Опубликовано: 09 Марта 2015
Когда речь заходит об исламе в уме сразу всплывают знакомые по многочисленным фильмам: «Аллах Акбар!» и «Нет бога кроме аллаха, а Мухаммед – пророк его!». Однако на арабских клинках часто можно встретить другое изречение: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!». Что же это за меч?
Мечи пророка Мухаммеда
Когда речь заходит об исламе в уме сразу всплывают знакомые по многочисленным фильмам: «Аллах Акбар!» и «Нет бога кроме аллаха, а Мухаммед – пророк его!». Однако на арабских клинках часто можно встретить другое изречение: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!». Что же это за меч?
Одно из центральных мест в исламе занимает пророк Мухаммед. В отличие от христианского пророка Иисуса Христа, не бравшего в руки оружия, Мухаммед согласно преданиям неплохо владел холодным оружием. Правда, своим умением он стал пользоваться уже на последнем десятилетии своей жизни, когда он уже разменял 5-й десяток. Арсенал Мухаммеда состоял из девяти мечей, семи кольчуг, шести самострелов (лук со стрелами), трех щитов, двух копей и двух пик. В соответствии с арабскими военными традициями каждый из этих предметов имел свое имя.
Меч Мухамеда зульфикар
Мусульмане считают, что из 9 мечей Мухаммеда сохранилось 8. Из них 7 мечей хранятся в турецком Стамбуле в оружейной палате дворцового комплекса Топкапы, а один меч в Каире. Фотографировать эти клинки запрещено, поэтому их изображения в хорошем качестве отсутствуют.
Мечи пророка Мухаммеда: 1 – «Аль-Маасур», 2 – «Аль-Батар», 3 – «Кали», 4 – «Хатф», 5 – «Аль-Кадыб», 6 – «Аль-Адб», 7 – «Аль-Михзам», 8 – «Аль-Расуб».
Большинство клинков пророка имеют длину около одного метра. Исключение составляет меч «Аль-Расуд» с длиной клинка 140 см. Хотя это оружие называют мечами пророка, но в действительности из 8-и этих образцов холодного оружия только 5 –мечи, а остальные два – сабли.
Как уже отмечалось, единственный из мечей пророка хранится вне Турции — в мечети Аль-Хуссейн, расположенной в Каире (во всяком случае, так было до начала известных событий в Египте).
Мечеть Аль-Хуссейн, Каир, Египет
«Аль-Адб» — название этого меча в переводе с арабского означает «острый, разрезающий». Этот меч с прямым клинком не отличается богатством отделки.
Согласно легенде, этот меч был передан Мухаммеду, когда ему было уже 57 лет, одним из его сподвижников перед первым крупным сражением мусульман — битвой при Бадре (627 г.). Целью этого сражения был захват каравана курайшитов (правящее племя древней Мекки).
Дворцовый комплекс Топкапы, Стамбул, Турция
Музей Топкапы – одна из достопримечательностей Стамбула. В оружейной палате этого дворцового комплекса наряду с другим оружием хранятся 7 мечей пророка.
«Аль-Маасур» (аль-Маатур, аль-Матхур, Маъсур). Мечь имеет обоюдоострый клинок длиной 99 см. Гарда выполнена в форме двух змеек. Рукоять изготовлена из золота и инкрустирована изумрудами и бирюзой. На клинке около гарды арабской вязью выгравировано имя отца пророка Мухаммеда «Абдулла ибн аль Мутталиб».
По преданию Мухаммед получил этот меч в возрасте 15 лет.
«Аль-Батар» (в переводе с арабского «Задира» или «Вояка») меч с широким прямым клинком длиной 101 см. Второе название меча – «Меч пророков». Согласно легенде первоначально принадлежал Голиафу, затем — царю Давиду и нескольким пророкам. По преданию это один из трех мечей (Аль-Баттар, Кали и Хатф) захваченных во время осады армией Мухаммеда еврейского племени Бану-Кайнука в Медине в 624 году (пророку было 54 года).
На клинке выгравированы имена пророков — Давид, Соломон, Моисей, Аарон, Юсуф, Захарий, Иисус и Мухаммед и изображение Давида с отрубленной головой Голиафа.
