Матрона кто это такая

Матрона Московская: почему некоторые сомневались в ее святости

Блаженная Матрона Московская (Никонова) (1881—1952) — одна из глубоко почитаемых в народе святых. В 1999 году она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии, а в 2004 году состоялось ее общецерковное прославление. Впрочем, многие больше знают не о самой святой, а о чудесах, происходивших по молитвам к ней. Жизнь Матроны овеяна таким количеством слухов и легенд, что порой непросто отделить правду от вымысла.

К сожалению, ажиотаж, который долгое время складывался вокруг мощей Матроны, ныне находящихся в Покровском ставропигиальном женском монастыре на Таганке, пагубно сказался на памяти о ней. В представлении многих обывателей, в том числе и верующих, образ Матроны неотделим от знахарства, ворожбы и ясновидения. Зачастую отношение к святой утилитарно-прагматичное, людей к мощам влечет не только желание исцелиться, но и удовлетворить свои житейские потребности: получить квартиру, найти высокооплачиваемую работу, выгодно выйти замуж. Мало кто обращается к Матроне за помощью в обретении духовной мудрости или в наставлении на путь истинный.

Подлинная история жизни Матроны Московской

Почитание Матроны всегда было массовым, чему способствовали многочисленные рассказы об избавлении от недугов или исполнении желаний после прикладывания к ее мощам. Однако обращающимся за помощью к блаженной Матроне не хватало канонического жизнеописания святой, в котором факты и свидетельства духовного подвига должны были пройти тщательную проверку церковной комиссии.

Долгое время основным источником сведений о Матроне, была книга Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», изданная Ново-Голутвинским монастырем в 1993 году 100-тысячным тиражом. Зинаида Владимировна лично знала Матрону Никонову, так как вместе с матерью приютила ее у себя в квартире на Арбате. Здесь, по адресу Староконюшенный переулок, дом 30 (здание не сохранилось), Матрона прожила как минимум 5 лет.

Многие из тех, кто ознакомился с этим трудом, не могли не задаться вопросом: действительно ли Матрона претендует на роль православной подвижницы? Слишком явные параллели возникают здесь с жизнью известной болгарской ясновидящей Ванги, которую, как известно, православная церковь канонизировать отказалась. Жизнеописание наполнено неким подобием религиозного фольклора, перемешанного с колдовскими и магическими ритуалами, не имеющими отношения к православию.

Неискушенный в религиозных вопросах читатель по прочтении этой книги может сделать вывод, что для спасения не обязательно обращаться ко Христу, достаточно связать все свои помыслы с Матроной. Со слов Ждановой, на вопрос: «как спастись?», — матушка отвечала: «Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче!». Вот еще одно высказывание, приписываемое блаженной Матроне: «Умру, ходите ко мне на могилку, я всегда там буду, не ищите никого другого. Не ищите никого, иначе обманетесь».

Очень часто в «Сказании» Ждановой можно встретить фразы, отражающие веру в силу порчи или сглаза. «Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси, поднимать на улице что-либо из вещей или денег», — так якобы говорила Матрона. Есть и описания ритуалов, очень напоминающих колдовские.

Жданова приводит случай исцеления «порченой больной», из которой после манипуляций Матроны «вышел враг» — живая «ящерица с рожками». Пресмыкающееся облили кипятком и тут же спустили в унитаз. При этом, со слов автора, матушка якобы произнесла, что ящерицу нужно было в банку посадить, чтобы ведьма за ней сама пришла.

В книге неоднократно говорится о том, как Матрона читала молитвы над водой и давала ее своим посетителям. О содержании молитв ничего неизвестно. Если предположить, что речь шла об освящении воды, то это могут делать лишь священнослужители и только по двум чинам — Великое освящение и Малое освящение. В иных случаях молитва над водой — «от лукавого», ведь зачастую воду таким способом «заговаривают» народные целители.

