Звезда и полумесяц сегодня воспринимаются однозначно как символы ислама. Они изображены на святынях, их водружают на мечетях, используют в религиозных обрядах и в качестве традиционных обозначений. Но, если обратиться к древним источникам ислама, станет понятно, что раннее мусульманство таких и вообще каких-либо конкретных, определенных символов не имело. То есть, конкретный мусульманский знак не указан ни в Коране, ни в Сунне. Согласно «Мусульманской энциклопедии», при жизни пророка Мухаммеда над караванами и армиями мусульман развевались исключительно однотонные флаги без рисунков — белого, зеленого и черного цветов.
Первые упоминания о полумесяце и звезде как символике появляются в религиозных источниках мусульман после 651 года. Если обратиться к историческим реалиям, можно определить, что именно в это время произошло завоевание Персии и окончательное падение династии Сасанидов. Именно на царской крылатой короне этой династии был изображен полумесяц, который, как полагают исследователи (академик В. В. Бартольд, Институт восточных рукописей РАН «Работы по истории ислама и арабского халифата») и был заимствован в качестве символики мусульманами. «Мусульманская энциклопедия» дает различные толкования появления современных привычных нам символов ислама в религиозном обращении:
Как у мусульман появился полумесяц?
— яркий полумесяц и звезда освещали путь пророку Мухаммеду, когда он он тайно покинул Мекку, отправившись в Медину;
— полумесяц — знак приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда — это пять ежедневных молитв или пять столпов Ислама;
— более прозаическая версия о том, что при взятии в 330 г. н. э. Византии турками-османами именно полумесяц и звезда, как символы города Византии (впоследствии Константинополя и Стамбула), перешли из христианской символики в Ислам.
Однозначно то, что уже с первых веков, но не с самого начала возникновения Ислама, звезда и полумесяц стали его узнаваемыми символами. Правда, в первоисточниках о крестовых походах и религиозных войнах того периода нет прямых ссылок на то, что борьба христианства и ислама шла как борьба креста и звезды с полумесяцем. Очевидно, в раннем периоде этим символам придавалось несколько иное значение. Так, записи обращения Анийского собора мечеть в 9 веке, хранящиеся в Восточном отделении Русского археологического общества, свидетельствовали, что из Хлата выписали серебряный полумесяц для водружения его на куполе взамен креста, восстановленного грузинским царем Давидом. Востоковедом В. Я. Марром была высказана идея, очевидно, близкая к истине, что полумесяц и звезда были скорее не религиозными, а династическими символами, так как Шаддадиды были вассалами Сельджукидов.
В средневековых источниках встречается уже множество упоминаний о полумесяце и звезде на мечетях именно как символе Ислама. Но практически все они так или иначе связаны с Османской Империй — его территорией и завоеваниями. Тогда как, например, на туркестанских мечетях они отсутствовали почти до середины 19 века, до русских завоеваний.
Таким образом, можно сделать вывод, что и полумесяц, и звезда, сегодня являющиеся основными символами Ислама, изначально пришли в эту религию из других — христианства Византии и зороастризма Сасанидов. Либо — из династической геральдики. Научные дискуссии продолжаются.
Источник: dzen.ru
Знак Ислама
Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.
Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.
История возникновения
Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.
История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.
Османы и символ полумесяца
Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю.
Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.
Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.
Знак полумесяца в современном мире
В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.
С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.
В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.
Отношение мусульманских ученых
На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.
В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.
Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.
Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.
Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.
Знак полумесяца в других религиях
Месяц со звездой что означает
Миф о звезде и полумесяце
13.10.2012 00:00
История символики
Символ полумесяца со звездой старше ислама на несколько тысяч лет. Известно, что эти древние астрономические символы использовались различными народами при поклонении луне и божествам неба. Полумесяц и звезда были символами карфагенской богини Танит, а также греческой богини Дианы.
Полумесяц был и символом города Византия (впоследствии Константинополя, ныне Стамбула). По легенде, его выбрали в честь произошедшего в 340 году до н.э. сражения с армией македонского царя Филиппа II. Ввиду отсутствия флота македонцы попробовали взять город наземным штурмом, начав атаку ночью. Однако нападавших выдала яркая луна, и эффект внезапности не сработал — штурм захлебнулся, и македонцы отступили.
Ликующие горожане благодарили покровительницу Византия — Гекату, богиню лунного света. В ее честь начали чеканить монеты с изображением символов ночи — полумесяца и шестиконечной звезды. Так, полумесяц стал символом города. Он оставался им и когда в 330 году н.э. Византий стал Константинополем — столицей Римской империи, и когда в 1453 году город захватили турки-османы.
Языческий древнегреческий знак, который на протяжении более тысячи лет был символом столицы христианского мира, стал ассоциироваться с исламом.
Полумесяц используют и для наверший православных церквей. Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму. Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие, построенные до столкновения с мусульманами.
В Византии тех времен цату связывали с царской властью. Возможно, с этим связано появление ее как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.
Полумесяц и ислам
За долгую историю образ ислама в сознании мусульман смешался с традициями минувших эпох. Одними из таких символов являются полумесяц и звезда.
Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена Пророка Мухаммада (с.а.в.) исламские армии и караваны в качестве своей идентификации использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. И в последующем мусульманские лидеры использовали флаги этих цветов без обозначений, письма или символики.
В Коране и Сунне ничего не говорится о каких-либо символах ислама, который универсален, поэтому идея какого-то отдельного символа исламу в определенном смысле чужда.
По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, он сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами.
Когда османы завоевали Константинополь в 1453 году, они заимствовали этот символ и превратили в знак своей военной победы. Постепенно сочетание полумесяца со звездой стало ассоциироваться с достижениями мусульманской культуры, а затем и с культурой ислама в целом. Этот символ есть на флагах исламских государств, мечетях, почтовых марках.
В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. За этот период в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим исламом и его приверженцами, хотя он оставался символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия. Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц.
Некоторые мусульмане носят кулон в виде полумесяца. Тем не менее эта подвеска не имеет никакого сакрального смысла, она просто идентифицирует вероисповедание своего хозяина.
Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха — будь то люди, животные, деревья или небесные светила. Ислам пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Аллаха (с.а.в.) низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов и научил людей отвергать все, что не имеет отношения к чистому вероучению религии Аллаха, в том числе и превращение определенного символа в нечто священное.
Полумесяцы на мечетях
Изначально полумесяцы стали украшать мечети новообразованного Османского государства с одной целью — установить визуальное отличие от других храмов и построек. При этом никакого сакрального смысла полумесяцам на мечетях не придавали. Использование не противоречащей принципам ислама символики, не придавая ей святости и величия, не порицается исламом. Поэтому с ростом Османской империи и принятия ею роли халифата использование наверший в виде полумесяца приобрело широкое распространение. В некоторых регионах они служат обозначением времени окончания строительства мечети и каждого из минаретов: отражается фаза Луны в форме полумесяца, поэтому на разных мечетях полумесяц может иметь разную форму, даже в форме круга (полной луны).
Ожидание новолуния
Ежегодное ожидание мусульманами новолуния перед началом священного месяца рамазан и при его завершении иногда может приобрести совсем иной смысл в глазах иноверца, который не знает подоплеки происходящего. Ожидание новолуния перед началом рамазана, а также радость от появления молодого месяца на небосклоне — вовсе не почитание луны, как может показаться постороннему наблюдателю, а наступление священного месяца (согласно лунному календарю), на протяжении которого они смогут очистить свои души от прежних прегрешений.
Источник: ndelo.ru