Аль-Баттар использовался турецкими султанами при обряде вхождения на престол.
Гравировки на клинке меча Аль-Батар
Более полное представление об этом мече дают его современные сувенирные реплики:
«Кали» (Кулай, Кальи) меч с прямым широким клинком длиной 100 см. Считается, что название этого меча связано с названием местечка в Сирии. Поперек клинка около гарды выгравирована надпись на арабском языке – «Это благородный меч дома пророка Мухаммеда, апостола Аллаха». По одной из версий этот меч нашел дед пророка около священного источника Земзам в Мекке, по другой – он был захвачен во время осады еврейского племени Бану-Кайнука.
«Хатф» (Халеф) в переводе с арабского – «Смертная погибель» имеет прямой клинок длиной 112 см и шириной 8 см. По преданию этот меч был выкован царем Давидом по образцу меча Аль-Баттар, но по сравнению с ним имеет более длинный клинок. Долгое время хранился у еврейских священников левитов после чего попал к племени Бану-Кайнука.
«Аль-Кадыб» (аль-Кадиб, Къазиб) – «Брусок, прут» сабля со слабоизогнутым, почти прямым клинком длиной 100 см. На клинке — гравировка «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк Его». По преданиям – это не боевое оружие, а оружие самозащиты путешественников и паломников. Прежде чем попасть к пророку Меч долгое время принадлежал египетским правителям из династии Фатимидов.
Интересно, что некоторые реплики этого оружия могут прямой клинок, без изгиба.
«Аль-Михзам» (Аль-Микдам, Аль Куляйый, Мухзим) – «Изогнутый, дугообразный» — сабля с клинком длиной 97 см. Считается, что надпись на клинке «Аль-Дин Зайн аль-Абидин» — это имя мастера, его изготовившего.
«Аль-Расуб» (Повергающий), клинок 140 см. Это самый длинный из мечей пророка является фамильным мечом семьи Мухаммеда. На клинке инкрустированный золотом орнамент с именем Джафара аль-Садыка.
Зульфакар
Однако самым известным из мечей пророка и самым знаменитым в исламе является легендарный Зульфикар. В арабском мире он известен также под именами Золфагар, Тульфикар, Дуальфикар, Дульфикар, Дульфагар. Переводится название этого меча по разному: «Ломающий позвонки», «Имеющий позвонки», «Бороздчатый», «Решительный», «Обладатель метки» и др.
История его происхождения его и сам меч окружены многочисленными легендами, мифами и преданиями:
- Якобы Зульфикар принадлежал Адаму, который захватил его на землю из рая.
- Этим мечом нельзя было убить невиновного.
- Одна сторона клинка Зульфикара – убивала, а другая исцеляла людей.
- Он охраняет границы мусульманского мира, но как только где-либо умерший мусульман не был погребен – меч распадался на куски и его магическая сила охраны границ пропадает. Именно поэтому каждого умершего мусульманина нужно как можно быстрее предать земле, чтобы начавшиеся распадаться куски меча срослись.
- Между сражениями стоило подбросить меч, и он оставался на небе, но как только владелец протягивал руку — меч сразу, же оказывался в руке.
По одной из легенд Мухаммед передал этот клинок своему зятю, отважному воину Али во время одного из сражений, поскольку тот сломал все свои мечи. С Зульфакаром в руке Али бросился в саму гущу схватки и зарубил вражеского предводителя, отличавшегося громадной силой и жестокостью. После этого пророк воскликнул «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!». Впоследствии этому высказыванию суждено было стать боевым кличем исламских воинов и эта фраза часто гравировалась на боевых клинках.
Однако описания меча не сохранилось. Имеются лишь какие то смутные упоминания о двух остриях или двух лезвиях, или двух линиях-полосах на его клинке.
Поэтому в Азии можно встретить самые разные формы этого легендарного оружия: в форме меча или сабли с раздвоенным по горизонтали или вертикали острием меча, либо просто с изображением на клинке двух прямых или волнистых линий. Лезвие клинка может иметь волнистую или зубчатую форму.
Так, например, вариант Зульфикара без раздвоенного клинка, но с гравировкой на нем двух прямых линий (долов?) хранится в уже упоминавшемся музее Топкапы.
