Мария клеопова кто это Жизнь и труды апостолов – Мария Клеопова Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от
Листья падают к корням
Загадочная — потому что слишком противоречивые мнения о ней у восточной и западной церквей, святых отцов, историков разных веков, современных людей. Постараюсь здесь как-то упорядочить всё, что мне удалось узнать о моей небесной покровительнице. Надеюсь, святая Мария отнесётся к этой попытке благосклонно. Мне было интересно следовать за ней через времена и страны. Сначала — из Галилеи в Иерусалим, затем — из Иерусалима в Константинополь. Затем — самая грустная часть пути — из Константинополя в Стамбул. Теперь на горизонте замаячил маленький греческий монастырь, в который, быть может, я соберусь когда-нибудь съездить.
Итак, рассказ о святой Марии Клеоповой, мироносице, сестре Матери Божией.
Её память православная церковь совершает 23 мая (ст.ст.) / 5 июня (н.ст.), а также в неделю святых жён-мироносиц — на пятнадцатый день (третье воскресенье) после Пасхи. Жёны-мироносицы — первые христианки, первые вестницы Воскресения, апостолы для апостолов.
Кто такая Мария Захарова? Моменты, биография!
Евангелисты упоминают женщин, которых исцелил от злых духов и болезней Господь Иисус Христос, и которые следовали за Ним во время Его проповеди и служили Ему "имением своим". Вместе с Господом и Его учениками они пришли в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Когда Христа схватили и приговорили к смерти, а ученики разбежались в страхе, женщины не оставили Его, сопровождали до места казни, были свидетельницами Его распятия, смерти, погребения.
Ранним утром воскресного дня, взяв приготовленные благовония (миро), несколько женщин пошли ко гробу Господа, чтобы по восточному обычаю умастить тело умершего. Они нашли гроб пустым и встретили ангела, который посоветовал им не искать Живого среди мертвых. А потом сам Господь Иисус явился им и приветствовал их: "Радуйтесь!" И велел им идти к ученикам и рассказать о Воскресении, и о том, что скоро увидят Его. "Скрыл от мудрых и разумных" и открыл слабым женщинам, за их верность и любовь, за то, что оказались сильнее мужчин — за это им дано было первыми узнать, первыми обрадоваться, первыми возвестить удивительную новость: "Христос воскрес!"
По именам известны семь жён-мироносиц, хотя вполне вероятно, что их было больше. Самая знаменитая — святая равноапостольная Мария Магдалина. Сёстры Лазаря Четверодневного — Мария и Марфа, в доме которых Господь часто гостил. Саломия — мать братьев-апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Иоанна — жена Хузы, домоправителя Ирода, благодаря которой была сохранена великая святыня — глава Иоанна Предтечи. Сусанна (по-еврейски "лилия"), упомянутая только евангелистом Лукой. И Мария Клеопова.
Евангелист Иоанн свидетельствует: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин.19:25). Из-за этих-то слов и ведутся споры: что за сестра такая у Божией Матери, что означает "Клеопова" — дочь или жена Клеопы, и вообще о трёх или четырёх женщинах здесь идёт речь?
Чтобы как-то объяснить наличие сестры у Пресвятой Богородицы — единственного, вымоленного ребёнка престарелых родителей, — в западной и восточной церквях появились две разные, но одинаково странные теории. Насколько я поняла, на предании ни та, ни другая версии не основаны, а сконструированы "из головы". Католики считали, что святая Анна трижды была замужем и родила трёх дочерей от разных отцов: Пресвятую Деву Марию, Марию Саломию (упомянутую выше одну из жён-мироносиц) и Марию Клеопову. Есть даже картины средневековых европейских художников под названием "Святая родня", изображающие святую Анну, её дочерей, зятьёв и внуков. Впрочем позднее от этой версии, кажется, отказались из-за её явной сомнительности.
В восточной церкви попытались решить проблему по-другому, но похожим образом, предположив, что Мария Клеопова была сестрой Богородицы не по матери, а по отцу — святому Иоакиму. Якобы до женитьбы на святой Анне Иоаким взял в жёны вдову своего умершего бездетным брата Клеопы (так предписывал закон Моисея). Родившаяся в этом браке дочь Мария считалась дочерью Клеопы (по тому же закону) и звалась Клеоповой. Занятная теория, но видимо тоже придуманная и не основанная на сколько-нибудь близком к апостольским временам свидетельстве.