Другой пример, когда приписываемое матушке противоречит Писанию. Автор вспоминает, что во время проведения демонстраций Матрона всех просила закрывать двери и окна, через которые в дом могут проникнуть бесы, а также прятать от нечистой силы еду и воду. Это совершенно не согласуется с высказыванием Преподобного Антония Великого, который указывал нам, что если бы бесы имели такие тела, как у нас, то и мы бы смогли укрыться от них, заперев двери.

Читайте также:
К чему снится погнутое обручальное кольцо мужчине

Несмотря на то, что «Сказание о Матроне», составленное Зинаидой Ждановой, было единственной работой, в подробностях описывающей жизнь святой старицы, Русская Православная Церковь признала книгу несоответствующей статусу жития. К слову, и сам автор признавалась, что в ее «житии» есть доля вымысла. Созданная Священным Синодом комиссия из преподавателей Московской духовной академии составила новый, канонический текст жития блаженной Матроны, опираясь в том числе и на книгу Ждановой, откуда исключила все непроверенные и сомнительные факты.

Тем не менее слова Матроны о запирании дверей и окон от бесов в канонической версии остались — правда, были снабжены комментарием, что старица, вероятно, в иносказательной форме напоминала людям о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души». А вот эпизод о визите Сталина осенью 1941 года к Матроне был изъят. Историки не нашли никаких подтверждений, что советский вождь приходил к матушке за советом, как ему победить Гитлера.

Филолог Андрей Зайцев отмечает, что «народное житие» Ждановой является отражением чаяний преимущественно рядовых верующих, переживших войну и личные трагедии, и готовых в любом чуде, будь то целительство или магия, видеть подтверждение святости. Но для той части людей, чья вера предъявляет более высокие требования, оккультная составляющая книги вызывает острое неприятие. Именно поэтому, по мнению ученого, одни безоговорочно принимают «Сказание о Матроне», другие категорически его отторгают.

Подтверждением слов, высказанных Зайцевым, является позиция известного писателя и богослова Андрея Кураева. В своей книге «Оккультизм в православии» публицист обращает внимание на то, что весь тот суеверный ажиотаж, который долгое время складывался вокруг образа Матроны, продолжает отрицательно сказываться уже после обретения мощей блаженной. «Вряд ли я смогу искренне ей молиться,— пишет Кураев, — так как перед глазами будут проплывать все эти образы, пропитанные языческой магией, которые отражены на страницах «народных жизнеописаний».

Протоиерей Александр Билокур, объясняя позицию Кураева, отмечает, что богослов критически относится не к личности Матроны, а к человеческому восприятию ее фигуры. Сочинения людей из народа, по словам Билокура, накладывают отпечаток человеческих немощей и страстей, что привносит вымышленные факты и события, растворенные духовной прелестью.

Источник

Биография и история жизни святой блаженной Матроны Московской

XX-XXI век — время высоких технологий, когда исчезает вера в современные чудеса Божии, Его помазанников и целителей. Блаженная Матрона, современная целительница подтвердила, что Бог всесилен дарить чудеса и сейчас, как и 2000 тысячи лет назад во время земной жизни Иисуса.

Матрона Московская является российской святой. Жившая и канонизированная в XX веке матушка поныне дарует верующим через свои мощи чудеса исцеления, оставаясь примером смирения и веры в великую силу Творца.

Святая XX столетия. Житие святой Матроны

История святой блаженной Матроны Московской — пример христианской жизни слепой целительницы, причисленной к лику святых за чудеса, которые не прекращаются и после ее смерти.

Детство

Житие блаженной Матронушки началось в 1881 году в Епифановском уезде, селе Себино.

Бедные, благочестивы родители, Дмитрий и Наталия Никоновы, перед рождением четвертого ребенка уже воспитывали двух сыновей и дочь. Бедность не позволяла семье принять еще одного ребенка, поэтому еще до рождения малыша родители решили отдать его в приют. В то время про аборты никто не думал, а незаконнорожденные и малообеспеченные дети воспитывались в сиротинцах, казенных приютах, содержащихся на средства богатых покровителей.

Родители не родившегося малыша уже выбрали приют в соседнем селе, но случилось непредвиденное. Наталии Никоновой приснился сон, в нем женщина увидела белоснежную птицу, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Во сне птица сидела на руке Наталии.