И наоборот, иногда вариации оружейников на тему Зульфикара принимали довольно затейливую форму (А).
Возможно, раздвоенность конца клинка имеет и довольно прозаическое объяснение. По одной из легенд кончик меча был сломан, когда Али неосторожно выдернул меч из ножен. Поэтому в старых вариациях Зульфикара конец клинка имеет «треугольный» вырез на конце (Б).
Двухклинковая тематика встречается и в современной ножевой индустрии. Возможно, такая форма ножей навеяна легендарным Зульфикаром.
На Востоке тема Зульфикара очень популярна у ювелиров, создающих на медальоны, кулоны и серьги с изображение легендарного оружия.
Спасибо за внимание. Прошу извинить за несколько пространную статью.
Источник: www.air-gun.ru
Зульфикар – легендарный меч, врученный Пророком (с.а.в.) Али ибн Абу Талибу (р.а.)
Как сообщается, меч Зульфикар попал к Посланнику Аллаха (с.а.в.) в качестве трофея после битвы при Бадре – он принадлежал одному из курайшитов, погибших в этом сражении. Слово «Зульфикар» в переводе с арабского языка означает «обладатель позвонков», пишет Мустафа Оз.
Его описывают как меч, который имел два лезвия, но имеются разные мнение по поводу того, что под этим подразумевалось. Одни считают, что это означает обоюдоострый меч, согласно вторым – то, что меч имел борозду, разделяющую клинок на две половины, а третьи считают, что на одну рукоять были насажены сразу два клинка.
Позже Посланник Аллаха (с.а.в.) подарил Зульфикар Али ибн Абу Талибу (р.а.). Считается, что произошло это в битве при Ухуде. Утверждается, что именно тогда Пророк (с.а.в.) произнес ставшие впоследствии девизом знаменитые слова: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара». После Али легендарный меч перешел к его сыновьям и потомкам.
Позже его выкупил аббасидский халиф Махди Би-Ллах, и он переходил от одного халифа к другому. Поэт Асмаи пишет, что, находясь в Тусе, видел Харуна ар-Рашида с Зульфикаром на поясе. Известно, что в X в. меч находился у халифа Муктадира би-Ллаха, но дальше его следы теряются. Одни историки утверждают, что перейдя на короткое время к Фатимидам, он снова оказался у Аббасидов. Другие заявляют, что он пропал, когда сокровища Фатимидов были разграблены во времена смуты при халифе аль-Мустансире.
Согласно шиитам, Зульфикар был подарен Пророком (с.а.в.) Али (р.а.) как символ власти, показывая, что Али (р.а.) является единственным и истинным преемником Пророка (с.а.в.) как в качестве правителя, так и духовного вождя. Шииты утверждают, что этот меч будет в руках у Махди в последней битве. Они передают высказывание имама Али ар-Риды о том, что Зульфикар был по приказу Аллаха принесен Джабраилом с небес.
Образ Зульфикара получил широкое распространение в исламской литературе и культуре. В музеях мира можно увидеть средневековые миниатюры, изображающие Али (р.а.), поражающего Зульфикаром врагов, дракона или льва. Этот меч присутствовал на мусульманских стягах. Например, на знамени Барбароссы, хранящимся в Морском музее Стамбула. Также его изображения встречаются на могильных камнях, рубахах с вышитыми молитвами, которые широко использовали бекташи и другие тарикаты, каллиграфических надписях.
История меча стала богатым материалом для фольклора. В легендах утверждается, что он имел длину от 40 до 150 аршинов и был таким тяжелым, что его поднимали только 10 человек. Зульфикар был таким острым, что разрубал камни, раскалывал землю на 60 аршин, его свет разгонял колдовские силы. Он неизменно присутствовал в джанг-наме – эпических произведениях, воспевающих героизм Али (р.а.).
Слава Зульфикара не померкла с веками. Создавались и создаются клинки разной формы, призванные воссоздать легендарное оружие, хотя их боевые качества зачастую вызывают сомнения.
Дагестанский зульфикар конца XIX века / Источник: zen.yandex.ru
Название Зульфикар получили йеменская крупнокалиберная винтовка и иранский танк. Также оно употребляется в качестве топонима и мужского имени.