Между тем, чтобы разобраться, кем была Мария Клеопова, неплохо бы узнать побольше о самом Клеопе, к которому она явно имеет отношение. Человек с таким именем упоминается в Священном Писании, в рассказе евангелиста Луки о явлении воскресшего Христа двум ученикам на пути в Эммаус (Лк.24:13-35). Одним из этих учеников и был Клеопа. В древнейших дошедших до нас мартирологах, списках мучеников, есть святой Клеопа — убитый иудеями за свидетельство о Христе. Историк II века Егезипп, современник людей, непосредственно знавших самих апостолов, пишет, что Клеопа был младшим братом святого Иосифа — обручника Девы Марии.
Именно в этом смысле — как жёны двух родных братьев, живших, вполне возможно, одним домом — Пресвятая Богородица и Мария Клеопова считались сёстрами. Апостолу Иоанну, названому сыну Божией Матери, заботившемуся о Ней всё время Её земной жизни после Воскресения и Вознесения Христова, было по-видимому важно подчеркнуть сестринские отношения этих двух женщин. А уточнением "Клеопова" он достаточно определённо (увы — только для своего времени) пояснил, кого имеет в виду.
Рискну предположить, что из трёх женщин, упомянутых евангелистом Иоанном, Мария Клеопова подошла к самому кресту не только, чтобы попрощаться с Господом и Учителем, но и чтобы не оставлять и поддержать Божию Матерь, свою названую сестру.
Евангелисты Матфей, Марк и Лука также говорят о Марии Клеоповой, но называют её Марией Иаковлевой, Марией матерью Иакова малого и Иосии, другой Марией. По смыслу рассказа понятно, что речь идёт о той же самой женщине: она стоит у креста рядом с Марией Магдалиной. Вместе же они присутствуют и при погребении Христа, а потом ранним воскресным утром направляются с ароматами к гробнице. Судя по этому имени, у Марии Клеоповой было по крайней мере двое сыновей: Иаков и Иосия.
Дальше — больше. По свидетельству историка Егезиппа после смерти Иакова Праведного — первого епископа Иерусалима, епископом становится Симеон сын Клеопы (то есть ещё один, третий сын Марии Клеоповой). Иакова Праведного и его брата Иуду (оба — авторы посланий, включенных в состав Нового Завета) называли "братьями Господними". Всего же братьев было четверо, их имена перечисляются в евангелии: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф.13:55, Мк.6:3). Православная церковь считает, что они — сыновья Иосифа-обручника от первого брака. Но в таком случае получается, что у двух родных братьев Иосифа и Клеопы — у каждого — были сыновья с одинаковыми именами: Иаков, Иосия, Симон (Симеон), — что маловероятно. Чем удваивать количество "одноименных" родственников в семье, логичнее предположить, что "братья Господни" это не сыновья Иосифа, а сыновья Клеопы и его жены Марии Клеоповой. Такой точки зрения придерживается католическая церковь. Также эту версию достаточно убедительно обосновывает профессор А.П. Лебедев в своей книге "Братья Господни". Наконец возможно, что евангелисты перечисляют впремежку и сыновей Иосифа, и сыновей Клеопы, которых жители Галилеи считали соответственно "родными" и "двоюродными" братьями Христа.
Насколько спорен вопрос с детьми Марии Клеоповой, настолько же спорным мне кажется утверждение, которое приводится почти в каждой статье о ней в русскоязычном интернете. А именно — что она дочь Иосифа-обручника, выданная замуж за своего дядю Клеопу. Неужели закон Моисея допускал брак при столь близком родстве? Святитель Димитрий Ростовский, приводя эти сведения в житии святого Иосифа, ссылается на византийского историка XI века Георгия Кедрина. Но между I и XI веками тысяча лет. Понятно, что письменные источники, бывшие в распоряжении византийского хрониста, до наших дней могли не сохраниться. Но хотелось бы хоть какое-то промежуточное звено, упоминание хотя бы V века о том, что Мария Клеопова — дочь Иосифа.
