Swiss made — Швейцария или Китай?
Кто из производителей имеет право использовать на своих часах надпись «Switzerland» или «Swiss» определяется указом, принятым 23 декабря 1971 года Швейцарским Федеральным Советом. При создании этого указа Совет опирался на 5 статью ФЗ, который защищает торговые марки. Последние поправки вступили в силу 1 января 2017 года.
Итак, Швейцарский Федеральный Совет постановил:
Согласно статье 1, устройство можно классифицировать как наручные часы, если этот измеритель времени в своих габаритах не больше 50 мм в ширину, длину или в диаметре и 12 мм толщиной, включая платину и мосты. Размеры для ширины, длины и диаметра обоснованы технически.
Подпункт А статьи 1 определяет три основных критерия, которые должны обязательно присутствовать в измерителе времени, чтобы тот был признан швейцарскими наручными часами:
— наличие швейцарского калибра;
— установка калибра в корпус осуществляется в Швейцарии;
— завершающее тестирование осуществляется производителем в Швейцарии.
Why Switzerland Is Insanely Well Designed
Важное дополнения к пункту 1 (не буду переписывать всю статью, отмечу лишь главное): 60% составляющих часы, включая сборку, должны приходиться на Швейцарию (пункт этот очень противоречивый, безусловно он хорошо понятен со стороны экономики и бизнеса, но если говорить о логике . да и обходить его (проще говоря — обманывать) можно очень разнообразными способами).
И самое интересное: интерпретация «швейцарский», к корпусу, стеклу и механизму принимается при наличии 50% затрат на производство приходящихся на Швейцарию. То есть, по сути, от 60% обязательных для понятия часов Швейцарскими осталась только половина.
Итого: Swiss made «в чистом виде» = 30% Швейцарии и 70% «любой другой географии».
Что из этого вытекает? Покупая часы с красивой надписью Swiss made, вы можете приобрести часы в «удивительной комплектации»:
- Азиатский корпус (задняя крышка, заводная головка)
- Азиатское стекло
- Швейцарский калибр произведенный в Азии
Что же в этих часах Швейцарское? Ну как же, самое главное! «Этот конструктор» был собран в Швейцарии и в Швейцарии протестирован» . точнее первая партия этого конструктора была действительно собрана и протестирована на территории Швейцарии. Ну а все остальное собиралось все в той же Азии. Вот такая грусть и печаль, и все это счастье относиться в равной мере как к часам для общего потребления, так и к часам премиум класса. Интересно, что при такой интернациональной работе премиум бренды обязательно найдут объяснение, по чему их часы такие дорогие.
П.С. Насчитывается всего 188 брендов имеющих право называться Швейцарскими часами:
ИсточникMade in switzerland кто производитель
Иметь в своей коллекции хотя бы одни наручные швейцарские часы мечтают все, кого так или иначе увлекает часовое дело. Мы нисколько не умаляем заслуги других часовых производителей, но так уж сложилось, что маркировка Swiss Made считается гарантией высокого качества и стиля наручных часов.
How Swiss Army Knives Are Made | The Making Of
![]() |
![]() |
Федерация швейцарской часовой промышленности установила некоторые правила, по которым часы с полным правом могут считаться «швейцарскими». Важно помнить, что далеко не местонахождение компании-производителя определяет этот параметр, а следующие критерии:
- швейцарский механизм
- сборка часов должна осуществляться на территории Швейцарии
- здесь же должен проходить процесс окончательной проверки на качество
Пункт номер 1 требует дополнительного уточнения — механизм является швейцарским, если более 50% его комплектующих сделаны в данной стране.
Теоретически, даже если производитель официально зарегистрирован, например, в любом другом европейском государстве, его часы могут носить звание швейцарских. Прекрасным примером является популярный сегодня casual-бренд Skagen, с датскими корнями, а также часы Кельвин Кляйн, Cartier и Бальма.
Для обозначения того, что часы были произведены в Швейцарии, используются также маркировки Swiss product, Swiss, Switzerland и другие, аналогичные надписи Swiss Made. При этом Федерацией часовой промышленности установлено, что маркировки могут быть написаны на разных языках.
Если на модели имеется надпись «Swiss movement», то, скорее всего, она подразумевает, что в Швейцарии был сделан только часовой механизм. Производители охотно приобретают и устанавливают в свои часы такие швейцарские механизмы, как Ronda, ETA, ISA.