Приняв сон, как Божье знамение, богобоязненная женщина отказалась от предыдущих планов и родила девочку, у которой отсутствовали глазные яблоки. Несмотря на увечье, малышка стала любимым ребенком в семье. Во время крещения ей было дано имя Матрона, ангелом-хранителем стала греческая святая Матрона Константинопольская.

Творец избрал Матронушку еще до ее рождения, явив Свое присутствие при крещении малютки в столбе благоухающего дыма.

Читайте также:
Как почистить позолоченные часы

Сразу после рождения на ее маленькой грудке был виден выступ в виде креста, поэтому Матронушка не носила нательного крестика. Другим знаком богоизбранности был отказ девочки от грудного молока по средам и пятницам. В эти дни она спала целыми сутками, порой пугая мать.

Отец Василий, крестивший девочку, с удивлением произнес, что эта малютка призвана быть святой, и именно она предскажет время его кончины. Впоследствии так и случилось, проснувшись ночью, девочка позвала мать и сказала о смерти священника.

Любимыми игрушками для малышки были иконы, которые она сама снимала со стен, видя их духовными глазами. Из-за жестокости детей, которые любили поиздеваться над слепой, Матрона основное время проводила дома.

Дар прозорливости и исцеления

Подрастая, девочка много времени пребывала в церкви Успения Божьей Матери, постепенно наполняясь благодатью находиться в непрестанной молитве. Будучи совсем ребенком, в возрасте семи лет Матрона начала предсказывать события и исцелять больных.

Она никогда не считала себя несчастной, Бог даровал ей множество даров:

  • духовно рассуждать;
  • прозорливость;
  • чудотворение;
  • исцеления.

Постепенно родители стали замечать, что девочка предвидит стихийное бедствие, ощущает приближение беды, ей ведомы не только грехи людей, а порой и их мысли. К маленькой целительнице ехали со всей губернии, всем помогала Матронушка, за это люди оставляли для нее и семьи подарки в виде продуктов и вещей.

Творец вознаградил родителей за их послушание. Ребенок, от которого хотели избавиться, как от лишнего рта, с детства стал кормилицей семьи. По мере взросления росла и слава прозорливицы.

Однажды она сказала, чтобы готовились к свадьбе. Мать испугалась за рассудок ребенка, пригласила священника, который всегда причащал девочку на дому, но и он не смог объяснить заявление ребенка. Вскоре повозка за повозкой начали приезжать на подворье Никоновых. Больные ехали непрестанным потоком, на что целительница сказала, что это и есть ее свадьба, молитвами исцеляя немощных, поднимая на ноги давно лежащих.

Отроческие годы

Это невозможно объяснить, но Матрона была лучшей подругой дочери помещика, Лиды Яньковой. Обе девушки отличались благочестием и добротой. Лидия часто совершала паломнические поездки и брала с собой слепую подружку. Они побывали в Киево-Печерской лавре, посетили Троице — Сергиевский монастырь и многие другие святые места.

В своих воспоминаниях Лидия Янькова описывала встречу подруги со святым Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в городе Кронштадте.

Увидев идущую четырнадцатилетнюю Матрону, святой Иоанн попросил подойти ее поближе и на весь храм объявил слепую девушку восьмым столпом России.

Возможно, прозорливый святой увидел в ней будущую служительницу людям и Богу во время запрета христианства на Руси. Через три года Матронушка перестала чувствовать ноги, навеки осталась неходячей. Хотя и об этом она говорила незадолго до новой болезни, после встречи в храме со странной женщиной, предсказавшей новую беду.

Полвека провела в кресле святая двадцатого столетия, но никто никогда не слышал от нее недовольства или ропота на Творца. Матрона предсказала революционный переворот, задолго до него девушка видела:

  • грабежи;
  • закрытие храмов;
  • раздел земель;
  • разорение и бегство помещиков.

Некоторым из них задолго до революционных событий девушка советовала распродать имение и бежать, но никто не хотел слушать пророчеств слепой целительницы.