При этом на греческих сайтах — в синаксарях и просто статьях о Марии Клеоповой — её родство с Иосифом-обручником не только не утверждается, но даже в качестве версии не упоминается. Правда, на некоторых греческих ресурсах в рамках теории о том, что Мария Клеопова — дочь Иоакима, приводится цитата из Симеона Метафраста, византийского историка X века: αδελφή της Μητρός του Κυρίου, θυγάτηρ Ιωσήφ, "сестра Матери Господа, дочь Иосифа", но тут же уточняется, что это случайная ошибка и Метафраст вероятно хотел написать "дочь Иоакима".
Вот такая загадочная особа — Мария Клеопова. Но все эти версии о ней, противоречия и споры — легко можно отбросить. Апостол Иоанн не где-нибудь, а в рассказе о распятии, посчитал нужным не только упомянуть её, но назвать сестрою Богородицы. Значит сестрою она и была — не по крови, так по духу, по сердцу. А ещё она — жена и мать мучеников. Сама же, как написано в греческом синаксаре: κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, "упокоилась с миром".
Только у святых история, даже земная, на этом не кончается.
Продолжение здесь — Мария Клеопова. Продолжение.
Posted on Dec. 4th, 2013 at 09:34 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф. 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо». Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере.
Мария клеопова кто это
Жизнь и труды апостолов – Мария Клеопова
Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви.
Святая Мария Клеопова вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф.27:56; Мк.15:40; Лк.24:4-11; Ин.19:25).
Память святой Марии Клеоповой празднуется в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Перевод: «Радуйтесь», — мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»
Святая Мария Клеопова вместе с другими женщинами сопровождала Мессию во время Его земного служения, крестных страданий и погребения. Она вместе с другими мироносицами отправилась ко Гробу Учителя, чтобы помазать Его Тело благовонным миром, и вместе с другими услышала от Ангела радостную весть о Его воскресении.
МАРИЯ КЛЕОПОВА
[Греч. Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ] (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня). М. К. упомянута в Евангелии только один раз — в сцене описания распятия Господа Иисуса Христа: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин 19. 25). Библейские исследователи по-разному интерпретируют этот фрагмент, пытаясь определить, сколько женщин здесь упомянуто. Согласно одной гипотезе, речь в стихе идет о 2 женщинах: Мать Спасителя отождествляется с М. К., а Мария Магдалина называется ее сестрой, однако данное толкование выглядит неправдоподобно и не поддерживается мн. авторами ( Barrett C. K. The Gospel according st. John. L., 19782. P. 551). Согласно др. гипотезе, здесь сказано о 2 парах женщин, первые 2 из к-рых не названы по имени, т. о. число последовательниц Христа (4) соотносится с числом воинов из Ин 19. 23 ( Schnelle U. Das Evangelium nach Johannes. B., 1998. S. 288; Beasley-Murray. G. R. John. Dallas, 2002. P. 348. (WBC; 36)). Мн. экзегеты полагают, что в стихе упомянуты 3 женщины, т. о. выражение «сестра Матери Его» (ἡ ἀδελφὴ τῆς μητρὸς αὐτοῦ) служит определением к М. К. и означает, что она была сестрой Пресв. Богородицы и тетей Иисуса Христа ( Бокэм. 2015. C. 258; Gunther J. J. The Family of Jesus // EvQ. 1974. Vol. 46. P. 29). В таком случае каждое лицо в этом сообщении отделено от другого с помощью союза καί, что характерно и для др. списков имен в этом Евангелии (см., напр.: Ин 2. 12; 21. 2 — Blinzler. 1967. S. 112). Скорее всего М. К. не была родной сестрой Девой Марии, поскольку маловероятно, чтобы 2 дочери в семье были названы одним именем. В то же время использование в данном стихе греч. слова ἀδελφή не обязательно указывает на родную сестру, но может означать достаточно широкую степень родства (единокровная, двоюродная, сводная сестра — см., напр., употребление этого слова в значении «родственница» в LXX — Иов 42. 11; Тов 8. 4, 7 — Blinzler. 1967. S. 116; Бокэм. 2015. C. 258).