Надписи Poincon de Geneve или Geneva Seal на механизме означают, что Ваши часы имеют совершенные технические характеристики. Женевскую «печать» могут получить далеко не все бренды, так как у Женевской лаборатории часового искусства и микроинженерии собственные критерии проверки. Вот уже много лет данная маркировка присуждается часам Roger Dubuis, Pathek Philippe, Vacheron Constantin и другим.
![]() |
![]() |
Маркировку Swiss могут иметь отдельные части или детали часов, например, браслет, корпус или циферблат. Как правило, такая надпись ставится, если сами часы делаются не в Швейцарии, а «швейцарской» зовется только одна какая-либо деталь (Swisswristlet, Swisscase, Swissdial).
ИсточникHolistic Auction
Впервые на территории Швейцарии правила маркирования часов были введены в 1601 году в Женеве – родине швейцарских часов. В этом году местные часовщики создали свою цеховую корпорацию, в рамках которой были введены строгие правила обучения часовщиков от «магистра» до «мастера», и утверждена в виде штампа или подписи обязательная маркировка для всех часов, произведенных в Женеве.
В начале 18-го века производство часов появилось к северу от Женевы, в горах кантона Невшатель, где правила женевского цеха не действовали. Тем не менее, как и в Женеве, здесь тоже существовал свой способ маркировки: часовщик оставлял свою подпись на механизме часов, а позже, на циферблате. В подписи обязательно указывалось место производства, даже, если оно не было широко известно.
Появление торговой марки «Swiss Made»
![]() |
Часы Abraham Colhatte |
В середине 19 века в США началось массовое производство и импорт часов в Европу. Американская часовая промышленность отличалась от швейцарской наличием крупных механизированных мануфактур, что позволяло производить значительно больше часов по более низким ценам. Международная выставка, прошедшая в Филадельфии в 1876 году, указала швейцарским производителям на необходимость модернизации способов производства.
В конкурентной борьбе ответным шагом швейцарских мастеров стало решение сделать акцент на качестве – точности и надежности часов, – а не на их дешевизне и массовости. Таким образом, появилась необходимость в специальной маркировке, которая позволила бы отличить часы, произведенные в Швейцарии от всех остальных.
В то время еще не было официальной сертификации, но для идентификации на циферблат иногда стали наносить маркировку «хронометр». Также, на часовом механизме и циферблате зачастую упоминались награды, полученные на международных выставках. Участие в этих выставках принесло швейцарским часам признание и послужило стимулом к началу рекламной кампании, которая активно развернулась в конце 19 века, во многом способствуя росту их международной популярности. В качестве основного преимущества швейцарских часов, как правило, упоминалась точность хода.
![]() |
Пример маркировки старинных часов |
Возрастающий спрос на официальную защиту марки и швейцарское происхождение часов среди производителей и покупателей заставил правительство издать федеральный закон о защите торговых и производственных товарных знаков в 1880 году, пересмотренный в 1891.
Так, 16 апреля 1880 года большое число швейцарских и иностранных компаний, в особенности, в сфере часового производства, зарегистрировали свои товарные знаки в Федеральном бюро интеллектуальной собственности в Берне. При регистрации, помимо названия марки и логотипа, нередко указывалось и место производства – на английском «Swiss Made» – возможно, из-за важности американского рынка.
С этих пор швейцарские часовщики стали наносить на часы надпись Swiss Made на циферблате. Уже тогда она указывалась на карманных часах вместе с названием фирмы внизу циферблата на уровне цифры 6. Такая же надпись была и на механизме, где располагалась техническая информация, например: 15 камней, 5 колебаний, Swiss Made.
![]() ![]() |
Часы с маркировкой Swiss Made |
Современное законодательство
1971 год
По запросу часовых производителей в 1971 году Федеральный Совет утвердил распоряжение, которое определяет юридический характер торговой марки Swiss Made и условия ее использования.
Часы не могут иметь на циферблате или корпусе надпись Swiss Made (Сделано в Швейцарии), Swiss (швейцарский) или другие варианты использования «Swiss», либо его перевода в значении принадлежности к Швейцарии, если они не соответствуют данному закону.
Торговая марка Swiss Made практически всегда указывалась вместе с названием фирмы-производителя. Стоит отметить что, большинство самых дорогих и элитных брэндов швейцарских часов не наносят на свои часы надпись Swiss Made: только одно их имя дает 100% гарантию, что часы были полностью произведены в Швейцарии.
Наряду со Swiss Made есть и другие часовые торговые марки, которые используются в часовой швейцарской промышленности:
- штамп Geneve;
- сертификация фонда Флерье — Qualité Fleurier;
- сертификат Официального швейцарского контроля хронометров — COSC.
