Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.
Определение 1
Серебряный век — условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.
Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX — начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А.
Некрасова.
Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается — это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:
ТЕСТ по ЛИТЕРАТУРЕ | Кто автор, из какого произведения персонаж?
- Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
- Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
- Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.
Замечание 1
Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника.
«Серебряный век русской литературы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.
Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.
Символизм
Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис — кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.
Топ-10 первых строчек в истории русской литературы | Армен и Фёдор
Определение 2
Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.
Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.
Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.
Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.
У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.
Акмеизм
Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.
Определение 3
Акмеизм — литературное направление, провозглашавшее культ конкретности и «вещественности» образа.
Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а основателем данного направления считается Николай Гумилёв.
Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.
Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.
Замечание 2
Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).
Футуризм
Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.
Определение 4
Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм — «искусство будущего»
Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.
Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:
- Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал относительно недолго;
- Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»;
- Поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами;
- Футуристическая группа «Центрифуга».
Новокрестьянская поэзия
Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую поэзию».
Определение 5
Новокрестьянская поэзия — условное направление русской поэзии, объединявшее поэтов Серебряного века с крестьянским происхождением.
Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.
Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.
Имаджинизм
Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.
Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм. Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден имаджинистов».
Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.
Источник: spravochnick.ru
Итоговый тест по литературе для 11 класса с ответами
А) Акмеизм – это это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.
+ Б) Акмеизм – это модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
В) Акмеизм – это направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Г) Акмеизм – это это направление в искусстве и литературе, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных характеров и страстей, зачастую бунтарских, а также воспеванием целительной и одухотворенной природы.
34. Какому литературному течению противостоял акмеизм?
35. Как назывался кружок поэтов, созданный в 1911 году и стремившийся создать новое направление в литературе?
Б) «Литературная компания»
Г) «Поэтическое наследие»
36. Какой принцип не подходит акмеизму?
А) Освобождение поэзии от призывов к идеальному
Б) Стремление придать слову определённое, точное значение
+ В) Использование таких художественных приёмов как сложный метафоризм, многозначность слов, абстрактность образов и др.
Г) Обращение к человеку, к подлинности его чувств
37. Какой из поэтов является представителем акмеизма?
38. Что интересовало в литературе в первую очередь футуристов?
А) Содержание стихотворения
Б) Объём стихотворения
+ В) Форма стихосложения
Г) Скрытый смысл стихотворения
39. На ком женился А.А. Блок?
А) На сестре Л.Н. Толстого
Б) На племяннице Ф.М. Достоевского
+ В) На дочке Д.И. Менделеева
Г) На внучке М.В. Ломоносова
тест*40. Где происходит действие поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?
А) В Петербурге 1890-1894 года
Б) В Петербурге 1917-1918 года
В) В Петербурге 1923-1924 года
Г) В Москве 1918-1919 года
41. В какое время года происходят события, с которых начинается поэма А.А. Блока «Двенадцать»?
42. Чему был посвящена 9 глава поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?
А) Силе настоящей любви
+ Б) Гибели старого мира
В) Настоящей дружбе
Г) Уважению старших
43. Сколько сюжетных линий в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
44. Кем являлся Воланд на самом деле в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) Специалистом по чёрной магии
45. Как зовут чёрного большого кота из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
46. Какую поэму написал Иван Бездомный в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
47. Что сделал Мастер со своим романом в произведении М.А. Булгакова?
+ А) Бросил его в печь
Г) Подарил его сатане
48. За что Маргарита получила награду от сатаны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) За то, что добровольно осталась в Преисподней
Б) За то, что развеселила его
В) За то, что спасла его
+ Г) За то, что побыла хозяйкой бала
49. Кто был матерью Пантелея Прокофьевича в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
+ Б) Пленённая турчанка
тест№ 50. Из скольких томов состоит роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий дом»?
51. Что происходит с Аксиньей в конце романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
А) Живёт до старости с Григорием
Б) Бросает Григория
В) Умирает от лихорадки
+ Г) Погибает от ранения
52. Как звали старика в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»?