Еще одна трудность заключается в том, что в выражении Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ не обозначена точно форма родства Марии с Клеопой. Незамужняя женщина могла именоваться по родству со своим отцом, однако замужняя с гораздо большей вероятностью именовалась бы по мужу. Исследования арам. эпиграфики свидетельствуют об именовании женщин как по имени мужа, так и по имени отца, причем в редких случаях это касалось даже замужних женщин (CIJ, N 1198, 1144, 1353). С большой вероятностью М. К. могла быть женой или незамужней дочерью Клеопы. Однако факт появления незамужней девушки одной в общественном месте нехарактерен для традиционного общества того времени. Аргументом в пользу того, что М. К. была женой Клеопы, служит текст из Мф 1. 6, где Вирсавия, жена Урии, обозначена как τῆς τοῦ Οὐρίου ( Blinzler. 1967. S. 115).
Из Евангелий о М. К. больше ничего не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что М. К. была из тех женщин, к-рые последовали за Христом из Галилеи (см.: Мф 27. 55), и сопровождала Его, возможно, вместе со своим мужем, в Иерусалим на Крестные страдания. Скорее всего М. К. и Клеопа стали впосл. видными членами раннехрист. общины в Палестине. Существует малораспространенная гипотеза о том, что 2-м человеком, которому Господь явился после Своего воскресения в Эммаусе вместе с Клеопой, была именно его супруга ( Бокэм. 2015. C. 270).
В церковном предании М. К. упоминается вместе с отсылками к мужу или сыну. Евсевий Кесарийский со ссылкой на несохранившееся сочинение иудейского историка Егесиппа приводит предание, согласно к-рому М. К. была женой Клеопы, брата св. Иосифа Обручника, а их сын — сщмч. Симеон — был 2-м главой Иерусалимской церкви ( Euseb. Hist. eccl. III 32. 4-5). Соответственно М. К. как жена брата Иосифа была невесткой Пресв. Богородицы, что также может быть обозначено греч. словом «сестра». Блж. Иероним считал М. К. сестрой Пресв. Богородицы и женой Алфея, по его мнению, она упоминалась в синоптических Евангелиях под именем Марии, матери Иакова и Иосии ( Hieron. Adv. Helvid. 13-14). У прп. Анастасия Синаита в соч. «Вопросоответы» в разделе, к-рый, очевидно, имеет более позднее происхождение и авторство ( Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы / Пер. коммент.: А. И. Сидоров. М., 2015. С. 16), со ссылкой на св. Епифания Кипрского приводится предание о том, что М. К. являлась дочерью прав. Иосифа от его 1-й жены Саломеи и была выдана замуж за Клеопу, своего дядю и брата Иосифа, поэтому и называется сестрой Пресв. Богородицы (Ин 19. 25 — Anast. Sin. Quaest. 153 // PG. 89. Col. 812). У Епифания Кипрского, на к-рого ссылается автор этого текста, говорится только, что у Иосифа были дети от др. жены, имя к-рой не приводится ( Epiph. Adv. haer. 78. 7. 6). У поздних визант. авторов XI-XII вв. это предание излагается по-иному: после того как Клеопа умер бездетным, его брат прав. Иосиф взял в жены его супругу, от их союза и родилась М. К. Т. о., она является приемной дочерью Пресв. Богородицы, но названа в Свящ. Писании Ее сестрой, т. е. родственницей ( Theoph. Bulg. In Ioan. 19. 25).
В араб. версии апокрифического «Евангелия детства» (Euangelium infantiae; CANT, N 58) Клеопа назван сыном Марии (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. T. 1. P. 222).
Почитание в Византии и на Руси
Помимо празднования памяти М. К. в Неделю св. жен-мироносиц ряд визант. Синаксарей (в т. ч. Синаксарь К-польской ц.) под 30 июня включали М. К. вместе с женами-мироносицами в Собор 70 апостолов (SynCP. Col. 790). В этом источнике М. К. названа сестрой Пресв. Богородицы, дочерью Иосифа и женой Клеопы, брата Иосифа. Кроме того, в визант. стишных Синаксарях под 23 мая содержатся память и двустишие М. К. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 703-704). Эти сведения были впосл. включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, в совр. календари Греческих Церквей ( Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 130), славянские стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 59) и ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 181 (2-я паг.)). В нек-рых русских святцах нач. XVII в. (напр., в Белозерских святцах, вскоре после 1606) память М. К. вместо 23 мая отмечена под 24 мая. В совр. календаре РПЦ М. К. поминается только в Неделю жен-мироносиц.