1992 год
Регламент использования торговой марки Swiss Made с самого начала вызывал дискуссии. Федерация швейцарской часовой промышленности озадачилась вопросом укрепления марки Swiss Made. Закон 1971 года был переиздан в 1992, поскольку некоторые сочли его слишком мягким.
2017 год
Федерация швейцарской часовой промышленности неустанно борется с нелегальной деятельностью по производству поддельных швейцарских часов при поддержке компаний-производителей и государственных органов. В результате деятельности Федерации с 1-го января 2017 года вступит в действие новая редакция закона об использовании маркировки «Swiss Made», в которой ужесточатся требования к ее использованию.
Изобржения и материалы любезно предоставлены Международным музеем часов
Ла Шо-де-Фон, Швейцария «Musée international d’horlogerie La Chaux-de-Fonds»
Новые требования маркировки Swiss Made
С 1 января 2017 года вступили в действие новые требования к часам, имеющим маркировку Swiss made. Разберем их подробнее.
Часовщики часто считают маркировку Swiss made чем-то, касающимся исключительно их. На самом деле эта маркировка регулируется законодательством о товарных знаках и применяется к широкому кругу товаров. В Швейцарии критерии для ее нанесения устанавливает законодательная власть, а вовсе не часовая федерация.
Другое дело, что часы — важная отрасль промышленности конфедерации, и им в законе уделено особое место. Парламент заботится об имидже производимых в стране товаров и стремится ужесточить требования, иногда идя против мнения производителей. Именно так было с новыми правилами, касающимися признания часов швейцарскими: по словам президента Швейцарской часовой федерации Жана-Даниэля Паши, отрасль не смогла не только как-либо воздействовать на процесс, но даже информацию о готовящихся изменениях получала с опозданием и не полностью.
Так или иначе, после нескольких лет споров новые требования вступили в силу. Рассмотрим в деталях правила, при которых часы или их части могут считаться швейцарскими и получить маркировку Swiss made .
Положения о маркировке Swiss made касаются не всех часов в широком смысле, а только приборов измерения времени, предназначенных для ношения на запястье, основной функцией которых является измерение времени, и ширина, длина или диаметр механизма которых не превышают 60 мм, а толщина — 14 мм.
Таким образом, настольные или даже карманные часы под это регулирование не попадают. Правила не касаются многофункциональных приборов, в т.ч. навигаторов или умных часов, поскольку их основная функция — не измерение времени, а коммуникации.
ЧАСЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ШВЕЙЦАРСКИМИ, ЕСЛИ:
- их техническая разработка происходила в Швейцарии;
- они имеют швейцарский механизм;
- механизм был установлен в корпус в Швейцарии;
- заключительное тестирование проведено в Швейцарии;
- не менее 60% производственных затрат сгенерировано в Швейцарии.
При соблюдении этих условий часы могут иметь маркировку Swiss Made.
При этом понятие «техническая разработка» для механических часов подразумевает разработку конструкции механизма и макетирование часов в целом; для остальных необходимо, чтобы на территории Швейцарии были разработаны механическая конструкция и прототип часов в целом, вместе с концепцией печатной схемы, дисплея и программного обеспечения. Таким образом, чтобы обладать маркировкой Swiss Made, программное обеспечение умных часов должно быть создано в Швейцарии.
Механизм считается швейцарским, если его техническая разработка прошла в Швейцарии; он был собран в Швейцарии; протестирован производителем в Швейцарии и как минимум 60% производственных затрат были произведены в Швейцарии. При этом не менее 50% стоимости всех составных частей, без учета сборки, должны тоже приходиться на Швейцарию. Понятие «техническая разработка» применительно к механизмам имеет тот же смысл, что и для часов в целом.
Для расчета стоимости составляющих частей швейцарского производства применяются следующие правила:
- стоимость циферблата входит в состав затрат на территории Швейцарии, если он выполняет электронную функцию или предназначен для установки на часы с электрооптическим дисплеем или с солнечным модулем;
- стоимость сборки может включать процедуру сертификации, если она предусмотрена международными договорами;
- стоимость сборки не может превышать общую стоимость иностранных составляющих частей, признанных эквивалентными, включенных в соответствующий швейцарский механизм.
Деталь считается швейцарской, если она была проверена производителем в Швейцарии, и как минимум 60% производственных затрат было произведено в Швейцарии.
Механизм считается собранным в Швейцарии, если все его составные части собраны в Швейцарии. Для механических механизмов допускается предварительная сборка за рубежом только зубчатой передачи. В случае не исключительно механических механизмов за границей могут предсобираться электронные модули, модули электрооптического отображения, модуль сбора энергии, регулирующий орган, зубчатые передачи, двигатель или двигатели, включая роторы и катушки — т.е. практически все важные узлы.