И конечно, Зульфикаром крушит врагов Али (р.а.) в многочисленных фильмах.
Широко распространены украшения с изображением Зульфикара.
925 пробы серебро Hz. Али Меч Zulfiqar кольцо / Источник: Aliexpress.ru
Исламосфера
Источник: islamosfera.ru
Легендарный меч Зульфикар
Мечи всегда считались лучшими подарками, которые преподносили правителям, принцам и рыцарям, мечи восхвалялись в арабской литературе, поэзии и прозе. Мечам всегда давали имена в соответствии с их характеристиками, в соответствии с их формами и местами изготовления и использования. Например, если мечом можно было профессионально рубить деревья, он назывался муаддад, а меч сделанный в арабских деревнях, назывался Аль-машрафи, меч сделанный в Индии назывался Аль-Муханнад.
Меч Зульфикар (зульфакар на арабском языке) имеет высокий статус среди арабов и мусульман в целом. Он являлся почетной обязанностью для его носителя и гордостью для его владельца.
Скульптура Аль-факара над воротами победы в фатимидском Каире. Автор фото -بواسطة Md iet وCC BY-SA 3.0 وhttps://commons.wikimedia.org/w/index.php.
Зульфикар (ذو الفقار) часто изображался на мусульманских стягах в виде меча похожего на ножницы с двойным клинком. Например, на знамени Барбароссы, хранящимся в Морском музее Стамбула.
Зульфакар на рубашке в качестве талисмана.
В литературе и культуре исламских стран Зульфакар был широко освещен. Он изображался на надгробиях полководцев, на рубахах с вышитыми молитвами, которые использовали бекташи и другие тарикаты. Мотив Зульфакара использовался в каллиграфических надписях и табличках при упоминании Али, в народном искусстве, а в последнее время, и в виде ювелирных изделий в качестве талисманов.
В Стамбульском музее среди вещей пророка Мухаммеда (мир ему) хранятся и некоторые из его мечей. В турецких источниках говорится, что когда султан Селим I, принял власть Османской империей в начале шестнадцатого века нашей эры, шариф Мекки Аль-Хасан прислал ему Священные книги пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), и для них было создано специальное крыло в музее. Здесь, среди личных вещей пророка, хранились два меча из мечей пророка Мухаммеда ( да благословит его Аллах и приветствует). Мечи находились без ножен, поэтому султан Селим I приказал оправить их в золото, и один из них именно меч Зульфакар, знаменитый и меткий.
В Стамбульском музее хранятся личные вещи пророка.
В легендах утверждается, что Зульфикар был очень тяжелым, и поднять его мог не каждый мужчина. Он был таким острым, что разрубал камни, раскалывал землю на 60 аршин, мог разрубить слона пополам, а его свет разгонял колдовские силы и разделял добро и зло.
Шелковый флаг с мечом зульфикарского типа с золотой и серебряной нитью на нем (Штадтмузеум-Мюнстер).
О возникновении этого меча существуют различные легенды у мусульман шиитов и суннитов, которые разнятся.
Среди мусульман шиитов существует легенда о Зульфикаре знаменитом мече Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), который всегда носил его с собой. Шииты считают это был первый меч, изготовленным Али ибн Аби Талибом до завоевания Бадра, а сунниты считают меч подарком Пророка Мухаммеда Али ибн Аби Талибу, которым он владел.
Информации об этом мече очень мало, говорили, что это был обоюдоострый меч, но не понятно то ли, это был меч с двумя клинками, как изображают его шииты,то ли, это был меч острый с обеих сторон и ребристыми полосами по-середине. В шиитских изображениях Али обычно изображается с мечом с двумя клинками.
Надпись на картинке. «Нет такого юноши как Али, нет такого меча как зульфакар».
В словаре слово «зу» имеет значение «владелец», а слово «факар» имеет значение как «позвоночник»или «кулак», так же «факар»означает множественное число слова копание, борозды или рытье канавок, в связи с чем меч и получил название «Зульфикар», потому что он был покрыт бороздами, которые были покрыты золотом и серебром, рассказывают, что меч переливался золотым и серебряным светом.