Рус. путешественники Стефан Новгородец (1348 или 1349), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), дьяк Александр (90-е гг. XIV в.), Зосима диакон (ок. 1420) видели мощи М. К. в монастыре Кира-Марфа, построенном Марией (в монашестве Марфа), сестрой имп. Михаила VIII Палеолога, к югу от ц. св. Апостолов ( Majeska. 1984. P. 43, 153, 165, 189). Неизвестно, где находились эти мощи до основания мон-ря Кира-Марфа. Возможно, они были в числе упоминаемых в лат. описании К-поля XII в. («Анониме Меркати») мощей жен-мироносиц, находившихся в ц. Пресв. Богородицы Халкопратийской (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 448).
Согласно греч. поствизант. традиции, М. К. вместе с равноап. Марией Магдалиной отправилась в Рим к имп. Тиберию. По пути они остановились на о-ве Закинф, и в их память одна из деревень получила название Айиес-Мариес (т. е. Святые Марии) ( Πατάπιος ῾Αγιορείτης, μον. ῾Αγία Μαρία ἡ Μαγδαληνή: Αὐτὴ πού ἀγάπησε πολύ. Κατερίνη, 2005. Σ. 64; Святая Мария Магдалина: Радуйся, любви Христовой светоч неугасимый. М., 2007. С. 16, 41).
В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес почитание М. К. в составленный им Римский Мартиролог под 9 апр. (MartRom. Р. 131).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-155, 186; Т. 3. С. 535; MartRom. Comment. Р. 208, 132; Spadafora F. Maria di Cleofa, santa // BiblSS. Vol. 8. Col. 972; Blinzler J. Die Brüder und Schwestern Jesu. Stuttg., 1967; Janin. Églises et monastères. P. 324-325; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 189, 307-308, 381; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 296; ᾿Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), ἐπ. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 5: Μάϊος. Σ. 360; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2007. Τ. 9: Μάϊος. Σ. 266; Бокэм Р. Иисус и женщины: Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М., 2015.
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (I в.), мироносица, праведная Память 23 мая, 19 июня и в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц По преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с МАРИЯ КЛЕОПОВА. Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru. Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева (I в.), мироносица, праведная. Память 23 мая, 19 июня и в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Мироносицы: домохозяйки на пути к Царству Небесному
В страшный для учеников Христа день, когда казалось, что Он повержен, несколько женщин, не утративших мужества, пришли к погребальной пещере оплакать Спасителя. Что нам известно о них?
текст: Нина Кайшаури
В Евангелиях среди женщин, стоявших у Креста, а затем купивших погребальные ароматы и пришедших ко Гробу, упоминаются Мария Магдалина, Мария — мать Иакова и Иосии, Мария Иаковлева, «другая Мария», Саломия, мать сыновей Зеведеевых, Иоанна, «мать Иисуса и сестра Его матери», Мария Клеопова. Отмечая неделю св. жен-мироносиц, к этому списку по традиции добавляют Марфу и Марию, сестер воскрешенного Лазаря, а также Сусанну, «служившую имением» Иисусу Христу. На иконах рядом с мироносицами обычно изображают Богородицу.
Загадочные Марии: «родственники и знакомые» из Назарета
Самая загадочная из жен-мироносиц – Мария, мать Иакова и Иосии. Ее иногда отождествляли с Марией Клеоповой (блж. Иероним Стридонский) или с Богородицей (блж. Феофилакт Болгарский), иногда считали неким третьим лицом (св. Иоанн Златоуст). Точно так же возникали дискуссии, кто такая «сестра Его матери». По некоторым версиям, это тоже могла быть Мария Клеопова.
Мария Клеопова жила в тесном сообществе «родственников и знакомых» из Назарета. Как показали раскопки, в евангельские времена в Назарете было около тридцати пяти домохозяйств. Мария была замужем за Клеопой, младшим братом Иосифа Обручника. По одной из версий, одновременно она приходилась мужу племянницей. В то время заботливые отцы часто выдавали дочерей за дядей или двоюродных братьев. Считалось, что в кровной семье с женщиной будут лучше обращаться.
Икона «Жены-мироносицы у гроба Господня». XVI век. Деталь. Живопись древнего Пскова. Репродукция РИА Новости
Икона «Жены-мироносицы у гроба Господня». XVI век. Деталь. Живопись древнего Пскова. Репродукция РИА Новости
Совершеннолетие для девушки в те времена наступало в 12,5 лет. До этого момента она фактически являлась собственностью отца, тот мог даже продать ее в рабство. Помолвки обычно заключались между 12 и 12,5 годами, будущий тесть при этом получал деньги от семьи жениха. Обручению предшествовало составление брачного договора: оговаривалась сумма, которую женщина получит в случае развода или смерти мужа.