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

Читайте также:
Золотое кольцо откуда название

Другой случай произошел с человеком, который привселюдно говорил, что не верит в целительную силу Матронушки, пока у него не отнялись руки, ноги, речь. Скорее всего, это был инсульт. Сестра больного привезла его в Себино, как колоду, а увезла спящего, как дитя. После пробуждения мужчина оказался полностью здоровым. Святая матушка сказала, что по вере сестры он получил исцеление.

Так был исцелен от сумасшествия сын государственного деятеля, а из дочери генерала святая изгоняла бесов.

Не было для посланной Богом женщины важных или неважных вопросов, помогала она наладить семейные отношения, возвращала детей к родителям. Все делала с любовью и пониманием. Ее ласковый голос, светящееся добротой лицо располагал людей к откровенности и доверию с первой минуты.

За 3 дня до смерти Матрона начала подготовку к уходу в другой мир. Она дала наставления насчет одежды и попросила на похороны всех прийти с живыми цветами. Как все люди, Матронушка боялась смерти, волновалась.

Помощь нашему сайту

Источник

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Святая Матрона Московская: правда и мифы

8 марта Русская православная церковь чтит память блаженной Матроны Московской (1881–1952), в связи с обретением ее мощей. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И всё же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи.

Народная молва окружила жизнь одной из самых «молодых» и популярных святых колоссальным количеством домыслов. Среди них: встреча со Сталиным, видения бесов и даже колдовские дела – совершенно несовместимые с образом христианской святой. Какой же в действительности была история святой Матроны?

Девочка с закрытыми глазами

Матрона родилась в 1881 году (по другим данным – в 1885) в Тульской губернии, в бедной крестьянской семье. Из-за невозможности прокормить четвертого ребенка родители решили отдать дочь по рождении в сиротский приют, организованный местным помещиком графом Ю. А. Олсуфьевым, человеком деятельным и богобоязненным.

От жизни в приюте еще не родившуюся святую спас сон, приснившийся ее матери – Наталье Никоновой. Она увидела белую птицу с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая села женщине на лицо. Решив, что сон вещий, мать оставила дитя. Когда же Матрона родилась, ее глаза были сомкнуты, а глазные яблоки крайне недоразвиты – анофтальмия, врожденный порок развития.

Церковный староста храма, в котором была крещена Матрона, вспоминал о проведении таинства в тот день следующее. Когда священник окунул девочку в купель, из нее до самого потолка поднялся столб не то пара, не то благоухающего дыма. Священник, будучи весьма удивленным, сказал, что видит такое впервые, а младенец станет святым.

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Сельские дети, довольно жестокие в силу возраста, потешались над «не такой» девочкой с увечьем. То окружат ее на улице и бьют крапивой, мол, угадай, особенная, кто тебя ударил. То в яму посадят и смотрят, как слепая на ощупь пытается вылезти. Утешая Матрону, священник говорил, что она обладает чем-то большим, нежели другие дети. Так, в раннем возрасте блаженная погрузилась во внутренний мир души, мир, в котором физическое зрение не нужно.

Однажды Матрона предсказала смерть сельского священника, затем пожар. Как-то раз, когда отец девочки, Дмитрий Никонов, остался читать службу дома, а мама Наталья отправилась в церковь, по ее возвращении дочь сказала, что мамы в храме не было, а папа был. Так прозорливо блаженная указала на то, что отец действительно дома молился, а мама в храме думала об отказавшемся посетить богослужение муже. Эти события принесли слепой блаженной Матроне определенную известность, к ней в село потянулись люди с просьбами о молитве и, как принято, вознаграждали. В результате ребенок, к которому сперва чуть не отнеслись как к «лишнему рту» в семье, стал ее кормильцем.

Москва

В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги. Тогда последовали ее первые предсказания о будущих гонениях на христиан в России. В 1925 году Матроне пришлось перебраться в Москву. Два ее старших брата к тому моменту вступили в партию, и блаженная сестра с множеством паломников изрядно стала им досаждать.