При расчете производственных затрат не учитывается следующее:
a) стоимость натуральных продуктов, которые не могут быть произведены в Швейцарии в силу природных условий (например, крокодиловые ремешки);
б) стоимость материалов, которые недоступны в достаточном количестве в Швейцарии по объективным причинам (прежде всего — стоимость золота, из которого изготовлен корпус);
в) затраты на упаковку;
г) транспортные расходы;
д) затраты на коммерциализацию, такие как рекламные расходы и затраты послепродажного обслуживания;
е) стоимость батарейки.
Перейдем к самому важному: какие ограничения накладываются на обозначения. Закон устанавливает, что следующие термины и обозначения могут быть использованы только в часах и механизмах, считающихся швейцарскими, то есть «Swiss Made»:
- слово Swiss;
- такие обозначения, как Swiss, Swiss product, made in Switzerland, Swiss quality и другие, содержащие слово Swiss или указания, которые могут быть перепутаны с этим словом;
- швейцарский крест или знак, которые могут быть перепутаны с ним.
Указания на Швейцарию, относящиеся к конкретной деятельности, разрешены, только если они не будут восприняты заинтересованными сторонами как указание на место производства продукта в целом.
Если часы не являются швейцарскими, обозначения, связанные со словом Swiss, все равно могут быть нанесены на швейцарский механизм, но при условии, что они не будут видны покупателям часов. На нешвейцарских часах может быть указано Swiss movement (швейцарский механизм). При этом слово movement (механизм) должно быть написано полностью, используя буквы, идентичные по типу, размеру и цвету тем, которые используются для слова Swiss. Эти правила применяются даже тогда, когда обозначения используются в переводе (в частности, «Швейцарский», «Сделано в Швейцарии», «Швейцарский механизм»), в том числе с указанием подлинного происхождения часов либо с добавлением таких слов, как «характер», «тип», «стиль» или других комбинаций слов.
Иными словами, если иностранная (корейская или китайская) компания устанавливает в часы швейцарский механизм, она обязана прикрыть механизм непрозрачной крышкой. При этом ей разрешено написать Swiss movement, но никак не Swiss parts или Swiss mov’t, как это делали ранее некоторые производители.
Помимо ограничений на размещение таких указаний на часах или на упаковке, они распространяются на продажу часов или ввод в обращение: размещение на знаках, рекламных объявлениях, проспектах, счетах-фактурах, письмах или в коммерческих документах.
Для ряда важных компонентов установлены собственные правила нанесения маркировки Swiss made. В частности, корпус часов считается швейцарским, если как минимум одна существенная производственная операция произошла в Швейцарии (штамповка, механическая обработка или полировка), он был собран в Швейцарии, проверен в Швейцарии, и как минимум 60% производственных затрат было сделано в Швейцарии.
Обозначения, соотносимые со Швейцарией как страной производства часов, могут быть размещены только на корпусах, предназначенных для наручных часов, которые удовлетворяют критериям Swiss made. Указание Swiss case (boite suisse, швейцарский корпус) или его перевод может быть помещено на корпуса, являющиеся швейцарскими, предназначенными для использования в наручных часах, не удовлетворяющих требованиям Swiss made. Когда такая индикация указывается на внешней стороне корпуса, часы должны иметь различимое указание на место производства часов или механизма. То есть рядом с надписью «швейцарский корпус» должны стоять «китайский механизм» и «сделано в России». Аналогичные правила действуют для циферблатов.
Любые другие детали могут иметь маркировку Swiss, только если они являются частью швейцарских часов. Швейцарские заготовки, которые экспортируются вместе с механизмами, изготовленными с использованием таких заготовок, могут иметь обозначение «швейцарские детали».
Невзирая на другие ограничения, циферблаты, механизмы, а также другие отдельные части могут иметь указание на Швейцарию как на место производства, если они экспортируются отдельно в виде образцов или их наборов, производятся в Швейцарии и не предназначены для продажи.
Как было сказано в начале статьи, часовщики имели минимальное влияние на принятие нового закона. Важнейший результат, которого им удалось добиться, — установление переходного периода. Наручные часы и механизмы, произведенные между 1 января 2017 года и 31 декабря 2018 года, не соответствующие новым условиям маркировки Swiss made, до 31 декабря 2020 года могут быть выпущены в коммерческое обращение с указанием места происхождения, соответствующего законодательству, которое действовало на момент их изготовления.
Источник