Жена должна была выполнять обязанности по дому: молоть зерно, печь хлеб, стелить постель, мыть мужу ноги. Могла, если хотела, прясть шерсть и ткать – работа по изготовлению тканей для мужчины была зазорной. Самым большим из всех возможных подарков мужу считалось рождение сына.
Клеопа был последователем Христа, как и его жена. Именно ему Спаситель явился по дороге в Эммаус. Сын Клеопы и Марии, которого звали Симеон, стал одним из семидесяти «меньших» апостолов.
Саломия: жена рыбака и мать апостолов
«Галилеяне с малых лет отличаются воинственностью и численность их велика. И никогда эти люди не страдали малодушием, и никогда их страна не испытывала недостатка в жителях, ибо земля ее тучна», — писал иудейский историк I в. н.э. Иосиф Флавий.
Все апостолы, кроме Иуды Искариота, пришли в Иерусалим с Иисусом Христом из Галилеи. И большинство женщин, следовавших за Спасителем, происходили из небольших городков, расположенных в этой области.
Саломия, например, была женой рыбака Зеведея и матерью апостолов Иакова и Иоанна. По преданию, она приходилась дочерью от первого брака плотнику Иосифу, а значит, была сестрой Иисуса Христа.
Может быть, поэтому она так уверенно обратилась к Спасителю: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф 20:20-24). К неудовольствию других учеников.
Мужчины из ее семьи занимались ловлей рыбы на Геннисаретском озере, вблизи от места, где рыбачили будущие апостолы Петр (Симон) и Андрей.
«Увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». (Мф 4:21-22).
Вероятно, Зеведей был не беден, поскольку чинить сети ему помогали работники. Да и апостол Иоанн был знаком с первосвященником и мог свободно входить к нему во двор (Ин. 18: 15–17).
Базальтовый дом с кровлей из самана и очагом во дворе
Дом Зеведея вполне мог находиться в Капернауме, как и дом апостола Петра. Город состоял из нескольких кварталов, вытянувшихся вдоль каменистого берега озера. В нем жили около полутора тысяч человек, — рыбаков, ремесленников, крестьян, купцов. В Капернауме размещался римский гарнизон, а единственным общественным зданием была синагога: ее построил центурион, тот самый евангельский сотник, просивший Иисуса исцелить его слугу.
Улицы Капернаума были узкими, а дома одноэтажными, без фундамента. Для строительства использовали местный вулканический базальт. Плоская кровля сооружалось из деревянных балок, покрытых слоем самана: глины, смешанной с соломой. Тесные комнаты располагались вокруг внутреннего двора, где находился очаг, стояли жернова, сушились сети. Сюда же выходили окна жилых помещений, а на улицу вела лишь дверь в стене.
В каком именно доме жила Саломия, неизвестно. Но жилище Петра археологи нашли, и оно мало отличалось от остальных домов Капернаума.
Сусанна: состоятельная женщина, служившая «имением»
Сусанна упоминается в Евангелиях лишь один раз — в числе людей, следовавших за Спасителем из Галилеи и служивших ему «имением своим» (Лк, 8: 3).
Ходить за проповедником по дорогам Палестины было для женщины практически подвигом. Ведь считалось, что ей лучше вообще не выходить на улицу. А если девица или супруга из хорошей семьи перешагивала через порог, то надевала на голову два покрывала, в дополнение к повязке на лоб и украшенной лентами сетке для волос. Один первосвященник не узнал в таком наряде собственную мать.
Женщина, которая выходила из дома, не прикрыв лица, могла получить развод без оговоренных в брачном договоре выплат. То же самое происходило с болтушкой, которая часто общалась на улице со знакомыми. Подобное поведение считалось «дурным тоном».
В свою очередь, мужчина вел себя неприлично, если смотрел на замужнюю женщину или здоровался с ней. Конечно, при дворах правителей, подражавших греческим и римским традициям, этим правилам серьезного значения не придавалось.