Читайте также:
Почему кольцо носят на безымянном

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Московская жизнь Матроны была сопряжена с постоянными скитаниями по не самым пригодным для жилья местам. Порой непродолжительное время удавалось пожить в квартирах, непродолжительное – потому что за такую сожительницу хозяевам грозили серьезные проблемы. В родное село Матрона все же возвращалась, старых родителей навестить. Арестов избегала не без чудес.

Один случай особенно примечателен: когда ее пришел арестовывать милиционер, блаженная сказала бежать ему домой – там беда, а она не убежит, ведь ноги не двигаются. Дома милиционер обнаружил обгоревшую в результате несчастного случая жену, успел отвезти ее в больницу, женщину спасли. На следующий день милиционер категорически отказался осуществить арест старицы.

Московская жизнь святой не была сладка и потому, что пришлась на очень страшное для нашей страны время. Сперва окончание Гражданской войны, принесшей нищету и голод, затем печально известные 1937–1938 годы, когда наркомом внутренних дел СССР являлся Николай Ежов, а потом пришла самая ужасная в истории человечества война.

В этой обстановке к Матроне стекалось множество людей, порой отчаявшихся, для которых блаженная старица была последней надеждой. Согласно свидетельствам, Матроне открывались судьбы фронтовиков, а те, кто считались без вести пропавшими, после молитв Матроны возвращались домой. Если обратиться к известным, но не просто приписываемым Матроне словам, то все, чему она учила, совершенно не противоречит христианству. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И все же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи.

Перед смертью на вопрос священника, пришедшего ее исповедать и причастить, она ответила, что так же, как и все, боится смерти. Почившую 2 мая 1952 года святую Матрону Московскую похоронили, согласно ее просьбе, поближе к храму, на Даниловском кладбище – «чтоб слышать службу».

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Мифы

Посмотрим на два жития, которые рассматривала Синодальная комиссия по канонизации святых. Первое из них, так называемое «Сказание о Матроне», – неофициальное житие, написанное Зинаидой Ждановой, некогда весьма популярное, а потому оказавшее влияние на общественное представление о блаженной старице. Кстати, Жданова однажды сама призналась, что многое в этом житии ею выдумано. Но вот только несколько примеров.

Начнем со знаменитого эпизода: матушка Матрона благословляет лично приехавшего к ней Сталина осенью 1941-го. Такого эпизода в истории никогда не было и не могло быть, потому что ни в одном историческом источнике нет и намека на эту «встречу». К такому заключению пришли историки из Московской духовной академии и члены Синодальной комиссии по канонизации святых.

В этом же житии сообщается, что рвота после причастия – это исход бесов из человека. Совершенно кощунственное для христианина заявление. Там же говорится, что бесы проникают в человека при дыхании: это заявление из области манихейства – религиозного учения, возникшего в III веке и основательно раскритикованного, например, Блаженным Августином.

Про бесов, влетающих в форточки во время демонстраций, и «заговоренную водичку», упоминаемую в том же житии, – вещи из области колдовской практики. Преподобный Антоний говорил, что если бы бесы имели такие же, как у людей, тела, то от них можно было бы спрятаться за запертыми дверьми, но они не такие, а потому двери им не помеха. Не удивительно, что Синодальная комиссия отвергла такое житие.

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Зато «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы», которое было взято комиссией в качестве ориентира, сообщает, например, что помощь, подаваемая Матроной, не имела ничего общего с заговорами и прочей экстрасенсорикой с народным целительством. А люди, бывшие очень хорошо знакомыми с Матроной в Москве, говорили, что всякие оккультисты и колдуны терпеть не могли святую старицу.

Вероятнее всего, народные верования, долго сохранявшиеся на селе, перекочевали вместе с населением в города, а потому и наложили отпечаток на восприятие и интерпретацию земной жизни святой Матроны. Мы и сейчас наблюдаем подобные явления. То тут, то там встречаются рекламные объявления разных колдуний и знахарок.