53. Что снилось старику, когда он спал в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»?
А) Антарктида и пингвины
+ В) Африка и львы
Г) Акулы и дельфины
54. Что случилось с рыбой, которая попалась на крючок старику в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»?
А) Старик её продал
Б) Старик её съел
В) Она уплыла в открытое море
+ Г) Её съели акулы
55. Где происходит действие романа Э. Ремарка «Три товарища»?
56. Где началась дружба трёх товарищей в романе Э. Ремарка «Три товарища»?
А) В детском саду
В) В университете
57. Как убивали время друзья в армии в романе Э. Ремарка «Три товарища»?
+ А) Набрасывали шляпы на крючки
Б) Набрасывали пластмассовые кольца на крючки
В) Стреляли по птицам
Г) Стреляли по бутылкам
58. Какая фамилия была у А.А. Ахматовой при рождении?
59. От чего умерла Марина Цветаева?
А) От туберкулёза
Б) От рака кишечника
+ Г) Покончила жизнь самоубийством
тест»60. Кем была жена С.А. Есенина Айседора Дункан?
Источник: testua.ru
Почему Серебряный век называется именно так?
Для этого периода русской культуры характерны мистические образы и настроения упадничества.
«Дети страшных лет России»
Конец XIX века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.
Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло.
Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.
О том, когда же в России начался Серебряный век, литературоведы спорят до сих пор. Одни считают, что статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная в 1892 году, послужила началом для зарождения символизма в России. Другие уверяют, что брошюры Валерия Брюсова и других московских поэтов под названием «Русские символисты» — первый реальный опыт написания стихотворений в новом литературном стиле.
Мережковский. Источник: zen.yandex.com
Также русский Серебряный век стал реакцией на происходившие в стране потрясения XX столетия: поражение в Русско-японской войне, Первая русская революция, вызванная Кровавым воскресеньем, Первая мировая война, два переворота 1917 года и Гражданская война. Все эти события нашли отражение в минорном звучании стихотворений большинства поэтов того периода.
Время экспериментов
Серебряный век стал эпохой формирования поэтических направлений. Определенный стиль собирал вокруг себя поэтов, создававших творческие объединения. У каждого литературного течения были свои особенности и отличия.
Символизм можно назвать первым направлением художественной литературы русского Серебряного века, зародившимся в 1890-е годы. Поэты-символисты создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах. Также символизм можно назвать наиболее декадентским направлением в русской литературе. Настроения упадничества и предчувствия скорой катастрофы наиболее ярко отражены в текстах поэтов-символистов.
Философ, литературный критик и писатель Дмитрий Мережковский оказал большое влияние на развитие символизма в России. Многие филологи считают именно его отцом русского символизма.
Валерий Брюсов тоже может претендовать на звание первого в России символиста. Вдохновившись такими французскими символистами, как Верлен и Бодлер, Брюсов решил перенести настроение упадничества в собственные стихи. Вдохновившись поэзией Брюсова, многие молодые люди примкнули к направлению символизма.
Брюсов. Источник: m.rusmir.media
Одним из таких молодых людей был Александр Блок, ставший иконой не только символизма, но и всего русского Серебряного века. «Стихи о Прекрасной Даме», «Возмездие», «Снежная маска» — эти и другие сборники Блока можно назвать идеальными примерами поэзии символистов. В них есть и мистика, и подтексты, и музыкальное звучание. Поэма «Двенадцать» считается творческим пиком Блока.
Ещё одним направлением Серебряного века стал акмеизм, возникший в 1910-е годы в противовес символизму. Литературовед Виктор Жирмунский называл акмеистов «преодолевшими символизм».
Николай Гумилёв, основавший акмеизм, вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни. Гумилёв прожил удивительную жизнь: поэт принимал участие в африканских экспедициях, добровольно отправился на фронт Первой мировой войны, где за успешные боевые и разведывательные действия получил несколько наград, был расстрелян чекистами за подозрения в сговоре против советской власти.
Источник: dzen.ru