Простые женщины тоже не могли находиться в благочестивом уединении, ведь они должны были помогать своим мужчинам. Жены ремесленников продавали изделия своих мужей, крестьянки работали в поле и на виноградниках, супруги торговцев прислуживали гостям за столом.
Одежда бедных женщин мало отличалась от мужской. Она состояла из длинного хитона, плаща и покрывала на голову. Ткани использовались льняные и шерстяные.
Костюм богатой женщины включал несколько слоев одежды – длинных и очень широких. В моде были яркие цвета: красный, голубой, светло-оранжевый, белый. Наряды стягивали поясами и пряжками, украшенными драгоценностями, чтобы получался «напуск» и как можно больше складок.
«Лгуньи» без юридических прав
Помощь ученому человеку и проповеднику «своим имением» отвечала иудейским традициям. Книжникам (толкователям и учителям закона Моисея) было даже запрещено получать плату за выполнение своих профессиональных обязанностей. В идеале они должны были довольствоваться добровольными пожертвованиями от состоятельных людей. Хотя на практике книжники нередко злоупотребляли щедростью бедняков.
Женщине тратить деньги на благотворительность без одобрения супруга было очень сложно. По закону, ее собственностью и всеми доходами распоряжался муж. Он мог аннулировать договоры и клятвы жены, из-за чего те теряли юридическую силу. Даже свидетелем в суде женщина не могла быть, поскольку считалась «лгуньей», пишет немецкий библеист Иоахим Иеремиас.
Безусловно, если муж позволял, аристократки сорили деньгами. Например, некая Мириам из семьи первосвященника получила в приданое от отца миллион золотых динариев и еще круглую сумму в подарок от свекра. Основной «капитал» ей трогать не разрешалось, но 10% от него она смело могла тратить на предметы роскоши: ювелирные украшения, благовония, вино и вставные зубы.
Иоанна: жена домоправителя Ирода Антипы
Муж одной из жен-мироносиц, Иоанны, был домоправителем тетрарха Ирода Антипы, владевшего четвертой частью Иудейского царства.
В каком именно дворце Ирода Антипы служил Хуза, муж Иоанны, неизвестно. Тетрарх имел в Галилее несколько резиденций. Самая блестящая находилась в Тивериаде – его новой столице, построенной в 17 г. н.э. на берегу Геннисаретского озера по греческим образцам (приблизительно в 16 км от Капернаума).
Дворцы палестинских правителей отличались невероятной роскошью. Их здания и интерьеры украшались скульптурами, колоннами, фонтанами, декоративными садами, мозаиками, коврами, золотыми и серебряными деталями. В иерусалимской резиденции Ирода Великого, например, штат слуг составлял 500 человек: повара, врачи, брадобреи, евнухи, даже палачи. Столь же многочисленной была и охрана.
Какие именно обязанности выполнял Хуза, сказать сложно. Управлять дворцом, по словам Иоахима Иеремиаса, мог и не знатный человек. Зачастую подобные должности занимали вольноотпущенники, а рядовые слуги были рабами. Но в любом случае человек, занимавший должность «домоправителя» тетрарха, был весьма богат.
Марфа накрыла на стол, а Мария помазала ноги Спасителя нардом
Сестры Марфа и Мария вместе со своим братом Лазарем жили в Вифании, в 3 км от Иерусалима (Лк 10: 38-42).
Иисус бывал в доме Марфы и Марии неоднократно. Лазарь был его другом. Воскрешение Лазаря спустя четыре дня после того, как он умер, множество иудеев привело к вере во Христа.
Сюда же, в Вифанию, Христос пришел за шесть дней до Пасхи. Марфа подавала угощения, Лазарь был одним из возлежавших за столом, а Мария «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его» (Ин. 12:3).
О чем «рассказала» древняя иерусалимская свалка
Вифания стояла на склоне Елеонской горы, покрытой оливковыми рощами. В этой местности производили оливковое масло, выращивали коз и овец. Крестьяне платили большие налоги, составлявшие от 1/3 до 1/2 урожая. Но рядом находился Иерусалим, где цены на все товары, в том числе на продовольствие, были намного выше, чем в целом по стране. Например, фрукты стоили там в шесть раз дороже, чем в деревне.
Паломники-иудеи, приезжавшие в иерусалимский храм, не жалели денег. Возможно, они останавливались и в Вифании. Постоялые дворы Иерусалима и его окрестностей процветали, в них были предусмотрены просторные помещения не только для гостей, но и для их лошадей, а также вьючных животных.
