, в мире в принципе нет и не может быть ничего, идентично отображающего Отца и Сына и Святого Духа (ведь Бог бесконечен, а мир конечен), и поэтому для описания Бога используются такие известные человеку понятия, которые хотя и не точно, но с достаточной степенью приближения возвышают человеческий разум до правильного представления о Творце (см.: Что такое катафатическое и апофатическое богословие?).
Поскольку человек — образ и подобие Божие ( Быт.1:27 ), условное сопоставление Господа с человеком позволяет лучше раскрыть те Божественные совершенства и действия, о которых сообщается в Писании посредством этих сопоставлений (см.: Образ и подобие Божии).
Что касается символа лика или лица, через это яснее очерчивается мысль о возможности и необходимости личностного общения Бога и человека. Как общаясь с собеседником, человек видит перед собой его лицо, так и общаясь с Богом, он предстает перед ним как бы лицом к лицу. В Ветхом Завете выражение «лицом к лицу» неоднократно используется для обозначения особой близости праведника к Богу, особого уровня его общения с Ним ( Исх.33:11 ).
Кроме того, указание на нахождение человека перед лицом Божьим может иметь задачей обострить мысль о том, что любое человеческое деяние, в том числе греховное и очень греховное, не остаётся неведомым для Бога, совершается как бы непосредственно перед Его всепроникающим взором, перед Его лицом.
Для чего демоны принимают на себя Божье обличье?
Представляясь человеку под образом Вседержителя, бес может поймать его на доверии. Имея это в виду, святые подвижники обращали внимание и настаивали на необходимости трезвого, взвешенного, осторожного отношения к «откровениям» (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Аскетическая и церковно-историческая литература имеет множество свидетельств о том, как обманутые ложными видениями не только поклонялись явившемуся демону словно Богу, но и становились послушными исполнителями злой воли. Кроме того, бес может поймать доверившегося ему человека и через гордость: случалось, что обманутые таким образом люди начинали почитать себя за великих праведников или пророков.
Источник