На многих изображениях Зульфикар изображается с раздвоенным клинком, но имеются разные мнения по поводу того, что подразумевалось под этим понятием. Одни утверждали, что этот меч был обоюдоострым, другие считали, что меч имел борозду, которая делила меч на две половины, третьи считали, что на одну рукоять были посажены сразу два клинка.
Раздвоенные острия были нередки в ранних булатных клинках из Аравии, предполагается, что легендарный двухконечный дизайн основан на распространенном типе повреждений, наносимых в бою. Кончик меча расщепляется в плоскости клинка, то есть, с расстояния 20 сантиметров от острия, клинок разделяется образуя два клинка, каждый из которых заканчивался своим остриём. Мастера оружейники считают изготовление таких мечей виртуозным мастерством.
Как сообщается в некоторых легендах, меч Зульфикар попал к Посланнику Аллаха (с.а.в.) в качестве трофея после битвы при Бадре. Меч принадлежал одному из курайшитов, погибших в этом сражении. Когда пророк распределял добычу, захваченную в Бадре, среди тех, кто участвовал в войне, он взял себе тонкий меч, длина которого составляла семь дюймов и один дюйм шириной (Яуби, II, 88). Говорят, что Зульфикар с серебряным наконечником рукоятки и серебряным орнаментом посередине клинка был сделан фехтовальщиком по имени Мерзук Эс-Сакил.
Согласно общепринятому мнению, меч должен был принадлежать тому, кто добыл его в бою, но поскольку человек, убивший владельца меча был неизвестен, то меч был включен в число общих трофеев. Меч получил название Зульфикар, скорее всего, из-за того, что после захвата он был рифленый, борозды были протравлены золотом и серебром. Меч был заточен с обеих сторон. Посланник Аллаха использовал его сам, пока не отдал Али (ибн Сейидуннас, II, 918).
В других легендах мусульман шиитов утверждается, что Зульфикар был подарен Пророком (с.а.в.) Али (р.а.) как символ власти, показывая что Али (р.a.) является единственным и истинным преемником Пророка (с.а.в.) как в качестве правителя, так и духовного вождя мусульман.
Также сообщается, что имам Али Эр-Реза сказал, что Зульфикар был ниспослан с неба Гавриилом по повелению Аллаха (Яуби, II, 88).
Шииты утверждают, что Махди будет использовать этот меч в последней битве. Они передают высказывание имама Али ар-Риды о том, что Зульфикар был принесен Джабраилом с небес по приказу Аллаха.
Каллиграфическая надпись упоминающая Зульфикар. «Нет юноши, как Али, нет меча, как Зу-аль-фикар, »
Легендарный Зульфикар переходил от одного халифа к другому. Поэт Асмаи пишет, что, находясь в Гусе, видел Харуна ар-Рашида с Зульфикаром на поясе. Известно, что в Х в. меч находился у халифа Муктадира би-Ллаха, но дальше его следы теряются. Одни историки утверждают, что перейдя на короткое время к Фатимидам, меч снова оказался у Аббасидов. Другие заявляют, что он пропал, когда сокровища Фатимидов были разграблены во времена смуты при халифе аль-Мустансире.
Существовал еще один клинок более устрашающий. Он также имеет раздвоение клинка, и в дополнение, зубцы вдоль лезвия сочетающие в себе две возможные интерпретации названия Зу-ль-Фикар. Этот клинок, скорее всего, относится к индийскому искусству ковки, он имеет индийскую рукоять эпохи Великих Моголов.
Автор фото: بواسطة عمل شخصي — عمل شخصي وملكية عامة وhttps://ar.wikipedia.org/w/index.php?curid=1587500
В музеях мира можно увидеть средневековые миниатюры изображающие Али (р.а.), поражающего Зульфикаром своих врагов, изображенных в виде дракона или льва.
Гц. Миниатюра, изображающая Али, поражающий своих врагов в виде дракона (Дарир, Сирет-Н-Наби, ЦМК, казначейство, Н. 1223, ВР. 70Б).
Слава Зульфикара не померкла с веками. Мастера с древних времен пытались создать меч подобный Зульфикару точно так же как и современные оружейники.
Хотя современные оружейники и пытаются создавать клинки разной формы, пытаясь воссоздать легендарное оружие, боевые качества их зачастую вызывают сомнения.
Источник: dzen.ru