Кто-то из знакомых повествует об особенной бабке из дремучей деревни, которая выдала ему особенной, заговоренной травки, которую надо заваривать и пить в строго определенное время. И уж регулярно на Новый год многие вспоминают китайский языческий календарь, веря в гороскопы (ассоциировав себя с животными и планетами), а перед Пасхой идут освящать куличи и яйца. Почему? Да потому что в головах этих людей нет разницы между «заговоренной водичкой» и святой водой, между освященным медом на Медовый Спас и «заговоренной землицей», между освященным куличом и «заговоренной травкой». Ведь это все намного проще, чем молитва, пост, причастие и ежедневная, ежечасная, постоянная работа над собой, присущая истинному христианину.

Читайте также:
Серебро чернеет как почистить

Комментарий от протоиерея Олега Стеняева

Изучив историю жития Матроны, мы заинтересовались тем, как выглядит процесс отбора материалов о святых. Как составляются «официальные» жития? Какими источниками руководствуется Церковь и какие свидетельства считает достоверными?

Святая Матрона Московская: правда и мифы

Об этом мы поговорили с богословом и публицистом, протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, как вышло, что неофициальное житие Матроны, написанное ее знакомой односельчанкой, обрело такую популярность? Можно ли доверять такому источнику? К примеру, встреча старицы со Сталиным – это явный миф, но многие в него верят.

– У вас ведь историческое издание, и вы должны понимать, что здесь должно быть несколько источников. Необходим хотя бы один исторический источник или показания свидетелей. Нельзя ни о чем писать голословно. Когда мы пишем церковную историю, мы никогда не пользуемся одним источником, их всегда несколько.

– Как происходит процесс составления жития святого? На какие источники Церковь опирается прежде всего?

– Во-первых, источниками являются мученические акты – это официальные документы.

Святая Матрона Московская: правда и мифы

– Что такое мученические акты?

– Когда римляне допрашивали мучеников, они составляли такой юридический документ, акт допроса. А потом христиане делали копии этих актов, или сами они сохранялись. И бывало так, что встречались разночтения.

– А как же быть с «молодыми» святыми, которых канонизировали совсем недавно? Ведь Матрона как раз из таких, и многие свидетельства о ней могут быть довольно сомнительными.

– Если говорить об отсутствии свидетелей, то возьмите, например, ситуацию с Родионовым, которого обезглавили в Чечне (Евгений Родионов – российский военнослужащий, который попал в плен к чеченским боевикам и из-за отказа снять с себя нательный крест и принять ислам был казнен боевиками. – Прим. ред.). Вся информация об этом – со слов людей, которые его казнили, а они считаются недостоверными свидетелями, и нет ни одного свидетеля православного.

На самом деле это сложный вопрос. Тут действует такой принцип: в Библии сказано, что любое слово верно при устах двух или трех свидетелей («если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Евангелие от Матфея, 18:16). – Прим. ред.).

Даже Преображение Господне на Фаворе наблюдали три свидетеля: Петр, Иаков и Иоанн. Задумайтесь, почему у нас четыре Евангелия об одном и том же? По тому же принципу: любое слово верно при устах двух или трех свидетелей, а четыре – это даже сверх меры. Это закон Моисея, он распространяется и на Писание, и на различные библейские вопросы, и т.д. К житиям святых всегда надо подходить очень осторожно – особенно когда долго не было канонизаций и люди были заинтересованы в том, чтобы канонизация произошла, они могли форсировать ситуацию.

Святая Матрона Московская: правда и мифы

– А как быть с описанием «заговоренной водички» и прочего колдовства? Как христианская церковь к такому относится?

– Библия допускает, что может быть колдовство, что есть волхвы, колдуны и так далее. Почитайте Пятикнижие Моисея; там написано, что когда Моисей творил чудеса, то египетские жрецы тоже повторяли некоторые из них, но только до определенного момента.

В понимании трех религий – иудаизма, христианства и ислама – есть две реальности: божественная и дьявольская (в том числе колдовство. – Прим. ред.). Конечно, это не перетягивание каната, и дьявол трепещет перед Богом, но в той мере, в какой Бог попускает, силы зла могут себя проявлять в этом мире. Но вы в любом случае должны придерживаться только официального жития. А все остальное – это может быть фольклор.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...