Любимой едой жителей и гостей Иерусалима были баранина и мясо коз, говядину и курятину готовили реже. Свинину и моллюсков не употребляли в пищу совсем. К таким выводам пришли археологи из Университета Тель-Авива, обнаружившие древнюю свалку недалеко от Храмовой горы. Кроме остатков мясных продуктов они нашли следы фруктов, овощей и зерна: инжира, фиников, пшеницы и ячменя.
Мария Магдалина: воскресший Христос явился ей первой
Мария Магдалина вместе с «другой Марией» удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Иисуса Христа. Она тоже родилась в Галилее, как и многие ученики Спасителя, в местечке Магдалы. Евангелие говорит, что Христос изгнал из нее семь бесов, и Мария Магдалина последовала за Ним.
Во время казни она стояла недалеко от Креста. «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим», — говорится в Евангелии от Марка (Мк 15: 40-41).
По иудейским обычаям, тело умершего нужно было натереть ароматическими маслами, завернуть в погребальные пелены и положить в естественной или специально вырубленной в горе пещере за чертой города. Небогатые люди хоронили близких в общинных усыпальницах, состоятельные приобретали отдельные — для себя и своих семей. «Богатый человек из Аримафеи» по имени Иосиф, тайный ученик Иисуса, предоставил для похорон Учителя собственную пещеру.
Мария Магдалина упоминается одной из первых, кто вместе с другой Марией пришел ко гробу Спасителя на следующий день после Его казни. Увидев гроб открытым, но без Христа, Мария Магдалина и другая Мария испугались, но услышав от ангела о Воскресении Господа, побежали сказать ученикам. Но сам Воскресший Христос явился им на дороге и сказал такое знакомое: «Не бойтесь!» (Мф 28: 5-9).
От слез и сомнений – к апостольскому служению
Апостолы не поверили Марии Магдалине, когда она впервые рассказала им о Воскресении Христа. Сомнения мужчин сбивали ее с толку, она плакала. Вот, как представлены ее переживания в сочинении, которое приписывают свт. Иоанну Златоусту: «Очевидно, я, как женщина, фантазирую…, а они, просвещенные свыше, не поддаются заблуждению и не обманываются так легко, как мы, женщины».
Но именно в эти часы перед рассветом началось ее апостольское служение. По преданию, впоследствии она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина побывала в Риме, а затем в Эфесе (Малая Азия), где помогала Иоанну Богослову.
Для жен-мироносиц поначалу Иисус Христос был сыном их подруги Марии, потом – Учителем. Но в тот момент, когда другие ученики боялись и сидели взаперти «страха ради иудейска», они пришли ко Гробу Спасителя, пишет игумен Авраам (Рейдман). «Те, которые служили Ему имением своим, и как будто бы занимались вопросами житейскими, практическими, низменными по сравнению со служением словом, за свою преданность стали свидетелями Воскресения, — продолжает он. — Это показывает нам, что нет такого занятия, которое сделало бы человека чуждым Богу, хотя бы это занятие в глазах других было чем-то далеким от духовной жизни».
Митрополит Антоний Сурожский предлагает вспоминать о женах-мироносицах в моменты «поражения». «Мы устремлены к добру – и отпадаем от добра; мы верим в добро – и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, – и это нам не удается. И вот в эти моменты мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга», — писал он.
Если вам понравилась статья, рекомендуем прочитать другие материалы на нашем сайте. Милосердие.ru — социальное медиа. Мы работаем, чтобы дела милосердия спасали как можно больше людей. Миллионы читателей доверяют нам и находят поддержку. Присоединяйтесь, читайте, подписывайтесь.
Марья Клеопова ― мать двух учеников Христа ― Иакова Алфеева и Иосии (см.: Мф 27, 56). Святая Марья вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Исусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф.
- https://yende.livejournal.com/3325.html
- https://santosepulcro.co.il/saints/marija-kleopova-iakovleva-iosieva-mironosica/
- https://www.pravenc.ru/text/2562142.html
- https://zen.yandex.ru/media/miloserdie.ru/mironosicy-domohoziaiki-na-puti-k-carstvu-nebesnomu-609e33cbf0f5e96e9bf971c8